Обсудив представленный Правительством Республики Тыва прогноз социально-экономического развития Республики Тыва, Верховный Хурал (парламент) отмечает, что прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2001 год разработан на основе анализа экономической ситуации в 2000 году с учетом намерений министерств и ведомств, предприятий и организаций всех форм собственности, администраций кожуунов и городов Кызыла и Ак-Довурака, а также условий развития экономики Российской Федерации.
Предусмотренные прогнозом на 2000 год основные показатели социально-экономического развития подтверждаются за исключением квоты по добыче золота, не достигнуты параметры по производству отдельных видов продукции (асбеста, овчинно-шубных изделия и т.д.) индекс физического объема промышленной и сельскохозяйственной продукции, объему перевозки грузов и т.д.
Объем валового регионального продукта возрос и составил 3671 млн. рублей в действующих ценах, с ростом на 7,8 процента к уровню 1999 года.
Объем промышленной продукции составил 830,2 млн. рублей. Индекс физического объема промышленной продукции составил 10,6 процента, превысил предусмотренный прогнозом уровень на 8,5 процента.
В целом по республике увеличилось производство тепло энергии на 8 процентов, электроэнергии - на 11,1 процента, стройматериалов на 29,9 процента, макаронных изделий на 32,7 процента, хлеба и хлебобулочных изделий на 20,2 процента, добыча золота на 12,1 процента.
Инвестиции в основной капитал составили 274,8 млн. рублей. Увеличились объемы жилищного строительства.
Объем розничного товарооборота превысил прогнозный уровень на 36,7 процента, платных услуг - на 56 процентов, денежные расходы на душу населения - на 9,5 процента.
Отмечается рост доходов консолидированного бюджета и в целом финансовых потоков республики.
Объективная оценка экономической ситуации и социальной сферы республики показывает, что не произошло кардинального изменения в экономике, не говоря уже о закреплении положительной тенденции в развитии экономики.
По оценке 2000 года из 43 крупных и средних промышленных предприятий 24 снизили объемы производства по сравнению с 1999 годом. Допущено снижение объемов производства в 2000 году ГП "Каа-Хемский", ГП "Кызылский пивзавод", АО "Тывамебель", которые в 1999 году добивались роста объема производства. Не оправдались прогнозные показатели по производству стройматериалов.
По данным Государственного комитета Республики Тыва по статистике за январь-ноябрь отчетного года крупными и средними предприятиями было получено 276,8 млн. рублей убытка. Сальдированный финансовый результат по всем предприятиям и организациям независимо от формы собственности сформировался следующим образом: 79 предприятий получили прибыль в размере 5,8 млн. рублей, 162 предприятия имели убыток на сумму 282,6 млн. рублей.
Уровень доходов населения существенно отличается. При прожиточном минимуме 1210,5 рублей в месяц среднемесячная зарплата работников сельского хозяйства составила 398 рублей, животноводства - 195 рублей, торговли и общепита - 883 рублей, культуры и искусства - 1134 рубля. Величина прожиточного минимума, рассчитанная на одного пенсионера в 2000 году составила 939,5 рублей в месяц, в то время как средний размер назначенных месячных пенсий - 695,8 рублей. Задолженность по заработной плате из бюджетов всех уровней по состоянию на 1 января 2001 года составила 126,5 млн. рублей (55 процентов общей суммы задолженности). Более всего имеется задолженности из-за отсутствия бюджетного финансирования в сфере образования - 82548 тыс. рублей, коммунального хозяйства - 32792 тыс. рублей. Наибольшая просроченная задолженность по зарплате наблюдается на предприятиях сельского хозяйства.
Крайне тяжелым является положение основных предприятий, которые без государственной поддержки самостоятельно выйти из кризиса не смогут.
Предприятия нуждаются в получении государственной поддержки процесса реструктуризации и технического перевооружения. Она заключается в приведении организационной и производственной структуры предприятий, размеров их мощностей, имущества в соответствии с теми объемами продукции, на которые имеется платежеспособный спрос населения.
Продолжает оставаться тяжелой ситуация в сельском хозяйстве. По состоянию на 1 января 2001 года наблюдается снижение поголовья всех видов скота и птицы, кроме коз и овец. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 12,5 процента, лошадей - на 11,6, свиней на 17,8 процента, птицы на 19,8 процента. На снижение поголовья влияет и кража скота, что составляет 12,4 процента из всех зарегистрированных преступлений.
Необходимо развитие собственного производства, обеспечение потребительского рынка за счет развития сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. К проблемам сельскохозяйственного производства необходим комплексный подход, который включает государственное стимулирование банковского кредитования, развитие аграрной инфраструктуры, установление государственных заказов на сельхозпродукцию, поддержку лизинга.
В прогнозе 2001 года в отличие от прогноза на 2000 год предполагается обеспечить рост валового регионального продукта в сопоставимых ценах на 10 процентов, производства сельскохозяйственной продукции на 4,8 процента, объема промышленного производства на 12 процентов, среднедушевого дохода на 13 процентов.
Не подкреплен финансовыми, организационными и инвестиционными мерами прогнозируемый рост поголовья всех видов скота. Необходимы меры по сокращению скотокрадства и реальной поддержки сельского хозяйства в республике. Предполагаемая господдержка АПК предусматриваемая в сумме 9,3 млн. рублей, не решает проблем сельского хозяйства.
Не подкреплен финансовыми, организационными и инвестиционными мерами прогнозируемый рост поголовья всех видов скота. Необходимы меры по сокращению скотокрадства и реальной поддержки сельского хозяйства в республике. Предполагаемая господдержка АПК предусматриваемая в сумме 9,3 млн. рублей, не решает проблем сельского хозяйства.
Прогнозируемые объемы промышленной продукции не обеспечивают решение строительной программы. Намеченный большой рост строительства требует соответствующего увеличения кирпича, сборных железобетонных изделий, пиломатериалов и нерудных стройматериалов. Объемы этих видов материалов не сбалансированы с объемами строительных работ.
Ожидается увеличение объема перевозки грузов в 2001 году на 10 процентов. При увеличении инвестиций в 2,2 раза объем перевозки грузов должен увеличиваться примерно в два раза.
Инвестиции увеличены в 2,2 раза и направляются на эти цели 596,6 млн. рублей. В инвестиционной программе предусматривается строительство объектов, не обеспеченных технико-экономическими обоснованиями, бизнес-планами и проектно-сметной документацией (далее ПСД). Без проектно-сметной документации включены в инвестиционную программу много объектов. Среди них создание цехов по переработке продукции животноводства в кожуунах (20 млн. руб.), убойный цех на границе (1,5 млн. руб.), строительство бизнес центра (10 млн. руб.), реконструкция производственной базы МП "Терлиг-Хая" (20 млн. руб.).
По цеху детского питания (10 млн. руб.) нет ПСД. Нет технико-экономического обоснования строительства кондитерской фабрики. Вызывает сомнение строительство паркетной линии без проработки вопросов сбыта данной продукции, а также большая стоимость привязки оборудования 8,5 млн. рублей. Вызывает сомнение целесообразность строительства гостиницы для чабанов.
Как отмечено в прогнозе социально-экономического развития на 2001 год основными доходными источниками останутся налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на имущество. Следует заметить, что НДС зачисляется полностью в федеральный бюджет.
Предполагается стабилизация ситуации с денежными доходами населения на основе ликвидации задолженности по заработной плате в бюджетной сфере и частично в других отраслях экономики. Среднемесячный денежный доход на одного жителя республики увеличится на 15,4 процента.
Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва отмечает, что на 2001 год:
1. Объектом особого протекционизма должен стать агропромышленный комплекс. Необходимо увеличить объемы средств предусмотренных для отрасли "сельское хозяйство".
2. За счет уменьшения или исключения объектов, не обеспеченных ТЭО, бизнес-планами и проектно-сметной документацией, включить в инвестиционную программу дополнительно:
техперевооружение кирпичного завода (1,3 млн. руб.) и техперевооружение завода ЖБИ (4 млн. руб.);
реконструкцию и техническое перевооружение Кызылского молокозавода в соответствии с разработанным бизнес-планом (6 млн. руб.);
разработку ТЭО, проектирование и изготовление оборудования спиртового завода на базе российской технологии (10 млн. руб.).
Установить, что выделение инвестиций производить после заключения договора с Госкомимуществом Республики Тыва о доле государства в имуществе предприятий.
4. В целях поддержки товаропроизводителей и предпринимателей и в соответствии с Законом Республики Тыва "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Тыва" оказать государственную поддержку Союзу товаропроизводителей и предпринимателей Республики Тыва в сумме 350 тыс. руб. для разработки бизнес-планов, ТЭО инвестиционных проектов реконструкции, технического перевооружения действующих и создаваемых предприятий.
На основании выше изложенного Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2001 год с учетом поступивших предложений и замечаний от комитетов и Контрольной комиссии Верховного Хурала.
2. Правительству Республики Тыва осуществить организационные и экономические меры, обеспечивающие прогнозируемый уровень развития Республики Тыва на 2001 год.
Председатель Верховного Хурала
(парламента) Республики Тыва |
Ш. Кара-оол |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва от 30 января 2001 г. N 920 "О прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2001 год"
Текст постановления официально опубликован не был