Решение Верховного суда Республики Тыва
от 8 декабря 2005 г. N 3
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.
при секретаре Иргит И.К.
с участием представителя заявителя по доверенностей Кочергиной Е.Ю paccмотрев в открытом судебном заседании 8 декабря 2005 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва "О нотариате" от 27 сентября 1994 года N 149 (с изменениями от 8 июля 1996 годa N 610, от 22 октября 1998 года N 78, от 12 февраля 2001 года N 907, от 25 апреля 2001 года N 1005, от 10 июня 2001 года N 1095 и от 3 апреля 2004 года N 686 ВХ-1) в части, установил:
В суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва "О нотариате" от 27 сентября 1994 года N 149 (с изменениями от 8 июля 1996 года N 610, от 22 октября 1998 года N 78, от 12 февраля 2001 года N 907, от 25 апреля 2001 года N 1005, от 10 июня 200 года N 1095 и от 3 апреля 2004 года N 686 ВХ-1) в части обратился заместитель прокурора Республики Тыва, указывая на то, что предметом правового регулирования оспариваемого закона являются вопросы нотариата, которые в силу ст.72 п. "л" части 1 находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По вопросам совместного ведения субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование только при отсутствии соответствующего федерального закона. В то же время вопросы нотариата регулируются Основами законодательства РФ о нотариате (далее - Основы), нормам которых не должен противоречить соответствующий закон субъекта Российской Федерации. Вместе с тем некоторые положения Закона РТ противоречат федеральному законодательству
Часть 1 статьи 2 Закона Республики Тыва, предусматривающая, что порядок назначения на должность нотариуса в Республике Тыва устанавливается настоящим Законом, противоречит ст.2 Основ законодательства РФ о нотариате, в соответствии с которой порядок назначения на должность нотариуса устанавливается настоящими Основами.
Положения части 1 статьи 3 Закона Республики Тыва о том, что нотариальная практика осуществляется в соответствии с настоящим Законом, противоречат ст.1 Основ, согласно которой нотариальные действия в Российской Федерации совершаются нотариусами в соответствии с настоящими Основами.
Частью 3 статьи 4 Закона Республики Тыва установлено, что решение квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности может быть обжаловано в месячный срок заинтересованным лицом в суд со дня его вынесения.
Данное положение Закона РТ противоречит статье 4 Основ, предусматривающей, что решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со (дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию, образуемую при Министерстве юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. Статьей 4 Основ предусмотрено обжалование в суд только решения апелляционной комиссии.
Часть 1 статьи 9 Закона РТ, устанавливающая, что нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации, противоречит статье 9 Основ, в соответствии с которой правила нотариального делопроизводства утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
В соответствии с частью 1 ст.25 Закона РТ полномочия нотариальной палаты определяются настоящим Законом, а также ее уставом.
Положения ч.1 ст.25 Закона РТ в части предусматривающей, что полномочия нотариальной палаты могут определяться Законом Республики Тыва, противоречат ст 25 Основ, устанавливающей, что полномочия нотариальной палаты могут определяться только настоящими Основами, а также ее уставом.
Часть 2 ст.44 Закона РТ в части устанавливающей, что возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается Высшим арбитражным судом Республики Тыва в порядке искового производства, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии со ст.4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Таким образом, в указанном Федеральном конституционное законе отсутствует понятие Высший арбитражный суд субъекта Российской Федерации, поскольку в систему федеральных арбитражных судов входя лишь арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
Частью 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Согласно ч.1 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст. 1110 ГК РФ наследование - это переход имущественных прав и обязанностей, а также некоторых личных неимущественных прав умершего (наследодателя) к одному или нескольким лицам (наследникам).
Частью 2 ст. 1110 ГК РФ установлено, что наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях предусмотренных законом, иными правовыми актами.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными положениями ГК РФ наследование может регулироваться только ГК РФ законами, под которыми в ГК РФ подразумеваются федеральные законы, а случаях предусмотренных федеральными законами иными правовыми актами. Следовательно, порядок перехода имущества умершего к другую лицам, включающий в себя порядок осуществления нотариусами действий по охране наследственного имущества и выдаче свидетельства о праве на наследство, может регулироваться только федеральными законами.
В главе XI Основ "Принятие мер к охране наследственной имущества. Выдача свидетельств о праве на наследство" отсутствую нормы, устанавливающие право субъектов Российской Федерации регулировать правоотношения, связанные с наследованием.
В связи с изложенным, нормы главы XI Закона РТ "Принятие мер к охране наследственного имущества. Выдача свидетельства о праве на наследство" противоречат гражданскому законодательству, так как принять в превышение установленных ст.71 Конституции РФ и ст. 3 ГК РФ полномочий и фактически воспроизводят урегулированные федеральные законом (Основами) права и обязанности нотариусов при принятии мер охране наследственного имущества и выдаче свидетельства о праве на наследство.
В частности, к сфере гражданского законодательства, регулирующего порядок наследования относятся нормы, содержащиеся в:
- ст.56 Закона РТ об извещении нотариусом наследников об открывшемся наследстве,
- ст.ст.57-58 Закона РТ, регламентирующих получение нотариусом заявлений о принятии наследства или об отказе от него, а также принятие претензий от кредиторов наследователя
- ст.ст.59-64 о порядке охраны наследственного имущества, правах и обязанностях нотариуса, хранителя, опекуна и других лиц при принятии мер к охране наследственного имущества, оплате расходов по охране наследственного имущества;
- ст.ст.65-68 о порядке выдачи свидетельства о праве на наследство:
Пункт 3 ст.69 Закона РТ в части, предусматривающей, что нотариусы выдают свидетельства о праве собственности на имущество в случаях, предусмотренный законодательством Республики Тыва, противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Порядок выдачи свидетельств о праве собственности регулируется главой XIII Основ, в частности ст.74. устанавливающей порядок выдачи свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов и ст.75, устанавливающей порядок выдачи свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга. В главе XIII и других нормах Основ отсутствуют указания на то, что субъектами Российской Федерации могут устанавливаться случаи выдачи нотариусами свидетельств о праве собственности на имущество.
В соответствии со ст 84 Закона РТ перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, устанавливается в соответствии с законодательством.
Данная норма противоречит ст.90 Основ, согласно которой указанный перечень документов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, полномочия по определению указанного перечня документов принадлежат Правительству Российской Федерации, являющемуся в соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, а содержащееся в ст.84 Закона РТ положение о том, что данный вопрос может регулироваться законодательством, противоречит ст.90 Основ, так как под законодательством понимается вся совокупность правовых актов, изданных органами государственной власти - законодательными (представительными) и исполнительными органами власти, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.85 Закона РТ исполнительная надпись совершается нотариусом, если со дня возникновения права на иск прошло не более трех лет, а в отношениях между предприятиями, учреждениями и организациями - не более одного года. Если для требования, по которому выдается исполнительная надпись, законодательством Республики Тыва и Российской Федерации установлен иной срок давности, исполнительная надпись выдается в пределах этого срока.
Пункт 2 ст.85 Закона РТ в части предусматривающей, что законодательством Республики Тыва могут устанавливаться иные сроки давности по требованиям, по которым выдаются исполнительные надписи, противоречит ч.2 ст.91 Основ, устанавливающей, что сроки давности по требованиям, по которым выдаются исполнительные надписи, могут устанавливаться лишь законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.98 Закона РТ нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Республики Тыва и Российской Федерации.
Данная норма Закона РТ в части, предусматривающей возможность заключения международных договоров Республики Тыва, противоречит закону по следующим основаниям.
Статьей 71 Конституции Российской Федерации установлено, что внешняя политика, международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно - территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.
Таким образом, субъекты Российской Федерации обладают лишь правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей в пределах, установленных Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации". Внешняя политика, заключение международных договоров Российской Федерации относится к исключительной компетенции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не вправе самостоятельно заключать международные договоры.
Применение оспариваемых норм нарушает интересы Российской Федерации ввиду их противоречия федеральному законодательству.
Представитель заявителя по доверенности Кочергина Е.Ю. поддержала требования по основаниям, указанным в заявлении, и просила об его удовлетворении.
Представители Законодательной палаты, Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва и Председателя Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явились, от них поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и о согласии с заявленными требованиями.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав объяснение представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 1 статьи 2 оспариваемого закона предусматривает, что порядок назначения на должность нотариуса в Республике Тыва устанавливается настоящим Законом. Однако такое положение противоречит ст.2 Основ законодательства РФ о нотариате, в соответствии с которой порядок назначения на должность нотариуса устанавливается настоящими Основами.
Согласно ч. 3 статьи 4 Закона Республики Тыва решение квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих получить лицензию на право нотариальной деятельности, может быть обжаловано в месячный срок заинтересованным лицом в суд со дня его вынесения.
Указанная выше норма вошла в противоречие со ст. 4 Основ, предусматривающей, что решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию, образуемую при Министерстве юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. В суд обжалуются только решения апелляционной комиссии.
Часть 1 статьи 9 Закона РТ, устанавливающая, что нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утвержденными Министерством юстиции Российской Федерации, противоречит статье 9 Основ, в соответствии с которой правила нотариального делопроизводства утверждаются Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой.
В соответствии с частью 1 ст.25 Закона РТ полномочия нотариальной палаты определяются настоящим Законом, а также ее уставом.
Приведенная выше норма оспариваемого закона в части предусматривающей, что полномочия нотариальной палаты могут определяться Законом Республики Тыва, противоречат ст.25 Основ, устанавливающей, что полномочия нотариальной палаты могут определяться только настоящими Основами, а также ее уставом.
Часть 2 ст.44 Закона РТ в части устанавливающей, что возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается Высшим арбитражным судом Республики Тыва в порядке искового производства, также противоречит федеральному законодательству.
Так, в соответствии со ст.4 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации. К федеральным судам относятся Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Таким образом, в указанном Федеральном конституционном законе отсутствует понятие Высший арбитражный суд субъекта Российской Федерации, поскольку в систему федеральных арбитражных судов входят лишь арбитражные суды субъектов Российской Федерации.
Главой XI оспариваемого закона регулируется принятие мер к охране наследственного имущества, выдача свидетельства о праве на наследство.
Частью 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.1110 ГК РФ наследование - это переход имущественных прав и обязанностей, а также некоторых личных неимущественных прав умершего (наследодателя) к одному или нескольким лицам (наследникам).
Частью 2 ст.1110 ГК РФ установлено, что наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами.
Статьями 1171 и 1172 ГК РФ предусмотрены охрана наследства и управление им, а также меры по охране наследства.
Из указанных выше норм следует, что наследование может регулироваться только Гражданским кодексом РФ, законами, под которыми в ГК РФ подразумеваются федеральные законы, а в случаях предусмотренных федеральными законами иными правовыми актами. Следовательно, порядок перехода имущества умершего к другим лицам, включающий в себя порядок осуществления нотариусами действий по охране наследственного имущества и выдаче свидетельства о праве на наследство, может регулироваться только федеральными законами, ввиду чего нормы главы XI Закона РТ "Принятие мер к охране наследственного имущества. Выдача свидетельства о праве на наследство" противоречат гражданскому законодательству.
Пункт 3 ст.69 Закона РТ в части, предусматривающей, что нотариусы выдают свидетельства о праве собственности на имущество в случаях, предусмотренных законодательством Республики Тыва, вошел в противоречие с федеральным законодательством в силу следующего.
Порядок выдачи свидетельств о праве собственности регулируется, в частности, ст.74, устанавливающей порядок выдачи свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе по совместному заявлению супругов и ст. 75, устанавливающей порядок выдачи свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга. В главе XIII и других нормах Основ отсутствуют указания на то, что субъектами Российской Федерации могут устанавливаться случаи выдачи нотариусами свидетельств о праве собственности на имущество.
В соответствии со ст. 84 республиканского закона перечень документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, устанавливается в соответствии с законодательством.
Данная норма противоречит ст.90 Основ, согласно которой указанный перечень документов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Таким образом, полномочия по определению указанного перечня документов принадлежат Правительству Российской Федерации, являющемуся в соответствии со ст.1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации, а содержащееся в ст.84 Закона РТ положение о том, что данный вопрос может регулироваться законодательством, противоречит ст.90 Основ, так как под законодательством понимается вся совокупность правовых актов, изданных органами Государственной власти законодательными (представительными) и исполнительными органами власти, как на уровни Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.85 Закона РТ исполнительная надпись совершается нотариусом, если со дня возникновения права на иск прошло не более трех лет, а в отношениях между предприятиями, учреждениями и организациями - не более одного года. Если для требования, по которому выдается исполнительная надпись, законодательством Республики Тыва и Российской Федерации установлен иной срок давности, исполнительная надпись выдается в пределах этого срока.
Пункт 2 ст.85 Закона РТ в части, предусматривающей, что законодательством Республики Тыва могут устанавливаться иные сроки давности по требованиям, по которым выдаются исполнительные надписи, противоречит ч.2 ст.91 Основ, предусматривающей, что сроки давности по требованиям, по которым выдаются исполнительные надписи, могут устанавливаться лишь законодательством Российской Федерации.
Согласно ч 2 ст.98 Закона РТ нотариус принимает документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершает удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам Республики Тыва и Российской Федерации.
Данная норма Закона РТ в части, предусматривающей возможность заключения международных договоров Республики Тыва, противоречит закону по следующим основаниям.
Согласно ст.1 Федерального закона "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации в пределах полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и договорами между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий, обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно - территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации с согласия Правительства Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств.
Таким образом, субъекты Российской Федерации обладают лишь правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей в пределах, установленных Федеральным законом "О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов" Российской Федерации. Внешняя политика, заключение международных договоров Российской Федерации относится к исключительной компетенции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации не вправе самостоятельно заключать международные договоры.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации заключение, прекращение и приостановление действия международных договоров Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
По приведенным выше мотивам заявление прокурора Республики Тыва в части требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими ч. 1 ст. 2 в части слов "в порядке, установленном настоящим Законом"; ч. 3 ст. 4; ч. 1 ст. 9; ч. 1 ст. 25 в части слов "настоящим Законом"; ч. 2 ст. 44 в части, предусматривающей, что возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается Высшим арбитражным судом Республики Тыва в порядке искового производства; главу XI; п. 3 ст. 69; ст. 84; п. 2 ст. 85 в части слов "законодательством Республики Тыва" и ч. 2 ст. 98 в части слов "международным договорам Республики Тыва" Закона Республики Тыва "О нотариате" от 27 сентября 1994 года N 149 (с изменениями от 8 июля 1996 года N 610, от 22 октября 1998 года N 78, от 12 февраля 2001 года N 907, от 25 апреля 2001 года N 1005, от 10 июня 2001 года N 1095 и от 3 апреля 2004 года N 686 ВХ-1) является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Следует признать с момента вступления решения в законную силу ч. 1 ст. 2 в части слов "в порядке, установленном настоящим Законом"; ч. 3 ст. 4; ч. 1 ст. 9; ч. 1 ст. 25 в части слов "настоящим Законом"; ч. 2 ст. 44 в части, предусматривающей, что возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается Высшим арбитражным судом Республики Тыва в порядке искового производства; главу XI; п. 3 ст. 69; ст. 84; п. 2 ст. 85 в части слов "законодательством Республики Тыва" и ч. 2 ст. 98 в части слов "международным договорам Республики Тыва" Закона Республики Тыва "О нотариате" от 27 сентября 1994 года N 149 (с изменениями от 8 июля 1996 года N 610, от 22 октября 1998 года N 78, от 12 февраля 2001 года N 907, от 25 апреля 2001 года N 1005, от 10 июня 200 года N 1095 и от 3 апреля 2004 года N 686 ВХ-1).
Как видно из материалов дела, текст оспариваемого закона с последующими изменениями был опубликован в газете "Тувинская правда".
В связи с признанием указанных выше положений республиканского закона недействующими, сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Заявителем также ставился вопрос о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 1 ст. 3 оспариваемого закона, предусматривающей, что нотариальной практикой в соответствии с настоящим Законом вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности, ввиду того ст. 1 Основ законодательства РФ о нотариате установлено, что нотариальные действия в Российской Федерации совершаются нотариусами в соответствии с настоящими Основами.
По мнению суда, оспариваемая норма не входит в противоречие с федеральным законодательством, поскольку слова "в соответствии с настоящим Законом" уточняют нормативный правовой акт, согласно которому нотариальной практикой вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности, и не относятся к вопросу, устанавливающему, каким законом руководствуются нотариусы при совершении нотариальных действий.
Поэтому заявление в указанной выше части удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва "О нотариате" от 27 сентября 1994 года N 149 (с изменениями от 8 июля 1996 года N 610, от 22 октября 1998 года N 78, от 12 февраля 2001 года N 907, от 25 апреля 2001 года N 1005, от 10 июня 2001 года N 1095 и от 3 апреля 2004 года N 686 ВХ-1) в части удовлетворить в части.
Признать недействующими с момента вступления решения в законную силу ч. 1 ст. 2 в части слов "в порядке, установленном настоящим Законом"; ч. 3 ст. 4; ч. 1 ст. 9; ч. 1 ст. 25 в части слов "настоящим Законом"; ч. 2 ст. 44 в части, предусматривающей, что возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается Высшим арбитражным судом Республики Тыва в порядке искового производства; главу XI; п. 3 ст. 69; ст. 84; п. 2 ст. 85 в части слов "законодательством Республики Тыва" и ч. 2 ст. 98 в части слов "международным договорам Республики Тыва" Закона Республики Тыва "О нотариате" от 27 сентября 1994 года N 149 (с изменениями от 8 июля 1996 года N 610, от 22 октября 1998 года N 78, от 12 февраля 2001 года N 907, от 25 апреля 2001 года N 1005, от 10 июня 200 года N 1095 и от 3 апреля 2004 года N 686 ВХ-1).
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда"
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решение через Верховный суд Республики Тыва. Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2005 года.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 8 декабря 2005 г. N 3 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения в законную силу отдельных положений Закона Республики Тыва "О нотариате" от 27 сентября 1994 года N 149
Текст Решения официально опубликован не был