Решение Верховного суда Республики Тыва
от 14 марта 2007 г. N 3-30/2007
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
при секретаре Серен А.Э.,
с участием представителя прокурора- Республики Тыва Лузанова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кызыле 14 марта 2007 г. гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим постановления Правительства Республики Тыва от 22 сентября 2006 г. N1272 "Об утверждении Положения о порядке оказания государственной социальной помощи в Республике Тыва" в части, установил:
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзаца первого пункта 4.7 Положения о порядке оказания государственной социальной помощи в Республике Тыва, утвержденного постановление Правительства Республики Тыва от 12.09.2006 г. N 1072, в части слов "или органом местного самоуправления", опубликованного в газете "Тувинская правда" N 141 от 31.10.2006 г.
В обоснование своих требований первый заместитель прокурор указывает, что пункт 4.7 оспариваемого Положения в части слов "или органом местного самоуправления" противоречит Федеральному закону "О государственной социальной помощи".
В судебном заседании представитель прокурора Республики Тыва Лузанов В.В. требования полностью поддержал.
Представитель Правительства Республики Тыва Баян Д-Х.К. в судебное заседание не явилась, предоставив заявление о согласии с заявленными требованиями и рассмотрении заявления в ее отсутствие.
Выслушав пояснение прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 12.09.2006 г. N 1072 утверждено Положение о порядке оказания государственной социальной помощи (далее - Положение), которым определен порядок оказания государственной социальной помощи, в частности устанавливаются категории граждан, имеющих право на получение единовременной социальной помощи (п.2), документы, необходимые для назначения единовременной социальной помощи (п.3), порядок назначения единовременной социальной помощи (п.4) и т.д.
Пунктами 3.1-3.4 Положения устанавливается перечень документов, подаваемых с заявлением граждан по поводу оказания единовременной социальной помощи.
Пунктом 4.7 Положения предусмотрено, что представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения или органа местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 24 части 2 ст.26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи.
Таким образом, решение вопросов социальной поддержки граждан, в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации, относится к ведению субъектов Российской Федерации.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам установлены Федеральным законом "О государственной социальной помощи", статьей 4 которого к ведению Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи отнесено принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания государственной социальной помощи.
Согласно части 1 ст. 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
В соответствии в# частью 2 ст. 8 Федерального закона "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности. Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Таким образом, федеральным законодательством проверка достоверности представленных заявителем сведений возложена на органы социальной защиты населения. Проведение указанной дополнительной проверки органами местного самоуправления не предусмотрено.
Наделение пунктом 4.7 Положения органов местного самоуправления государственными полномочиями по проведению дополнительных проверок для подтверждения представленных заявителем сведений также противоречит ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которым установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется только законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, пункт 4.7 Положения в части, предусматривающей проведение указанной проверки органами местного самоуправления, противоречит федеральному Законодательству и заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва подлежит удовлетворению.
Суд считает необходимым признать пункт 4.7 Положения в части противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.3 ст.253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу абзац первый пункта 4.7 Положения о порядке оказания государственной социальной помощи в Республике Тыва, утвержденного постановление Правительства Республики Тыва от 12.09.2006 г. N 1072, в части слов "или органом местного самоуправления".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий Чикашова М.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 14 марта 2007 г. N 3-30/2007
Текст решения официально опубликован не был