Решение Верховного суда Республики Тыва
от 11 мая 2006 г. N 3/26
Верховный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Аал-оол Ч.Д.
при секретаре Доржу А.А.
с участием представителя заявителя по доверенности Ойдуп У.М. и представителя Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Баян Д.-Х.К., рассмотрев в открытом судебном заседании 11 мая 2006 года в г. Кызыле гражданское дело по заявлению Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 5 ст. 4 в части слов "Порядок оплаты, сдачи или продажи драгоценных металлов и камней устанавливается Правительством Республики Тыва" и ст. 12 Закона Республики Тыва от 22 октября 1993 года N 564 "О регулировании добычи, производства, использования драгоценных металлов и камней" (в редакции законов Республики Тыва от 7 июня 1994 года N 90 и 25 апреля 2001 года N 1023), установил:
По-видимому, в тексте настоящего решения допущена опечатка. Дату Закона Республики Тыва N 90 следует читать "28 апреля 1994 г."
В суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 5 ст. 4 в части слов "Порядок оплаты, сдачи или продажи драгоценных металлов и камней устанавливается Правительством Республики Тыва" и ст. 12 Закона Республики Тыва от 22 октября 1993 года N 564 "О регулировании добычи, производства, использования драгоценных металлов и камней" (в редакции законов Республики Тыва от 7 июня 1994 года N 90 и 25 апреля 2001 года N 1023) обратился Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, ссылаясь на то, что вопросы государственного регулирования отношений в области добычи, производства и оборота драгоценных камней отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
По-видимому, в тексте настоящего решения допущена опечатка. Дату Закона Республики Тыва N 90 следует читать "28 апреля 1994 г."
Однако в соответствии с преамбулой Федерального закона от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" нормы оспариваемого республиканского закона не должны противоречить настоящему закону.
При этом абзацем 5 ст. 4 Закона Республики Тыва Правительству Республики Тыва предоставлено право установления порядка оплаты, сдачи и продажи драгоценных металлов или камней.
Это не соответствует п.п. 1, 5 ст. 20 и ст. 21 Федерального закона, которыми установлен порядок сдачи, продажи и иного распоряжения драгоценными камнями или металлами, а также договорный порядок их оплаты.
Наделение ст. 12 оспариваемого закона Правительства Республики Тыва и уполномоченных им органов правом организации контроля за операциями с драгоценными металлами и камнями на территории Республики Тыва нарушает ст. 12 Федерального закона N 41-ФЗ, согласно которой данные полномочия на соответствующих территориях осуществляются органами государственной власти субъектов российской Федерации совместно с федеральными органами государственного надзора.
В свою очередь, полномочия органов государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений, добычей, производством, использованием и обращением камней и металлов установлены в ст. 27 Федерального закона N 41-ФЗ.
Применение оспариваемых норм нарушает интересы Российской Федерации в части права государственного контроля и регулирования, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Просит признать указанные выше положения республиканского закона противоречащими и недействующими, а также возложить обязанность на заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
Представитель заявителя по доверенности Ойдуп У.М. поддержала требования и просила об удовлетворении заявления по основаниям, указанным в нем.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва по доверенности Баян Д.-Х.К. заявление Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации признала.
Представители Законодательной палаты и Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явились, от них поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Абзацем 5 ст. 4 Закона Республики Тыва от 22 октября 1993 года N 564 "О регулировании добычи, производства, использования драгоценных металлов и камней" (в редакции законов Республики Тыва от 7 июня 1994 года N 90 и 25 апреля 2001 года N 1023) установлено, что порядок оплаты, сдачи или продажи драгоценных металлов и камней устанавливается Правительством Республики Тыва.
По-видимому, в тексте настоящего решения допущена опечатка. Дату Закона Республики Тыва N 90 следует читать "28 апреля 1994 г."
Частью второй преамбулы Федерального закона от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" предусмотрено, что законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам государственного регулирования отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, соответствующие настоящему Федеральному закону.
В п.п. 1 и 5 ст. 20, ст. 21 указанного выше Федерального закона установлен порядок сдачи, продажи и иного распоряжения драгоценными камнями и металлами, а также договорный порядок их оплаты.
Таким образом, абзац 5 ст. 4 республиканского закона вошел в противоречие с нормами Федерального закона от 26 марта 1998 года N41 - ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
Не соответствует федеральному законодательству и ст. 12 оспариваемого закона, в соответствии с которой организация контроля за операциями с драгоценными металлами и камнями на территории Республики Тыва осуществляется Правительством Республики Тыва и уполномоченными им органами в соответствии с законодательством Республики Тыва и Российской Федерации.
Так, п. 5 ст. 12 Федерального закона от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" предусматривает, что государственный контроль за деятельностью организаций в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения на соответствующих территориях (за исключением федерального пробирного надзора) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют совместно с федеральными органами.
Часть 1 ст. 27 указанного выше Федерального закона также устанавливает, что государственный контроль за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий, устанавливаемых настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
По приведенным выше мотивам заявление Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации суд находит обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Следует признать недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац 5 ст. 4 и ст. 12 Закона Республики Тыва от 22 октября 1993 года N 564 "О регулировании добычи, производства, использования драгоценных металлов и камней" (в редакции законов Республики Тыва от 7 июня 1994 года N 90 и 25 апреля 2001 года N 1023).
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Заместителя Генерального прокурора Российской Федерации о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 5 ст. 4 в части слов "Порядок оплаты, сдачи или продажи драгоценных металлов и камней устанавливается Правительством Республики Тыва" и ст. 12 Закона Республики Тыва от 22 октября 1993 года N 564 "О регулировании добычи, производства, использования драгоценных металлов и камней" (в редакции законов Республики Тыва от 7 июня 1994 года N 90 и 25 апреля 2001 года N 1023) удовлетворить.
По-видимому, в тексте настоящего решения допущена опечатка. Дату Закона Республики Тыва N 90 следует читать "28 апреля 1994 г."
Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу абзац 5 ст. 4 и ст. 12 Закона Республики Тыва от 22 октября 1993 года N 564 "О регулировании добычи, производства, использования драгоценных металлов и камней" (в редакции законов Республики Тыва от 7 июня 1994 года N 90 и 25 апреля 2001 года N 1023).
По-видимому, в тексте настоящего решения допущена опечатка. Дату Закона Республики Тыва N 90 следует читать "28 апреля 1994 г."
Сообщение о решении должно быть опубликовано в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня оглашения через Верховный суд Республики Тыва.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.