Инвестиционный ландшафт Орловской области
На территории области зарегистрированы 146 предприятий с участием иностранного капитала из 25 стран мира. На их долю приходится одна пятая часть валового регионального продукта.
По данным рейтингового агентства "Эксперт РА", проводящего ежегодное исследование инвестиционной привлекательности российских регионов, Орловская область в 2000-2001 гг. впервые вошла в десятку регионов с наименьшим инвестиционным риском, заняв 10-е место в рейтинге и поднявшись с 1997 г. на 24 пункта, а в 2001-2002 гг. вышла уже на 6-е место, уступив таким регионам, как Москва, Новгородская, Ярославская и Московская области, и обойдя Санкт-Петербург, Ленинградскую область, Татарстан. Причем по рангу финансовой составляющей инвестиционного риска наша область входит в тройку лучших регионов вместе с Москвой и Санкт-Петербургом, а по уровню политической составляющей занимает четвертое место.
Гарантии инвесторам
Еще в 1997 году в области, одной из первых в России, был принят закон "Об инвестиционной деятельности в Орловской области", а в 1999 и 2002 гг. - поправки к нему. При реализации масштабных инвестпроектов закон устанавливает преимущества и налоговые льготы по платежам в областной бюджет по налогам на прибыль, на имущество, на землю, а также предусматривает частичное субсидирование за счет средств областного бюджета платежей по процентным ставкам за привлеченные для инвестиционных целей кредиты банков. Для финансового обеспечения областных инвестпрограмм с использованием средств областного бюджета закон предусматривает создание инвестиционного фонда - право на финансирование из этого фонда имеют программы, по которым за счет собственных средств и частных инвестиций обеспечивается не менее 80 процентов ресурсов, необходимых для реализации проекта. Закон предоставляет правовые и имущественные гарантии субъектам инвестиционной деятельности и защиту инвестиций.
В пакет инвестиционного законодательства области входят также законы:
- "О зонах экономического развития в Орловской области", который создает дополнительные возможности привлечения отечественных и иностранных инвесторов на договорной основе;
- "О поддержке предприятий легкой промышленности и мебельного производства в Орловской области" - стимулирует привлечение инвестиций в данные отрасли;
- "Об областной государственной поддержке малого предпринимательства в Орловской области", направленный на повышение инвестиционной активности малого бизнеса;
- "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области" - наш регион стал одним из первых субъектов Российской Федерации, где принят закон, который создает для эффективных собственников, товаропроизводителей и инвесторов наиболее благоприятную обстановку на земельном рынке.
Другой составляющей благоприятного инвестиционного климата является создание и совершенствование рыночной инфраструктуры. В области с 1994 года действует центр рыночных отношений "Развитие", торгово-промышленная палата, региональное отделение Федеральной комиссии по ценным бумагам. На базе ОАО ОЦРО "Развитие" созданы инвестиционно-строительная и лизинговая компании. Для привлечения внутренних и внешних инвестиций в промышленный сектор экономики в 1999 г. образована Орловская промышленная компания, а в ее составе - инвестиционная компания "ОПК-инвест".
Объем инвестиций - в размере доходов бюджета
Результатом проведения целенаправленной инвестиционной политики стал стабильный рост объемов инвестиций, повышение инвестиционной активности в регионе. По данным управления по предпринимательству, инвестиционной и инновационной деятельности, внешнеэкономическим и межрегиональным связям обладминистрации, объем средств в форме прямых инвестиций в реальный сектор экономики, начиная с 1999 года, сопоставим с доходами консолидированного бюджета области (а с 2000 г. превышает их на 10-15 процентов). В 2003 г. объем инвестиций в основной капитал составил 5 млрд. 400 млн. рублей против 1 млрд. 305 млн. рублей в 1997 г. За период с 1997 г. льготы инвестиционного характера были предоставлены более чем 130 предприятиям на общую сумму около 1,5 млрд. рублей, причем, поддержав таким образом инвесторов, область получила дополнительно в бюджет 3 млрд. рублей. А прибыль предприятий-инвесторов за эти годы выросла почти втрое.
Низкие риски, политическая и социальная стабильность привлекают в область иностранных инвесторов. В 2003 г. объем прямых иностранных инвестиций составил 12 млн. долларов. На территории области зарегистрированы 146 предприятий с участием иностранного капитала из 25 стран мира. На их долю приходится одна пятая часть валового регионального продукта. А в целом за последние пять лет иностранные компании и фирмы вложили в экономику области более 170 млн. долларов. Наибольшее число совместных и иностранных предприятий создано в промышленности.
Сегодня в области с участием иностранного капитала реализуется ряд крупных инвестпрограмм и проектов. В частности, совместно с германской компанией "Дебис" - долгосрочная программа по модернизации и интенсификации агропромышленного производства "Пшеница-2000". В рамках совместного проекта с компанией "Джейз Энтепрайзиз ЛТД" успешно работает завод безалкогольных напитков "Кока Кола Боттлерз Орел". Компанией "Фригорекс Кипрус" создано ООО "Фригогласс-Евразия" по производству холодильного оборудования. Одним из крупнейших проектов иностранного капитала в области, в том числе на ближайшую перспективу, станет дальнейшее развитие производственных мощностей ЗАО "Велор" - предприятия по производству облицовочной плитки, созданного с итальянской компанией "Велко Индустриале С.п.А.".
Традиционные ярмарки инвестиций (кстати, наше ноу-хау в инвестиционной сфере) набирают авторитет и вес, привлекая в область крупный частный бизнес. Если в 1997 г. на первой ярмарке общая сумма подписанных соглашений составила 466 млн. рублей, то на последней, в 2003 г. - 15 млрд. рублей.
Резервы роста
Между тем, по данным агентства "Эксперт-РА", в 2002-2003 гг. рейтинг инвестиционного климата Орловской области несколько ухудшился: по рангу инвестиционного риска область опустилась на 6 пунктов, а по рангу инвестиционного потенциала - на два пункта по сравнению с 2001-2002 гг. и перешла в категорию
16-ти регионов, в которых инвестиционный климат характеризуется как "незначительный потенциал - умеренный риск" (3В2). Одновременно за последний год увеличился состав самой многочисленной рейтинговой группы "пониженный потенциал - умеренный риск" (3В1) - 27 регионов. Эксперты отмечают тенденцию "усреднения" инвестиционного климата основной массы небольших регионов, и соответственно, обострение конкуренции среди них за инвестиции. И если Орловская область, в свое время одной из первых начав разработку инвестиционной политики, вышла в лидеры по инвестиционной привлекательности, то сегодня многие регионы начинают не только догонять, но и обгонять нас. Удержание лидерских позиций, по мнению экспертов агентства, требует новых качественных подходов в разработке и реализации инвестиционной стратегии. Это понимают и в администрации области. В частности, с целью совершенствования нормативной правовой базы предполагается разработать и принять ряд законов: "Об облигационных займах в Орловской области", "О государственных гарантиях Орловской области по займам на инвестиционные цели", "О внесении изменений в закон Орловской области "Об инвестиционной деятельности" (в частности, использовании бюджетных средств для компенсации части выплат по облигациям либо в форме целевых дотаций при выпуске акций), "О государственной поддержке ипотечного кредитования жилищного строительства в Орловской области".
Как отмечают руководители ряда управлений администрации, дальнейшее развитие инвестиционной деятельности сдерживает ряд проблем во взаимоотношениях региона и центра. Например, сложилась парадоксальная ситуация: чем больше регион привлекает инвестиций, тем меньше он получает трансфертов. Зачем тогда их привлекать? Регионам нужен стимул для активизации инвестиционной деятельности.
Кроме того, сегодня регионы не могут выступать гарантами крупных инвестиционных проектов, выпускать под их реализацию ценные бумаги, использовать другие финансовые механизмы. В условиях нынешней кредитно-финансовой политики, в частности, при существующих кредитных ставках, сложно говорить о привлечении банковских ресурсов для реализации крупных проектов. Активность зарубежных инвесторов сдерживает не столько риск политической нестабильности в стране (аналитики отмечают ослабление влияния этого фактора в последние годы), сколько несовершенство законодательной базы, не способной гарантировать инвесторам полный контроль за финансовыми потоками и возврат вложенных средств. Инвесторам необходимо также стабильное налоговое законодательство и ясность в динамике тарифов на услуги естественных монополий на ближайшую перспективу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопрос: В 2001 году нами был получен банковский кредит на покупку товара. Проценты за кредит в целях бухгалтерского учета в соответствии с п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, (Вопрос-ответ, "Деловой Орел", N 38, октябрь 2002 г.)
Учредители: УМНС РФ по Орловской области, ОГУП "Редакция "Просторы России"
Главный редактор: Александр Макушев
Адрес редакции: 302021, г. Орел, ул. Ленина, 1
Телефоны редакции: (486-2) 43-50-18, (486-2) 43-48-13