Решение Верховного суда Республики Тыва
от 18 мая 2007 г. N 3-52
Верховный суд Республики Тыва в лице председательствующего А.В.Болат-оол, при секретаре А.Э.Серен, с участием представителя первого заместителя прокурора Республики Тыва А.В.Шиирипей, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кызыле 18 мая 2007 г. гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указа Президента Республики Тыва от 2 августа 1995 г. N 293 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Республике Тыва", установил:
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Указа Президента Республики Тыва от 2 августа 1995 г. N 293 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Республике Тыва" (далее - Указ).
В обоснование своих требований прокурор указал следующее.
Пунктом 1 Указа утверждены следующие сферы деятельности хозяйствующих субъектов естественных монополий в Республике Тыва, в которых в соответствии с антимонопольным законодательством, осуществляется государственное регулирование и контроль за их деятельностью:
- производство (реализация) электроэнергии и предоставление услуг по ее передаче;
- производство (реализация) тепловой энергии и предоставление услуг по ее передаче;
- добыча и переработка каменного угля и соли;
- перевозка пассажиров и грузов автотранспортом в районы Крайнего Севера и в труднодоступные местности районов, приравненных к Крайнему Северу;
- перевозка пассажиров и грузов по воздушному пути;
- перевозка пассажиров и грузов по водному пути;
- услуги речных портов и аэропортов;
- услуги электрической и почтовой связи;
- услуги водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 2 Указа утверждено приложение к нему - перечень основных хозяйствующих субъектов естественных монополий в Республике Тыва, деятельность которых подлежит государственному регулированию и контролю в соответствии с антимонопольным законодательством - разрез "Каа-Хемский", Кызылская ТЭЦ, РПП "Тувкоммунэнерго", Тувинские электрические сети ПО "Красноярскэнерго", ТОО "Тувинская судоходная компания", АО "Тувинские авиалинии", ГПСИ "Россвязьинформ", РПП "Водоканал.".
Пунктом 3 Указа Тувинскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в месячный срок предписано разработать и представить в Правительство Республики Тыва проект Закона Республики Тыва "О естественных монополиях в Республике Тыва", Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (товары) и услуги хозяйствующих субъектов, Порядок определения нормируемей величины расходов на оплату труда работников хозяйствующих субъектов естественных монополий, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Данный Указ противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 07.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон), статьей 2 которой установлено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 ст.5 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий определяются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, Правительством Российской Федерации пределы осуществляемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, не определены, поскольку соответствующее постановление Правительства РФ по этому вопросу пока не принято.
То есть, органы исполнительной власти республики до издания соответствующего постановления Правительства РФ не вправе осуществлять правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в связи с чем Указ Президента Республики Тыва, являвшегося в соответствии со ст. 69 Конституции Республики Тыва от 21.10.1993 г. главой исполнительной власти Республики Тыва противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, пункт 1 Указа Президента Республики Тыва устанавливает такие сферы деятельности субъектов естественных монополий, которые не предусмотрены федеральным законодательством.
Статьей 4 Федерального закона установлены следующие сферы деятельности субъектов естественных монополий, которые регулируются настоящим Федеральным законом:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрены такие сферы деятельности субъектов естественных монополий, которые установлены пунктом 1 Указа, как производство (реализация) электроэнергии и тепловой энергии; добыча и переработка каменного угля и соли; перевозка пассажиров и грузов автотранспортом в районы Крайнего Севера и в труднодоступные местности районов, приравненных к Крайнему Северу; перевозка пассажиров и грузов по воздушному пути; перевозка пассажиров и грузов по водному пути; услуги водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно ч.1 и 2 ст. 5 Федерального закона для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
Как видно из Указа территориальным органом федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на момент его издания являлось Тувинское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, и пунктом 3 Указа на этот территориальный орган необоснованно в нарушение компетенции была возложена обязанность по разработке проектов нормативно-правовых актов Республики Тыва в сфере законодательства об естественных монополиях, в то время как Федеральным законом право издания таких актов на субъекты Российской Федерации не возложено, а соответствующее постановление Правительства РФ о пределах осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий в соответствии со ст. 5 Федерального закона как уже указывалось выше не издано.
Таким образом, Указ противоречит федеральному законодательству и содержащиеся в нем положения приняты с нарушением установленной компетенции, поскольку в соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федеральных законов, которыми также могут вводиться ограничения перемещения товаров и услуг.
Применение оспариваемого Указа нарушает интересы Российской Федерации, поскольку он противоречит федеральному законодательству.
Прокурор просит также обязать заинтересованное лицо после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о нем в газете "Тувинская правда".
В судебном заседании представитель первого заместителя прокурора Республики Тыва Шиирипей А.В. заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва поддержала и просила признать оспариваемый акт противоречащим федеральному законодательству и недействующим по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Председателя Правительства Республики Тыва в судебное заседание не явился, в порядке ч.5 ст.167 ГПК РФ просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав Шкириией А.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Пунктом 1 Указа Президента Республики Тыва от 2 августа 1995 г. N 293 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Республике Тыва" утверждены следующие сферы деятельности хозяйствующих субъектов естественных монополий в Республике Тыва, в которых в соответствии с антимонопольным законодательством осуществляется государственное регулирование и контроль за их деятельностью:
- производство (реализация) электроэнергии и предоставление услуг по ее передаче;
- производство (реализация) тепловой энергии и предоставление услуг по ее передаче;
- добыча и переработка каменного угля и соли;
- перевозка пассажиров и грузов автотранспортом в районы Крайнего Севера и в труднодоступные местности районов, приравненных к Крайнему Северу;
- перевозка пассажиров и грузов по воздушному пути;
- перевозка пассажиров и грузов по водному пути;
- услуги речных портов и аэропортов;
- слуги электрической и почтовой связи;
- услуги водопроводно-канализационного хозяйства.
Пунктом 2 Указа утверждено приложение к нему - перечень основных хозяйствующих субъектов естественных монополий в Республике Тыва, деятельность которых подлежит государственному регулированию и контролю в соответствии с антимонопольным законодательством - разрез "Каа-Хемский", Кызылская ТЭЦ, РПП "Тувкоммунэнерго", Тувинские электрические сети ПО "Красноярскэнерго", ТОО "Тувинская судоходная компания", АО "Тувинские авиалинии", ГПСИ "Россвязьинформ", РПП "Водоканал".
Пунктом 3 Указа Тувинскому территориальному управлению Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в месячный срок предписано разработать и представить в Правительство Республики Тыва проект Закона Республики Тыва "О естественных монополиях в Республике Тыва", Порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию (товары) и услуги хозяйствующих субъектов, Порядок определения нормируемей величины расходов на оплату труда работников хозяйствующих субъектов естественных монополий, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).
Данный Указ противоречит федеральному законодательству по следующим основаниям.
Правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 07.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Федеральный закон), статьей 2 которой установлено, что настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В пунктах 1 и 2 ст.5 Федерального закона (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ) установлено, что для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти, которые для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их полномочиями в пределах своей компетенции.
В соответствии с пунктом 3 ст.5 Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов участвуют в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и пределы осуществляемого ими государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий определяются Правительством Российской Федерации.
Однако Правительством Российской Федерации порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и пределы такого регулирования и контроля не определены.
Органы исполнительной власти республики до принятия соответствующих нормативных актов Правительства Российской Федерации не вправе осуществлять правовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий, в связи с чем Указ Президента Республики Тыва, являвшегося в соответствии со ст. 69 Конституции Республики Тыва главой исполнительной власти Республики Тыва, противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, пункт 1 Указа Президента Республики Тыва устанавливает такие сферы деятельности субъектов естественных монополий, которые не предусмотрены федеральным законодательством.
Статьей 4 Федерального закона установлены следующие сферы деятельности субъектов естественных монополий, которые регулируются настоящим Федеральным законом:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрены такие сферы деятельности субъектов естественных монополий, которые установлены пунктом 1 Указа, как производство (реализация) электроэнергии и тепловой энергии; добыча и переработка каменного угля и соли; перевозка пассажиров и грузов автотранспортом в районы Крайнего Севера и в труднодоступные местности районов, приравненных к Крайнему Северу; перевозка пассажиров и грузов по воздушному пути; перевозка пассажиров и грузов по водному пути; услуги водопроводно-канализационного хозяйства.
Как видно из Указа, территориальным органом федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий на момент его издания являлось Тувинское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Пунктом 3 Указа на этот территориальный орган незаконно возложена обязанность по разработке проектов нормативно-правовых актов Республики Тыва в сфере законодательства об естественных монополиях, так как Федеральным законом право издания таких актов на субъекты Российской Федерации не возложено, а соответствующее постановление Правительства Российской Федерации о пределах осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий, как уже указывалось выше, не принято.
В соответствии со ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федеральных законов, которыми также могут вводиться ограничения перемещения товаров и услуг.
Таким образом, Указ противоречит федеральному законодательству.
Следовательно, заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Суд считает необходимым признать оспариваемый Указ противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить. Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Указ Президента Республики Тыва от 2 августа 1995 г. N 293 "О некоторых мерах по государственному регулированию естественных монополий в Республике Тыва".
Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете "Тувинская правда".
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.
Председательствующий |
Болат-оол А.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 18 мая 2007 г. N 3-52
Текст решения официально опубликован не был