Решение Верховного суда Республики Тыва
от 16 сентября 2004 г. N 3-30
Верховный суд Республики Тыва в лице председательствующего Болат-оол А.В., при секретаре Кара-Сал И.В., с участием прокурора Кочергиной Е.Ю., заявителя Иконникова Виктора Васильевича, представителя Правительства Республики Тыва Юркиной Л.Н., представителей Администрации г. Турана Титова В.Д. и Артемьевой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кызыле 16 сентября 2004 г. гражданское дело по заявлению Иконникова Виктора Васильевича о назначении даты выборов депутатов Хурала представителей г. Турана, установил:
Иконников В.В. обратился в суд с заявлением о назначении даты выборов депутатов Хурала представителей г. Турана, указывая в обоснование своего требования на то, что решением Верховного суда Республики Тыва от 29 октября 2003 г. выборы депутатов представительного органа местного самоуправления г. Турана были назначены на 1 февраля 2004 г. По результатам выборов 1 февраля 2004 г. избрано 4 депутата. Решением муниципальной избирательной комиссии г. Турана (далее - МИК г. Турана) повторные выборы назначены на 28 марта 2004 г., в результате которых избраны еще 3 депутата. Назначенные решением МИК г. Турана на 30 мая и 1 августа 2004 г. повторные выборы не проведены из-за отсутствия финансирования. Кворум Хурала представителей г. Турана отсутствует, из 13 депутатов избрано 7. Повторные выборы депутатов МИК г. Турана в установленный срок не назначены. Полагает, что тем самым нарушаются конституционные права граждан, проживающих на территории города Турана, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. Просит назначить дату повторных выборов депутатов Хурала представителей г. Турана по избирательным округам: Пролетарскому N 4, Спортивному N 6, Молодежному N 7, Комсомольскому N 9, Центральному N 10, Пушкинскому N 11 в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления".
В судебном заседании заявитель свое заявление полностью поддержал и пояснил, что 30 сентября 2004 г. истекает четырехмесячный срок, когда повторные выборы могли бы быть проведены, решения МИК г. Турана о назначении повторных выборов нет, финансирования нет.
Представитель Правительства Республики Тыва Юркина Л.Н. с заявлением не согласилась и пояснила, что решением Верховного суда Республики Тыва от 29 октября 2003 г. обеспечение проведения выборов было возложено на Правительство Республики Тыва. 217 тыс. руб. Правительство профинансировало, этой суммы хватило бы и на повторные выборы. На сегодняшний день отчет об использовании этих средств не поступил, выявлено неправомерное использование денежных средств МИК г. Турана. В бюджете республики заложен только Пий-Хемский кожуун, города Турана там нет.
Представители администрации г. Турана Титов В.Д. и Артемьева О.В. с заявлением также не согласились. Артемьева О.В. пояснила, что город Туран своего бюджета на 2004 год не имеет. В связи с тем, что Хурал представителей г. Турана является неправомочным, председатель администрации г. Турана утвердил бюджет на 2004 год в размере 676 тыс. руб., использовано 281 тыс. руб., больше средств взять неоткуда. МИК г. Турана еще может назначить дату выборов. Можно говорить о назначении даты выборов только по 9-му избирательному участку, где проживает заявитель, по остальным участкам его права не нарушены.
Представители Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва и Центральной избирательной комиссии Республики Тыва в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, об уважительности причин неявки не сообщили. В соответствии с ч. З ст. 260 ГПК РФ их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что заявление подлежит удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 ст. 2 ФЗ от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в последующих редакциях) местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
Согласно части 1 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Приказом N 34-р от 25 апреля 2003 г. Министерством Республики Тыва по делам юстиции зарегистрирован Устав муниципального образования "Город Туран Республики Тыва".
Согласно ст. 1 Устава город Туран является муниципальным образованием, в пределах которого осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, городской бюджет и выборные органы городского самоуправления.
Из статьи 8 указанного Устава следует, что в систему органов местного самоуправления входит представительный орган - городской Хурал представителей.
Срок полномочий депутатов Хурала представителей г. Турана истек в 2002 году.
Постановлением Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва N 1336 от 20 февраля 2002 г. на 2 июня 2002 г. были назначены выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, в том числе города Турана.
Согласно п. 1 ст. 69 Закона Республики Тыва от 4 сентября 2001 г. N 1168 "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Тыва" повторные выборы депутатов представительных органов местного самоуправления назначает территориальная избирательная комиссия.
В связи с тем, что выборы депутатов Хурала представителей г. Турана не проводились, по заявлению Иконникова В.В. о назначении даты выборов органов местного самоуправления города Турана решением Верховного суда Республики Тыва от 29 октября 2003 г. выборы городского Хурала представителей были назначены на 1 февраля 2004 г., численность городского Хурала представителей определена в 13 депутатов и срок его полномочий в 4 года. Исполнение решения в части обеспечения проведения выборов было возложено судом на Правительство Республики Тыва.
По результатам выборов 1 февраля 2004 г. избрано 4 депутата Хурала представителей г. Турана, по результатам повторных выборов 28 марта 2004 г. избрано еще 3 депутата. По остальным избирательным округам выборы не состоялись.
Решением МИК г. Турана от 30 марта 2004 г. N 104 повторные выборы депутатов Хурала представителей г. Турана по избирательным округам: Пролетарскому N 4, Спортивному N 6, Молодежному N 7, Комсомольскому N 9, Центральному N 10, Пушкинскому N 11 назначены на 30 мая 2004 г.
Решением МИК г. Турана от 30 мая 2004 г. N 116 выборы 30 мая 2004 г. признаны несостоявшимися, а решением от 30 мая 2004 г. N 117 повторные выборы депутатов Хурала представителей г. Турана по указанным шести округам назначены на 1 августа 2004 г.
Как установлено в судебном заседании, выборы депутатов Хурала представителей г. Турана по вышеуказанным шести избирательным округам 30 мая 2004 г. и 1 августа 2004 г. не проводились.
На судебном заседании председатель МИК г. Турана Баранникова Н.В. показала, что выборы 30 мая не состоялись из-за отсутствия финансирования. Выборы 1 августа 2004 г. не проводились в связи с тем, что прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения МИК г. Турана о признании выборов несостоявшимися, ждали решения суда. МИК г. Турана пропущен четырехмесячный срок для проведения выборов, нет времени для выдвижения кандидатов, регистрации и т.д. По выборам 1 августа 2004 г. МИК г. Турана никакого решения не принимала.
Согласно пункту 1 ст. 69 Закона Республики Тыва от 4 сентября 2001 г. N 1168 "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Тыва" повторные выборы проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня первоначальных.
В соответствии с ч. 5 ст. 71 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" повторные выборы депутатов в случае, если представительный орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися, недействительными.
Решение МИК г. Турана о признании выборов депутатов Хурала представителей г. Турана несостоявшимися принято 30 мая 2004 г. По выборам 1 августа 2004 г. МИК г. Турана никакого решения не принимала, хотя на момент рассмотрения дела со дня выборов прошло более полутора месяцев. В установленный ч. 5 ст. 71 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" четырехмесячный срок, т.е. до 30 сентября 2004 г., выборы фактически проведены быть не могут, т.к. выборы на этот период не назначались, какие-либо избирательные действия не проводились.
Согласно пункту 1 ст. 1 ФЗ от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" данный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления в случаях, если, в частности:
истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
выборы депутатов представительных органов местного самоуправления, в том числе досрочные или повторные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
Поскольку МИК г. Турана в установленный срок не приняла решения о назначении повторных выборов депутатов Хурала представителей г. Турана, постольку действительно имеет место нарушение конституционных прав граждан, проживающих на территории города Турана, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Следовательно, требование заявителя о назначении судом даты выборов является обоснованным.
Довод представителя администрации г. Турана Артемьевой О.В. о том, что заявитель вправе требовать назначения даты выборов только по Комсомольскому избирательному округу N 9, где он проживает, необоснован, т.к. из содержания пункта 1 ст. 1 и пункта 6 ст. З ФЗ от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" следует, что в случае нарушения конституционных прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранным в органы местного самоуправления муниципального образования, по жалобе гражданина, проживающего на территории муниципального образования, суд назначает дату выборов всех депутатов представительного органа местного самоуправления муниципального образования, а не только по тому избирательному округу, где проживает заявитель.
Согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" голосование на выборах в органы местного самоуправления должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 ФЗ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборы депутатов Хурала представителей г. Турана следует назначить на 28 ноября 2004 г.
Также суд определяет, что выборы должны проводиться на основании Закона Республики Тыва от 4 сентября 2001 г. N 1168 "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Тыва".
Решением Верховного суда Республики Тыва от 29 октября 2003 г. численность Хурала представителей г. Турана уже определена в 13 депутатов, срок его полномочий - в 4 года.
Поскольку представленными суду доказательствами подтверждено, что финансирование выборов не может быть обеспечено за счет средств бюджета города Турана, постольку в соответствии с ч. 4 ст. 4 ФЗ от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов следует возложить на Правительство Республики Тыва.
Довод представителя Правительства Республики Тыва Юркиной Л.Н. о том, что суд должен указать в решении, в каком размере и по какому целевому направлению должны быть выделены средства на проведение выборов, является необоснованным, поскольку пункт 9 ст. З ФЗ от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" не устанавливает такой обязанности суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, ст. З ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", суд решил:
Заявление Иконникова Виктора Васильевича удовлетворить.
Назначить выборы депутатов Хурала представителей г. Турана по избирательным округам: Пролетарскому избирательному округу N 4, Спортивному избирательному округу N 6, Молодежному избирательному округу N 7, Комсомольскому избирательному округу N 9, Центральному избирательному округу N 10, Пушкинскому избирательному округу N 11 на 28 ноября 2004 года.
Определить, что выборы должны быть проведены на основании Закона Республики Тыва "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в Республике Тыва" N 1168 от 4 сентября 2001 года.
Исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов депутатов Хурала представителей г. Турана возложить на Правительство Республики Тыва.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 21 сентября 2004 года.
Председательствующий |
Болат-оол А.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 16 сентября 2004 г. N 3-30
Текст Решения официально опубликован не был