2. Утвердить прилагаемые мероприятия по развитию инновационной деятельности в Республике Тыва.
3. Министерству экономики Республики Тыва рассмотреть инновационные проекты, имеющие положительное заключение Координационного совета при Правительстве Республики Тыва по оценке эффективности инвестиционных проектов и кредитных рисков, для включения в инвестиционную программу Республики Тыва на 2005 год.
4. Министерствам и ведомствам Республики Тыва обеспечить рассмотрение Государственного доклада "Об инновационной политике и о мерах по развитию инновационной деятельности в Республике Тыва" на коллегиях и представить анализ состояния инновационной деятельности в отраслях экономики в Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям до 20 августа 2004 г.
5. Рекомендовать руководителям администраций кожуунов, гг. Кызыла и Ак-Довурака рассмотреть Государственный доклад "Об инновационной политике и о мерах по развитию инновационной деятельности в Республике Тыва" на коллегиях и представить анализ состояния инновационной деятельности в кожуунах, гг. Кызыле и Ак-Довураке в Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям до 27 августа 2004 г.
6. Министерству Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям подготовить сводный анализ инновационной деятельности по отраслям экономики и кожуунам республики до 30 сентября 2004 г.
7. Контроль за исполнением данного постановления возложить на отдел экономического развития и по вопросам собственности Аппарата Правительства Республики Тыва.
Председатель Правительства
Республики Тыва |
Ш. Ооржак |
Государственный доклад
об инновационной политике и о мерах по развитию инновационной
деятельности в Республике Тыва
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 5 августа 2004 г. N 691)
Введение
Достигнутая в настоящее время макроэкономическая стабилизация, повышение действенности системы государственного регулирования позволяют сосредоточить внимание органов государственного управления на проблемах улучшения структуры российской экономики, вывода ее на траекторию устойчивого роста с высокими темпами.
За последние годы стало окончательно понятно, что улучшение предпринимательского и инвестиционного климата необходимо, но не достаточно для обеспечения желаемых темпов роста и диверсификации направлений развития российской экономики. Требуется сознательная концентрация ресурсов на направлениях, реализующих ее конкурентные преимущества.
Сегодня также можно считать вполне устоявшимся представление о том, что вследствие конъюнктуры мирового рынка с учетом особенностей запасов естественных ресурсов на территории России развитие сырьевого сектора не может дать желаемых результатов развития экономики. Поэтому естественный акцент в обсуждениях механизмов и перспектив ускорения роста делается на обрабатывающие отрасли промышленности и научно-техническую сферу. Государственная инновационная политика Республики Тыва имеет своей целью развитие и эффективное использование научно-инновационного потенциала, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, содействие развитию рынка инновационных проектов, выпуск наукоемкой, конкурентоспособной продукции и расширение за счет этого налогооблагаемой базы в интересах населения республики.
Главной целью государственной научно-инновационной политики Республики Тыва должно стать сохранение и развитие накопленного научного потенциала путем укрепления кадрового состава, совершенствования механизмов финансирования науки, подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рыночной экономики.
Основными конкурентными преимуществами экономики республики сегодня являются:
относительно высокий образовательно-научный потенциал;
наличие больших запасов разнообразных природных ресурсов.
Целенаправленное использование этих преимуществ должно способствовать формированию республиканских центров компетенции, позволяющих создавать конкурентоспособные на российском рынке товары и услуги.
Создание системы генерации знаний и стимулирования деловой активности, в рамках которой могут быть выявлены и реализованы проекты и программы создания конкурентоспособных товаров и услуг, основанные на указанных выше конкурентных преимуществах, является сегодня основной целью инновационной политики.
Основными задачами активизации инновационной деятельности в научно-технической и производственной сферах являются повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции и услуг, диверсификация и совершенствование структуры производства и экспорта, перевод экономики на инновационный путь развития, использование передовых производственных технологий.
Под использованием передовых производственных технологий следует понимать их внедрение и промышленную эксплуатацию. Внедрение новых методов производства может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания могут быть результатом исследований, приобретения или использования специальной квалификации или навыков. В структуру затрат на разработку и внедрение технологических инноваций входят затраты на оплату исследований и разработок, патентования изобретений, прочих патентно-лицензионных услуг, подготовку и практическое обучение персонала, конструкторские работы, маркетинговые исследования.
В Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и на дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 марта 2002 г., переход к инновационному развитию страны определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий.
В настоящем докладе рассмотрены современное состояние сферы инновационной деятельности в республике, основные проблемы, препятствующие формированию национальной инновационной системы, анализируется современное состояние инновационных процессов в отраслях, предлагаются механизмы инновационного развития республики на основе совершенствования и стимулирования научно-технической и инновационной деятельности.
Раздел 1. Современное состояние инновационной
деятельности в Республике Тыва
1.1. Основные показатели инновационной деятельности в республике
Несмотря на продолжающийся в течение пяти последних лет рост экономики и основных его показателей, его "качество" не отвечает поставленным задачам.
1. Во-первых, складывающиеся темпы роста не обеспечивают удвоения внутреннего регионального продукта (ВРП) в ближайшие десять лет.
2. Во-вторых, в структуре производства и экспорта преобладает продукция низкой степени передела, в основном топливно-сырьевых отраслей.
3. В-третьих, не удается достичь качественных сдвигов в повышении конкурентоспособности продукции большинства не сырьевых отраслей.
В настоящее время сфера научно-технической и инновационной деятельности в Республике Тыва характеризуется следующими основными показателями.
1. По состоянию на 1 июля 2004 г. в республике внедряются 36 инновационных проектов по следующим направлениям: легкая промышленность - 2 проекта; пищевая промышленность - 2; защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - 1; земледелие - 2; животноводство - 1; строительство - 5; транспорт - 1; культура - 3; образование - 2; медицина - 3; металлургия - 3; горнорудная промышленность - 2; агропромышленный комплекс - 2; энергетика - 4; бытовое обслуживание - 1; геоинформационные технологии - 1; экологический туризм - 1 проект.
2. Наибольшую долю в затратах на инновации составляло приобретение машин и оборудования. В то же время на приобретение новых технологий расходовалась совсем небольшая доля всех средств, затрачиваемых на инновации. На приобретение патентов и лицензий ничего не потрачено. При этом велика доля закупок устаревшего иностранного оборудования. Такая тенденция усугубляет проблемы конкурентоспособности отраслей.
3. Несмотря на наметившийся рост бюджетных ассигнований на развитие науки (расходы из бюджета на науку в 2004 году по республиканской целевой научно-технической программе "Приоритетные направления развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва на 2003 - 2010 годы" составили 400 тыс. рублей), доля расходов на науку в ВРП значительно ниже соответствующего показателя в развитых регионах России.
4. В то же время можно констатировать, что в республике сохранено ядро научного и образовательного потенциала, создаются ключевые элементы инновационной инфраструктуры (Министерством Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям создается Некоммерческое партнерство "Республиканский научно-инновационный центр"), создается правовая база инновационной деятельности, формируется база данных инновационных проектов, что обеспечивает восприимчивость экономики к новым технологиям.
В целом, анализ современного состояния научно-технической и инновационной сферы в республике свидетельствует о том, что по уровню инновационной активности, месту высокотехнологичной продукции в структуре производства и экспорта, объемам финансирования науки, развитию инновационной инфраструктуры республика заметно отстает от многих развитых регионов России.
1.2. Предпосылки для развития инновационной деятельности
На сегодняшний день в республике сложились предпосылки существенной переориентации приоритетов государства, частного бизнеса и гражданского общества на активизацию инновационной деятельности, повышение роли науки.
Во-первых, формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность в сфере инновационной политики.
Правительством Республики Тыва приняты следующие постановления:
1) от 4 декабря 2002 г. N 916 "Об утверждении Концепции инновационной политики Республики Тыва Российской Федерации";
2) от 10 февраля 2003 г. N 73 "О составе Экспертного совета при Правительстве Республики Тыва по проведению экспертизы крупных социально-экономических, научно-технических проектов, программ и предлагаемых к заключению экономических договоров";
3) от 27 февраля 2003 г. N 92 "О проведении ежегодных конкурсов на лучший инновационный проект Республики Тыва и об утверждении Положения о проведении конкурса на лучший инновационный проект Республики Тыва";
4) от 18 июня 2003 г. N 385 "О Межведомственной комиссии при Правительстве Республики Тыва по рассмотрению инновационных программ и проектов";
5) от 9 июля 2003 г. N 437 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения, экспертной оценки и финансирования инвестиционных проектов Республики Тыва";
6) от 9 июля 2003 г. N 438 "О Координационном совете при Правительстве Республики Тыва по оценке эффективности инвестиционных проектов, кредитных рисков и для решения задач по согласованию приоритетных объемов финансирования";
7) от 3 декабря 2003 г. N 860 "Об итогах конференции по вопросу "Инновационная стратегия Республики Тыва";
8) от 30 декабря 2003 г. N 941 "О программе "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2004-2005 годы";
9) от 2 февраля 2004 г. N 137 "О формировании портфеля заказов инновационных проектов в министерствах и ведомствах Республики Тыва на 2004 год";
10) от 27 апреля 2004 г. N 432 "О проведении конкурса на лучший инновационный проект Республики Тыва в 2004 году";
11) от 29 июня 2004 г. N 577 "Об утверждении портфеля заказов инновационных проектов министерств и ведомств Республики Тыва на 2004 год";
12) от 8 июля 2004 г. N 603 "О создании Некоммерческого партнерства "Республиканский научно-инновационный центр".
Во-вторых, формирование портфеля заказов инновационных проектов министерств и ведомств республики. Работа по формированию данного портфеля началась с ноября 2003 года. По итогам конференции "Инновационная стратегия Республики Тыва", прошедшей 26 ноября 2003 г., было решено сформировать реестр инновационных проектов министерств и ведомств Республики Тыва. В связи с возникшей необходимостью в унификации формы реестра и паспорта инновационно-инвестиционного проекта для министерств и ведомств Республики Тыва министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления при координации Министерства Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям был проведен анализ проектов отраслей экономики и социальной сферы. В реестре министерств и подведомственных им отраслей на 2003 год количество проектов составило 102, в том числе:
1) Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Тыва - 2;
2) Министерство природопользования Республики Тыва - 4;
3) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва - 14;
4) Министерство Республики Тыва по делам юстиции - 4;
5) Министерство торговли, бытового обслуживания и развития предпринимательства Республики Тыва - 5;
6) Министерство культуры и по делам национальностей Республики Тыва - 11;
7) Министерство общего и профессионального образования Республики Тыва - 14;
8) Министерство энергетики, транспорта, связи и дорожного хозяйства Республики Тыва - 6;
9) Тувинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук - 2;
10) Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской академии наук - 32;
11) Государственный комитет по печати и информации Республики Тыва - 1;
12) Государственный комитет Республики Тыва по реформе жилищно-коммунального хозяйства - 2;
13) Открытое акционерное общество "Тывасвязьинформ" - 1;
14) Управление автомобильных дорог общего пользования "Туваавтодор" - 1;
15) Государственная архивная служба Республики Тыва - 2;
16) Государственное унитарное предприятие "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию Республики Тыва" - 1.
На основе инновационно-инвестиционных паспортов проектов министерств и ведомств в 2004 году Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям подготовило сводный реестр инновационных проектов министерств и ведомств республики, включающий 57 проектов с инновационной составляющей. После рассмотрения Межведомственной комиссией при Правительстве Республики Тыва по рассмотрению инновационных программ и проектов в портфель заказов инновационных проектов министерств и ведомств Республики Тыва включены 46 проектов, из них: Минпрома РТ - 3, Минсельхоза РТ - 6, Минздрава РТ - 1, Минобразования РТ - 1, Минкультуры РТ - 5, Минстроя РТ - 3, Минприродопользования РТ - 5, Министерства ГО и ЧС РТ - 2, Минэнерго РТ - 9, Госкомпечати РТ - 1, Госархива РТ - 1, ТИКОПР СО РАН - 5, частных предпринимателей - 4.
Остальные 11 проектов в портфель заказов не включены.
Основными причинами, по которым тот или иной проект не был включен ни в реестр инновационных проектов, ни в портфель заказов инновационных проектов явились отсутствие бизнес-плана проекта, финансово-экономических показателей, а также большой срок окупаемости, что для инновационного проекта не характерно. Большая часть проектов не имеет инновационной составляющей, а требует огромных финансовых, трудовых вложений и продолжительного срока окупаемости. Проекты, которые не включены в портфель заказов инновационных проектов, будут включены в реестр инвестиционных проектов и предложены для дальнейшей доработки.
В-третьих, изучение опыта сибирских регионов в сфере инновационной политики. В ноябре 2003 г. и апреле 2004 г. организованы поездки в сибирские регионы России по изучению опыта в сфере инноваций. Проделана работа по вопросу сотрудничества с Региональным бюро ТАСИС. По результатам поездки были получены проекты Соглашения о сотрудничестве между Департаментом по социально-экономическому развитию села Администрации Томской области и управлением агропромышленного комплекса Аппарата Правительства Республики Тыва. Вся информация была передана руководству Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Тыва.
С целью решения вопросов реализации инвестиционных проектов, обмена опытом делегация Республики Тыва побывала в 2004 году в гг. Новосибирске, Томске и Кемерово, таким образом, были достигнуты протокольные договоренности:
1) с Региональным бюро ТАСИС в г.Новосибирске о сотрудничестве по реализации инвестиционных проектов Республики Тыва, передаче форм бизнес-планов ТАСИС на уровне, предъявляемом Евросоюзом;
2) с фондом поддержки предпринимательства г. Томска по рассмотрению предложений от Республики Тыва по поставке оборудования для малых предприятий (распоряжение Правительства Республики Тыва от 13 апреля 2004 г. N 113-р).
В-четвертых, признание необходимости и стимулирование государством структурных изменений, общее улучшение инвестиционного климата, заявленные Правительством программы мероприятий по развитию инновационной деятельности. Так, одним из важных достижений республики в сфере инновационной политики явилось принятие программы "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2004 - 2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 30 декабря 2003 г. N 941. В программе предусмотрены мероприятия по становлению Республики Тыва на инновационный путь развития, формированию инновационной инфраструктуры, подготовке и переподготовке кадров в сфере инноваций. Для повышения инновационной культуры руководителей отраслевых министерств и ведомств Республики Тыва проведены следующие мероприятия:
конкурс на лучший инновационный проект в 2003 году, победители которого награждены в торжественной обстановке 25 декабря 2003 г.
семинар-совещание по вопросу развития инновационной деятельности в Республике Тыва, в котором приняли участие представители отраслевых министерств и ведомств - 15 июля 2003 г.;
конференция "Инновационная стратегия Республики Тыва" с участием руководителей министерств и ведомств, научно-образовательных учреждений, предприятий и организаций, а также студентов Тывинского государственного университета - 26 ноября 2003 г.;
круглый стол "Наука и бизнес" с участием представителей научно-образовательной, финансово-кредитной сфер и предпринимательского сектора - 5 февраля 2004 г.;
семинар-совещание "Привлечение инвестиций в лесопромышленный комплекс Республики Тыва" с участием представителей министерств и ведомств Республики Тыва, науки и лесоперерабатывающих предприятий - 19 марта 2004 г.; совещание по вопросу формирования портфеля заказов инновационных проектов в министерствах и ведомствах Республики Тыва на 2004 год - 15 мая 2004 г.;
конференция "Привлечение частных инвестиций в экономику Республики Тыва" с участием руководителей министерств и ведомств Республики Тыва, представителей предприятий республики и руководителей финансово-кредитных учреждений, а также представителей корпорации малого бизнеса "SBC" (Республика Корея) и президента компании "Chang Ho Co" (Республика Корея) - 14 июня 2004 г.
В-пятых, образовательный и научный потенциал республики. В настоящее время интеллектуальный потенциал Республики Тыва сосредоточен в Тувинском институте комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской Академии наук, Тувинском институте гуманитарных исследований, Тувинском научно-исследовательском институте сельского хозяйства Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук и Тывинском государственном университете.
В научных организациях и учебных заведениях республики в настоящее время работают 203 кандидата и 20 докторов наук.
С 1998 года по май 2004 года защитили диссертации на соискание ученой степени кандидатов наук 51 человек, в том числе сельскохозяйственных наук - 7; исторических - 7; биологических - 6; медицинских - 9; экономических - 3; педагогических - 4; филологических - 5; физических - 2; математических - 2; политологических - 1; социологических - 1; юридических - 1; геолого-минералогических - 2; технических наук (по специальности - технология и организация промышленного и гражданского строительства) - 1.
В аспирантуре различных научных учреждений и учебных заведений Российской Федерации обучаются 100 аспирантов и 5 докторантов очной и заочной форм обучения, из них более 80 процентов аспирантов занимаются фундаментальными научными исследованиями в области истории, филологии, социологии, этнографии, литературы, биологии, экологии.
Министерством кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва был разработан проект республиканской целевой научно-технической программы "Приоритетные направления развития фундаментальных и прикладных научных исследований в Республике Тыва на 2003 - 2010 годы", утвержденный постановлением Правительства Республики Тыва от 20 мая 2003 г. N 301. Программа утверждена Законодательной палатой Великого Хурала Республики Тыва 16 июня 2003 г. N 376 ЗП-I. В 2004 году данная программа была профинансирована на 400 тыс. рублей. В целях оптимизации государственной поддержки молодых ученых Республики Тыва, сохранения научно-кадрового потенциала Республики Тыва Указом Председателя Правительства от 11 августа 2003 г. N 356 "Об учреждении грантов Председателя Правительства Республики Тыва для поддержки молодых ученых Республики Тыва" с 1 января 2004 г. были учреждены ежегодно присуждаемые гранты Председателя Правительства Республики Тыва для поддержки научных исследований, проводимых молодыми (до 35 лет) учеными Республики Тыва. Сумма индивидуального гранта составляет 24 тыс. рублей в год.
Наличие указанных предпосылок дает основание полагать, что рационально построенная стратегия стимулирования инновационной деятельности позволит эффективно использовать конкурентные преимущества, связанные с образовательным и научным потенциалом, для обеспечения конкурентоспособности не сырьевых секторов экономики республики.
1.3. Комплексное решение проблемы использования
конкурентных преимуществ экономики республики для создания
конкурентоспособных товаров и услуг
Необходимо отметить, что реализация конкурентных преимуществ, связанных с наличием природных ресурсов, требует эффективного использования интеллектуального потенциала и научно-технической инфраструктуры. В то же время, наличие мощного сырьевого комплекса, связанного с ним рынка технологий и услуг, позволяет сформировать начальный рынок сбыта продукции, создаваемой на основе использования имеющегося в республике образовательного и научно-технического потенциала.
Анализ тенденций развития науки и технологий в России и за рубежом показывает, что перевод экономики на инновационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования научно-технической сферы от фундаментальных исследований до производства наукоемкой продукции и выхода с ней на российский и мировой рынки. Весь процесс такого реформирования условно можно разбить на три основные элемента:
организация научных исследований;
создание национальной инновационной системы, включая инновационную инфраструктуру, обеспечивающую эффективную коммерциализацию знаний;
модернизация всех отраслей экономики на основе инноваций.
Организация работы по скоординированному развитию этих элементов требует выявления препятствий реализации имеющихся у республики конкурентных преимуществ и выбора соответствующего инструментария развития.
Раздел 2. Основные проблемы развития инновационной деятельности
В настоящее время не только в экономике республики, но и в российской экономике существует ряд принципиальных барьеров, мешающих формированию национальной инновационной системы и развитию инновационной деятельности в республике. Такие барьеры препятствуют развитию всех указанных выше элементов, находящихся в сфере действия инновационной политики.
2.1. Основные проблемы развития научной сферы
Накопленные проблемы в сфере генерации научных знаний связаны как с несоответствием структуры, созданной еще во времена Советского Союза, современным условиям и замедленностью процессов реформирования, так и с издержками, связанными с более чем десятилетним функционированием системы в режиме тяжелого переходного периода.
На сегодняшний день основными проблемами научно-технического сектора являются:
старение научных кадров и ослабление притока талантливой молодежи;
моральное и физическое старение научно-производственной базы;
неадекватная современным условиям система формирования приоритетов работ и концентрации на них имеющихся ресурсов;
оторванность от последующих этапов инновационного цикла, неэффективность механизмов, отсутствие навыков, знаний и мотиваций для последующего внедрения научных результатов в производство.
Вместе с тем следует отметить, что проблемы подготовки высококвалифицированных специалистов, способных работать в условиях рыночной экономики, осуществлять инновационную деятельность, в республике стоят достаточно остро. Необходимо в ближайшие годы обратить серьезное внимание на увеличение числа высококвалифицированных специалистов в области экономических и технических наук, умеющих профессионально и компетентно управлять инновационными и инвестиционными проектами, разрабатывать качественные бизнес-планы, провести презентацию и обосновать экономическую эффективность проектов. С этой целью Министерством кадровой политики, науки и учебных заведений Республики Тыва совместно с Тывинским государственным университетом разрабатывается прогноз подготовки высококвалифицированных специалистов на период до 2007 года.
2.2. Проблемы модернизации предприятий и отраслей
экономики республики
Основными препятствиями развитию предприятий и отраслей экономики республики являются их глубокая технологическая и организационная отсталость, что обуславливает низкую производительность труда, потерю значительной части внутреннего рынка сбыта при неясных перспективах на внешних рынках. Такая ситуация генерирует чрезмерно высокие инвестиционные риски, что естественным образом снижает инвестиционную привлекательность республики, а значит тормозит масштабный инновационный процесс.
В рамках инновационной политики перед государством стоит задача максимального снижения инвестиционных рисков путем стимулирования эффективных институциональных и технологических преобразований промышленных предприятий, содействия интеграции промышленных предприятий с учреждениями и организациями исследовательского профиля, стимулирования развития корпоративной науки и разработок.
В таком контексте основными препятствиями развития инновационной деятельности на предприятиях республики являются:
неразвитость системы технического регулирования как системного механизма стимулирования инноваций;
низкий уровень менеджмента на промышленных предприятиях и, как следствие, неудовлетворительная корпоративная организация и непрозрачность компаний. Недостаточный масштаб и эффективность ориентированной на реальные условия системы подготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов промышленности;
избыточность и нерациональная организация государственного сектора промышленности, низкие темпы его реформирования, нескоординированность действий по его модернизации;
отсутствие статистической отчетности предприятий по внедрению в производство инновационных проектов и, как следствие, выпуск конкурентоспособной продукции;
отсутствие комплексного анализа инновационных процессов в отраслях экономики, кожуунах и по республике в целом.
В этих условиях продукция промышленных предприятий проигрывает продукции большинства российских производителей по критерию цена/качество.
Устранение рассмотренных выше препятствий для развития инновационной деятельности на государственном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов приведет к созданию благоприятных условий поддержки инноваций, разработки и реализации комплекса правовых и организационно-экономических мер (включая налоговую, амортизационную, антимонопольную, таможенно-тарифную и внешнеэкономическую политику и пресечение недобросовестной конкуренции и другое), направленных на стимулирование инновационной деятельности производителей высокотехнологичной продукции и услуг, более широкое внедрение в производство наукоемких технологий.
Раздел 3. Система мер по стимулированию инновационной деятельности
Стимулирование инновационной деятельности предполагает создание условий, в которых осуществление этой деятельности будет выгодным. Степень выгодности может быть измерена размером чистой прибыли, то есть прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, либо улучшением качества жизни населения, либо появлением на рынке конкурентоспособной национальной продукции. Это может быть достигнуто посредством снижения налоговых платежей при увеличении инновационных и инвестиционных усилий предприятия, использование в производстве новых технологий и применение эффективных методов управления, повышение инновационной активности населения.
Мероприятия по льготному налогообложению прописаны в Концепции инновационной и инвестиционной политики Республики Тыва. Использовать все механизмы снижения налоговых платежей возможно при увеличении инновационной и инвестиционной активности предприятий и налоговых структур.
Одним из актуальных элементов инновационного механизма для Республики Тыва можно назвать механизм технологического трансфера. Речь идет о передаче технологий, разработанных в государственном секторе, в предпринимательский сектор. Важность такого механизма связана с тем, что многие открытия и важные технические решения получены в государственных научно-исследовательских институтах, но для их коммерциализации необходимо осуществление дополнительных затрат, причем, в ряде случаев более значительных, чем те, которые произведены на исследовательской стадии. У государства нет достаточных средств для финансирования стадий внедрения, поэтому было бы правильно предоставить предпринимательским структурам возможность использования в производстве таких разработок. Для организации рассматриваемого трансфера необходимо решить следующие задачи:
1) определить принципы и формы передачи технологий;
2) сформулировать критерии отбора технологий, которые могут быть переданы для дальнейшей коммерциализации в предпринимательский сектор промышленности;
3) определить методологию ценообразования на передаваемые лицензии и патенты;
4) создать заинтересованность организаций-разработчиков в такой передаче;
5) создать информационную инфраструктуру взаимодействия реципиента и разработчика.
Представляется важным, прежде всего, определить принципы передачи технологий. По нашему мнению, они должны быть следующими: возмездность, контролируемость направлений использования, дальнейшее научно-техническое развитие, отсутствие негативных последствий для оборонных и стратегических отраслей. Критерии отбора технологий для передачи в промышленность могут быть представлены двумя группами: критериями, характеризующими потребность производства и рынка, и критериями, связанными с возможностью передачи. В зависимости от характера передаваемых технологий могут быть использованы различные формы такой передачи. Предлагается следующий комплекс таких форм:
- оформление лицензий и патентов;
- привлечение промышленных компаний к исследованиям в государственных НИИ с последующим предоставлением промышленной собственности;
- создание государственно-частных компаний и консорциумов по совместному внедрению результатов уже законченных НИОКР, выполненных за счет государственного финансирования;
- создание в промышленных компаниях научно-технических центров, работающих по комплексным исследовательским программам, совместно управляемых и финансируемых;
- создание в рамках государственных НИИ хозрасчетных подразделений, занимающихся внедрением разработок в кооперации с промышленными компаниями.
Эффективные инновации невозможны без наличия соответствующего механизма интеллектуальной собственности. С точки зрения предпринимательства здесь важно сформулировать требования, предъявляемые к данному механизму. На наш взгляд, можно выделить следующие: обеспечение получения технологической ренты предпринимателем-инноватором, низкозатратность процессов патентования и возможность получения льготного кредита для его проведения, получение поддержки государственных структур при покупке лицензий для организации производства новых продуктов и технологий. Описанная выше система инновационных механизмов и ее практическая реализация будут способствовать усилению инновационной составляющей предпринимательства и переходу на деле к инновационному типу экономического роста.
Важнейшим звеном в цепочке научно-инновационной политики являются фундаментальные и прикладные научные исследования. Именно они - основной вклад ученых в инновационную национальную систему. Именно от них начинается цепочка "фундаментальные исследования - разработка технологии - коммерческий продукт".
В настоящее время поддержка приоритетов фундаментальных и прикладных научных исследований Республики Тыва реализуется через многоканальную систему средств республиканского и федерального бюджетов, внебюджетных фондов поддержки научно-технической деятельности, реализацию федеральных и республиканских целевых программ, поддержку важнейших проектов инновационной направленности, имеющих важное государственное значение.
Организация поддержки этих приоритетов в рамках деятельности фондов осуществляется на всех этапах инновационного цикла, начиная с фундаментальных исследований (участие в региональных конкурсах совместно с РФФИ, РГНФ), включая прикладные научные исследования на конкурсной основе с проведением комплексной экспертизы проектов.
Для решения поставленных целей были разработаны и осуществлены нормативно-правовые и организационные условия. Заключены Соглашение между Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Правительством Республики Тыва о сотрудничестве в производственной, научно-технической и инновационной сферах (6 октября 2003 г.), Соглашение между Правительством Республики Тыва и Сибирским отделением Российской Академии наук (апрель 2003 г.), Меморандум о совместной разработке и реализации единой региональной политики в области науки и образования на основе сотрудничества и взаимодействия между Минобразованием России и администрациями субъектов Российской Федерации (14 мая 2003 г.), Соглашения о проведении совместных региональных конкурсов научных проектов с Российским гуманитарным научным фондом (30 мая 2003 г.), Российским фондом фундаментальных исследований (29 марта 2004 г.).
Проведен первый региональный конкурс совместно с Российским гуманитарным научным фондом, из 17 представленных проектов 6 стали победителями с общим объемом финансирования на 2004 год в сумме 540 тыс. рублей.
Инновационный путь развития экономики республики требует от научно-исследовательских учреждений резкого увеличения научных исследований прикладного характера, а также фундаментальных проработок с последующим выходом на практическую реализацию полученных результатов.
Формирование инновационной политики должно строиться на принципиально новых отношениях науки, бизнеса и государства, а сам инновационный процесс представлять собой следующую цепочку: научная идея - экспериментальная разработка - получение предварительных результатов, описание в научных публикациях - получение патента на изобретение - внедрение в производство.
При этом необходимо оптимизировать защиту интеллектуальной собственности, создать реальный механизм мотивации для научных коллективов и ученых.
При решении этих задач ключевым вопросом является подготовка кадров высокой квалификации, корпоративная политика, формирующая единое научно-инновационное пространство. Нужен также выверенный перспективный прогноз кадровых потребностей науки и производства.
Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям проводит следующие мероприятия по повышению инновационной активности:
1) ежегодный конкурс на лучший инновационный проект Республики Тыва;
2) инструктивные совещания;
3) тематические семинары, круглые столы, конференции.
Все выше перечисленные мероприятия по стимулированию инновационной деятельности предусматривают непосредственное участие финансово-кредитных учреждений. Министерством Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям прорабатывается вопрос заключения соглашений о сотрудничестве в сфере инновационной политики с банками Республики Тыва. Направлены проекты соглашений о сотрудничестве в сфере инновационной и инвестиционной политики с коммерческим банком "Сибирское ОВК", открытым акционерным обществом АБ "Народный банк Республики Тыва", Кызылским ОСБ N 8591 Сбербанка России, Россельхозбанком, открытым акционерным обществом "Банк "Тувакредит".
Раздел 4. Механизм инновационного развития Республики Тыва
Инновационный механизм - это организационно-экономическая форма осуществления инновационной деятельности и способствования ее проведению, поиска инновационных решений, а также рычаг стимулирования и регулирования этой деятельности.
Инновационный механизм существует на трех основных уровнях:
1) макроуровне;
2) региональном уровне;
3) уровне предприятия.
На макроуровне решаются три основные задачи: формулируется государственная инновационная стратегия, создается благоприятный инновационный климат для экономики в целом, реализуются государственные инновационные программы. На региональном уровне присутствуют похожие задачи, но они привязываются к особенностям определенных регионов. И макро-, и региональный уровень создают условия для интенсивного протекания инновационных процессов на уровне предпринимательских структур. Эти инновационные механизмы призваны обеспечить реализацию федеральных и региональных инновационных стратегий на микроуровне, направить в русле инновационных приоритетов предпринимательскую инициативу.
Названные механизмы должны формировать функциональное обеспечение предпринимательских структур в его привязке к стадиям их жизненного цикла. Под функциональным обеспечением понимается инновационное, инвестиционное и финансовое обеспечение. Инновационное обеспечение должно способствовать зарождению и эффективному поиску нововведения. Должен быть в наличии соответствующий механизм, позволяющий ускорить процесс генерирования новшеств. Далее следует создать условия вложения средств (инвестирования) с целью коммерциализации новшеств, их внедрения в производство. Естественно, что решение задач создания инновационных решений и инвестирования невозможно осуществить без соответствующих источников финансирования. С другой стороны, не требует особых объяснений тот факт, что механизмы функционального обеспечения будут различными в зависимости от того, на какой стадии развития находится та или иная предпринимательская структура. Необходимо связать элементы функционального обеспечения со стадиями развития предпринимательских структур.
Проблемы создания и развития механизма инновационного развития должны быть решены за счет механизмов освоения нововведений, внедрения частных инвестиций в сферу научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, тиражирования региональных научно-технических достижений на территории республики, технологических трансфертов, интеллектуальной собственности, мотивации для научных коллективов. Важность этих механизмов не вызывает сомнений, перечень их может пополняться.
Обобщая вышесказанное можно отметить, что при всем многообразии концепций научного изучения предпринимательства не исследован в полной мере вопрос о его инновационной составляющей в комплексной постановке проблемы. Отсутствует научная постановка вопроса о системе механизмов, позволяющих реализовать эту инновационную составляющую, не определена структура элементов рассматриваемой системы.
Данные механизмы представляются нам взаимосвязанными элементами инновационно-предпринимательской системы, которые могут быть названы инновационными механизмами предпринимательства. Есть очевидная необходимость глубокого научного исследования процессов функционирования этой системы. Поэтому возникает самостоятельная научная и экономическая проблема формирования системы механизмов, позволяющих активизировать инновационную деятельность предпринимателя, понимая эту деятельность расширительно, а не только как научно-технический и инновационный бизнес.
Республика Тыва реально ощутит развитие инновационной деятельности, если будет проводиться активная работа в этом направлении и предпринимательскими, и научно-образовательными, и финансово-кредитными, и социально-политическими структурами.
Инновационный процесс определенно будет налажен, если реализация инновационных проектов и развитие инновационного потенциала будет проходить по механизму, характерному для нашей республики.
Проработка этого вопроса началась с осени 2003 г. По результатам конференции "Инновационная стратегия Республики Тыва" принят механизм реализации инновационных проектов. По мере проработки и проведения мониторинга инновационного потенциала республики будет налажен единый механизм инновационного развития.
Общие выводы
1. Разработана республиканская целевая программа "Развитие инновационной деятельности в Республике Тыва на 2004 - 2005 годы". Мероприятия по реализации программы предусматривают создание инфраструктуры инновационной деятельности, мониторинг инновационного потенциала Республики Тыва и профессиональную подготовку специалистов данной сферы.
2. В 2003 году в реестр инновационных проектов министерств и ведомств Республики Тыва предложено включить 102 проекта отраслевых министерств и ведомств. Из них проектов в сфере сельского хозяйства и продовольствия - 12, промышленности - 18, строительного комплекса - 13, предпринимательства - 5, связи, информационных и телекоммуникационных технологий - 9, образования - 24, здравоохранения - 4, культуры, досуга, услуг и туризма - 17.
3. В 2004 году реестр инновационных проектов министерств и ведомств Республики Тыва включает 57 проектов. Из них в сфере сельского хозяйства - 4, промышленности - 2, строительного комплекса - 3, предпринимательства - 13, природопользования - 1, образования - 1, здравоохранения - 1, культуры - 7, туризма - 1, гражданской обороны - 2, связи, информационных и телекоммуникационных технологий - 3. Научно-исследовательские институты, такие как Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения Российской Академии наук и Тувинский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Сибирского отделения Российской Академии сельскохозяйственных наук представили соответственно 17 и 2 проектов.
4. В портфель заказов инновационных проектов в министерствах и ведомствах Республики Тыва в 2004 году включены 46 проектов. Из них в сфере промышленности - 3, сельского хозяйства - 6, здравоохранения - 1, образования - 1, культуры - 5, строительства - 3, природопользования - 10, гражданской обороны - 2, энергетики - 9, связи и телекоммуникаций - 2, частного предпринимательства - 4.
5. В 2003 году принято 7 постановлений, обеспечивающих развитие инновационной деятельности на территории Республики Тыва.
6. В первом полугодии 2004 года принято 4 постановления, содержащие мероприятия по развитию инновационной деятельности республики.
7. В 2003 году проведены 3 мероприятия (совещания, конференции) по повышению инновационной культуры руководителей министерств и ведомств Республики Тыва, кожуунных администраций и активной части населения республики.
8. В первом полугодии 2004 года проведены 4 мероприятия (круглый стол, семинары, совещания, конференции) по активизации инновационных процессов в отраслях экономики Республики Тыва.
Мероприятия
по развитию инновационной деятельности в Республике Тыва
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 5 августа 2004 г. N 691)
N п/п |
Мероприятия | Ответственные | Срок исполнения |
1. | Внести предложения в Министерство Республики Тыва по инновационной, инвестиционной политике и внешнеэкономическим связям по созданию интегрированных структур, ориентированных на разработку, серийное производство и реализацию инновационной продукции (услуг) в соответствующей отрасли экономики |
министерства, ведомства РТ |
III квартал 2004 г. |
2. | Провести мониторинг инновационно-инвестиционного потенциала Республики Тыва |
МИИПВЭС РТ, Минэкономики РТ, ТИКОПР СО РАН |
IV квартал 2004 г. |
3. | Внести предложения в Межведомственную комиссию при Правительстве Республики Тыва по рассмотрению инновационных программ и проектов по формированию финансово-экономического механизма поддержки и стимулирования инновационной деятельности в Республике Тыва |
МИИПВЭС РТ, Минэкономики РТ, Минфин РТ, ТИКОПР СО РАН |
IV квартал 2004 г. |
4. | Внести предложения в Межведомственную комиссию при Правительстве Республики Тыва по рассмотрению инновационных программ и проектов по совершенствованию системы подготовки кадров в инновационной сфере по отраслевому признаку |
Минкадров РТ, Минобразования РТ |
IV квартал 2004 г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 5 августа 2004 г. N 691 "Об утверждении Государственного доклада "Об инновационной политике и о мерах по развитию инновационной деятельности в Республике Тыва"
Текст постановления официально опубликован не был