Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Орловской области от 26 декабря 2013 г. N 460 в настоящее приложение внесены изменения, вступающие в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного постановления
Приложение 10
к государственной программе
Орловской области "Молодежь
Орловщины на 2013 - 2020 годы"
Подпрограмма
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2013 - 2020 годы" государственной программы
Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013 - 2020 годы"
26 декабря 2013 г.
Паспорт
подпрограммы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2013 - 2020 годы" государственной
программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013 - 2020 годы"
Наименование подпрограммы государственной программы Орловской области |
Подпрограмма "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013 - 2020 годы" государственной программы Орловской области "Молодежь Орловщины на 2013 - 2020 годы" (далее также - Подпрограмма 4) |
Ответственный исполнитель Подпрограммы 4 |
Департамент образования, молодежной политики и спорта Орловской области |
Соисполнители Подпрограммы 4 |
Департамент здравоохранения и социального развития Орловской области; Управление культуры и архивного дела Орловской области |
Программно-целевые инструменты Подпрограммы 4 |
- |
Цель Подпрограммы 4 |
Обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота |
Задачи Подпрограммы 4 |
сокращение масштабов распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений, снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления; реализация комплекса мероприятий антинаркотической направленности среди различных категорий населения, прежде всего - среди молодежи; развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных организаций в сфере профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений; организация целенаправленной информационно-просветительской работы с населением, прежде всего - с молодежью, по антинаркотической пропаганде; внедрение новых методов и средств профилактики наркомании, лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией |
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы 4 |
заболеваемость синдромом зависимости от наркотических веществ; число лиц, больных наркоманией; удельный вес несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков; масштаб незаконного потребления наркотиков; степень доступности наркотиков для незаконного потребления; доля подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия; доля специалистов, прошедших обучение и переобучение в рамках реализации Подпрограммы 4 |
Этапы и сроки реализации Подпрограммы 4 |
2013 - 2020 годы Учитывая прогноз развития наркоситуации в Российской Федерации и Орловской области, оснований для разграничения этапов, существенно различающихся в стратегическом и структурно-функциональном аспектах выполнения Подпрограммы 4, не имеется, в связи с чем ее реализация осуществляется в один этап |
Объем бюджетных ассигнований Подпрограммы 4 |
Объем финансирования Подпрограммы 4 за счет средств областного бюджета составит 21,504 млн. рублей, в том числе по годам: 2013 - 2,543 млн. рублей; 2014 - 1,4 млн. рублей; 2015 - 1,4 млн. рублей; 2016 - 1,4 млн. рублей; 2017 - 3,449 млн. рублей; 2018 - 3,704 млн. рублей; 2019 - 3,703 млн. рублей; 2020 - 3,905 млн. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Подпрограммы 4 |
снижение заболеваемости синдромом зависимости от наркотических веществ на 0,2%; уменьшение числа лиц, больных наркоманией, на 2%; сокращение числа несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков, на 6%; сокращение масштаба незаконного потребления наркотиков на 10%; рост численности подростков и молодежи в возрасте от 15 до 30 лет, вовлеченных в профилактические мероприятия, к концу 2020 года должен составить 120%; рост численности специалистов, прошедших обучение и переобучение, к концу 2020 года должен составить 105% |
I. Характеристика сферы реализации Подпрограммы 4, описание
основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Наркомания как социально и криминально опасное явление присутствовала в жизни общества на всех стадиях его развития. Однако наиболее высокого уровня ее распространение достигло в последнее десятилетие XX века, сформировавшись в глобальную наркоугрозу, которая уже привела к необратимой деградации и гибели огромного числа людей, выступая катализатором общего роста преступности, теневой экономики и коррупции.
Высокая смертность значительной части больных наркоманией даже при их стабильном общем числе на деле означает наличие скрытого систематического притока новых больных вместо выбывающих. Как показывает практика, большинство наркозависимых лиц в течение короткого промежутка времени переходят из разряда трудоспособного населения в категорию безработных, ведущих асоциальный, а в некоторых случаях и противоправный образ жизни. При этом государству наносится серьезный экономический ущерб, возникающий как от производственных убытков (снижение количества трудовых ресурсов), ухудшения демографической ситуации в стране, увеличения социальных затрат на реабилитацию и лечение наркозависимых, так и от их криминальной деятельности.
Оперативная обстановка в Центральном федеральном округе (далее также - ЦФО) в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ по-прежнему остается сложной.
ЦФО занимает лидирующее место среди индустриальных регионов страны и обладает развитой транспортной инфраструктурой, что делает его высокодоходным рынком сбыта наркотиков и позволяет наркопреступникам использовать его как часть наркотрафика из Азии в Европу.
Современное состояние проблемы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Орловской области в целом характеризуется некоторым улучшением по отдельным показателям. По итогам 2011 года уровень наркотизации населения в Орловской области составил 109 человек на 100 тыс. населения, что меньше, чем в среднем по России (247 чел./ 100 тыс. населения) и в 2,2 раза меньше, чем в ЦФО (185 чел./ 100 тыс. населения).
Тем не менее анализ оперативной обстановки в Орловской области свидетельствует о непрекращающемся спросе на наркотики и их аналоги со стороны наркозависимых лиц. На 1 июля 2012 года в области зарегистрировано 779 потребителей наркотических средств и психотропных веществ. За год количество наркозависимых уменьшилось на 3,5%. Основной возраст наркозависимых в нашей области - граждане от 18 до 39 лет.
Проблема наркомании тесно связана с динамикой преступности. В общей массе уголовно наказуемых деяний удельный вес наркопреступлений составляет 6%, 2/3 из них имеют тяжкие и особо тяжкие составы (64%). В сравнении с аналогичным периодом прошлого года количество зарегистрированных с января 2012 года преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, уменьшилось с 381 до 330 (на 13,4%).
Таким образом, на протяжении многих лет Орловская область по распространению наркомании не входит в число проблемных регионов России. Этому во многом способствует межведомственное взаимодействие федеральных, региональных, муниципальных и общественных структур, осуществляющих комплекс профилактических мер, в первую очередь с молодежью.
К числу негативных факторов, влияющих на развитие наркоситуации, относятся:
повышение уровня организованности лиц, занимающихся незаконным производством и распространением наркотиков;
высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;
транснациональный характер наркопреступности, появление новых крупных источников производства наркотиков за рубежом и каналов поступления наркотиков на территорию Орловской области;
распространение видов наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;
формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков.
В этих условиях возникает необходимость подготовки и последующей реализации подпрограммы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013 - 2020 годы".
Основными факторами, оказывающими комплексное действие на снижение распространения наркомании, должны стать:
целенаправленная работа правоохранительных органов и органов исполнительной власти;
повышение эффективности профилактической работы среди населения совместно с общественными организациями, всеми заинтересованными структурами;
пропаганда здорового образа жизни через средства массовой информации;
ужесточение мер по предотвращению поступления, изъятию из незаконного оборота наркотиков.
Основными резервами для улучшения показателей практически по всем направлениям являются:
общественная и социальная безопасность граждан, формирование устойчивой антинаркотической ценностной ориентации у населения и адекватного общественного мнения;
предупреждение преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, а также иных правонарушений, связанных с этим видом преступности, обеспечение финансовых расследований в целях противодействия легализации (отмыванию) наркодоходов;
сотрудничество в противодействии незаконному обороту наркотиков, терроризму, религиозному экстремизму и организованной преступности на межрегиональном и международных уровнях;
выделение приоритетных направлений разработки и внедрения программ пропаганды здорового образа жизни, профилактики наркомании среди несовершеннолетних и молодежи.
Основанием для разработки Подпрограммы 4 явились:
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах";
Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 года N 1374 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров";
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (глава 9 "Молодежная политика"), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р;
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
Для решения проблемы предлагается применить программно-целевой подход с четким определением целей и задач Подпрограммы 4, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и согласованный с реальными возможностями областного бюджета.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
Подпрограммы 4, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей
и решения задач, описание основных ожидаемых результатов
Подпрограммы 4, сроки и контрольные этапы ее реализации
Приоритетным направлением в рамках реализации Подпрограммы 4 является реализация комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Целью Подпрограммы 4 является обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота.
Для достижения поставленной цели Подпрограммы 4 предусмотрено решение следующих задач:
1) сокращение масштабов распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений, снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления;
2) реализация комплекса мероприятий антинаркотической направленности среди различных категорий населения, прежде всего - среди молодежи;
3) развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных организаций в сфере профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений;
4) организация целенаправленной информационно-просветительской работы с населением, прежде всего - с молодежью, по антинаркотической пропаганде;
5) внедрение новых методов и средств профилактики наркомании, лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией.
Решение проблемы невозможно в рамках одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера. В связи с этим реализация Подпрограммы 4 рассчитана на восьмилетний период. Ожидаемые эффективность и результативность от реализации мероприятий Подпрограммы 4 будут оцениваться ежегодно.
С учетом прогноза развития наркоситуации в Российской Федерации и Орловской области оснований для разграничения этапов, существенно различающихся в стратегическом и структурно-функциональном аспектах выполнения Подпрограммы 4, не имеется, в связи с чем ее реализация осуществляется в один этап.
В рамках Подпрограммы 4 определены показатели, которые позволяют ежегодно оценивать результаты реализации тех или иных мероприятий.
Целевые индикаторы и показатели Подпрограммы 4 представлены в приложении 1 к настоящей Подпрограмме 4.
Подпрограмма 4 носит социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут оказывать влияние на различные стороны жизни региона и общества на протяжении длительного времени. В частности она позволит добиться следующих позитивных изменений:
1) в экономической сфере:
снижение ущерба от злоупотребления наркотиками, уменьшение затрат бюджета региона, направляемых на стационарное и амбулаторное лечение потребителей наркотиков;
уменьшение количества финансовых средств населения, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков;
2) в медицинской сфере:
снижение заболеваемости гепатитами В и С, ВИЧ-инфекцией;
уменьшение числа лиц, больных наркоманией (в том числе среди молодежи);
3) в социальной сфере:
снижение криминализации общества, выражающееся в снижении числа преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;
формирование системы моральных ценностей;
воспитание у подростков и молодежи негативного отношения к употреблению наркотических веществ;
увеличение числа подростков и молодежи, выбравших здоровый образ жизни;
4) в политической сфере:
увеличение политической активности молодежи;
формирование активной жизненной позиции;
увеличение числа участников различных детских и молодежных объединений.
Результатом реализации Подпрограммы 4 станет повышение эффективности работы в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, совершенствование системы формирования позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни абсолютным большинством молодежи.
III. Характеристика ведомственных целевых программ
и основных мероприятий Подпрограммы 4
В рамках Подпрограммы 4 реализация ведомственных целевых программ не предусмотрена.
Программные мероприятия, обеспечивающие достижение установленных целей и задач, распределены по следующим разделам:
1. Сокращение масштабов распространения наркомании и связанных с ней преступности и правонарушений, снижение доступности наркотических средств и психотропных веществ для незаконного потребления.
Реализация этих мероприятий способствует противодействию незаконному обороту наркотиков и содействует уменьшению степени негативного воздействия наркопреступности на экономическую и общественно-политическую жизнь в регионе.
2. Реализация комплекса мероприятий антинаркотической направленности среди различных категорий населения, прежде всего - среди молодежи.
Данные мероприятия обеспечивают формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни подростками и молодежью. Реализация данных мероприятий расширит возможности учреждений образования в проведении антинаркотической профилактической работы, обеспечив участие специалистов в реализации программ профилактики наркомании среди подростков и молодежи.
3. Развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных организаций в сфере профилактики распространения наркомании и связанных с ней правонарушений.
Проведение данных мероприятий способствует привлечению общественных организаций и объединений к профилактической деятельности, повышению ее эффективности, так как активно действующие молодежные организации объединяют представителей неформальных молодежных объединений, молодежных субкультур.
4. Организация целенаправленной информационно-просветительской работы с населением, прежде всего - с молодежью, по антинаркотической пропаганде.
Данные мероприятия предусматривают информационное обеспечение работы, проводимой учреждениями системы профилактики, расширение границ первичной профилактики, выработку единого подхода к освещению ситуации, привлечение внимания взрослых к проблеме скрытой рекламы, формирование общественного мнения по проблеме наркотизма.
5. Внедрение новых методов и средств профилактики наркомании, лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией.
Эти мероприятия позволят определить фактические масштабы распространения наркотических средств и психотропных веществ, выявить причины и условия, способствующие злоупотреблению наркотиками. Кроме того, реализация мероприятий позволит осуществлять экспресс-диагностику и выявлять случаи немедицинского потребления наркотических веществ. Данные исследования помогут разработать дальнейшую тактику целенаправленной профилактической работы в Орловской области.
Осуществление комплекса мероприятий по профилактике наркомании в рамках Подпрограммы 4 опирается на постоянную оценку изменения наркоситуации, анализ данной проблемы, реалистичность и соответствие системе приоритетов социально-экономического развития Орловской области.
Реализация мероприятий Подпрограммы 4 будет способствовать дальнейшему развитию активности молодежи, создаст необходимые условия для активного вовлечения молодых граждан региона в борьбу с наркотизацией и потребует от всех участников антинаркотической деятельности разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Получение информации по целевым индикаторам осуществляется путем мониторинга и сбора данных от субъектов профилактики наркомании.
Перечень основных мероприятий Подпрограммы 4 государственной программы представлен в приложении 2 к Подпрограмме 4.
IV. Характеристика мер государственного регулирования
Налоговые, тарифные, кредитные и иные меры государственного регулирования в сфере реализации Подпрограммы 4 не предусмотрены.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Подпрограммы 4 представлены в приложении 3 к Подпрограмме 4.
V. Прогноз сводных показателей государственных
заданий по этапам реализации Подпрограммы 4
В рамках реализации Подпрограммы 4 выполнение государственного задания на оказание государственных услуг государственными учреждениями Орловской области не предусмотрено.
VI. Информация об участии акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также целевых
внебюджетных фондов в реализации Подпрограммы 4
К реализации Подпрограммы 4 акционерные общества с государственным участием, научные и иные организации, а также целевые внебюджетные фонды не привлекаются.
VII. Обоснование объема финансовых ресурсов,
необходимых для реализации Подпрограммы 4
Созданная ранее межведомственная система профилактики наркомании и материально-техническая база в настоящий период времени должны рационально эксплуатироваться и обеспечивать эффективность разновариатив-ных профилактических мероприятий, совершенствование форм и методов противодействия распространению наркотиков, в которых будут задействованы все исполнители Подпрограммы 4.
Источниками финансирования Подпрограммы 4 являются средства областного бюджета на соответствующий финансовый год. Общий объем финансирования Подпрограммы 4 за счет средств областного бюджета составляет 21, 498 млн. рублей, в том числе по годам:
2013 - 2,537 млн. рублей;
2014 - 1,4 млн. рублей;
2015 - 1,4 млн. рублей;
2016 - 1,4 млн. рублей;
2017 - 3, 449 млн. рублей;
2018 - 3, 704 млн. рублей;
2019 - 3, 703 млн. рублей;
2020 - 3, 905 млн. рублей.
Из них:
средства федерального бюджета - 0;
средства бюджета Орловской области - 21, 498 млн. рублей, в том числе по годам:
2013 - 2,537 млн. рублей;
2014 - 1,4 млн. рублей;
2015 - 1,4 млн. рублей;
2016 - 1,4 млн. рублей;
2017 - 3, 449 млн. рублей;
2018 - 3, 704 млн. рублей;
2019 - 3, 703 млн. рублей;
2020 - 3, 905 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 0;
внебюджетные источники - 0.
В том числе по направлениям затрат:
капитальные вложения - 0;
НИОКР - 0;
прочие нужды - 21, 504 млн. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Подпрограммы 4 за счет средств областного бюджета представлено в приложении 4 к Подпрограмме 4.
Расходы на реализацию мероприятий Подпрограммы 4 ежегодно уточняются Законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов областного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных образований, юридических лиц на реализацию целей Подпрограммы 4 представлено в приложении 5 к Подпрограмме 4.
VIII. Анализ рисков реализации Подпрограммы 4 и
описание мер управления рисками реализации Подпрограммы 4
Возможными рисками при реализации мероприятий Подпрограммы 4 выступают прежде всего финансовые и социальные риски.
При реализации Подпрограммы 4 существует финансовый риск, связанный с неполным или несвоевременным финансированием Подпрограммы 4, что повлечет невыполнение мероприятий в запланированные сроки.
Социальные риски следует рассматривать как следствие финансовых рисков. Отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к утрате достигнутых в настоящее время положительных результатов и к возможному увеличению численности лиц, больных наркоманией, что будет представлять широкомасштабную угрозу для здоровья и благополучия населения Орловской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.