См. Закон Республики Тыва от 29 декабря 2004 г. N 1168 ВХ-I "О пожарной безопасности в Республике Тыва"
Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить и внести на рассмотрение Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва проект Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва".
2. Назначить официальным представителем Правительства Республики Тыва при рассмотрении данного законопроекта в Законодательной палате Великого Хурала Республики Тыва министра по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Тыва Байыр-оола Э.Д.
Председатель Правительства
Республики Тыва |
Ш. Ооржак |
Проект
Закон Республики Тыва
"О пожарной безопасности в Республике Тыва"
Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Республике Тыва, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Республики Тыва, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане).
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций Республики Тыва.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В целях настоящего Закона применяются следующие понятия:
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и Республики Тыва в целом от пожаров;
пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований безопасности и тушение пожаров;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;
первоочередные аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - боевые действия пожарной охраны по спасению людей, имущества, оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;
пожарно-техническая продукция - специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
гарнизон пожарной охраны - совокупность дислоцированных на определенной территории органов управления, подразделений пожарной охраны и иных учреждений, предназначенных для тушения пожаров противопожарных формирований независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;
подтверждение соответствия в области пожарной безопасности - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;
нормативные документы по пожарной безопасности - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности;
профилактика пожаров - совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения;
пожарно-спасательные подразделения - подразделения Государственной противопожарной службы;
пожарный-спасатель - гражданин, подготовленный и аттестованный в установленном порядке по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
Статья 2. Законодательство Республики Тыва о пожарной безопасности
Законодательство Республики Тыва о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О пожарной безопасности", принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также Конституции Республики Тыва, законах и иных нормативных правовых актах Республики Тыва, муниципальных правовых актах, регулирующих вопросы пожарной безопасности.
Муниципальные правовые акты не действуют в части, устанавливающей более низкие, чем Федеральный закон и настоящий Закон, требования пожарной безопасности.
Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности
Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
производство пожарно-технической продукции;
выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
установление особого противопожарного режима.
Глава II. Пожарная охрана
Статья 4. Виды и основные задачи пожарной охраны Республики Тыва
Пожарная охрана подразделяется на следующие виды: Государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.
Основными задачами пожарной охраны являются:
организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;
спасение людей и имущества при пожарах.
К действиям по тушению лесных пожаров, предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.
Статья 5. Государственная противопожарная служба Республики Тыва
Государственная противопожарная служба Республики Тыва является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и координирует деятельность других видов пожарной охраны республиканского и муниципального значения на территории Республики Тыва.
Государственная противопожарная служба Республики Тыва включает в себя:
аппарат Управления Государственной противопожарной службы Республики Тыва;
подразделения Управления Государственной противопожарной службы, созданные в городах и кожуунах для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
Организационная структура, полномочия, задачи, функции, порядок деятельности Управления Государственной противопожарной службы Республики Тыва определяется Положением об Управлении Государственной противопожарной службы Республики Тыва, утверждаемым в установленном порядке.
Статья 6. Личный состав Государственной противопожарной службы Республики Тыва
Личный состав Государственной противопожарной службы Республики Тыва включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Республики Тыва (далее - сотрудники);
лиц, не имеющих специальных званий (далее - работники).
Личный состав Государственной противопожарной службы Республики Тыва, состоящий на оперативных должностях и участвующий в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, одновременно по должности являются пожарными-спасателями.
В Государственную противопожарную службу Республики Тыва принимаются граждане Российской Федерации не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы Республики Тыва.
На сотрудников Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.
Работники Государственной противопожарной службы Республики Тыва в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.
На пожарных-спасателей Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяется Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" и другие нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Тыва.
В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы Республики Тыва не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.
Личному составу Государственной противопожарной службы Республики Тыва в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Сотрудники Государственной противопожарной службы Республики Тыва имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Работникам Государственной противопожарной службы Республики Тыва, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками Государственной противопожарной службы Республики Тыва, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Республики Тыва Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников Государственной противопожарной службы Республики Тыва, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Закона.
В Государственной противопожарной службе Республики Тыва проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы).
Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в Государственной противопожарной службе Республики Тыва, определяются законодательством Российской Федерации.
Продолжительность несения службы личным составом Государственной противопожарной службы Республики Тыва, непосредственно осуществляющим деятельность по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ, определяет Управление Государственной противопожарной службы Республики Тыва по согласованию с органом исполнительной власти Республики Тыва по труду.
Статья 7. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы Республики Тыва
Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы Республики Тыва и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников Государственной противопожарной службы Республики Тыва распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Личный состав Государственной противопожарной службы Республики Тыва, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона.
Сотрудникам Государственной противопожарной службы Республики Тыва, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.
Работникам Государственной противопожарной службы Республики Тыва, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы Республики Тыва, утверждаемым Правительством Республики Тыва, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В случае гибели сотрудника или работника Государственной противопожарной службы Республики Тыва, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.
Правительство Республики Тыва, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы Республики Тыва.
На личный состав Государственной противопожарной службы Республики Тыва, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих предприятий.
Статья 8. Страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы Республики Тыва
Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы Республики Тыва подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств бюджета Республики Тыва. Основания, условия, порядок обязательного государственного личного страхования указанных сотрудников и работников устанавливаются федеральными законами, законодательными актами Республики Тыва и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае гибели (смерти) сотрудников или работников Государственной противопожарной службы Республики Тыва, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы Республики Тыва, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.
Членами семьи, имеющими право на получение единовременного пособия за погибшего (умершего) сотрудника или работника считаются:
супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти) в зарегистрированном браке с сотрудником, работником Государственной противопожарной службы Республики Тыва;
родители сотрудника или работника;
дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
При досрочном увольнении сотрудников и работников Государственной противопожарной службы Республики Тыва со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц. Убытки, причиненные сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы Республики Тыва, находящимся при исполнении ими служебных обязанностей, возмещаются за счет средств бюджета Республики Тыва в установленном порядке.
Статья 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение Государственной противопожарной службы Республики Тыва и других видов пожарной охраны
Финансовое обеспечение деятельности Государственной противопожарной службы Республики Тыва, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с настоящим Законом является расходным обязательством Республики Тыва.
Материально-техническое обеспечение Государственной противопожарной службы Республики Тыва осуществляется в порядке и по нормам, установленным Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Республики Тыва.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим законом является расходным обязательством муниципального образования.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с настоящим законом осуществляется их учредителями за счет собственных средств.
Статья 10. Имущество Государственной противопожарной службы Республики Тыва и муниципальной пожарной охраны
Имущество Государственной противопожарной службы Республики Тыва и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит.
Статья 11. Муниципальная пожарная охрана
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Цель, задачи, социальные гарантии работникам, а также порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
Статья 12. Ведомственная пожарная охрана
Органы исполнительной власти Республики Тыва, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.
Порядок организации, реорганизации, ликвидации подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с Государственной противопожарной службой Республики Тыва.
При выявлении нарушения требований пожарной безопасности, создающего угрозу возникновения пожара и безопасности людей на подведомственных организациях, ведомственная пожарная охрана имеет право приостановить - полностью или частично работу организации (отдельного производства), производственного участка, агрегата, эксплуатацию здания, сооружения, помещения, проведение отдельных видов работ.
Статья 13. Частная пожарная охрана
Частная пожарная охрана создается в населенных пунктах и организациях.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений частной пожарной охраны осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Нормативы численности и технической оснащенности частной пожарной охраны устанавливаются ее собственником самостоятельно.
Подразделения частной пожарной охраны оказывают услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.
Статья 14. Добровольная пожарная охрана
Добровольная пожарная охрана - форма участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности.
Добровольный пожарный - гражданин, непосредственно участвующий на добровольной основе (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.
Участие в добровольной пожарной охране является формой социально значимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправления.
Глава III. Полномочия органов государственной власти
Республики Тыва и органов местного самоуправления
в области пожарной безопасности
Статья 15. Полномочия органов государственной власти Республики Тыва в области пожарной безопасности
К полномочиям органов государственной власти Республики Тыва в области пожарной безопасности относятся:
нормативное правовое регулирование в пределах их компетенции;
организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;
разработка, организация выполнения и финансирование республиканских целевых программ;
создание, реорганизация и ликвидация органов управления Государственной противопожарной службы Республики Тыва, подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств бюджета Республики Тыва по согласованию с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва;
подготовка перечня организаций, в которых создаются объектовые и специальные подразделения Государственной противопожарной службы Республики Тыва, утверждаемого в установленном порядке
разработка, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;
организация обучения населения мерам пожарной безопасности;
осуществление в пределах их компетенции социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;
осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны, находящейся в ведении органов исполнительной власти Республики Тыва и членов их семей;
организация тушения пожаров (за исключением пожаров на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации).
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения устанавливаются законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Тыва.
Статья 16. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности
К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В Республике Тыва - городах республиканского значения Кызыле и Ак-Довураке полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные настоящим законом, осуществляются органами государственной власти Республики Тыва - городов республиканского значения Кызыла и Ак-Довурака.
Глава IV. Обеспечение пожарной безопасности
Статья 17. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти Республики Тыва нормативных правовых актов по пожарной безопасности.
Нормативное регулирование в области пожарной безопасности - установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Республика Тыва вправе разрабатывать и утверждать в пределах своей компетенции нормативные документы по пожарной безопасности, не снижающие требований пожарной безопасности, установленных федеральными нормативными документами.
Нормативные документы, которые принимаются органами исполнительной власти Республики Тыва и устанавливают или должны устанавливать требования пожарной безопасности, подлежат обязательному согласованию с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва. Порядок разработки, введения в действие и применения других нормативных документов по пожарной безопасности устанавливается Государственной противопожарной службой Республики Тыва.
Порядок согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленные нормативными документами дополнительные требования пожарной безопасности устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
Статья 18. Разработка и реализация мер пожарной безопасности
Меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений.
Изготовители (поставщики) веществ, материалов, изделий и оборудования в обязательном порядке указывают в соответствующей технической документации показатели пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования, а также меры пожарной безопасности при обращении с ними.
Разработка и реализация мер пожарной безопасности для организаций, зданий, сооружений и других объектов, в том числе при их проектировании, должны в обязательном порядке предусматривать решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.
Для производств в обязательном порядке разрабатываются планы тушения пожаров, предусматривающие решения по обеспечению безопасности людей.
Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований Республики Тыва разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Статья 19. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для тушения пожаров утверждается на республиканском и местном уровнях соответственно органами государственной власти Республики Тыва и органами местного самоуправления.
Выезд подразделений пожарной охраны на тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в населенных пунктах и организациях осуществляется в безусловном порядке.
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ осуществляются на безвозмездной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер - 01.
При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:
проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;
создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;
использование при необходимости дополнительно имеющихся в наличии у собственника средств связи, транспорта, оборудования, средств пожаротушения и огнетушащих веществ с последующим урегулированием вопросов, связанных с их использованием, в установленном порядке;
ограничение или запрещение доступа к местам пожаров, а также зонам аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций, ограничение или запрещение движения транспорта и пешеходов на прилегающих к ним территориях,
эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей, имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.
Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, ликвидации аварии, катастрофы, иной чрезвычайной ситуации, действовавшие в условиях крайней необходимости и (или) обоснованного риска, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.
При тушении пожара личный состав пожарной охраны должен принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.
Статья 20. Производство пожарно-технической продукции
Пожарно-техническая продукция производится на основе государственного заказа, а также в порядке предпринимательской деятельности.
Организация работ по выполнению государственного заказа осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 21. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:
охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе;
производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;
выполнение проектных, изыскательских работ;
обучение населения мерам пожарной безопасности;
осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;
огнезащитные и трубо-печные работы;
монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;
ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;
строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;
другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Статья 22. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности
Противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности Республики Тыва, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти Республики Тыва, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.
Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями органов исполнительной власти Республики Тыва и согласованными в порядке, установленном Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва.
Обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, мерам пожарной безопасности осуществляется соответствующими учреждениями по специальным программам, согласованным с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва. Органами управления образованием и пожарной охраной Республики Тыва могут создаваться добровольные дружины юных пожарных. Требования к содержанию программ и порядок организации обучения указанных лиц мерам пожарной безопасности определяются Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Тыва.
Статья 23. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности
Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее - информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.
Основания и порядок внесения в информационные системы сведений о пожарной безопасности, а также условия и порядок ознакомления с ними должностных лиц и граждан устанавливаются законами и нормативными документами Республики Тыва по пожарной безопасности.
Метеорологические службы и другие уполномоченные государственные органы Республики Тыва обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе информировать Государственную противопожарную службу Республики Тыва о неблагоприятных для пожарной безопасности событиях и прогнозах.
Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию Государственной противопожарной службы Республики Тыва экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения республики по вопросам пожарной безопасности.
Органы государственной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.
Статья 24. Учет пожаров и их последствий
В Республике Тыва действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий, которая предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Установленный порядок учета пожаров и их последствий обязателен для исполнения органами государственной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Статья 25. Особый противопожарный режим
В случае повышения пожарной опасности решением органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.
Статья 26. Подтверждение соответствия в области пожарной безопасности
Подтверждение соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
Глава V. Права, обязанности и ответственность
в области пожарной безопасности
Статья 27. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности
Граждане имеют право на:
защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу; получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности;
иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Статья 28. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности
Организации имеют право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
вносить в органы государственной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.
Руководители организаций обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности, производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
содействовать деятельности добровольных пожарных.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Статья 29. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:
собственники имущества;
руководители органов местного самоуправления;
лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
должностные лица в пределах их компетенции.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.
Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Статья 30. Административная ответственность организаций
Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц государственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 31. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 32. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Нормативные правовые акты Председателя Правительства республики Тыва, ведомственные нормативные правовые акты, нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.
Правительство Республики Тыва в трехмесячный срок вносит в установленном порядке в Верховный Хурал (Парламент) предложения о приведении законодательства Республики Тыва в соответствие с настоящим Законом.
Председатель Правительства
Республики Тыва |
Ш. Ооржак |
Пояснительная записка
к проекту Закона Республики Тыва
"О пожарной безопасности"
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Данный проект Закона выносится на заседание Правительства Республики Тыва в целях приведения его в соответствие с Федеральным Законом "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 22.08.1995 N 151-ФЗ, от 18.04.1996 N 32-ФЗ, от 24.01.1998 N 13-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 10.05.2004 N 38-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, а также в редакции Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.04, который вступит в силу 01.01.2005 года).
Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Республике Тыва, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Республики Тыва.
Указанным законом внесен ряд изменений, направленных на совершенствование законодательства в области пожарной безопасности на основе разграничения полномочий и территорий между органами исполнительной власти Республики Тыва, органами местного самоуправления и организациями.
В данном Законе внесены изменения в основные понятия в области пожарной безопасности, определенные ранее Федеральным Законом от 21 декабря 1994 г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности". Исключена ст.6 "Государственный пожарный надзор". Существенные изменения претерпели статьи, касающиеся видов пожарной охраны, полномочий органов Государственной власти и органов местного самоуправления Республики Тыва в области пожарной безопасности, в области тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, финансового обеспечения мероприятий в области пожарной безопасности. Утратила силу статья 28 "Противопожарное страхование". Также утратили силу ст.17, ст.35 и ст.36., определяющие полномочия, обязанности федеральных органов государственной власти, в области пожарной безопасности на территории Республики Тыва. Изменена схема финансирования, согласно которой обеспечение мероприятий по пожарной безопасности является расходным обязательством республиканского бюджета, в границах (на территории) муниципального образования - из бюджета муниципального образования.
Для реализации данного закона в соответствии с произведенными расчетами потребность в денежных средствах составят в 2004 году 219,4 млн. рублей, в том числе в 2005 году - 204,3 млн. рублей.
Основными направлениями финансовых затрат на реализацию закона "О пожарной безопасности" являются:
1. Содержание личного состава Государственной противопожарной службы, обеспечение социальных гарантий и компенсаций;
2. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы;
3. Страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы;
4. Материально-техническое обеспечение Государственной противопожарной службы;
Министр по делам гражданской обороны
и чрезвычайным ситуациям по Республике Тыва
полковник |
Э.Д. Байыр-оол |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 22 декабря 2004 г. N 1175 "О внесении на рассмотрение Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва проекта Закона Республики Тыва "О пожарной безопасности в Республике Тыва"
Текст постановления официально опубликован не был