Решение Верховного суда Республики Тыва
от 20 февраля 2007 г. N 3-18
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
при секретаре Кара-Сал И.В.,
с участием представителя первого заместителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва Санчая М.И. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1867 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" в части, установил:
В суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1867 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" в части, обратился первый заместитель прокурора Республики Тыва Санчай М.И.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта - части 1 статьи 19; первое предложение части 2 статьи 19 в части слов "уведомления, указанного в части 1 настоящей статьи, и представляемого вместе с уведомлением"; первое предложение части 3 статьи 19 в части слов "Вместе с уведомлением, указанным в части 1 настоящей статьи"; первое предложение части 3 статьи 22 - "Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата"; часть 23 статьи 23; первое предложение части 26 статьи 23 в части слов "по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения", пункт 1 части 10 статьи 51; пункт 1 части 4 статьи 57 противоречат Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в редакции Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ.
В судебном заседании представитель первого заместителя прокурора Республики Тыва Ойдуп У.М. заявление поддержала и просила признать указанные положения Закона Республики Тыва "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" противоречащими федеральному законодательству и недействующими по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва Монгуш К.С., представитель Председателя Правительства Республики Тыва Юркина Л.Н. в судебное заседание не явились, предоставив заявление о согласии с заявленными требованиями и рассмотрении заявления в их отсутствие.
Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя первого заместителя прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Частями 1-3 ст. 19 Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1867 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" (далее - Закон/РТ) предусмотрено предоставление кандидатами письменного уведомления о выдвижении в территориальную избирательную комиссию.
Так, частью 1, ст. 19 Закона РТ предусмотрено, что о выдвижении кандидата в территориальную избирательную комиссию представляется письменное уведомление.
В соответствии с частью 2 ст. 19 Закона РТ кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в территориальную избирательную комиссию уведомления, указанного в части 1 настоящей статьи, и представляемого вместе с уведомлением заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Частью 3 ст. 19 указанного Закона РТ установлено, что вместе с уведомлением, указанным в части 1 настоящей статьи, в территориальную избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону.
Указанные положения Закона РТ в части, предусматривающей предоставление кандидатом в избирательную комиссию письменного уведомления о выдвижении противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст.33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" в редакции Федерального закона от 05.12.2006 N 225-ФЗ (далее - Федеральный закон) о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.
Пунктом 2 ст.33 Федерального закона установлено, что соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.
Таким образом, федеральным законодательством предусмотрено, что кандидат представляет в избирательную комиссию только заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Предоставление кандидатом в избирательную комиссию письменного уведомления о выдвижении не предусмотрено.
Частью 3 ст.22 Закона РТ установлено, что подписи в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата.
Данные положения Закона РТ противоречат п.5 ст.37 Федерального закона, которой предусмотрено, что на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов.
В соответствии с частью 23 ст.23 Закона РТ перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный частью 22 настоящей статьи, является исчерпывающим. Данное положение Закона РТ противоречит п.27 ст.38 Федерального закона, которым установлено, что перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24 - 26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата по решению комиссии, установленный частью 22 ст.23 Закона РТ не совпадает с этим же перечнем, установленным п.24 ст.38 Федерального закона, в связи с чем часть 23 ст.23 Закона РТ противоречит п.27 ст.38 Федерального закона.
Так, Федеральным законом от 05.12.2006 г. N 225-ФЗ:
- пункт 24 ст.38 Федерального закона был дополнен следующими основаниями отказа в регистрации кандидата:
в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
в.1) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;
в.2) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом;
о) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.
Однако, указанные основания отказа в регистрации кандидата в части 22 ст.23 Закона РТ не установлены, в связи с чем часть 23 ст.23 Закона РТ противоречит п.27 ст.38 Федерального закона.
Согласно части 26 ст.23 Закона Республики Тыва избирательное объединение в соответствии со своим уставом вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному избирательному округу, по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения.
Данное положение Закона РТ в части, предусматривающей, что избирательное объединение вправе отозвать кандидата только в порядке и по основаниям, предусмотренным его уставом, противоречит п.32 ст.38 Федерального закона, в соответствии с которой избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Таким образом, Федеральным законом предусмотрено, что избирательное объединение вправе отозвать кандидата не только в порядке и по основаниям, предусмотренным его уставом, но и федеральным законом.
Согласно пункту 1 части 10 ст.51 Закона РТ выборы признаются территориальной избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если в них приняло участие менее 33 процента от числа избирателей, внесенных в списки избирателей.
Данное положение Закона противоречит Федеральному закону, которым такое основание для признания выборов несостоявшимися не предусмотрено.
Так, Федеральным законом от 05.12.2006 г. N 225-ФЗ признан утратившим силу подпункт "а" пункта 2 ст. 70 Федерального закона, которым предусматривалось возможность установления в законах субъектов РФ минимального процента от числа избирателей для признания выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации состоявшимися.
В соответствии с пунктом 1 части 4 ст.57 Закона Республики Тыва регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным частью 22 статьи 23 настоящего Закона.
Данное положение Закона РТ противоречат подпункту "а" п.7 ст.76 Федерального закона, в соответствии с которой регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа- в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом "а", "б", "е", "з", "и", "к", "л", "н" или "о" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Поскольку частью 22 ст.23 Закона РТ не предусмотрено такое основание для отказа в регистрации кандидата, как установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией (пп. "о" п.24 ст.38 Федерального закона, который введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ), следовательно пункт 1 части 4 ст.57 Закона РТ не содержат полного перечня оснований для отмены судом регистрации кандидата, установленного Федеральным законом.
Таким образом, оспариваемые положения Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1867 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" противоречат федеральному законодательству.
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва обоснованно и подлежит удовлетворению. Суд считает необходимым признать Закон Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1867 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" в части противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва Санчая М.И. удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Закон Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1867 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва" в части:
- часть 1 статьи 19 полностью;
- первое предложение части 2 ст. 19 в части слов " уведомления, указанного в части 1 настоящей статьи и представляемого вместе с уведомлением";
- первое предложение части 3 статьи 19 в части слов "Вместе с уведомлением, указанным в части 1 настоящей статьи";
- перовое предложение части 3 статьи 22 полностью - "Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата";
- часть 23 статьи 23 полностью;
- первое предложение части 26 статьи 23 в части слов "по основаниям, предусмотренным уставом избирательного объединения";
- пункт 1 части 10 статьи 51 полностью;
- пункт 1 части 4 статьи 57 полностью.
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий: Чикашова М.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 20 февраля 2007 г. N 3-18 О признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими некоторых положений Закона Республики Тыва от 23 июня 2006 года N 1867 ВХ-1 "О выборах депутатов Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва"
Текст решения официально опубликован не был