Рассмотрев и обсудив прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2006 год, одобренный постановлением Правительства Республики Тыва от 26 октября 2005 года N 116, Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва отмечает следующее.
Структурно прогноз состоит из трех разделов: оценка достижения прогнозных показателей 2005 года, собственно прогноз на 2006 год, план развития государственного сектора экономики, а также двух приложений, в которых содержатся расчетные показатели социально-экономического развития муниципальных образований и основные показатели социально-экономического развития Республики Тыва и Российской Федерации в 2006 году.
Правительством Республики Тыва определены прогнозные показатели социально-экономического развития на 2006 год, предусматривающие дальнейший рост в сопоставимых ценах валового регионального продукта на 10 процентов, объемов производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств - на 7 процентов, промышленного производства - на 10 процентов и объема инвестиций в основной капитал - на 12,5 процента. Прогнозируемый экономический рост, по оценке Правительства Республики Тыва, позволит в 2006 году увеличить денежные доходы населения, повысить уровень его занятости и существенно снизить уровень бедности.
Вместе с тем, прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2006 год разработан без четко установленной стратегии экономического развития республики, соответствующей утвержденной программы социально-экономического развития и учета приоритетных задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации и в Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах.
Статистические данные, анализ реальных итогов социально-экономического развития Республики Тыва за 10 месяцев текущего года свидетельствуют о том, что по ряду направлений экономической деятельности, в первую очередь в промышленности, в сельском хозяйстве, в строительном комплексе, прогнозные показатели не будут достигнуты.
В промышленности прогнозные показатели объемов производства оправдываются только по половине видов промышленной продукции, по остальным видам исполнение годового прогноза составляет от 1,3 до 56 процентов.
Объем произведенной продукции сельского хозяйства составляет 1754,9 млн. рублей, или менее 69 процентов от прогнозируемого объема. Прогноз по производству зерна исполнен на 35 процентов.
Отсутствие в последние годы целенаправленной работы Правительства Республики Тыва, отдельных министерств и ведомств республики по оздоровлению экономики, развитию производства привело к сокращению в городах и кожуунах республики числа производственных предприятий, трудовых коллективов, к повышению уровня безработицы и в целом снижению жизненного уровня населения, особенно проживающего в сельской местности. По данным статистики, за 9 месяцев 2005 года общая численность безработных в сравнении с уровнем прошлого года возросла на 3,8 тыс. человек и достигла 28,3 тысячи человек.
Только в текущем году Правительство Республики Тыва не приняло мер к сохранению таких предприятий республиканского значения, как ОАО "Тувахлебопродукт", ГУП "Тувмашзавод", ГП "Кызылский пивоваренный завод", звероферма, и ряда других.
Такое положение в экономике и социальной сфере в значительной мере способствует активизации миграционных процессов, ухудшению криминогенной обстановки, росту преступлений и правонарушений, особенно среди молодежи.
Прогнозом не в полной мере учитывается социально-экономическое развитие вновь образованных муниципальных образований, поселений.
В представленном прогнозе социально-экономического развития республики на 2006 год не учтен фактор приоритетного развития сельского хозяйства. Заложенные в бюджет республики средства в сумме 34,5 млн. рублей составляют менее половины процента суммы расходов бюджета республики на 2006 год.
Концентрация финансовых средств на республиканском уровне, управленческие функции представителей Министерства финансов в кожуунах, отсутствие реальных инвестиций на местном уровне, ограниченные налоговые поступления в совокупности лишают органы местного самоуправления возможности решения самых насущных проблем жизни сельских поселений.
Прогнозные показатели на 2006 год не учитывают реальное состояние экономики, социальной жизни и не соответствуют данным официальной статистики. Отсутствуют расчеты, подтверждающие обоснованность прогноза основных показателей социально-экономического развития, что вызывает сомнения в их реальности. Как и на 2005 год, без обоснованных расчетов прогнозируются показатели численности населения, занятого в экономике, и фонды оплаты труда.
С полным основанием к категории завышенных можно отнести прогнозируемые объемы производства асбеста, столярных изделий, ковровых изделий, шерсти, трикотажных изделий, муки, комбикорма, макаронных изделий, водки. Для этого достаточно сравнить прогнозируемые объемы с реальными объемами производства этих видов промышленной продукции в 2004 году и в январе-октябре текущего года. Предусмотренный прогнозом прирост объемов производства продукции, работ и услуг, преимущественно за счет развития малого бизнеса, учитывая то, что в проекте бюджета предлагается в два раза сократить объем средств, направляемых на поддержку предпринимательства, в недостаточной степени обоснован.
Отмечая вышеуказанные недостатки прогноза социально-экономического развития Республики Тыва на 2006 год, Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва считает необходимым подчеркнуть, что обоснованное прогнозирование развития основных сфер жизнедеятельности республики, с учетом имеющихся сырьевых ресурсов и производственных мощностей, имеет непосредственное влияние на бюджетный процесс в Республике Тыва.
Рассмотрев прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2006 год как исходную базу для разработки основных параметров проекта республиканского бюджета на 2006 год, Законодательная палата Великого Хурала Республики Тыва, руководствуясь статьей 20 Закона Республики Тыва от 20 ноября 2005 года N 1127 BX-I "О бюджетном процессе в Республике Тыва", постановляет:
1. Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2006 год принять к сведению.
2. Предложить Председателю Правительства Республики Тыва, Правительству Республики Тыва с учетом замечаний и предложений, высказанных в ходе обсуждения прогнозных показателей социально-экономического развития на 2006 год, наметить и осуществить практические меры по реализации в Республике Тыва:
а) приоритетных национальных проектов, поставленных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в сферах здравоохранения, образования, жилищной политики, сельского хозяйства;
б) положений Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации от 22 мая 2004 года.
3. Рекомендовать Правительству Республики Тыва незамедлительно рассмотреть и утвердить перечень первоочередных мер, обеспечивающих реализацию в полном объеме адресной инвестиционной программы и достижение прогнозных показателей на 2005 год.
4. Предложить Председателю Правительства Республики Тыва по итогам работы за 2005 год, с учетом имеющих место серьезных отставаний в ряде сфер социально-экономического развития республики, рассмотреть вопрос о персональной ответственности отдельных руководителей министерств и ведомств за допущенные серьезные недостатки. Разработать меры по обеспечению действенной кадровой политики, повышению роли должностных лиц в реализации социально-экономических задач республики на современном этапе.
5. Предложить Председателю Правительства Республики Тыва согласно положениям статьи 104 Конституции Республики Тыва представить в Законодательную палату Великого Хурала Республики Тыва для дачи согласия на назначение кандидатуру на должность министра экономики Республики Тыва, для чего внести изменение в Указ Председателя Правительства Республики Тыва "О структуре органов исполнительной власти" в части, касающейся наименования Министерства экономического развития Республики Тыва и приведения его в соответствие с нормами Конституции Республики Тыва.
6. Предложить Председателю Правительства Республики Тыва, Правительству Республики Тыва, с учетом положений ежегодного Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию и реализации приоритетных направлений национальных проектов, разработать и представить в 2006 году на рассмотрение Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва долгосрочную программу социально-экономического развития Республики Тыва на перспективу до 2015 года, при этом обратить особое внимание на развитие отраслей сельскохозяйственного производства, собственной строительной индустрии, промышленного производства, жилищного строительства, социальной сферы и предпринимательства.
7. Настоящее постановление опубликовать в средствах массовой информации.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет по экономике и Комитет по контролю и Регламенту Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва.
9. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Законодательной палаты
Великого Хурала Республики Тыва |
В. Оюн |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.