Конституционный суд Республики Тыва в составе председательствующего О.Л-С. Салчака, судей О.Н. Дубровского, С.О. Монгуш, Ю.Я. Норбу, А.П. Саая,
с участием представителя стороны, направившей запрос в Конституционный суд Республики Тыва, - начальника Государственно-правового управления Председателя Правительства Республики Тыва А.А. Язева, а также приглашенного представителя Избирательной комиссии Республики Тыва - юриста Избирательной комиссии Республики Тыва А.А. Оюна,
руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частями 2-4 статьи 3, статьей 90 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о толковании части 1 статьи 28, статьи 54, частей 1 и 2 статьи 97 Конституции Республики Тыва.
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Председателя Правительства Республики Тыва (исх. N 3/23-ШО от 18 января 2007 г.) о толковании части 1 статьи 28, статьи 54, частей 1 и 2 статьи 97 Конституции Республики Тыва. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в понимании указанных конституционных положений в их взаимосвязи с выборным законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
Заслушав выступление судей-докладчиков О.Н. Дубровского, А.П. Саая, объяснение представителя Председателя Правительства Республики Тыва, заключение эксперта -доктора юридических наук, декана юридического факультета Тывинского государственного университета Н.А. Ондара; выступления приглашенных, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Тыва установил:
1. Часть 1 статьи 28 Конституции Республики Тыва предписывает, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти Российской Федерации и Республики Тыва и органы местного самоуправления в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов Республики Тыва, участвовать в референдуме Российской Федерации, иных референдумах, проводимых на территории Российской Федерации и Республики Тыва.
Статья 54 Конституции Республики Тыва устанавливает, что выборы в органы государственной власти и местного самоуправления проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 97 Конституции Республики Тыва депутаты Палаты представителей и 16 депутатов Законодательной палаты избираются по одномандатным избирательным округам. 16 депутатов Законодательной палаты избираются по республиканскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями в соответствии с законодательством о выборах.
Порядок проведения выборов в Палату представителей и Законодательную палату устанавливается законами Республики Тыва в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению заявителя, обнаруживается неопределенность в понимании конституционных положений части 1 статьи 28, статьи 54 и частей 1 и 2 статьи 97 Конституции Республики Тыва в их взаимосвязи с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва о выборах в части:
- предоставления законом Республики Тыва активного избирательного права на выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, избирающихся по одномандатным избирательным округам, гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Республики Тыва и обучающимся по очной форме обучения и зарегистрированным по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), если их место жительства расположено за пределами соответствующего избирательного округа;
- квалификации отсутствия специальной нормы в Законе Республики Тыва о предоставлении активного избирательного права гражданам Российской Федерации, обучающимся по очной форме обучения и зарегистрированным по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), на выборах депутатов Законодательной палаты по одномандатному избирательному округу, где находится место временного пребывания указанной категории граждан, как нарушения избирательных прав.
Позиция заявителя состоит в том, что согласно положениям Конституции Республики Тыва граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, являющиеся студентами, обучающимися по очной форме обучения в образовательных учреждениях, и голосующие по месту своего временного пребывания (месту нахождения образовательного учреждения), могут быть наделены правом голосовать по одномандатным избирательным округам вне своего постоянного места жительства, однако Законом Республики Тыва такое право не предоставлено. Кроме того, предоставление активного избирательного права гражданам, находящимся вне пределов избирательного округа, на выборах в законодательный орган Республики Тыва относится к сфере правового регулирования органов государственной власти Республики Тыва и исходит из смысла и содержания пункта 4 статьи 4 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ (в редакции от 30.12.2006 г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), согласно которому активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого находится за пределами избирательного округа, законом.
Вместе с тем отсутствие специальной нормы в Законе Республики Тыва о предоставлении активного избирательного права гражданам Российской Федерации, обучающимся по очной форме обучения и зарегистрированным по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), на выборах депутатов Законодательной палаты по одномандатному избирательному округу не нарушает избирательных прав граждан, поскольку не лишает их права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и исходит из организационно-правовых условий реализации избирательного права.
В связи с изложенным заявитель просит Конституционный суд Республики Тыва дать толкование по следующим вопросам:
1) Означают ли указанные конституционные нормы то, что граждане, проживающие на территории Республики Тыва, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), обладают активным избирательным правом по одномандатному избирательному округу, где находится место их временного пребывания, на выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, избирающихся по одномандатным избирательным округам, в случае предоставления такого права Законом Республики Тыва?
2) Является ли нарушением избирательных прав отсутствие специальной нормы в Законе Республики Тыва "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" о предоставлении активного избирательного права по одномандатному избирательному округу, где находится место временного пребывания граждан Российской Федерации, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), на выборах депутатов Законодательной палаты?
2. Согласно частям 2 и 3 статьи 72 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" Конституционный суд Республики Тыва принимает решение по делу о толковании норм Конституции Республики Тыва, оценивая как буквальный смысл толкуемых норм, так и смысл, придаваемый им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из их места в системе правовых актов, и принимает постановления только по предмету, указанному в обращении, при этом не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом настоящего дела будет толкование статей 28 (часть 1), 54, 97 (части 1 и 2) Конституции Республики Тыва в части определения оснований для предоставления активного избирательного права на выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по одномандатному избирательному округу гражданам, проживающим на территории Республики Тыва, обучающимся по очной форме обучения и зарегистрированным по месту временного пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), а также разъяснение вопроса о том, является ли нарушением избирательных прав указанной категории граждан, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа, отсутствие прямой специальной нормы в Законе Республики Тыва "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" о наделении активным избирательным правом на выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по одномандатному избирательному округу.
3. Конституционный суд Республики Тыва, выявляя конституционно-правовой смысл положений части 1 статьи 28, статьи 54, частей 1 и 2 статьи 97 Конституции Республики Тыва в части, касающейся активного избирательного права граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Тыва, рассматривает их в системной связи с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона N 67-ФЗ и выборного законодательства Республики Тыва.
Избирательные права граждан (активное и пассивное) согласно Конституции Республики Тыва являются одними из основных прав и свобод человека и гражданина (глава 2 Конституции Республики Тыва) и непосредственно связаны с принципом народовластия (статья 3 Конституции Республики Тыва), согласно которому высшим непосредственным выражением власти народа Республики Тыва являются референдум и свободные выборы, проводимые в соответствии с действующим законодательством (часть 4 статьи 3 Конституции Республики Тыва).
Положениями части 1 статьи 28 и статьи 54 Конституции Республики Тыва установлено, что граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Тыва, имеют право избирать в органы государственной власти Республики Тыва и органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами Республики Тыва.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлениях от 21 июня 1996 г. N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 20 Закона Республики Башкортостан "О выборах депутатов государственного собрания Республики Башкортостан" и от 29 ноября 2004 г. N 17-П по делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 4 статьи 64 Закона Ленинградской области "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Ленинградской области", регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации (статья 71, пункт "в"), а их обеспечение и защита, в том числе и избирательных прав, провозглашенных в статье 32 Конституции Российской Федерации - к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "б" часть 1), следовательно, подлежит регулированию федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 76, часть 2 Конституции Российской Федерации).
При этом в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации либо по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, правовой акт субъекта Российской Федерации, регулирующий вопросы осуществления избирательных прав граждан, не должен противоречить Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Таким образом, основные гарантии реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, являются предметом регулирования Федерального закона N 67-ФЗ, а обеспечение и защита этих прав на выборах в органы государственной власти или местного самоуправления в зависимости от уровня выборов регулируется специальными федеральными законами и законодательством субъектов Российской Федерации.
3.1 Активное избирательное право граждан - право избирать депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва - в силу его конституционной природы вытекает из части 1 статьи 28, статьи 54 и частей 1, 2 статьи 97 Конституции Республики Тыва и конкретизируется положениями Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 г. N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва".
Конституционный суд Республики Тыва, исследуя вопрос об основаниях наделения активным избирательным правом на выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по одномандатному избирательному округу граждан, проживающих на территории Республики Тыва, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту временного пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), то есть место жительства которых расположено за пределами избирательного округа, прежде всего исходит из положения пункта 4 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ, устанавливающего, что активное избирательное право гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа, может быть предоставлено законом.
Таким образом, исходя из буквального смысла и содержания вышеуказанного положения Федерального закона, Конституционный суд Республики Тыва приходит к выводу о том, что основанием наделения активным избирательным правом на выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по одномандатному избирательному округу граждан, проживающих на территории Республики Тыва, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту временного пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), должна быть прямая специальная норма в Законе Республики Тыва от 23 июня 2006 г. N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", предоставляющая им такое право.
Такой подход согласуется с конституционными принципами правового государства, равенства и справедливости (статьи 1, 18 и 19 Конституции Республики Тыва), согласно которым общепризнанный принцип правовой определенности (res judicata), ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями; неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона.
Кроме того, Конституционный суд Республики Тыва, выражая вышеизложенную позицию, учитывает то, что правоотношения, касающиеся избирательных прав граждан, по своей природе являются публично-правовыми отношениями. Как правило, они затрагивают интересы значительного числа граждан, имеют большое общественное значение и представляют собой правоотношения между субъектами, один из которых обладает властными полномочиями и определяет порядок и условия вступления в данные правоотношения другого участника. К таким отношениям применяется принцип "запрещено все, что не разрешено законом", что предполагает необходимость законодательного закрепления точных и четких оснований, условий и порядка предоставления активного избирательного права. Публично-правовой характер отношений, связанных с избирательными правами граждан, подтверждается положениями раздела I подраздела III "Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений" Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым рассматриваются споры, вытекающие из избирательных правоотношений.
3.2 Настоящим толкованием выявлено, что обеспечение и защита избирательных прав граждан отнесено к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и в зависимости от уровня выборов регулируется специальными федеральными законами и законодательством субъектов Российской Федерации. Таким образом, обеспечение и защита избирательных прав граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Тыва, на выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва относятся к предмету регулирования Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", в том числе указанным законом должны регулироваться вопросы предоставления активного избирательного права на выборах депутатов Законодательной палаты, избирающихся по одномандатному избирательному округу, гражданам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа.
Данное полномочие, как установлено в пункте 3.1 настоящего Постановления, вытекает из положений пункта 4 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ. При этом, исходя из установленного публично-правового характера избирательных правоотношений, это полномочие является дискреционным правом республиканского законодателя, который может предоставить либо не предоставить активное избирательное право гражданам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа.
Кроме того, вышеуказанная дискреция законодателя предполагает, что никакие другие государственные и (или) иные органы (избирательные комиссии, суды и т.д.) не имеют полномочий предоставить такое право либо "находить" это право по аналогии, поскольку аналогия в публично-правовых отношениях не допустима. Иное означало бы подмену законодателя и превышение полномочий указанных органов.
Анализ положений Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва", проведенный с учетом выявленного конституционно-правового содержания толкуемых норм Конституции Республики Тыва, показывает, что указанный закон не содержит прямой специальной нормы, предоставляющей активное избирательное право на выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по одномандатным избирательным округам гражданам, обучающимся по очной форме обучения и зарегистрированным по месту временного пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), место жительства которых расположено за пределами избирательного округа.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 2 статьи 5 названного Закона Республики Тыва граждане Российской Федерации, достигшие на день голосования 18 лет, место жительства которых находится на территории одномандатного избирательного округа, имеют право избирать депутата Законодательной палаты по соответствующему одномандатному избирательному округу; граждане, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту временного пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), не имеют препятствий для голосования по месту жительства в соответствующем избирательном округе.
Учитывая вышеизложенное, Конституционный суд Республики Тыва приходит к выводу о том, что непредоставление республиканским законодателем активного избирательного права на выборах депутатов Законодательной палаты по одномандатному избирательному округу гражданам, обучающимся по очной форме обучения и зарегистрированным по месту временного пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), не может расцениваться как нарушение избирательных прав указанных граждан, поскольку законодатель действовал в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.
Данный вывод корреспондирует с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, который в своем Постановлении N 2-П от 22.01.2002 года допустил возможность ограничения активного избирательного права, сделав вывод о том, что Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункты 4 и 5 статьи 4) связывает осуществление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации с таким условием, как постоянное или преимущественное проживание гражданина на определенных территориях, в то же время исходит из того, что пассивное избирательное право не должно ограничиваться подобными условиями, поскольку иное противоречило бы Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 119 Конституции Республики Тыва, частью 1 статьи 1, статьями 71, 72, 73 и 91 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва", Конституционный суд Республики Тыва постановил:
1. Конституционно-правовой смысл истолкованных положений Конституции Республики Тыва в их системной связи с положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ (в редакции от 30.12.2006 г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 г. N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва" устанавливает:
1.1 Основанием наделения активным избирательным правом на выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва по одномандатному избирательному округу граждан, проживающих на территории Республики Тыва, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту временного пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), должна быть прямая специальная норма в Законе Республики Тыва от 23 июня 2006 г. N 1869 ВХ-1 "О выборах депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва".
1.2 Непредоставление республиканским законодателем активного избирательного права на выборах депутатов Законодательной палаты по одномандатному избирательному округу гражданам, обучающимся по очной форме обучения и зарегистрированным по месту временного пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), не может расцениваться как нарушение избирательных прав указанных граждан.
2. Конституционно-правовой смысл истолкованных положений Конституции Республики Тыва, выявленный в мотивировочной и резолютивной части настоящего Постановления, исключает иное их истолкование в правоприменительной практике, а также в силу пункта 1 статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", является официальным, общеобязательным и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
3. Конституционно-правовой смысл истолкованных конституционных положений, установленный в пункте 1 резолютивной части настоящего Постановления, распространяется на решения соответствующих избирательных комиссий о признании полномочий тех депутатов Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, для избрания которых обстоятельства, касающиеся наличия либо отсутствия активного избирательного права граждан, проживающих на территории Республики Тыва, обучающихся по очной форме обучения и зарегистрированных по месту временного пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), имели решающее значение и повлияли на результаты выборов, прошедших 8 октября 2006 года.
4. Согласно частям 1 и 2 статьи 77 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Согласно статье 76 Конституционного закона Республики Тыва "О Конституционном суде Республики Тыва" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Шын", "Тувинская правда" и "Собрании законодательства Республики Тыва".
Конституционный суд
Республики Тыва
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.