Постановление Орловского городского Совета народных депутатов
от 28 марта 2002 г. N 16/212-ГС
"О проекте Положения "Об управлении и распоряжении земельными участками
на территории г. Орла"
(второе чтение - окончательная редакция)
(принято на шестнадцатом заседании городского Совета второго созыва)
6 февраля 2003 г.
О порядке прохождения документов по предоставлению гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории города Орла см. постановление администрации города Орла от 15 апреля 2002г N 1012
Рассмотрев проект положения "Об управлении и распоряжении земельными участками на территории г. Орла" с учетом поправок по предложениям депутатов городского Совета и администрации города,
Орловский городской Совет народных депутатов постановил:
1. Принять положение "Об управлении и распоряжении земельными участками на территории г. Орла" в окончательной редакции.
Председатель Совета |
В.Н. Иконников |
Приложение
к постановлению Орловского
городского Совета народных депутатов
N 16/212-ГС от 28 марта 2002 г.
Положение об управлении и распоряжении земельными участками на территории
г. Орла
1. Общие положения
2. Компетенция городского Совета в вопросах
землепользования и в области строительства
3. Компетенция администрации города Орла в вопросах
землепользования и в области строительства
4. Компетенция районных администраций города в вопросах
землепользования и области строительства
5. Порядок предоставления земельных участков для
капитального строительства
6. Порядок предоставления земельных участков для целей,
не связанных со строительством
7. Права и обязанности собственников земельных участков,
землепользователей , землевладельцев и арендаторов
земельных участков при использовании земельных участков
8. Прекращение и ограничение прав на землю
9. Порядок установления публичных сервитутов
10. Порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных
участков для государственных и муниципальных нужд
Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конституцией РФ, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, ФЗ РФ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 г. N137-ФЗ, ФЗ РФ "О разграничении государственной собственности на землю" от 17.07.2001 г. N101-ФЗ, ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 г. N154-ФЗ, Уставом города Орла, другими нормативно-правовыми актами в области земельных отношений.
1.2. Настоящее положение регулирует:
- порядок возникновения прав на землю, в т. ч. для строительства и целей, не связанных со строительством;
- условия и порядок прекращения и ограничения прав на землю;
- порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
- порядок установления публичных сервитутов;
1.3. Земли, находящиеся в муниципальной собственности, относятся к землям городского поселения и состоят из следующих территориальных зон:
- жилой застройки;
- общего пользования;
О порядке использования территорий общего пользования см. постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 30 мая 2002 г. N 19/254-ГС
- производственного назначения;
- общественно-деловой;
- инженерных и транспортных инфраструктур;
- рекреационной;
- природоохранного, оздоровительного и историко-культурного назначения;
- земли городских лесов;
- земли запаса;
- иные территориальные зоны;
Использование указанных земель осуществляется в соответствии с установленным зонированием и градостроительным регламентом.
1.4. До разграничения государственной собственности на землю полномочия по управлению и распоряжению земельных участков в г. Орле осуществляют Орловский городской Совет народных депутатов и администрация г. Орла в пределах полномочий органов местного самоуправления и настоящего положения.
Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, предоставляются:
- гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду;
- юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ;
- гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст. 24 ЗК РФ.
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется администрацией г. Орла в соответствии с настоящим положением и положением о приобретении в собственность земельных участков на территории г. Орла. Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в аренду гражданам и юридическим лицам осуществляется администрацией г. Орла в соответствии с настоящим положением и положением об аренде земельных участков на территории г. Орла.
Об аренде земельных участков на территории города Орла см. Постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 28 марта 2002 г. N 16/214-ГС
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в постоянное бессрочное пользование или в безвозмездное срочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления осуществляется администрацией г. Орла в порядке, установленном настоящим положением, Земельным кодексом РФ и законодательством Орловской области.
Предоставление земельных участков, ограниченных в обороте и особо охраняемых природных территорий (историко-культурного, природоохранного и рекреационного назначения) в пользование гражданам и юридическим лицам осуществляется администрацией г. Орла по постановлению Орловского городского Совета народных депутатов в соответствии с настоящим положением, Земельным кодексом РФ и нормами отраслевого законодательства РФ (Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" и т.д.).
Организация и проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков осуществляется в порядке, установленном постановлением Орловского городского Совета народных депутатов.
1.5. Установить, что порядок пользования землей на условиях аренды является приоритетной формой земельных правоотношений для юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством РФ.
1.6. Вопросы, не урегулированные настоящим положением, разрешаются в соответствии с действующим законодательством РФ.
2. Компетенция городского
Совета в вопросах землепользования и в области строительства
К компетенции Орловского городского Совета народных депутатов относятся:
2.1. Утверждение городских программ по использованию и охране земель, повышению плодородия почв, а также утверждение порядка их финансирования за счет средств городского бюджета.
2.2. Утверждение положения об управлении и распоряжении земельными участками на территории г. Орла.
2.3. Согласование решений администрации г. Орла о предоставлении гражданам и юридическим лицам в пользование земельных участков, ограниченных в обороте; особо охраняемых природных территорий; историко-культурного и природоохранного назначения.
2.4. Утверждение генерального плана города и вносимых в него изменений.
2.5. Принятие и изменение правил застройки города на основании генерального плана.
2.6. Утверждение правил благоустройства города, рационального использования земельных ресурсов.
2.7. Принятие решений о выкупе земель для государственных и муниципальных нужд.
2.8. Установление предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, передающихся гражданам в собственность из муниципальных земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства в соответствии с действующим земельным законодательством РФ.
2.9. Установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных зонах.
2.10. Определение порядка об установлении публичных сервитутов.
2.11. Установление ограничений прав на земельные участки историко-культурного и природоохранного назначения.
2.12. Установление земельного налога и льгот по плате за землю в соответствии с федеральным и областным законодательством.
О ставках земельного налога на территории г. Орла в 2002 году см. Постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 28 февраля 2002 г. N 15/196-ГС
2.13. Отнесение земель к категориям, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, и перевод их из одной категории в другую по предложениям администрации г. Орла.
3. Компетенция администрации города Орла в вопросах
землепользования и в области строительства
К компетенции администрации города Орла относятся:
3.1. Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам на основе генерального плана города и правил землепользования и застройки г. Орла на правах, предусмотренных действующим земельным законодательством РФ, за исключением предоставления земельных участков, решение по которым принимается Орловским городским Советом народных депутатов (земли особо охраняемых природных территорий; историко-культурного и природоохранного назначения);
3.2. Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков в собственность или продаже права на заключение договора аренды земельного участка в установленном Орловским городским Советом народных депутатов порядке.
3.3. Разработка и выполнение городской программы по использованию и охране земель.
3.4. Организация работы по ведению землеустройства, мониторинга земель, находящихся в муниципальной собственности. Выдача заключений по планам землеустроительных работ, проводимых на территории города.
3.5. Определение условий проведения изыскательских работ на территории города.
3.6. Взимание арендной платы за землю.
3.7. Выступать заказчиком по созданию генерального плана города, своевременно организовывать его корректировку.
3.8. Выступать заказчиком работ по реализации генерального плана города, проектов детальной планировки жилых районов, других градостроительных комплексов; отраслевых схем инженерного обеспечения, финансируемых из городского бюджета; разрабатывать правила землепользования и застройки города.
3.9. Подготовка заключений по схемам и планам строительства в городе электрических, тепловых, газовых, водопроводных, канализационных, телекоммуникационных и иных сетей и сооружений.
3.10. Осуществление контроля за соблюдением утвержденных проектов строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства и производственного назначения, согласованием и назначением экспертизы проектов.
3.11. Утверждение проектов застройки микрорайонов, отдельных градостроительных комплексов и объектов.
3.12. Утверждение проектов строительства объектов, финансируемых за счет средств городского бюджета.
3.13. Утверждение положения о комиссии по землепользованию и градостроительству при администрации города Орла.
3.14. Внесение предложений по отнесению земель к той или иной категории, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, и переводу их из одной категории в другую.
4. Компетенция районных администраций города в вопросах
землепользования и области строительства.
К компетенции районных администраций относятся:
4.1. Участие совместно с районными территориальными депутатскими группами в рассмотрении генерального плана города, проектов планировки частей территории города, проектов застройки кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры города.
4.2. Подготовка ходатайств (заключений) о целесообразности предоставления земельных участков на территории соответствующего района.
4.3. Участие в подготовке актов выбора земельных участков.
4.4. Согласование проектов постановлений администрации г. Орла о предоставлении и (или) изъятии земельных участков, расположенных на территории района.
4.5. Информирование населения о возможном (предстоящем) предоставлении (изъятии) земельных участков для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, до принятия решения выясняет мнение граждан через местные референдумы, собрания, сходы граждан, иные формы непосредственной демократии.
5. Порядок предоставления
земельных участков для капитального строительства
5.1. Объекты производственного и гражданского назначения.
5.1.1. Предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
5.1.2. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии с утвержденным порядком.
Администрация г. Орла проводит торги (конкурсы, аукционы) по итогам публикации в средствах массовой информации-сообщения о наличии свободных земельных участков и по получении вследствие этого сообщения двух и более заявок на один и тот же земельный участок.
Если по истечении 30-ти дней после публикации сообщения о наличии свободных земельных участков имеется только одна заявка, предоставление таких земельных участков осуществляется в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
5.1.3. Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование.
5.1.4. Предварительное согласование места размещения объекта не производится при размещении объекта в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования.
5.1.5. Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в администрацию города Орла с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В заявлении указываются назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. При необходимости к заявлению может прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты согласно установленной форме (приложение N1).
5.1.6. С целью определения земельного участка, технических условий и формирования землеустроительного дела или принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) заявление выносится на рассмотрение комиссии по землепользованию и градостроительству (далее - Комиссии) с последующим направлением в управление архитектуры и градостроительства (далее - УАиГ) или управление муниципального имущества (далее - УМИ) соответственно.
В случаях, когда испрашивается конкретный земельный участок, определяется необходимость согласования с государственными службами, выявляются права и преимущества других лиц, возможность предоставления земельного участка в соответствии с территориальным планированием использования и зонирования земель.
В случаях, когда испрашивается земельный участок без конкретного указания местоположения, то при выборе земельного участка рассматриваются несколько вариантов размещения объекта на основе утвержденной планировочной документации с учетом сохранения территорий, имеющих природоохранное значение, рекреационное и оздоровительное значение, определяется оптимальный вариант.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны (приложение N 2). К акту прилагаются проекты границ земельного участка (М 1:500, 1:2000).
В случае предполагаемого изъятия, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд к акту о выборе земельного участка также прилагаются расчеты убытков собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, проведенные в соответствии с действующим законодательством РФ.
Заявление, акт выбора земельного участка и иные документы выносятся на рассмотрение Комиссии.
5.1.7. Если возможное или предполагаемое строительство будет затрагивать интересы населения, районная администрация при участии заявителя информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Информирование населения проводится через средства массовой информации, собрания, сходы граждан, комитеты территориального местного самоуправления и иные формы непосредственной демократии.
Районная администрация обобщает, анализирует результаты проведенного информирования и представляет письменное заключение в администрацию г. Орла.
5.1.8. На основании решения комиссии УАиГ готовит проект постановления о предварительном согласовании места размещения объекта, которым утверждается акт о выборе земельного участка, или мотивированный ответ заявителю об отказе в размещении объекта.
5.1.9. Копия постановления о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или письмо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в трехдневный срок со дня подписания постановления мэром г. Орла или принятия комиссией решения об отказе.
5.1.10. Постановление о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием:
- последующего принятия постановления о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение 3 лет.
- установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, за их счет границ земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета.
5.1.11. На основании заявления физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка для строительства, приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка, и постановления о предварительном согласовании места размещения объекта администрация г.Орла в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
5.1.12. При предоставлении испрашиваемого земельного участка в результате его изъятия, в т. ч. путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд постановление администрации г.Орла о предоставлении земельного участка должно содержать одновременно условия о соответствующей форме изъятия земельного участка.
5.2. Объекты индивидуального назначения (жилые дома).
5.2.1. В соответствии с земельным законодательством РФ граждане имеют право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Учет лиц, желающих получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, осуществляется районными администрациями по месту жительства.
5.2.2. Граждане, желающие получить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, обращаются с заявлением в администрацию г. Орла.
В заявлении указывается местоположение и предполагаемые размеры испрашиваемого участка, другие необходимые технические условия, желаемая форма пользования земельным участком.
5.2.3. Заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства выносится на рассмотрение комиссии с последующим направлением в районную администрацию для подготовки ходатайства о согласовании выделения земельного участка либо предложений о невозможности использования испрашиваемого земельного участка для указанных в заявлении целей.
Ходатайство или предложения об отказе в согласовании земельного участка направляются в адрес администрации г. Орла.
5.2.4. Заявитель согласовывает необходимые условия предоставления земельного участка своими силами и за свой счет.
5.2.5. На основании решения комиссии при положительном согласовании размещения объекта инженерными службами, заинтересованными организациями и органами государственного надзора (контроля) УАиГ готовит проект постановления администрации г.Орла о предоставлении земельного участка, которое вручается заявителю в течение 3 дней после его подписания.
Отказ в предоставлении земельного участка должен быть мотивирован.
5.2.6. Земельный участок может быть изъят в случае, когда он не используется для соответствующих целей в течение трех лет. В этот период не включается время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих возможность использования.
5.2.7. Строительство жилого дома осуществляется при наличии согласованной в установленном порядке УАиГ проектной документации, договора на возведение индивидуального жилого дома.
5.2.8. Возникающие при строительстве отступления от разработанного и утвержденного проекта согласовываются с УАиГ.
5.2.9. Приемка в эксплуатацию жилого дома осуществляется приемочной комиссией, акт которой утверждается постановлением администрации г. Орла.
Приемка в эксплуатацию капитальных гаражей и хозяйственных сооружений утверждается постановлением главы районной администрации.
5.2.10. Если на один и тот же земельный участок поступило более двух заявок, администрация г. Орла проводит торги (конкурсы, аукционы).
6. Порядок предоставления
земельных участков для целей,
не связанных со строительством
6.1. Размещение временных сооружений (киосков, павильонов, металлических гаражей, сборных палаток с тканевым тентом и т.д.).
6.1.1. К временным сооружениям относятся объекты, не имеющие капитального фундамента, подъем и перевозка которых возможна на транспортных средствах в соответствии с Правилами дорожного движения.
6.1.2. Временные сооружения и постройки изготавливаются для последующей эксплуатации их в предпринимательских целях, а также для удовлетворения личных потребностей.
К временным сооружениям, размещаемым с целью осуществления предпринимательской деятельности, относятся:
- киоски, разборные палатки с тканевым тентом, павильоны, имеющие площадь до 30 кв. м, в том числе для ожидания общественного транспорта, торговли, бытового обслуживания, выполнения мелкого автомобильного ремонта и торговли сопутствующими товарами, а также специально оборудованные автоприцепы;
- бытовые и складские инвентарные помещения, расположенные на платформе автоприцепов, или контейнерного типа для строительных и ремонтно-строительных работ;
- хозяйственные постройки.
К временным сооружениям, предназначенным для удовлетворения личных потребностей граждан, относятся дровяные и хозяйственные сараи, теплицы, эллинги (сараи) для хранения катеров и лодок, металлические сборные гаражи для хранения личного автотранспорта.
6.1.3. Юридические и физические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для размещения временных сооружений подают заявления в администрацию г. Орла.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
6.1.4. Заявление о предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, выносится на рассмотрение комиссии, которая исходя из анализа конкретной градостроительной оценки, рассматривает возможность предоставления указанного в заявлении участка и поручает соответствующему структурному подразделению обеспечить подбор места размещения временного сооружения, отвечающего запросу заявителя и градостроительной оценке.
6.1.5. При положительном решении соответствующее структурное подразделение выдает заявителю письмо для получения необходимых согласований и предварительный план земельного участка с рекомендуемым местом постановки сооружения.
Срок действия рекомендательного письма устанавливается до двух месяцев.
По истечении срока земельный участок предлагается другому заявителю либо продолжение работы в связи с изменившейся градостроительной оценкой по конкретному участку прекращается.
При поступлении на один и тот же земельный участок более двух заявок администрация г. Орла проводит торги (конкурсы, аукционы).
6.1.6. Заявитель, получив в указанных в письме органах* положительные согласования, представляет их соответствующему структурному подразделению.
* Для физических и юридических лиц в сфере торговли обязательным условием является получение согласования управления торговли и потребительского рынка администрации г.Орла, органов государственного санитарного и противопожарного надзора.
По отдельным видам сооружений (киоски, павильоны, специализированные автоприцепы) по требованию УАиГ заявитель обязан представить проекты временных сооружений на согласование.
6.1.7. При отсутствии необходимых согласований и согласованного проекта сооружения администрация г.Орла отказывает заявителю в предоставлении рассматриваемого земельного участка, оформляя отказ письменным заключением, копия которого направляется заявителю.
6.1.8. На основании положительного заключения вместе с пакетом документов заявителя соответствующее структурное подразделение готовит проект постановления администрации, в который включаются дополнительные условия, являющиеся существенными для размещения конкретного сооружения.
6.1.9. Подписанное мэром г. Орла постановление является основанием для оформления договора аренды. К договору аренды земли прилагается план земельного участка, согласованный арендатором.
6.1.10. Установка временного сооружения на предоставленном участке допускается после получения всех согласований, а ввод в эксплуатацию после его приемки.
6.1.11. Приемка в эксплуатацию временного сооружения осуществляется после выполнения контрольно-исполнительной съемки благоустройства сооружения.
Выполнение контрольно-исполнительной съемки сооружения проводит УАиГ и направляет копии планов съемки в УМИ и заявителю.
6.1.12. Предоставление земельных участков для установки сборных металлических гаражей на свободных муниципальных землях осуществляется следующим категориям граждан:
- инвалидам и участникам ВОВ, боевых действий;
- инвалидам труда;
- инвалидам, признанным нуждающимися в приобретении автомототранспорта по заключению областного бюро медико-социальной экспертизы;
- гражданам, являющимся родственниками инвалидов с детства и детей-инвалидов (до 16 лет), у которых установлены медицинские показания на обеспечение личным автотранспортом, при условии совместного проживания данных граждан с названными лицами;
- гражданам, являющимся родственниками инвалидов по зрению 1-й группы, при условии их совместного проживания с названными лицами;
- иным гражданам, которым для выполнения своей трудовой деятельности необходимо использовать личный транспорт, в соответствии с дополнительным перечнем лиц, ежегодно утверждаемым Орловским городским Советом народных депутатов.
Указанные категории граждан имеют право на предоставление земельных участков, максимально приближенных к месту жительства.
К заявлению о предоставлении земельных участков для размещения металлических гаражей должны быть приложены соответствующие правоудостоверяющие и медицинские документы, копия регистрационного штампа о месте проживания из паспорта заявителя, копия технического паспорта автомобиля.
6.1.13. Проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков для размещения временных сооружений или права их аренды проводится администрацией г. Орла в случае двух и более заявок на один и тот же земельный участок.
6.2. Предоставление земельных участков для сенокошения, огородничества, выпаса скота и размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.
6.2.1. Земельные участки для сенокошения, огородничества и выпаса скота предоставляются некоммерческим объединениям граждан на свободных муниципальных землях на условиях аренды без права капитального строительства и размещения временных сооружений и построек, а также отдельным гражданам на тех же условиях.
6.2.2. Лица или группа лиц, заинтересованные в предоставлении земельных участков для сенокошения, огородничества, выпаса скота и размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, подают заявления в администрацию г. Орла.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
6.2.3. Заявление о предоставлении земельного участка выносится на рассмотрение комиссии, которая исходя из анализа конкретной градостроительной оценки рассматривает возможность предоставления указанного в заявлении участка и поручает соответствующему структурному подразделению обеспечить подбор места, отвечающего запросу и градостроительной оценке.
6.2.4. При положительном решении комиссии соответствующее структурное подразделение администрации г. Орла готовит проект постановления о предоставлении земельного участка.
При поступлении на один и тот же земельный участок более двух заявок администрация г. Орла проводит торги (конкурсы, аукционы).
6.2.5. Постановление о предоставлении земельного участка является основанием для оформления договора аренды.
7. Права и обязанности собственников земельных участков,
землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при
использовании земельных участков
7.1. Собственник земельного участка имеет право:
- использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно - гигиеническими и иными специальными требованиями;
- осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
- на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;
- на многолетние насаждения, расположенные на земельном участке, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ.
7.2. Землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, осуществляют права собственников земельных участков, установленные п.8.1 настоящего положения, за исключением прав, установленных подп.2 п.2 ст. 40 ЗК РФ.
7.3. Права лиц, использующих земельный участок на основании частного сервитута, определяются договором; права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются законом или иным нормативным правовым актом, которыми установлен публичный сервитут.
7.4. Собственники земельных участков и землепользователи обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно - гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим кодексом, федеральными законами.
7.5. Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, федеральными законами, настоящим положением.
7.6. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращение соответствующего права.
При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный участок приобретает правовой режим бесхозяйной недвижимой вещи, порядок прекращения прав на которую устанавливается гражданским законодательством РФ.
При отказе лица от права пожизненного наследуемого владения земельным участком права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, распоряжение данным земельным участком осуществляется администрацией г. Орла.
8. Прекращение и ограничение прав на землю
8.1. При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными нормами предоставления земельных участков на территории г. Орла.
8.2. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
8.3. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 ЗК РФ.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при:
- использовании земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными ст. ст. 7 и 8 ЗК РФ;
- использовании земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
- неустранении совершенных умышленно следующих земельных правонарушений:
- отравлении, загрязнении, порчи или уничтожении плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде;
- нарушении установленного соответствующими нормами статей 95 - 100 ЗК РФ режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению;
- систематическом невыполнении обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
- систематической неуплате земельного налога;
- неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование;
- изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 55 ЗК РФ;
- реквизиции земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 51 ЗК РФ.
Решение о прекращении прав на земельные участки в случаях, предусмотренных п. 8.2 настоящего положения, принимается судом в соответствии с нормами земельного законодательства РФ.
8.4. Право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон:
1) по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен;
2) по основаниям, указанным в п. 1 и 2 ст. 45 ЗК РФ.
8.5. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в подпунктах 3, 4 п.8.3 настоящего положения.
Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.
Право на служебный надел сохраняется в случаях, предусмотренных ЗК РФ.
Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.
Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.
8.6. Аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и Положением об аренде земельных участков на территории г.Орла.
8.7. Земельный участок может быть безвозмездно изъят у его собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (конфискация).
8.8. В случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок мо жет быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с этими чрезвычайными обстоятельствами угроз с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.
Реквизицией не является изъятие земельных участков, осуществляемое в порядке изъятия, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд на условиях и в порядке, которые установлены статьей 55 ЗК РФ.
В случае невозможности возврата реквизированного земельного участка его собственнику возмещается рыночная стоимость этого земельного участка, устанавливаемая в соответствии со статьей 66 ЗК РФ, или по его желанию предоставляется равноценный земельный участок.
9. Порядок установления
публичных сервитутов
О порядке установления права ограниченного пользования чужим земельным участком (публичного сервитута) на территории города Орла см. постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 29 мая 2003 г. N 33/401-ГС)
9.1. Публичный сервитут устанавливается решением администрации г. Орла, согласованным с Орловским городским Советом народных депутатов, в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков.
Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
9.2. Публичные сервитуты устанавливаются для:
- прохода или проезда через земельный участок;
- использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
- размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
- проведения дренажных работ на земельном участке;
- забора воды и водопоя;
- прогона скота через земельный участок;
- сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
- использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
- временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
- свободного доступа к прибрежной полосе.
9.3. Сервитут может быть срочным или постоянным.
9.4. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
9.5. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа, установившего публичный сервитут, соразмерную плату.
9.6. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.
9.7. Публичный сервитут подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
9.8. Публичный сервитут может быть прекращен в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия решения об отмене сервитута.
10. Порядок изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для
государственных
и муниципальных нужд
10.1. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
- выполнением международных обязательств Российской Федерации;
- размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;
- иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
10.2. В соответствии с Земельным кодексом РФ и отраслевым законодательством (Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, ФЗ РФ "Об охране окружающей среды" и т.д.) для земель сельскохозяйственных угодий, особо охраняемых территорий, лесного фонда и иных земель устанавливаются ограничения в изъятии, в том числе путем выкупа.
10.3. Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
10.4. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством РФ.
Приложение N 1
к Положению об управлении и распоряжении
земельными участками на территории г. Орла
Технико-экономическое обоснование проекта строительства
(для объектов производственного назначения)
1. Инвестор (заказчик) - адрес.
2. Местоположение (район, пункт) намечаемого к строительству предприятия, здания и сооружения или намечаемого к разработке (добыче) месторождения.
3. Наименование предприятия, его технические и технологические данные:
- объем производства промышленной продукции (оказания услуг) в стоимостном выражении в целом и по основным видам (в натуральном выражении);
- срок строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
4. Примерная численность рабочих и служащих, источники удовлетворения потребности в рабочей силе.
5. Ориентировочная потребность предприятия в сырье и материалах (в соответствующих единицах).
6. Ориентировочная потребность предприятия в водных ресурсах (объем, количество, источник водообеспечения).
7. Ориентировочная потребность предприятия в энергоресурсах (электроэнергия, тепло, пар, топливо), источник энергоснабжения.
8. Транспортное обеспечение.
9. Обеспечение работников и их семей объектами жилищно-коммунального и социально-бытового назначения.
10. Потребность в земельных ресурсах (с соответствующим обоснованием примерного размера земельного участка и сроков его использования).
11. Водоотведение стоков. Методы очистки, качество сточных вод, условия сброса, использование существующих или строительство новых очистных сооружений.
12. Возможное влияние предприятия, сооружения на окружающую среду:
- виды воздействия на компоненты природной среды (типы нарушений, наименование и количество ингредиентов-загрязнителей);
- возможность аварийных ситуаций (вероятность, масштаб, продолжительность воздействия).
13. Отходы производства (виды, объемы, токсичность), способы утилизации.
14. Источники финансирования намечаемой деятельности, учредители, участвующие пайщики, финансовые институты, коммерческие банки, кредиты.
15. Использование готовой продукции (примерное распределение).
Инвестор (заказчик)
(подпись)
Место для печати
Технико-экономическое обоснование проекта строительства
(для объектов жилищно-гражданского назначения)
1. Инвестор (заказчик) - адрес.
2. Местоположение (район, пункт) намечаемого к строительству объекта.
3. Тип здания, состав и назначение помещений, технические и технологические данные:
- этажность, число секций, квартир, мощность, вместимость, пропускная способность, ориентировочный строительный объем и общая площадь здания;
- ориентировочный срок строительства и ввода объекта в эксплуатацию.
4. Ориентировочная потребность объекта в энергоресурсах.
5. Транспортное обеспечение. Необходимость строительства сооружений и устройств для хранения и обслуживания транспортных средств.
6. Потребность в земельных ресурсах (с соответствующим обоснованием примерного размера земельного участка и сроков его использования).
7. Возможное влияние проектируемого объекта на окружающую среду:
- виды воздействия на компоненты природной среды;
- возможность аварийных ситуаций.
8. Источники финансирования строительства и намечаемой деятельности, учредители, участвующие пайщики, финансовые институты, коммерческие банки, кредиты.
Инвестор (заказчик)
(подпись)
Место для печати
Примечание: Текст технико-экономического обоснования проекта подготовлен в соответствии со СП 11-101-95 и Типовым положением о порядке выдачи исходных данных и технических условий...
Приложение N 2
к Положению об управлении и распоряжении
земельными участками на территории г. Орла
"Утверждаю"
Мэр города Орла
___________ В.И. Уваров
_______________ 200__г.
Акт
выбора земельного участка (площадки, трассы) для строительства,
согласования намечаемых проектных решений, технических
условий на присоединение к источникам снабжения, инженерным сетям и
коммуникациям объекта
Комиссия на основании постановления от ____________ N __________
в составе:
председателя и членов в лице от:
1. Инвестора (заказчика)___________________________________________________
2. Исполнителя (проектная организация)_____________________________________
3. Администрации _____________________ района г.Орла
4. УАиГ администрации г.Орла_______________________________________________
5. Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г.Орла_________________
6. Собственника земли, землевладельца, землепользователя, арендатора_______
7. Проектной организации___________________________________________________
8. Противопожарной службы__________________________________________________
9. СЭС ____________________________________________________________________
10. Природоохранной службы__________________________________________________
11. Управления гражданской обороны и ЧС_____________________________________
12. Службы электросетей_____________________________________________________
13. Службы газификации______________________________________________________
14. Службы связи____________________________________________________________
15. Отделения МПС___________________________________________________________
16. Госгортехнадзора________________________________________________________
17. Госгорэнергонадзора_____________________________________________________
18. Службы автодорог________________________________________________________
19. ГИБДД УВД Орловской обл.________________________________________________
20. Других необходимых служб________________________________________________
На основании осмотра места и рассмотрения материалов обоснования
места размещения объекта установила, что для
строительства___________(наименование объекта) в гор. Орле,
______________________ районе были рассмотрены (один, два, три) земельных
участка (по адресу и краткая характеристика участков).
Для строительства выбрана площадка, находящаяся __________________,
исходя из следующих факторов: __________________________________________.
Выводы:
Комиссия, сравнив и оценив преимущества выбранной площадки (трассы), считает:
1. Целесообразным использовать ее для
строительства___________________ (наименование объекта) и просить
администрацию г.Орла резервировать участок площадью _______га для
строительства данного объекта.
2. Целесообразным использовать трассу для
строительства______________________________________(наименование
объекта).
3. Инвестору (заказчику) обеспечить: _______________________________
(перенос существующих зданий, сооружений, коммуникаций, сохранение
растительного слоя, осушение заболоченных участков; выделение зон для
строительства и т. д.).
Настоящий акт является основным и окончательным документом о
согласовании основных проектных решений и технических условий на
присоединение объекта к источникам снабжения, инженерным коммуникациям и
сооружениям со сроком _____ лет.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 28 марта 2002 г. N 16/212-ГС "О проекте Положения "Об управлении и распоряжении земельными участками на территории г. Орла" (второе чтение - окончательная редакция) (принято на шестнадцатом заседании городского Совета второго созыва)
Текст постановления опубликован в "Орловской правде" от 9 апреля 2002 г.N 59
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 6 февраля 2003 г. N 28/357-ГС