Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 30 ноября 2012 г. N 446
Государственная программа Орловской области
"Развитие лесного хозяйства Орловской области на 2013 - 2020 годы"
30 апреля 2013 г., 17 февраля 2014 г.
Постановлением Правительства Орловской области от 17 февраля 2014 г. N 53 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
государственной программы Орловской области
"Развитие лесного хозяйства Орловской области на 2013 - 2020 годы"
I. Общая характеристика сферы реализации государственной
программы, включая описание текущего состояния, основных
проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Леса - возобновляемый природный ресурс, требующий не просто разумного потребления, но и обеспечения научно обоснованной, долгосрочной системы охраны, защиты, воспроизводства и неистощительного использования. Вместе с тем сложившаяся высокая степень экологической опасности на территории области предусматривает постоянное внимание к устойчивому управлению лесными экосистемами.
Леса, находящиеся в границах территории Орловской области, являются важнейшим фактором регулирования окружающей среды, речных стоков, биологического разнообразия и климата. Территория, занимаемая Орловской областью, расположена в центральной части Среднерусской возвышенности и представляет собой приподнятую равнину, изрезанную долинами рек, оврагами и балками. По климатическим условиям область относится к лесостепной зоне. Климат региона, формирующийся под влиянием атлантических (западных) и континентальных (восточных) воздушных масс - умеренно-континентальный. В целом климатические условия области благоприятны для успешного роста и развития древесной и кустарниковой растительности.
Лесной фонд, находящийся в границах территории Орловской области по данным государственного лесного реестра на 1 января 2012 года, составляет 172,5 тыс. га. Покрытые лесом земли занимают 168,9 тыс. га, общий запас насаждений равен 29,97 млн м3. В ведении Управления лесами Орловской области находятся 172,5 тыс. га лесов.
Леса занимают 8% территории области и представлены в основном небольшими обособленными лесными участками. По территории Орловской области леса распределяются неравномерно. В целом в лесном фонде преобладают твердолиственные лесные насаждения дуба черешчатого (25% площади лесов), чистые и смешанные с кленом остролистным, ясенем обыкновенным, липой мелколистной, ильмом. Березняки и осинники представлены, соответственно, на 22,2% и 18,5% площади, покрытой лесной растительностью, сосняки и ельники - на 17,2% и 4,1%. В лесном фонде области кроме основных лесообразующих древесных пород встречаются интродуценты, к которым отнесены каштан, бархат амурский, орех маньчжурский, орех серый, псевдотсуга.
По целевому назначению леса Орловской области отнесены к защитным лесам. Основным назначением лесов области является выполнение разнообразных природоохранных функций: рекреационные и оздоровительные (леса зеленых зон - 30% площади лесов области), почвозащитные и средообразущие (противоэрозионные леса 59%), водоохранные (нерестоохранные леса - 5%), другие - 6%.
В последние годы накопился ряд проблем, не позволяющих в полной мере использовать имеющиеся лесные богатства и от решения которых зависит дальнейшая возможность эффективного, рационального и неистощительного использования лесных ресурсов на территории Орловской области.
Использование запасов древесины в последние годы снизилось. Расчетная лесосека - ежегодный допустимый объем изъятия древесины в спелых и перестойных насаждениях, при уходе за лесами, при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений, осваивается на 25% (объем заготовки древесины в 2011 году составил 11,2 тыс. м3, в то время как в 2010 году объем заготовки составлял 16,4 тыс. м3), что негативно влияет на общее состояние лесов и качество получаемого древесного сырья. Растут запасы спелой и перестойной древесины, и, как следствие, увеличивается площадь лесного фонда, подверженная риску уничтожения пожарами и поражения вредителями и болезнями.
Высокая хозяйственная освоенность территории области при большой плотности населения (34 человека на 1 кв. км), что более чем в три раза превышает среднее значение по России, создает высокую антропогенную нагрузку на леса. Количество нарушений лесного законодательства ежегодно составляет 163-166 случаев.
Наличие значительного количества населенных пунктов, расположенных непосредственно у границ лесного фонда, повышает опасность возникновения пожаров в лесах. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и несанкционированное выжигание сухой стерни и травы на полях и лугах. В апреле-мае 2009 года ликвидировано 8 возгораний в лесном фонде на площади 29,4 га, в результате чего погибло 8,0 га лесных насаждений, в 2010 году ликвидировано 10 возгораний в лесном фонде на площади 32,8 га, погибло - 5,1 га лесных насаждений. Причины гибели лесных насаждений представлены в таблице 1.
Таблица 1
Причины гибели лесных насаждений в 2009 - 2011 годах
Причины |
Единицы измерения |
Годы |
||
2009 |
2010 |
2011 |
||
Неблагоприятные погодные условия |
га |
17,0 |
- |
12,0 |
Болезни |
га |
2,0 |
- |
9,0 |
Пожары |
га |
8,0 |
5,1 |
- |
Площадь лесов с нарушенной и утраченной устойчивостью составляет 2 942,0 га.
Объемы лесных культур, создаваемых в Орловской области, периодично увеличивались вплоть до 1995 года. В 70-е годы ежегодно создавалось по 0,8 тыс. га лесных культур, в 90-е годы уже по 1,9 тыс. га ежегодно и только в последние 10 лет в связи с резким сокращением объемов рубок спелых и перестойных насаждений в области, повлекшем за собой значительное уменьшение площадей фонда лесовосстановления, площади создаваемых лесных культур тоже сократились (по сравнению с предшествующим периодом в 3,4 раза).
Недостаточное финансирование селекционно-семеноводческих работ привело к тому, что сбор семян основных лесообразующих древесных пород осуществлялся на неспециализированных участках, что, в свою очередь, отрицательно сказывалось на качестве выращиваемого леса.
В рамках реализации Киотского протокола на территории области в 2008 году посажено 504,7 га углерододепонирущих насаждений, которым необходим агротехнический уход, дополнение и проведение профилактических противопожарных мероприятий.
При разработке государственной программы учитывались основные положения лесного плана Орловской области и лесохозяйственных регламентов лесничеств.
Проблемы, препятствующие своевременному воспроизводству лесов, лесоразведению наиболее эффективными способами, увеличению продуктивности лесов, улучшению их породного состава и качества, организации рационального использования участков лесного фонда, поддержанию оптимальной лесистости области, повышению оперативности работ по обнаружению и тушению лесных пожаров, улучшению системы наземных способов борьбы с лесными пожарами, обеспечению охраны лесов от незаконных рубок, носят комплексный характер и не могут быть решены на уровне только Управления лесами Орловской области. Их устранение требует значительных ресурсов и согласованности действий органов исполнительной государственной власти. Учитывая необходимость привлечения средств из различных источников, в том числе из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, в связи с затратностью большинства планируемых лесохозяйственных мероприятий и продолжительностью сроков их реализации необходимо решать обозначенные выше проблемы программно-целевым методом.
К возможным внешним факторам, которые могут негативно повлиять на реализацию государственной программы, относятся:
1) отсутствие финансирования либо неполное финансирование из различных источников, предусмотренных государственной программой, в том числе из областного бюджета;
2) влияние природных факторов: засухи, продолжительные осадки в весенне-летний период.
Необходимость решения проблем программными методами обусловлена соответствием цели, задач и направлений предлагаемой к разработке государственной программы целям, задачам и направлениям Лесного кодекса Российской Федерации. С принятием Лесного кодекса Российской Федерации изменилась структура управления лесным хозяйством. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьей 82 Лесного кодекса Российской Федерации и переданных полномочий, определенных в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы)
достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых
конечных результатов государственной программы,
сроков и этапов ее реализации
В соответствии со статьями 82, 83 Лесного кодекса Российской Федерации субъектам Российской Федерации переданы основные полномочия по организации и обеспечению использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определяются исходя из стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, Центрального федерального округа и Орловской области на долгосрочный период.
Так, в соответствии с разделом 4 главы I Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р (далее - Концепция), стратегическим ориентиром долгосрочного социально-экономического развития РФ является переход к инновационному типу экономического развития, основанный на укрепление позиций России на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса на основе углубления переработки леса и устойчивого воспроизводства лесного богатства страны.
В разделе 7 главы V Концепции в качестве приоритетных направлений развития лесного комплекса определены:
1) создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциал;
2) улучшение породного состава лесных насаждений, резкое сокращение незаконных рубок и теневого оборота древесины.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (далее - Направления), утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, подтверждается необходимость создания системы воспроизводства лесов, в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный или лесохозяйственный потенциал, а также организации аэрокосмического мониторинга лесов на территории всех субъектов Российской Федерации.
В качестве очередных задач в Направлениях предусматривается реализация плана действий по борьбе с незаконными рубками и нелегальным оборотом древесины, обеспечение контроля за исполнением субъектами Российской Федерации полномочий в сфере лесных отношений.
Направления предусматривают необходимость обеспечения государственной поддержки ускоренной технологической модернизации лесного хозяйства на основе более активного использования инструментов частно-государственного партнерства через заключение крупномасштабных инвестиционных соглашений, в которых государство берет на себя обязательства по созданию необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.
Стратегией социально-экономического развития Центрального федерального округа, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года N 1540-р, определены основные направления развития лесохозяйственного комплекса Центрального федерального округа, включающие в себя:
1) формирование условий для рационального лесопользования и своевременного лесовосстановления;
2) решение вопросов обеспечения охраны лесов от пожаров, в том числе развитие материально-технической базы лесопожарных подразделений, предотвращение незаконных рубок и нелегального оборота древесины;
3) формирование оптимальной структуры и состава лесного фонда;
4) обеспечение отвечающего современным экологическим и социально-экономическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;
5) подготовку и повышение квалификации кадров на базе прямых договоров с учебными заведениями;
6) организацию рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.
Для взаимосвязи лесного хозяйства и использования лесов с планами развития лесопромышленного комплекса на территории Центрального федерального округа будет осуществляться ведение государственного лесного реестра, проведение лесоустройства, планирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, зонирование лесных земель по видам использования лесов, предоставление лесных участков в аренду.
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России и Минсельхоза России от 31 октября 2008 года N 248/482 (далее - Стратегия), в части лесного хозяйства определены основные факторы возникновения системных проблем: истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения действующих лесопромышленных предприятий и путей транспорта; недостаточная точность учета лесных ресурсов; низкая эффективность государственного лесного контроля на региональном уровне; значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов; невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ; слабо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах; высокий уровень нелегального оборота древесины; нарушение биологического разнообразия лесов.
В качестве основных стратегических целей развития лесного комплекса Стратегия предусматривает необходимость обеспечения устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала, увеличение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
В Стратегии определен комплекс мер по обеспечению современного уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов на основе организационно-технических, технологических и инновационных решений. Предполагается дальнейшее развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; материально-технической базы лесного хозяйства.
Стратегия признает необходимость совершенствования лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Определены направления дальнейшего развития системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях; улучшения информационного обеспечения планирования и управления лесами, методов инвентаризации и мониторинга лесов.
В целях повышения эффективности лесного хозяйства, качества исполнения субъектами Российской Федерации переданных полномочий, Стратегия включает перечень необходимых мероприятий по совершенствованию и развитию государственного лесного контроля и надзора. В качестве отдельной задачи выделяется необходимость укрепления научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства.
Таким образом, приоритеты и цели государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения.
В соответствии с подпунктом 16 пункта 4 Плана мероприятий по реализации в Орловской области Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденного распоряжением Правительства Орловской области от 8 февраля 2012 года N 36-р, в качестве мероприятий, направленных на решение экологических проблем, определено формирование информационных ресурсов для определения количественных и качественных характеристик лесов по лесничествам Орловской области в соответствии с Порядком проведения государственной инвентаризации лесов, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 6 июня 2011 года N 207.
Целью государственной программы является повышение эффективности исполнения переданных полномочий в области лесных отношений.
Достижению цели будет способствовать решение задач по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов, по исполнению переданных полномочий в области лесных отношений.
Для каждой задачи определены основные мероприятия, выполнение которых обеспечивает достижение целей государственной программы:
1. Повышение эффективности охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов Орловской области:
1) организация и обеспечение охраны лесов от пожаров (создание минерализованных полос, уход за минерализованными полосами, ремонт и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, противопожарная пропаганда, тушение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах);
Постановлением Правительства Орловской области от 30 апреля 2013 г. N 150 в пункт 2 раздела II настоящего приложения внесены изменения
2) организация неистощительного использования лесов (проведение лесоустройства, внесение соответствующих изменений в Лесной план Орловской области и лесохозяйственные регламенты лесничеств, отвод и таксация лесосек);
3) организация и обеспечение защиты лесов от вредителей и болезней (организация и проведение наземных истребительных мер борьбы с вредителями и болезнями леса, проведение санитарно-оздоровительных мероприятий);
4) воспроизводство лесов (лесовосстановление и лесоразведение в лесном фонде, подготовка почвы под лесные культуры, проведение агротехнического ухода за лесными культурами, рубки ухода в молодняках).
2. Создание условий, обеспечивающих устойчивое эффективное управление лесным хозяйством Орловской области.
Задачи носят функциональный характер, являются взаимозависимыми, выполнение мероприятий одной задачи зависит от выполнения мероприятий другой задачи. Последовательность решения задач и выполнения мероприятий определяется ответственным исполнителем государственной программы в соответствии с процедурами управления реализацией государственной программы. Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач государственной программы в следующих случаях:
1) изменения законодательства;
2) изменения объема субвенций из федерального бюджета и средств областного бюджета на исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений;
3) возникновение техногенных катастроф или катастроф природного характера.
Система показателей (индикаторов) сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения цели и решения задач государственной программы и включает взаимодополняющие друг друга показатели (индикаторы).
При формировании системы показателей (индикаторов) учтены требования Минэкономразвития России (приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 года N 670 "Об утверждении методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации") к характеристике каждого показателя (адекватность, точность, объективность, достоверность, однозначность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность).
Информация о значениях показателей (индикаторов) по годам реализации представлена в приложении 1 к государственной программе.
При выполнении предусмотренных государственной программой мероприятий предполагается обеспечить устойчивую тенденцию к повышению эффективности ведения лесного хозяйства, внедрению инновационных достижений в охране, защите, воспроизводстве и использовании лесов.
Конечным результатом реализации мероприятий государственной программы является выполнение лесохозяйственных мероприятий по всем направлениям деятельности согласно лесного плана Орловской области, лесохозяйственных регламентов лесничеств.
Государственная программа реализуется в 2013 - 2020 годах.
Реализация государственной программы осуществляется в один этап. Основное внимание будет уделено формированию и техническому оснащению системы охраны лесов от пожаров; созданию единой системы государственного лесного реестра; повышению эффективности и качества государственных услуг и работ, интенсификации использования лесов через расширение объемов и видов их использования.
Механизм реализации государственной программы предусматривает исполнение государственной экономической политики в области природопользования и охраны окружающей природной среды в соответствии с критериями и индикаторами устойчивого управления лесами Российской Федерации с учетом интересов Орловской области.
Постановлением Правительства Орловской области от 30 апреля 2013 г. N 150 в раздел III настоящего приложения внесены изменения
III. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной
программы и долгосрочных областных целевых программ,
подпрограмм государственной программы
В состав государственной программы долгосрочные областные целевые программы и подпрограммы государственной программы не входят.
Реализация государственной программы Орловской области "Развитие лесного хозяйства Орловской области на 2013 - 2020 годы" предполагает решение задач, предусматривающих выполнение следующих мероприятий:
1. Повышение эффективности охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов Орловской области предусматривает:
1) создание эффективной системы мониторинга пожарной опасности в лесах и тушения лесных пожаров на площади 172,5 тыс. га:
создание добровольных пожарных дружин, мобильных групп;
приобретение лесопожарной техники, противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования;
проведение мониторинга пожарной опасности в лесах в зоне наземной охраны;
выполнение работ по тушению лесных пожаров.
Реализация указанных мероприятий позволит сократить количество лесных пожаров до минимума;
2) предупреждение, профилактика возникновения и распространения лесных пожаров:
эксплуатация и содержание лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;
прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;
прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление;
обеспечение наглядной агитации и публикации в средствах массовой информации сведений об охране лесов от пожаров.
Мероприятия направлены на создание условий по предотвращению возникновения лесных пожаров, обеспечению их своевременного тушения;
3) организация неистощительного использования лесов:
проведение лесоустройства на площади 149,1 тыс. га и межевания на площади 85,3 тыс.га, внесение соответствующих изменений в Лесной план Орловской области и лесохозяйственные регламенты лесничеств;
проведение работ по отводу и таксации лесосек.
Мероприятия направлены на обеспечение оперативного и устойчивого управления в области многоцелевого, рационального и неистощительного использования лесов Орловской области;
4) создание эффективной системы защиты лесов от вредных организмов:
локализацию и ликвидацию очагов вредных организмов;
планирование и проведение санитарно-оздоровительных мероприятий.
Мероприятия направлены на своевременное выявление и предотвращение появления и распространения очагов вредных организмов, снижение уровня пожарной опасности (санитарно-оздоровительные мероприятия) в лесном фонде на территории области. Их реализация позволит сохранить на текущем уровне объемы лесовосстановления, сократить удельную площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от вредителей и болезней леса до 0,001 процента от площади лесного фонда;
5) воспроизводство лесов:
проведение лесовосстановления и лесоразведения в лесном фонде области;
проведение агротехнического ухода за лесными культурами;
подготовка площади для посадки лесных культур;
дополнение лесных культур;
проведение рубок ухода в молодняках (осветление и прочистка).
Мероприятия направлены на уменьшение площади не покрытых лесом земель в лесном фонде на территории области, улучшение породного состава и качества лесов, повышение продуктивности и их устойчивости к негативным воздействиям, создание страхового фонда семян на случай неурожайных лет обеспечение районированным посадочным материалом работ по лесовосстановлению.
2. Создание условий, обеспечивающих устойчивое эффективное управление лесным хозяйством Орловской области.
Реализация мероприятий в рамках данной задачи предполагает осуществление государственного лесного контроля и надзора, ведение государственного лесного реестра, обеспечение уровня доходности лесного хозяйства в бюджеты всех уровней.
По состоянию на 1 января 2013 года данные по лесному фонду, находящемуся в ведении Управления лесами Орловской области, в пределах которого проведено лесоустройство, не покрытые лесом лесные земли занимают площадь 1,5 тыс.га, из них 0,4 тыс.га составляют вырубки, 1,1 тыс.га - пустыри и прогалины (таблица 2).
Таблица 2
Основные показатели по лесному фонду
(данные государственного учета лесов на 1 января 2013 года)
Показатели |
Площадь, тыс. га |
1. Общая площадь лесного фонда, всего |
172,5 |
в том числе: |
|
лесные культуры |
24,7 |
2. Не покрытые лесом земли, всего |
1,5 |
в том числе: |
|
вырубки |
0,4 |
прогалины, пустыри |
1,1 |
Настоящей государственной программой предусматривается на период 2013 - 2020 годов проведение лесовосстановления и лесоразведения (посадка леса) на площади 1,6 тыс. га, ежегодный объем посадки леса составит 0,2 тыс. га.
Ввиду особенностей почвенно-климатических условий Орловской области восстановление вырубаемых площадей хозяйственно ценными породами (сосной, дубом, елью) возможно в основном искусственным путем (таблица 3).
Таблица 3
Лесовосстановление в Орловской области за период 2008-2012 годов
Показатели |
Объем работ, га |
Итого за 5 лет |
||||
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
||
Посадка леса |
201,0 |
270,0 |
275,0 |
305,0 |
260,0 |
1 311,0 |
Приоритетным направлением в лесокультурном производстве является воспроизводство коренных, наиболее хозяйственно ценных сосновых насаждений, а также увеличение площади высокоствольных дубрав. Основными объектами работ по лесовосстановлению будут сплошные вырубки, ежегодный объем которых ожидается в пределах 33 га.
Уход в молодняках, который намечается проводить в виде рубок ухода (осветлений и прочисток) на площади 0,35 тыс. га ежегодно, является важным лесохозяйственным мероприятием, направленным на формирование и эффективное выращивание высокопродуктивных насаждений. Основная цель рубок ухода в молодняках - улучшение породного и качественного состава молодняков, условий роста деревьев главной древесной породы, регулирование густоты лесных насаждений.
Намечается ежегодное проведение отвода лесосек под рубки промежуточного пользования на площади 2 639 га.
Для достижения успешного лесовосстановления необходимо:
1) осуществлять перевод лесокультурного производства на промышленные технологии, обеспечивающие качественную посадку лесных культур и уход за ними с максимальной механизацией работ;
2) расширять объемы создания культур улучшенным (путем селекционного отбора) посадочным материалом.
К 2015 году планируется довести удельный вес культур, созданных посадочным материалом, выращенным из семян, собранных на объектах постоянной лесосеменной базы, до 20 процентов.
Общая площадь лесного фонда, находящегося в ведении Управления лесами Орловской области, составляет 172,5 тыс. га.
Повышенную пожарную опасность лесов Орловской области предопределяют:
1) значительная доля хвойных насаждений в лесном фонде (32%);
2) особенности их возрастной структуры (53% хвойных насаждений - молодняки);
3) относительная сухость почв;
4) часто повторяющиеся засухи в вегетационный период (1972, 1981, 1984, 1986, 1996, 1998, 2002, 2005, 2008, 2009, 2010, 2011 годы);
5) средний класс природной пожарной опасности лесов 3,6.
Большая дробность лесного фонда (количество отдельных обособленных контуров леса более 1700), размещение большого количества населенных пунктов вблизи лесных массивов, развитая дорожная сеть и практически повсеместное хозяйственное и рекреационное использование лесов объективно повышают опасность возникновения пожаров в лесном фонде, находящемся в границах территории Орловской области.
В последние годы из-за снижения эксплуатации земель сельскохозяйственного назначения и зарастания их сорной растительностью заметно возросло число случаев перехода огня от сельхозпалов в лесные массивы. Близость лесов к населенным пунктам усугубляет ситуацию, повышая уровень возникновения лесных пожаров и, соответственно, уровень загрязнения окружающей среды продуктами горения.
За период с 1995 по 2007 год из-за отсутствия финансовых средств, практически не приобреталась техника и оборудование, и только в конце 2008 и 2009 годах были приобретены 7 малых лесопожарных патрульных комплексов. В 2011 году приобретено дополнительное противопожарное оборудование для тушения возгораний и пожаров: специальные тракторные прицепы с самозакачкой - ОПМ-3,5 - 5 шт., бензопилы - 10 шт., ранцевые огнетушители - 28 шт., GPS-навигаторы - 6 шт., мотопомпы - 6 шт., пожарные рукава - 14 шт., стволы пожарные - 5 шт., воздуходувки-опрыскиватели - 2 шт.; также приобретена 1 ед. транспортной техники - UAZ-Hunter для осуществления патрулирования участков лесного фонда в границах казенного учреждения Орловской области "Шаблыкинское лесничество". В 2012 году для специализированного автономного учреждения Орловской области "Орловский лесопожарный центр" приобретены автоцистерны пожарные АЦ-1,6 - 2 шт., универсальный пожарный модуль УПМ-300, воздуходувки-опрыскиватели - 3 шт., бензопилы - 5 шт.
IV. Обобщенная характеристика мер государственного регулирования
При реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства Орловской области" применение налоговых, тарифных, кредитных и иных мер государственного регулирования не планируется.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы представлены в приложении 2 к государственной программе.
V. Прогноз сводных показателей государственных заданий по этапам
реализации государственной программы (при оказании государственными
учреждениями государственных услуг (работ)
в рамках государственной программы)
В реализации государственной программы планируется участие подведомственного Управлению лесами Орловской области специализированного автономного учреждения Орловской области "Орловский лесопожарный центр" (далее - САУ ОО "Орловский лесопожарный центр"), созданного в соответствии с распоряжением Правительства Орловской области от 21 марта 2012 года N 103-р путем реорганизации государственного унитарного предприятия Орловской области "Дмитровсклес" в форме преобразования, оказывающего следующие государственные услуги (работы): проведение мониторинга пожарной опасности в лесах Орловской области, тушение лесных пожаров, осуществление мер пожарной безопасности в лесах Орловской области (эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, прокладка просек, противопожарных разрывов, устройство противо-пожарных минерализованных полос, прочистка просек, прочистка противопожарных минерализованных полос и их обновление, установка и размещение стендов, других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопасности в лесах).
Значения показателей объема государственных услуг (работ), а также объемы расходов федерального бюджета на оказание государственных услуг (работ) в рамках выполнения государственного задания САУ ОО "Орловский лесопожарный центр", указаны в приложении 3 к государственной программе.
VI. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фордов в реализации государственной программы
В реализации государственной программы предполагается участие государственных предприятий, индивидуальных предпринимателей акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, частных кампаний, а также государственных внебюджетных фондов. Состав данных участников будет определяться ответственным исполнителем государственной программы в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ, Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" по результатам торгов (конкурсов, аукционов) на выполнение работ (услуг) по отдельным мероприятиям.
VII. Обобщенная характеристика основных мероприятий, реализуемых
органами местного самоуправления в случае их участия в разработке
и реализации государственной программы
Участие в разработке и реализации государственной программы органов местного самоуправления не планируется.
Постановлением Правительства Орловской области от 17 февраля 2014 г. N 53 раздел VIII настоящего приложения изложен в новой редакции
VIII. Обоснование выделения и включения в состав государственной
программы предусмотренных к реализации долгосрочных областных
целевых программ (их перечень, паспорта), основных мероприятий
государственной программы и подпрограмм
В целях рационального и неистощительного ведения лесного хозяйства по всем направлениям деятельности в рамках исполнения Управлением лесами переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений определены и включены в состав государственной программы 4 основных мероприятия:
1. Организация и обеспечение охраны и защиты лесов. Выделяется в рамках обеспечения комплекса работ по сохранению лесного фонда Орловской области и включает в себя осуществление отдельных мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров, а также для выполнения комплекса мер по защите лесных насаждений от вредных микроорганизмов и вредителей леса посредством их локализации и ликвидации и для рубок ухода за лесом.
2. Организация неистощительного использования лесов. Предусматривает лесоустроительные работы, имеющие целью назначение мероприятий хозяйственной деятельности в спелых и перестойных насаждениях, четкое установление границ лесного фонда Орловской области.
3. Воспроизводство лесов. Выделяется с целью повышения лесистости региона, включает блок лесокультурных работ.
4. Осуществление функций государственного управления. Выделяется для повышения эффективности государственного контроля и пожарного надзора в лесах, обеспечения ведения государственного лесного реестра в рамках реализации программы информатизации лесного хозяйства, устойчивого эффективного управления лесным хозяйством, включает создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Постановлением Правительства Орловской области от 17 февраля 2014 г. N 53 в раздел IX настоящего приложения внесены изменения
IX. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых
для реализации государственной программы
Объемы финансирования государственной программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий год.
Основанием для выделения средств из федерального бюджета является часть 3 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации - средства на осуществление переданных полномочий (субвенции).
Потребность в средствах на реализацию мероприятий определена в соответствии с лесным планом Орловской области, утвержденным указом Губернатора Орловской области 31 декабря 2008 года N 438 "Об утверждении лесного плана Орловской области".
По предварительным прогнозным данным, общий объем финансирования государственной программы составляет 668 227,1 тыс. рублей, в том числе:
1) средства федерального бюджета - 645 942,2 тыс. рублей;
2) средства областного бюджета - 22 284,9 тыс. рублей.
Средства, выделяемые на реализацию основных мероприятий, включенных в государственную программу, предполагается направить на:
1) организацию и обеспечение охраны и защиты лесов;
2) организацию неистощительного использования лесов;
3) воспроизводство лесов;
4) осуществление функций государственного управления.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию государственной программы, осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Орловской области, Контрольно-счетная палата Орловской области, контрольное управление Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области.
X. Информация по ресурсному обеспечению за счет средств областного
бюджета (с расшифровкой по главным распорядителям средств областного
бюджета, долгосрочным областным целевым программам, основным
мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации
государственной программы), другим источникам
финансирования и направлениям затрат
Подробно ресурсное обеспечение государственной программы на 2013 - 2020 годы представлено в приложениях 4, 5 к государственной программе.
XI. Прогноз конечных результатов реализации государственной программы,
характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества
жизни населения Орловской области, социальной сферы, экономики,
общественной безопасности, степени реализации других общественно
значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере
Конечным результатом реализации мероприятий государственной программы является выполнение лесохозяйственных мероприятий по всем направлениям деятельности согласно лесному плану Орловской области, лесохозяйственных регламентов лесничеств.
Выполнение мероприятий по охране лесов по решению первой задачи государственной программы, при базовом финансировании, позволит не допустить крупных лесных пожаров и сохранить в общем количестве возникших лесных пожаров большую долю лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения. Мероприятия по созданию минерализованных полос, уходу за минерализованными полосами, ремонту и эксплуатации лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, противопожарной пропаганде приведет к сокращению площадей лесных пожаров.
Выполнение мероприятий государственной программы по созданию эффективной системы защиты лесов от вредных организмов обеспечит сохранение санитарно-гигиенической и экологической обстановки в районах области, наиболее подверженных воздействию вредных организмов и болезней леса.
Реализация мероприятий государственной программы в сфере защиты лесов от вредных организмов обеспечит сохранение существующей системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий, обеспечивающей выявление лесопатологических факторов, назначение и проведение локализации и ликвидации очагов вредных организмов, комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий.
Существенное внимание при реализации мероприятий государственной программы будет уделено воспроизводству лесного фонда, лесовосстановлению в соответствии с высвобождающимися площадями от рубок ухода за лесом.
Мероприятия по обеспечению использования лесов выполняются Управлением лесами Орловской области совместно с лесничествами в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации за счет субвенций из федерального бюджета и средств областного бюджета.
Важным результатом государственной программы станет повышение эффективности государственного управления лесами, улучшение качества и оперативности представления государственных услуг в области лесного хозяйства. Завершится создание системы государственного лесного реестра на территории Орловской области, формирующего единое информационное пространство в сфере лесных отношений на основе совокупности баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, информационного взаимодействия организаций, производящих и использующих информацию о лесном хозяйстве, других государственных и негосударственных структур.
Управление лесами Орловской области перейдет на ведение основной документации и оказание государственных услуг в электронном виде. Новое выражение получат экономические механизмы организации устойчивого лесопользования и управления лесами, стимулирования инвестиционной деятельности в лесном секторе экономики.
В результате реализации комплекса мер по осуществлению федерального государственного лесного надзора значительно снизится объем незаконного оборота древесины.
XII. Анализ рисков реализации государственной программы и описание
мер управления рисками реализации государственной программы
Принятие мер по управлению рисками осуществляется в процессе мониторинга реализации государственной программы и оценки ее эффективности и результативности.
Минимизация рисков, обусловленных действиями внешних факторов, обеспечивается соответствующими инициативами со стороны ответственного исполнителя государственной программы в адрес федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной государственной власти Орловской области.
Классификация рисков реализации государственной программы представлена в таблице 4.
Таблица 4
Классификация рисков реализации государственной программы,
степень их влияния на ход реализации государственной
программы и способы их преодоления
Наименование рисков |
Сила влияния |
Способ преодоления риска |
Риски, связанные с недофинансированием программы | ||
Недофинансирование со стороны областного бюджета |
высокая |
мониторинг эффективности бюджетных вложений; определение приоритетных направлений финансирования |
Недофинансирование со стороны федерального бюджета |
высокая |
мониторинг эффективности бюджетных вложений; определение приоритетных направлений финансирования |
Риски, связанные с изменением внешней среды | ||
Изменения налогового законодательства |
средняя |
разработка предложений по внесению изменений в налоговое законодательство во взаимодействии с органами исполнительной власти в области |
Кризисные явления в экономики |
средняя |
разработка и обоснование предложений по усилению мер государственной поддержки учреждений лесного хозяйства |
Изменение федерального и областного законодательства в сфере лесных отношений |
средняя |
разработка и обоснование предложений по совершенствованию законодательства в сфере лесных отношений |
Отказ арендаторов от выполнения работ по охране лесов от пожаров регулирование которых должно осуществляется на региональном уровне через совершенствование планирования работ по охране, защите и воспроизводству лесов |
средняя |
разработка и обоснование предложений по совершенствованию законодательства в сфере лесных отношений; совершенствование планирования работ по охране, защите, воспроизводству и использованию лесов; регулирование договорных отношений на выполнение работ на региональном уровне |
Риски, связанные с недостоверностью информации (статистической, налоговой и т.д.) | ||
Неправильная оценка перспектив развития лесного хозяйства и эффективности реализации мероприятий государственной программы из-за получения недостоверной информации |
средняя |
проведение исследований в области лесного хозяйства; возможность корректировки программных мероприятий, в случаях: изменения законодательства; изменения объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и средств областного бюджета на исполнение отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений; возникновение техногенных катастроф или катастроф природного характера |
Риски, связанные с негативными природными явлениями | ||
Форс-мажорные обстоятельства - стихийные бедствия (лесные пожары, наводнения, засухи, землетрясения) |
высокая |
выработка скоординированных действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления по преодолению последствий стихийных бедствий |
Реализация государственной программы с наибольшей вероятностью может быть подвергнута рискам, связанным с возникновением экстремальных природных ситуаций (высокой горимости лесов), которые потребуют применения мер экстренного реагирования, введения особых режимов, незапланированного увеличения объемов работ по тушению лесных пожаров, осуществлению мер пожарной безопасности и необходимости привлечения дополнительного финансирования для их осуществления. Для управления такими рисками может потребоваться принятие срочных управленческих решений, привлечение значительных сил и ресурсов на федеральном, региональном и местном уровнях.
Постановлением Правительства Орловской области от 27 февраля 2015 г. N 86 раздел XIII настоящего приложения изложен в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 30 декабря 2014 г.
XIII. Порядок и методика оценки результативности и эффективности государственной программы
Эффективность выполнения государственной программы оценивается в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 23 июля 2012 года N 255.
Оценка эффективности реализации государственной программы Орловской области "Развитие лесного хозяйства Орловской области на 2013 - 2020 годы" производится ответственным исполнителем государственной программы ежегодно и обеспечивает мониторинг результатов реализации с целью уточнения степени достижения цели, решения задач и выполнения мероприятий государственной программы.
Результаты оценки эффективности реализации государственной программы представляются в составе годового отчета ответственного исполнителя государственной программы о ходе ее реализации и об оценке эффективности.
Оценка эффективности реализации государственной программы осуществляется в два этапа.
На первом этапе осуществляется оценка эффективности реализации основных мероприятий государственной программы, которая производится с учетом следующих составляющих:
оценки степени реализации мероприятий;
оценки степени соответствия запланированному уровню затрат;
оценки эффективности использования финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий государственной программы;
оценки степени достижения целей и решения задач по основным мероприятиям государственной программы;
оценки эффективности реализации основных мероприятий государственной программы.
На втором этапе осуществляется оценка эффективности реализации государственной программы, которая определяется с учетом оценки эффективности реализации основных мероприятий государственной программы (рассчитанной на первом этапе).
Первый этап оценки эффективности реализации государственной программы
1. Оценка степени реализации мероприятий.
Степень реализации мероприятий рассчитывается в соответствии с планом реализации государственной программы на отчетный год для каждого основного мероприятия государственной программы.
1.1. Степень реализации мероприятий оценивается для каждого основного мероприятия государственной программы как доля мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
СРм = Мв / М, где:
СРм - степень реализации мероприятий;
Мв - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году.
1.2. Мероприятие считается выполненным в полном объеме при достижении следующих результатов:
1.2.1. Мероприятие, результаты которого оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов), считается выполненным в полном объеме, если фактически достигнутое значение показателя (индикатора) составляет не менее 95% от запланированного и не хуже, чем значение показателя (индикатора), достигнутое в году, предшествующем отчетному, с учетом корректировки объемов финансирования по мероприятию.
Выполнение данного условия подразумевает, что:
в случаях, когда в графе "ожидаемый непосредственный результат мероприятия" плана реализации государственной программы зафиксированы количественные значения показателей (индикаторов) на отчетный год, результаты выполнения мероприятий оцениваются на основании числовых (в абсолютных или относительных величинах) значений показателей (индикаторов);
в случае если степень достижения показателя (индикатора) составляет менее 100%, проводится сопоставление значений показателя (индикатора), достигнутого в отчетном году, со значением данного показателя (индикатора), достигнутого в году, предшествующем отчетному. В случае ухудшения значения показателя (индикатора) по сравнению с предыдущим периодом (то есть при снижении значения показателя (индикатора) по показателю (индикатору), желаемой тенденцией развития которого является рост, и при росте значения показателя (индикатора), желаемой тенденцией развития которого является снижение) проводится сопоставление темпов роста данного показателя (индикатора) с темпами роста объемов расходов по рассматриваемому мероприятию. При этом мероприятие может считаться выполненным только в случае, если темпы ухудшения значений показателя (индикатора) ниже темпов сокращения расходов на реализацию мероприятия (например, допускается снижение на 1% значения показателя, если расходы сократились не менее чем на 1% в отчетном году по сравнению с годом, предшествующим отчетному).
1.2.2. В том случае, когда для описания результатов реализации мероприятия используется несколько показателей (индикаторов), для оценки степени реализации мероприятия используется среднее арифметическое значение отношений фактических значений показателей к запланированным значениям, выраженное в процентах.
1.2.3. Мероприятие, предусматривающее оказание государственных услуг (работ) на основании государственных заданий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств областного бюджета и федерального бюджета (далее -бюджетных средств), считается выполненным в полном объеме в случае выполнения сводных показателей государственных заданий по объему и по качеству государственных услуг (работ) не менее чем на 95% от установленных значений на отчетный год.
1.2.4. По иным мероприятиям результаты реализации могут оцениваться как достижение непосредственного результата.
2. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат.
В составе показателя "степень соответствия запланированному уровню затрат" учитываются расходы бюджетных средств, направленные на реализацию государственной программы в отчетном году.
2.1. Степень соответствия запланированному уровню затрат оценивается для каждого основного мероприятия государственной программы (далее также -основное мероприятие) как отношение фактически произведенных в отчетном году расходов на реализацию основного мероприятия к их плановым значениям по следующей формуле:
ССуз = Зф / Зп, где:
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов;
Зф - фактические расходы на реализацию основного мероприятия в отчетном году;
Зп - плановые расходы на реализацию основного мероприятия в отчетном году.
2.2. В качестве плановых расходов бюджетных средств указываются данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию соответствующих основных мероприятий в законе об областном бюджете на отчетный год по состоянию на 1 января отчетного года.
В случае если в течение отчетного года в государственную программу вносились изменения в части корректировки объемов финансирования и, как следствие, значений целевых показателей (индикаторов) и ожидаемых непосредственных результатов реализации мероприятий, в качестве плановых расходов бюджетных средств указываются данные по бюджетным ассигнованиям, предусмотренным на реализацию соответствующего основного мероприятия в законе об областном бюджете на отчетный год по состоянию на 31 декабря отчетного года.
3. Оценка эффективности использования бюджетных средств на реализацию основного мероприятия государственной программы.
Эффективность использования бюджетных средств рассчитывается для каждого основного мероприятия государственной программы как отношение степени реализации мероприятий к степени соответствия запланированному уровню расходов по следующей формуле:
Эис = СРм / ССуз, где:
Эис - эффективность использования бюджетных средств на реализацию основного мероприятия;
СРм - степень реализации всех мероприятий основного мероприятия государственной программы;
ССуз - степень соответствия запланированному уровню расходов бюджетных средств.
4. Оценка степени достижения целей и решения задач по основным мероприятиям государственной программы.
4.1. Для оценки степени достижения целей и решения задач по основным мероприятиям государственной программы (далее -степень реализации) определяется степень достижения плановых значений каждого показателя (индикатора), характеризующего цели и задачи по основным мероприятиям государственной программы.
Степень достижения планового значения показателя (индикатора) рассчитывается по следующим формулам:
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений:
СД о/м пз = ЗП о/м ф / ЗП о/м п;
для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений:
СД о/м пз = ЗП о/м п / ЗП о/м ф, где:
СД о/м пз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цель и задачи по основному мероприятию;
ЗП о/м ф - значение показателя (индикатора), характеризующего цель и задачи по основному мероприятию, фактически достигнутое на конец отчетного периода;
ЗП о/м п - плановое значение показателя (индикатора), характеризующего цель и задачи по основному мероприятию.
4.2. Степень реализации основного мероприятия государственной программы рассчитывается по формуле:
, где
СР о/м - степень реализации основного мероприятия;
СД о/м пз - степень достижения планового значения показателя (индикатора), характеризующего цель и задачи по основному мероприятию;
N - число показателей (индикаторов), характеризующих цель и задачи по основному мероприятию.
При использовании данной формулы в случаях, если СД о/м пз больше единицы, значение СД о/м пз принимается равным единице.
5. Оценка эффективности реализации основного мероприятия государственной программы.
5.1. Эффективность реализации основного мероприятия оценивается в зависимости от значений оценки степени реализации основного мероприятия и оценки эффективности использования бюджетных средств по следующей формуле:
ЭР о/м = СР о/м * Эис, где:
ЭР о/м -эффективность реализации основного мероприятия;
СР о/м -степень реализации основного мероприятия;
Эис -эффективность использования бюджетных средств на реализацию основного мероприятия.
5.2. Эффективность реализации основного мероприятия государственной программы признается высокой, в случае если значение ЭР о/м составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации основного мероприятия признается средней, в случае если значение ЭР о/м составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации основного мероприятия признается удовлетворительной, в случае если значение ЭР о/м составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации основного мероприятия государственной программы признается неудовлетворительной.
Второй этап оценки эффективности реализации государственной программы
6. Оценка эффективности реализации государственной программы.
6.1. Эффективность реализации государственной программы оценивается в зависимости от оценки эффективности реализации входящих в ее состав основных мероприятий по следующей формуле:
, где:
ЭР гп - эффективность реализации государственной программы;
ЭР о/м - эффективность реализации основных мероприятий государственной программы;
kj - коэффициент значимости основного мероприятия для достижения целей государственной программы, определяемый по формуле:
,где:
Фj - объем фактических расходов бюджетных средств (кассового исполнения) на реализацию j-го основного мероприятия в отчетном году;
Ф - объем фактических расходов бюджетных средств (кассового исполнения) на реализацию государственной программы;
j - количество основных мероприятий государственной программы.
6.2. Эффективность реализации государственной программы признается высокой, в случае если значение ЭР гп составляет не менее 0,9.
Эффективность реализации государственной программы признается средней, в случае если значение ЭР гп составляет не менее 0,8.
Эффективность реализации государственной программы признается удовлетворительной, в случае если значение ЭР гп составляет не менее 0,7.
В остальных случаях эффективность реализации государственной программы признается неудовлетворительной.
Оценка эффективности реализации государственной программы производится ответственным исполнителем государственной программы ежегодно и обеспечивает мониторинг результатов реализации государственной программы с целью уточнения степени достижения цели, решения задач и выполнения мероприятий государственной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.