Правительство Республики Тыва постановляет:
Принять к сведению доклад "О положении граждан старшего поколения в Республике Тыва" (прилагается).
Министерству труда и социальной политики Республики Тыва до 1 мая 2003 г. опубликовать доклад о положении граждан старшего поколения в Республике Тыва в средствах массовой информации.
Контроль за исполнением данного постановления возложить на управление по вопросам социальной политики Правительства Республики Тыва.
Председатель Правительства
Республики Тыва |
Ш. Ооржак |
Доклад о положении граждан старшего поколения в Республике Тыва
Введение
Защита прав и законных интересов граждан старшего поколения, поддержка их социального статуса и обеспечение активного долголетия являются одной из основных составляющих социальной политики. Пожилые люди внесли значительный вклад в развитие нашей страны, победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, признанные во всем мире успехи науки, культуры. Они проявляют интерес к социальной, культурной и экономической жизни, поддерживают солидарность поколений и являются хранителями духовных и нравственных ценностей, сохраняют способность к посильной трудовой деятельности, готовность делиться и передавать опыт. В то же время именно они переживают особенно глубокие социальные трудности. Пожилому возрасту присущи специфические особенности: ухудшение здоровья, снижение способности к самообслуживанию, "предпенсионная безработица", неустойчивое материальное положение.
Основу политики Правительства Республики Тыва в интересах граждан старшего поколения составляет создание условий, обеспечивающих достойные уровень и качество их жизни, обеспечение максимально благоприятного социального самочувствия пожилых людей.
Доклад о положении граждан старшего поколения в Республике Тыва основывается на официальных материалах, представленных различными министерствами и ведомствами республики, данных государственной статистики и подготовлен в соответствии с федеральной целевой программой "Старшее поколение" на 2002-2004 годы.
Доклад нацелен на привлечение внимания органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления к решению актуальных проблем граждан старшего поколения.
Основные социально-демографические показатели
граждан старшего поколения в Республике Тыва
Население Российской Федерации переживает устойчивый период демографического старения, что выражается в росте абсолютной численности лиц старше трудоспособного возраста и доли граждан старшего поколения. В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) к пожилому относится население в возрасте от 60 до 74 лет, к старшему от 75 до 89 лет, к долгожителям - 90 лет и старше. Рубеж 65-летнего возраста выделяется особо, так как во многих странах это сопряжено с выходом на пенсию. В России в состав старшего поколения включаются женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет. Ежегодно общая численность пенсионеров, в том числе по старости, увеличивается на 600-700 тыс. человек.
Современная демографическая ситуация в Республике Тыва характеризуется динамичным увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста. По состоянию на 1 января 2002 г. 43,5 тыс. человек или 14,0% населения республики составляют граждане старшего возраста, в том числе 3,6% - граждане 65-74 лет, 1,3% - от 75 до 84 лет и 0,4 % населения составляют граждане 85 лет и старше.
Если в 1998 году в республике проживало 42,6 тыс. граждан старше трудоспособного возраста (от 55 и старше), то в 2002 году численность граждан данной категории возросла на 0,8 тыс. граждан. Наибольший рост в 1,2 раза наблюдался в возрастной группе от 60 до 64 лет. Численность и доля пожилых людей в городском и сельском населении изменяется неодинаково, 52,9%, или 11,4 тыс. человек в возрасте 60-74 лет проживают в сельской местности. Старение населения республики обусловлено длительным спадом рождаемости и сохранением высокой смертности среди всех групп населения, особенно в трудоспособном возрасте. На 1000 человек трудоспособного возраста в 2001 году приходилось 175 пожилых граждан.
Увеличивается диспропорция в численности мужского и женского населения. К числу престарелых и тем более долгожителей относятся преимущественно женщины, они живут дольше мужчин на 12 лет. Это приводит к росту численности одиноких пожилых людей, которыми, как правило, оказываются женщины.
В республике среди граждан в возрасте 60 лет и старше 16,4 тыс., или 60,9%, составляют женщины, 10,6 тыс., или 39,1%, - мужчины. В 1979 году это соотношение составляло 60,2 и 39,8% соответственно, в 1989 - 61,1 % и 38,9%. Превышение численности женского населения над мужским особенно характерно для старших возрастных групп. В настоящее время доля мужчин от 60 до 69 лет составляет 43%, в то время как доля женщин - 57,0%. В возрасте от 70 и старше доля женщин в 2 раза больше.
Значительный разрыв в уровне средней ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин является одной из особенностей социально-демографического развития России и, в частности, нашей республики. Во всех развитых странах женщины живут дольше мужчин на 2,5 года. В нашей стране этот разрыв составляет 12,5 года.
Демографические процессы, затрагивающие жизнедеятельность граждан старшего поколения, обладают значительной устойчивостью и становятся важнейшими факторами экономических и социальных изменений. Отмечена устойчивая тенденция к увеличению в составе населения доли лиц пожилого и старшего возраста, возрастание демографической нагрузки на население трудоспособного возраста, что предъявляет серьезные требования к системам пенсионного обеспечения и социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Нормативно-правовые основы социальной
поддержки граждан старшего поколения
Правовая система Российской Федерации имеет разветвленную систему нормативных правовых актов, охраняющих права и законные интересы граждан страны, в том числе лиц старшего возраста. Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых граждан, имеет как общий, так и специальный характер. Применительно к лицам пожилого возраста в Российской Федерации охраняется здоровье, устанавливаются государственные пенсии и пособия, обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан через систему социальных служб, гарантируются условия для культурно-образовательной деятельности.
Законодательство Российской Федерации, реализующее указанные конституционные гарантии прав пожилых людей, содержит три вида норм: нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей; нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и соответствующих этим правам обязанностей государства, негосударственных структур и семьи; нормы, регулирующие положение особых групп пожилых людей (ветераны, инвалиды, различные категории пожилых людей в зависимости от возраста). С вступлением в действие нового Гражданского кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации и ряда федеральных законов ("Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "О ветеранах", "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О реабилитации жертв политических репрессий", "О статусе военнослужащих") расширились нормы законодательства, адресованные непосредственно гражданам пожилого возраста.
Важной составной частью политики формирования доходов и поддержания социального статуса пожилого населения являются законодательно закрепленные льготы, неразрывно связанные с пенсиями, пособиями и социальным обслуживанием. В целом в Российской Федерации действует более 1000 социальных льгот, существует около 233 категорий их получателей, включая многие категории, пожилых людей. По вопросам социальных льгот на федеральном уровне действует свыше 50 нормативных правовых актов.
Одним из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов, является Федеральный закон Российской Федерации от 25 января 1995 г. "О ветеранах". Действие закона в республике распространяется на 19,2 тыс. человек, в том числе на 392 ветеранов Великой Отечественной войны, 191 участника боевых действий на территории других государств, 4 блокадников Ленинграда, 532 членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, 18028 ветеранов труда и 82 ветеранов военной службы. В 2001 году 1112 гражданам присвоено звание "Ветеран труда", в 2002 году - 2045 гражданам.
После принятия в 2000 году изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" четко разграничена ответственность за финансирование мер социальной защиты между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
В 2002 году улучшено финансирование федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В бюджетах всех уровней было предусмотрено 4,2 млн. рублей и 5,0 млн. рублей, соответственно, в том числе на исполнение Федерального закона "О ветеранах" 26,1 млн. рублей за счет республиканского бюджета.
Министерством труда и социальной политики Республики Тыва в соответствии с Федеральным законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за 2002 год обеспечены санаторно-курортными путевками 489 ветеранов и инвалидов на сумму более 4,7 млн. рублей, в том числе на курорты "Чедер" - 234 человека, "Уш-Белдир" - 70, "Белокуриха" - 2, "Красноярское Загорье" - 3, "Сосновый бор" - 180,"Шира" - 50, "Сочи" - 2. Предоставлены льготы на сложное протезирование 4 инвалидам на сумму 60,0 тыс. рублей, оплачены расходы на проезд в сумме 874,2 тыс. рублей, обеспечены кресло-колясками 90 инвалидов, выделены автомашины "Ока" 80 ветеранам и инвалидам на сумму 5,7 млн. рублей.
Оказываются такие виды льгот, как оплата жилья и коммунальных услуг, электросвязи, приобретение и доставка топлива для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, проезд на городском, междугородном автобусах и воздушном транспорте.
Анализ исполнения федеральных законов показывает, что финансирование закона "О ветеранах" из федерального и республиканского бюджетов в 2002 году произведено полностью, закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" - на 97%. В 2003 году запланировано произвести финансирование на сумму 35,6 млн. рублей, из них за счет федерального бюджета - 9,5 млн. рублей, из республиканского - 26,1 млн. рублей.
Вместе с тем реализация ветеранских льгот продолжает оставаться сложной. В полном объеме средства, предусмотренные на исполнение вышеназванных законов, профинансированы в Бай-Тайгинском, Каа-Хемском, Кызылском, Пий-Хемском, Тандинском, Чаа-Хольском кожуунах и г. Кызыле. В Тоджинском, Улуг-Хемском кожуунах, г. Ак-Довураке процент выполнения Федерального закона "О ветеранах" составляет от 2 до 6; Овюрском, Дзун-Хемчикском кожуунах - 27%, Тес-Хемском кожууне - 35% и т.д.
Из-за недостаточного финансирования нарушаются требования законодательства о порядке медицинского обслуживания ветеранов, предоставления им льгот по оплате лекарственных средств и изделий медицинского назначения, бесплатного проезда на городском пассажирском транспорте, других социально значимых льгот.
Существующая в настоящее время обширная нормативно-правовая база, направленная на повышение уровня социальной поддержки пожилых людей, предусматривает достаточно полную реализацию ими своих прав, гарантий и льгот. Однако осуществление ее в полном объеме требует эффективных механизмов реализации, финансового обеспечения, социального контроля и ответственности за неисполнение законов.
Пенсионное обеспечение граждан старшего поколения
Пенсионное обеспечение занимает центральное место в системе социальной защиты населения. Для более чем 20% населения, относящегося к пенсионерам, пенсионные выплаты являются единственным источником к существованию. В республике состоит на учете более 84400 получателей пенсий, в том числе трудовых пенсий по старости - 37222 человека и по государственному пенсионному обеспечению - 16838. Более 50% от общего числа получателей пенсий - это граждане старшего поколения. Из них 1266 - пенсионеры, достигшие 80 лет, 22561 - в возрасте от 60 до 80 лет и 17838 - от 50 до 60 лет.
Анализ численности граждан пенсионного возраста показал, что в республике ежегодно количество пенсионеров по старости увеличивается в среднем на 5 процентов, или на 2,5 тыс. человек. Самый большой прирост был отмечен с 1998 по 2000 год и составил 971 человек. В 2001, 2002 годах данный показатель снизился до 1,8 тыс. человек. В соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" течение 2002 г. была произведена индексация базовой и страховой частей трудовых пенсий, а именно:
на 6,5 процента с 1 февраля 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 2002 г. N 42 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2002 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии".
на 9 процентов с 1 августа 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 535 "Об утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2002 г. базовой и страховой частей трудовой пенсии";
В республике средний размер пенсий составил 1230,4 руб. и по сравнению с 2001 годом увеличился на 323 руб. Пенсия составляет 83% прожиточного минимума пенсионера в республике, который в IV квартале 2002 г. составил 1487 рублей.
В связи с введением в действие Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в республике проведена оценка пенсионных прав граждан старшего поколения путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. В 2002 году произведен перерасчет размера пенсии 16352 пенсионерам в связи с добавлением страхового стажа работы и сведений о зарплате с более высоким заработком.
На сегодняшний день в республике проживает 31 человек, имеющих награды за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерации, из них 4 Героя Социалистического Труда, 4 лауреата Государственной премии Российской Федерации и 23 человека, награжденных орденом Ленина. Данной категории назначены и производятся выплаты пенсий согласно Федеральному закону "О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией".
Помимо перечисленных мер, в целях поддержания жизненного уровня пенсионеров в 2002 году Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва на оказание адресной социальной помощи выделено 432 тыс. рублей. Оказана материальная помощь инвалидам и участникам Великой Отечественной войны ко Дню Победы, на проведение Дня пожилых людей, произведена подписка на газету "Достоинство".
Здоровье и медицинское обслуживание пожилых людей
В последние годы отмечается ухудшение показателей физического здоровья пожилых людей, проявляющихся в увеличении заболеваемости, инвалидности и смертности, в том числе от неестественных причин. Принятые в 1993 году Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан создали правовую основу медико-социальной помощи пожилым людям.
У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте в 6 раз выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Отличительной особенностью гериатрических больных является преобладание тяжелых, длительно текущих хронических заболеваний, сочетание патологических изменений различных органов и систем. Наиболее часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения. Более 70% граждан пожилого возраста оценивают свое состояние как неудовлетворительное. Медицинское обслуживание этой категории лиц в 2 раза дороже, чем обслуживание остальных групп населения.
В этих условиях особое значение приобретают вопросы обеспечения большей доступности и улучшения качества медицинской помощи лицам пожилого возраста.
В республике медицинское обслуживание пожилым оказывается всеми медицинскими учреждениями независимо от ведомственной принадлежности. Специализированная помощь оказывается в гериатрическом отделении ресбольницы N 1, где осуществляется лечебно-диагностическая, консультативная, медико-социальная помощь. В отделении функционируют физиокабинет, массажный, процедурный кабинеты, зал ЛФК, водолечебница. С 1990 г. функционирует стационар дневного пребывания на 7 коек, что крайне недостаточно для проведения лечения всем нуждающимся. На диспансерном учете состоит 552 человека, из них 48 долгожителей старше 90 лет. В поликлиниках и реабилитационных центрах республики обслуживаются 195 человек.
Особое внимание обслуживанию пожилых граждан уделяется в действующих стационарных учреждениях социального обслуживания. Совместно с лечебно-профилактическими учреждениями здравоохранения выполняются комплексные программы по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима и профилактике инфекционных заболеваний, ежеквартально проводятся осмотры специалистами (невропатолог, окулист, хирург и др.). Показатель заболеваемости и смертность в республиканских домах-интернатах снизились на 30 процентов.
С 2001 г. ветераны, нуждающиеся в реабилитации, направляются в госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны г. Красноярска.
Государственная система социальных учреждений
для граждан старшего возраста
Социальное обслуживание пожилых людей в республике представляет собой целостную систему, включающую 6 стационарных учреждений и 21 нестационарное учреждение специального обслуживания. Из них 3 дома-интерната общего типа, отделение Кызылского дома-интерната для престарелых и инвалидов в п. Хадын Пий-Хемского кожууна, психоневрологический дом-интернат, специализированный дом-интернат для лиц без определенного места жительства и занятий и лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В учреждениях социальной защиты проживает 792 пожилых гражданина и инвалида. В домах-интернатах общего типа функционируют также отделения "Милосердие", в которых всесторонним обслуживанием охвачено 197 лежачих инвалидов.
Однако численность стационарных учреждений республики и число койко-мест не достаточны для удовлетворения всех нуждающихся в этом виде помощи, особенно в отдаленных кожуунах. После завершения строительства пристройки Кызылского дома-интерната для престарелых и инвалидов в 2003 году число мест увеличится на 70.
Основной проблемой остается вопрос финансирования учреждений социального обслуживания. Все стационарные учреждения нуждаются в оснащении техническими средствами реабилитации и оборудовании вспомогательными устройствами, позволяющими осуществлять активное передвижение.
За последние три года система социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов республики получила финансовую поддержку в сумме 39,6 млн. рублей за счет средств на реализацию указов Президента Российской Федерации "О мерах по улучшению условий престарелых и инвалидов в государственных и муниципальных учреждениях социального обслуживания", "О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения", а также по долгам Пенсионного фонда Российской Федерации. Между учреждениями социальной защиты и плательщиками-недоимщиками заключено 52 соглашения на общую сумму 11,0 млн. рублей, 154 договора.
Указанные средства использовались на погашение имеющейся кредиторской задолженности, укрепление и развитие материально-технической базы названных учреждений и оптимизацию условии проживания, улучшение питания, приобретение мягкого инвентаря, технологического, медицинского, реабилитационного оборудования, медикаментов, текущий и капитальный ремонт, оплату коммунальных услуг. Проведен капитальный ремонт специализированного дома-интерната в с. Сукпак, филиала в с. Хадын. Для Кызылского дома ветеранов и инвалидов на 3238,4 тыс. рублей получены пищеблок из 50 наименований, постельное белье, медикаменты, продукты питания. Буренским психоневрологическим домом-интернатом освоено на капитальный ремонт 3659,4 тыс. рублей. Хайыраканским домом-интернатом получены электроплита, жарочный шкаф, стиральная машина, центрифуга.
На развитие учреждений социального обслуживания выделялись средства за счет федеральной целевой программы "Старшее поколение" на 2002-2004 годы, на 1299 тыс. рублей приобретены реабилитационное медицинское оборудование, кабинеты ЛФК, автотранспорт.
Особого внимания заслуживают одинокие престарелые граждане, вернувшиеся из мест лишения свободы, лица без определенного места жительства. Для них открыт специализированный дом-интернат на 50 мест в с. Сукпак Кызылского кожууна. Разработан план мероприятий по социальной поддержке лиц без определенного места жительства, предупреждению бродяжничества и попрошайничества в Республике Тыва. В 2003 году будет создан реабилитационный центр для лиц без определенного места жительства в г. Кызыле.
За прошедший год проведены мероприятия, связанные с реализацией постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов". Вступили в действие нормативно-правовые документы, регламентирующие плату за стационарное обслуживание, организацию питания, нормативы численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов, обеспечение мягким инвентарем граждан, проживающих в учреждениях социального обслуживания. Договора о стационарном обслуживании заключены во всех домах-интернатах республики.
Неуклонно растет роль в оказании помощи пенсионерам старшего возраста центров социального обслуживания. В республике функционирует 21 центр социального обслуживания, четыре являются комплексными, оказывающими социальную, медицинскую, психологическую помощь пожилым гражданам. В них имеются отделения надомного социально-бытового обслуживания, дневного пребывания, временного проживания, срочного социального обслуживания и социально-реабилитационные отделения.
В 68 населенных пунктах республики работают 47 штатных специалистов срочной службы, 83 социальных работника, которые обслуживают на дому около 900 пожилых людей и инвалидов, более 3000 граждан пользуются услугами отделений службы.
В сельской местности республики проживает 51 процент из числа обслуживаемых в надомных условиях. Обслуживание пожилых граждан, проживающих в неблагоустроенных домах, включает такие виды помощи, как доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом, проведении ремонта, работа на приусадебных участках.
Наиболее распространенным видом социальной поддержки граждан пожилого возраста остается срочная социальная помощь, оказание разовых услуг в трудной жизненной ситуации: услуги почты, обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости.
Система социального обслуживания граждан пожилого возраста нуждается в дальнейшем совершенствовании. В перспективе необходимо расширить сеть нестационарных форм обслуживания, увеличить количество предоставляемых в них услуг, в том числе платных.
Социальное партнерство и взаимодействие
с общественными организациями
Общественные объединения, в том числе образованные по инициативе самих ветеранов и пожилых людей, общепризнанный инструмент решения жизненно важных проблем пожилого населения и привлечения к этому добровольного актива государственных структур и общественности. Направления деятельности таких организаций различные. Это оказание благотворительной помощи нуждающимся, осуществление культурно-просветительной деятельности, пропаганда идей милосердия и справедливости, разработка и осуществление благотворительных программ, содействие развитию международного сотрудничества в гуманитарной сфере и др. В республике действуют советы ветеранов войны и труда, благотворительный фонд "Милосердие", Российское Общество Красного Креста, Фонд социальной поддержки, Фонд семьи, охраны материнства и детства.
Объединения лиц старшего поколения активно работают совместно с органами социальной защиты, здравоохранения, военным комиссариатом республики. Значительную роль играет Республиканская общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Это одна из наиболее массовых, авторитетных и влиятельных общественных организаций, традиционно работающих в интересах пожилых людей.
В течение 2002 г. организация республики и ее первичные филиалы на местах провели ряд мероприятий, направленных на изучение положения и условий жизни людей старшего поколения, в том числе ветеранов Великой Отечественной войны и участников трудового фронта. Осуществлялись проверки реализации их социальных прав, предусматривающих своевременность выплаты пенсий, предоставление льгот, гарантий и компенсаций, льготное лекарственное обеспечение, качественное медицинское и социальное обслуживание. В итоге обследованы условия жизни 274 ветеранов, выявлено 148 одиноких граждан, из которых 36 нуждаются в постоянной посторонней поддержке. Учитывая трудное положение малообеспеченных пожилых граждан, оказана материальная помощь на сумму 350,0 тыс. рублей, в том числе 171,0 тыс. рублей за счет средств Совета ветеранов. По ходатайству организации 26 ветеранам предоставлены квартиры, установлено 46 квартирных телефонов, 58 человек устроены в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, 103 определены на лечение в медицинские учреждения, граждане старших возрастов прикреплены на обслуживание в центры социального обслуживания. Правительством республики на поддержку деятельности Республиканского совета ветеранов выделено 200 тыс. рублей.
Проводилась работа с представителями гуманитарных организаций из США, Германии и Франции. Составлены договоры с руководителями стационарных учреждений, цель которых направлена на улучшение благосостояния и жизнеобеспечения престарелых и инвалидов. Оказана гуманитарная помощь в виде муки, продуктов питания, семян овощей, строительных материалов и работ, медикаментов, перевязочных материалов, моющих и гигиенических средств, семян зерновых культур и закупа крупного, мелкого скота и птицы. Международная гуманитарная организация "Аксион Конрт Ля ФЭМ" (Франция) оказала помощь стационарным учреждениям республики на сумму 2,1 млн. рублей. Международная гуманитарная организация "Прожект Эйд Сибирь" (США) - на 11,4 млн. рублей. Германская гуманитарная организация "КЭР" оказала помощь в виде одежды и медикаментов на сумму 85 тыс. рублей. Одной из организаций, принимающей участие в социальной защите и обеспечении социальных прав пожилых людей, оказании им помощи и поддержки, является Российское Общество Красного Креста. В 2002 году им оказана помощь на сумму 1,6 млн. рублей, ее получили свыше 2800 человек, в пунктах питания 920 человек были обеспечены бесплатным горячим питанием. В республике действует ряд Социальных столовых, специализированных магазинов и других жизненно важных объектов, обслуживающих наименее социально защищенные группы пожилых людей, способствующих улучшению их жизнеобеспечения.
Инструментом преодоления дефицита общения становится повсеместная и организованная работа с пожилыми людьми на базе действующих домов культуры, филармонии, музеев, библиотек, которые разрабатывают и осуществляют комплексные меры по содействию людям старшего возраста в культурном развитии и проведении досуга. Ежегодно отделами культуры проводятся День пожилых людей, Международный день инвалидов, функционируют клубы "Кому за 60", введены дни льготного показа спектаклей для пожилых людей.
Заключение
В Республике Тыва продолжается процесс социально-демографического старения общества, возрастает численность и доля граждан старшего поколения. Эта устойчивая тенденция привела к тому, что каждый шестой житель республики сегодня достиг 50-летнего возраста или превысил его.
Социально-экономическое положение пожилых людей в настоящее время нельзя считать благополучным. Уровень доходов пожилых людей во многих случаях не достигает прожиточного минимума. Трудовая занятость, работа на приусадебных участках в значительной степени обеспечивают их выживание. Принятые в 2002 году меры позволили повысить уровень доходов, приблизили размер пенсии к прожиточному минимуму пенсионера. Улучшилось финансирование по льготам, установленным Федеральным законом "О ветеранах".
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение - характерные черты положения значительной части пожилых людей. Продолжается развитие социально-геронтологической и гериатрической помощи как в лечебно-профилактических учреждениях, так и на дому.
Развивается система социального обслуживания граждан старшего поколения, улучшены условия граждан, проживающих в них, укреплена материальная база. Центрами социального обслуживания, нестационарными и полустационарными формами социального обслуживания охвачено около четырех тысяч человек.
В целях обеспечения более эффективной защиты интересов граждан необходим комплексный подход к решению вопросов предоставления пожилым людям предусмотренных законодательством льгот, гарантированной медицинской помощи и социального обслуживания, свободного доступа к общественным ценностям в области культуры, духовной жизни и отдыха, всестороннего информирования по всем аспектам их жизни.
Должны внедряться современные методы ухода за пожилыми людьми с целью продления пребывания в домашних условиях до тех пор, пока это возможно, и развитие сети учреждений социального обслуживания пожилых людей, позволяющей оказывать необходимую адресную помощь соответственно характеру нуждаемости в ней.
Разработанная Министерством труда и социальной политики Республики Тыва республиканская программа "Старшее поколение" на 2002-2004 годы должна стать основой государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения. Реализация программы позволит повысить уровень и качество жизни пожилых людей, на основе социальной солидарности и справедливости, рационального использования финансовых, материальных ресурсов, внутреннего потенциала государственных и общественных институтов республики, осуществляющих свою деятельность в области социальной защиты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 3 апреля 2003 г. N 177 "О докладе "О положении граждан старшего поколения в Республике Тыва"
Текст постановления опубликован в газете "Тувинская правда" от 19 апреля 2003 г. N 45