Решение Верховного суда Республики Тыва
от 24 мая 2004 г. N 3-16
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.
при секретаре Кара-Сал И.В.
с участием представителя заявителя по доверенности Астафьевой Н.М., представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по доверенности Куулара В.К. и представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Лаа Ю.К., рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2004 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст. 3, п. 1 ст. 10 и п. 1 ст. 25 в части слов "граждане Республики Тыва" и "гражданин Республики Тыва"; п.\п. 3 п. 1 ст. 18 в части установления дисциплинарного взыскания, применяемого к муниципальным служащим, в виде строгого выговора; абзац 3 п. 3 ст. 26, п. 1 ст. 27 в части установления испытания для лиц, поступающих на работу по конкурсу - испытанию и конкурсу документов на замещение муниципальной должности и для муниципального служащего при переводе на муниципальную должность иной группы и иной специализации на срок от трех до шести месяцев и п. 4 ст. 27 Закона Республики Тыва "О муниципальной службе" от 12 января 2000 года N 389 (в редакции Закона РТ от 10 июля 2003 года N 374 ВХ-1), установил:
Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в суд с заявлением о признании противоречащем федеральному законодательству и недействующими ст. 3, п. 1 ст. 10 и п. 1 ст. 25 в части слов "граждане Республики Тыва" и "гражданин Республики Тыва"; п./п. 3 п. 1 ст. 18 в части установления дисциплинарного взыскания, применяемого к муниципальным служащим, в виде строгого выговора; абзац 3 п. З ст. 26, п. 1 ст. 27 в части установления испытания для лиц, поступающих на работу по конкурсу - испытанию и конкурсу документов на замещение муниципальной должности и для муниципального служащего при переводе на муниципальную должность иной группы и иной специализации на срок от трех до шести месяцев и п. 4 ст. 27 Закона Республики Тыва "О муниципальной службе" от 12 января 2000 года N 389 (в редакции Закона РТ от 10 июля 2003 года N 374 ВХ-1).
Как указывает заявитель, статьей 3, пунктом 1 статьи 25 Закона Республики Тыва закреплено право граждан Республики Тыва на равный доступ к муниципальной службе и поступление на муниципальную службу.
Пунктом 1 статьи 10 установлено, что муниципальным служащим является гражданин Республики Тыва и Российской Федерации.
Данные положения противоречат закону, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным.
Статья 3 ФЗ "Об основах муниципальной службы в РФ" регламентируется право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе, а пункт 1 статьи 7 определяет основы статуса муниципального служащего, как гражданина Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 18 Закона республики за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него должностных обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего наряду с замечанием, выговором и увольнением могут быть наложены дисциплинарные взыскания в виде строгого выговора.
Вместе с тем, в соответствии с абзацем 12 части 1 статьи 6 Трудового Кодекса РФ к исключительному ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, помимо прочего, виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения.
В статье 192 Трудового кодекса РФ предусмотрено право работодателя за совершение дисциплинарного проступка применить к работнику следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
При этом в части 2 статьи 192 Трудового кодекса РФ указано, что Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. В силу части 3 названной статьи Трудового кодекса РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Кроме того, в части 3 статьи 11 Трудового кодекса РФ определено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Законом, определяющим особенности правового регулирования труда муниципальных служащих, является Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 08.01.1998 года N 28-ФЗ (ред. от 25.07.2002 г.).
По-видимому, в тексте настоящего решения допущена опечатка. Номер Федерального Закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 08.01.1998 года N 28-ФЗ следует читать "N 8-ФЗ"
Согласно статье 14 данного Федерального закона за совершение должностного проступка на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон не предусматривает иных видов дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка муниципальным служащим, что предусмотрено ст. 192 Трудового кодекса РФ. Виды дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка муниципальным служащим, отличные от установленных в статье 192 ТК РФ, могут устанавливаться лишь федеральным законом. Установление в подпункте 3 пункта 1 статьи 18 закона республики такого вида дисциплинарного взыскания, применяемого к муниципальным служащим, как строгий выговор, выходит за пределы полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 26 данного закона республики конкурс на замещение муниципальной должности может проводиться в форме конкурса документов или конкурса - испытания.
Абзацем 3 пункта 3 статьи 26 конкурс-испытание может включать в себя прохождение испытания на соответствующей муниципальной должности. Данная норма в этой частью противоречит абзацу 5 статьи 70 Трудового кодекса РФ, поскольку для лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, испытание при приеме на работу не устанавливается.
По тем же основаниям противоречат пунктом 1 статьи 27 закона республики в части установления испытательного срока для лиц, поступающих на муниципальную службу по итогам конкурса документов на замещение должности муниципальной службы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 для муниципального служащего при переводе на муниципальную должность иной группы и иной специализации устанавливается испытание на срок от трех до 6 месяцев. Согласно пункту 4 данной статьи при неудовлетворительном результате испытания муниципальный служащий может быть переведен, с его согласия, на прежнюю или другую муниципальную должность, а при отказе от перевода - уволен.
Данные нормы противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с части 4 абзаца 1 статьи 70 Трудового кодекса РФ испытание при приеме на работу для лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, не устанавливается.
Статья 70 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность установления испытания только при заключении трудового договора с гражданами, впервые принимаемыми на работу.
В силу статьи 72 Трудового кодекса РФ, регулирующей вопросы перевода на другую работу и перемещение, испытательный срок для служащего при переводе также не установлен. По этим же основаниям муниципальный служащий не может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую должность, а при отказе от перевода уволен с муниципальной службы при неудовлетворительном результате испытания.
Согласно статье 20 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в РФ" поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных данным законом. Других норм по вопросу установления испытания при приеме на службу и переводе указанный Федеральный закон не содержит.
Разграничив полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, часть 2 статьи 6 ТК РФ предусмотрела, что органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и Закон Республики Тыва "О муниципальной службе" вступили в силу до 01.02.2002 - вступления в силу Трудового Кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 422, части 1 статьи 423 Трудового кодекса РФ, другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих не территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу
Оспариваемым актом нарушаются трудовые права неопределенного круга лиц, являющихся муниципальными служащими.
Просит также обязать официальные печатные органы опубликовать сообщение о результатах рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Астафьева Н.М. требования поддержала и пояснила, что оспариваемые нормы Закона Республики Тыва противоречат федеральному законодательству по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Лаа Ю.К. заявление не признал в части, пояснив о том, что нормы, установленные в статьях 3, 10, 25 Закона Республики Тыва в части слов "граждане Республики Тыва" и "гражданин Республики Тыва", не противоречат федеральному законодательству, поскольку статьей 4 Конституции Республики Тыва предусмотрено, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, одновременно являются гражданами Республики Тыва в соответствии с установленным в Российской Федерации единым гражданством и обладают всеми правами и свободами.
В соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст. 18 Закона Республики Тыва за ненадлежащее исполнение или надлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде строго выговора.
Подпунктом "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ предусмотрено, что трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Согласно статье 14 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в РФ" предусматривает, что за совершение должностного проступка на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ.
Закон Республики Тыва принят до вступления в силу Трудового кодекса РФ, поэтому в оспариваемой части может и содержит противоречия.
Оспариваемые положения статьи 26 Закона Республики Тыва не противоречат федеральному законодательству. Вначале проводится конкурс документов. Затем конкурс-испытание, который не устанавливает испытательный срок, а предусматривает, что граждане проходят испытание лично перед конкурсной комиссией.
Пункт 1 ст. 27 также не входит в противоречие с федеральным законодательством, поскольку лицу, выигравшему конкурс, может быть установлен испытательный срок.
Пункт 4 ст. 27 оспариваемого закона также не противоречит федеральному законодательству, поскольку закон не запрещает при неудовлетворительном результате испытания перевод муниципального служащего с его согласия на прежнюю или другую должность, а при отказе от перевода - уволить. Работодатель вправе удостовериться, соответствует ли работник должностным обязанностям.
Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва Куулар В.К. по доверенности признал заявленные требования, по основаниям, предусмотренным в заявлении.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва по доверенности Монгуш К.С. заявила о согласии с заявленным требованием и просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие. Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Заявителем ставится вопрос о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст. 3, п. 1 ст. 10 и п. 1 ст. 25 в части слов "граждане Республики Тыва" и "гражданин Республики Тыва"; п./п. 3 п. 1 ст. 18 в части установления дисциплинарного взыскания, применяемого к муниципальным служащим, в виде строгого выговора; абзац 3 п. З ст. 26, п. 1 ст. 27 в части установления испытания для лиц, поступающих на работу по конкурсу - испытанию и конкурсу документов на замещение муниципальной должности и для муниципального служащего при переводе на муниципальную должность иной группы и иной специализации на срок от трех до шести месяцев и п. 4 ст. 27 Закона Республики Тыва "О муниципальной службе" от 12 января 2000 года N 389 (в редакции Закона РТ от 10 июля 2003 года N 374 ВХ-1).
Статьей 3 Закона Республики Тыва "О муниципальной службе" предусмотрено, что граждане Республики Тыва и Российской Федерации имеют равный доступ к муниципальной службе...
В соответствии с частью 1 статьи 10 вышеуказанного закона муниципальным служащим является гражданин Республики Тыва и Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с законами Республики Тыва, обязанности по должности муниципальной службы денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 25 оспариваемого закона право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации и Республики Тыва не моложе 18 лет, имеющие профессиональное образование и отвечающие квалификационным требованиям занимаемой должности и муниципальной службы.
По мнению суда, указанные выше положения в части слов "граждане Республики Тыва" и "гражданин Республики Тыва" вошли в противоречие с федеральным законодательством.
Согласно части 1 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Статьей 3 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в РФ" регламентируется право граждан Российской Федерации на равный доступ к муниципальной службе, а пункт 1 статьи 7 определяет основы статуса муниципального служащего, как гражданина Российской Федерации.
Согласно п.п. 3 п. 1 статьи 18 Закона Республики Тыва за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим возложенных на него должностных обязанностей (должностной проступок) на муниципального служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать муниципального служащего на должность муниципальной службы, дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора.
Однако в соответствии с абзацем 12 части 1 статьи 6 Трудового Кодекса РФ к исключительному ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, помимо прочего, виды дисциплинарных взысканий и порядок их применения.
Частью 1 статьи 192 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям.
При этом в части 2 статьи 192 Трудового кодекса РФ указано, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
В силу части 3 названной статьи Трудового кодекса РФ не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
Кроме того, частью 3 статьи 11 Трудового кодекса РФ определено, что особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служащих и других) устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Законом, определяющим особенности правового регулирования труда муниципальных служащих, является Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" от 08.01.1998 года N 28-ФЗ (ред. от 25.07.2002 г.).
Согласно статье 14 данного Федерального закона за совершение должностного проступка на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Федеральный закон не предусматривает иных видов дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка муниципальным служащим, чем предусмотрено ст. 192 Трудового кодекса РФ.
Виды дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка муниципальным служащим, отличные от установленных в статье 192 ТК РФ, могут устанавливаться лишь федеральным законом.
Установление в подпункте 3 пункта 1 статьи 18 Закона Республики Тыва такого вида дисциплинарного взыскания, применяемого к муниципальным служащим, как строгий выговор, выходит за пределы полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 26 Закона Республики Тыва определено, что конкурс на замещение муниципальной должности может проводиться в форме конкурса документов или конкурса - испытания.
Конкурс - испытание может включать в себя прохождение испытания на соответствующей муниципальной должности (абзац 3 пункта 3 статьи 26).
Данная норма в этой части противоречит абзацу 5 статьи 70 Трудового кодекса РФ, поскольку для лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, испытание при приеме на работу не устанавливается.
По тем же основаниям противоречит пункт 1 статьи 27 закона республики в части установления испытательного срока для лиц, поступающих на муниципальную службу по итогам конкурса документов на замещение должности муниципальной службы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 для муниципального служащего при переводе на муниципальную должность иной группы и иной специализации устанавливается испытание на срок от трех до 6 месяцев.
Согласно пункту 4 данной статьи при неудовлетворительном результате испытания муниципальный служащий может быть переведен, с его согласия, на прежнюю или другую муниципальную должность, а при отказе от перевода уволен.
Суд находит, что данные нормы противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 абзаца 1 статьи 70 Трудового кодекса РФ испытание при приеме на работу для лиц, поступающих на работу по конкурсу на замещение соответствующей должности, не устанавливается.
Статья 70 Трудового кодекса РФ предусматривает возможность установления испытания только при заключении трудового договора с гражданами, впервые принимаемыми на работу.
В силу статьи 72 Трудового кодекса РФ, регулирующей вопросы перевода на другую работу и перемещение, испытательный срок для служащего при переводе также не установлен. По этим же основаниям муниципальный служащий не может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую должность, а при отказе от перевода уволен с муниципальной службы при неудовлетворительном результате испытания.
Согласно статье 20 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в РФ" поступление на муниципальную службу осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных данным законом Других норм по вопросу установления испытания при приеме на службу и переводе указанный Федеральный закон не содержит.
Разграничив полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, часть 2 статьи 6 ТК РФ предусмотрела, что органы государственной власти субъектов РФ принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" и Закон Республики Тыва "О муниципальной службе" вступили в силу до 01.02.2002 - вступления в силу Трудового Кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 422, части 1 статьи 423 Трудового кодекса РФ, другие законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, подлежат приведению в соответствие с настоящим Кодексом Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих не территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу
Таким образом, заявление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации подлежит удовлетворению.
Оспариваемые нормы подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству, недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.
По вышеприведенным мотивам суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ст. 3, п. 1 ст. 10 и п. 1 ст. 25 в части слов "граждане Республики Тыва" и "гражданин Республики Тыва"; п.\п. 3 п. 1 ст. 18 в части установления дисциплинарного взыскания, применяемого к муниципальным служащим, в виде строгого выговора; абзац 3 п. 3 ст. 26, п. 1 ст. 27 в части установления испытания для лиц, поступающих на работу по конкурсу - испытанию и конкурсу документов на замещение муниципальной должности и для муниципального служащего при переводе на муниципальную должность иной группы и иной специализации на срок от трех до шести месяцев и п. 4 ст. 27 Закона Республики Тыва "О муниципальной службе" от 12 января 2000 года N 389 (в редакции Закона РТ от 10 июля 2003 года N 374 ВХ-1) удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу ст. 3, п. 1 ст. 10 и п. 1 ст. 25 в части слов "граждане Республики Тыва" и "гражданин Республики Тыва"; п.\п. 3 п. 1 ст. 18 в части установления дисциплинарного взыскания, применяемого к муниципальным служащим, в виде строгого выговора; абзац 3 п. 3 ст. 26, п. 1 ст. 27 в части установления испытания для лиц, поступающих на работу по конкурсу - испытанию и конкурсу документов на замещение муниципальной должности и для муниципального служащего при переводе на муниципальную должность иной группы и иной специализации на срок от трех до шести месяцев и п. 4 ст. 27 Закона Республики Тыва "О муниципальной службе" от 12 января 2000 года N 389 (в редакции Закона РТ от 10 июля 2003 года N 374 ВХ-1).
Сообщение о решении должно быть опубликовано в Собрании законодательства Республики Тыва.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 31 мая 2004 года.
Председательствующий |
Аал-оол Ч.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.