2. Утвердить Министерство труда и социального развития Республики Тыва государственным заказчиком программы.
3. Министерству экономики (Оюн), Министерству финансов (Баян) включить программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканских бюджетов на 1998-1999 годы. Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования мероприятий подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов бюджета.
4. Министерствам, ведомствам и организациям, являющимся исполнителями мероприятий программы, принять активное участие в реализации мероприятий программы и обеспечить их выполнение.
5. Городским и кожуунным администрациям разработать и принять свои аналогичные программы "Старшее поколение".
6. Департаменту социального развития Аппарата Правительства Республики Тыва, Министерству труда и социального развития (Яндак) в месячный срок подготовить проект о создании республиканской межведомственной комиссии по делам ветеранов и пожилых людей и Положение о ней.
7. Министерству труда и социального развития (Яндак) ежеквартально представлять Правительству информацию о ходе выполнения мероприятий программы.
8. Контроль за исполнением постановления возложить на Департамент социального развития Аппарата Правительства Республики Тыва.
Первый зам. Главы
Правительства Республики Тыва |
В. Оюн |
Республиканская целевая программа
"Старшее поколение" на 1998-1999 года
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 14 января 1998 г. N 16)
Паспорт
республиканской целевой программы
"Старшее поколение" на 1998-1999 годы
Наименование программы - республиканская целевая программа "Стар-
шее поколение" на 1998-1999 годы
Государственный заказчик и - Министерство труда и социального разви-
основной разработчик про- тия, Департамент социального развития ап-
граммы парата Правительства Республики Тыва
Цель программы, важней- - проведение эффективной социальной поли-
шие целевые показатели тики в республике в отношении пожилых
людей;
- комплексный подход к решению проблем
пожилых людей программным методом и
формирование организационных, правовых,
социально-экономических условий для осу-
ществления мер по улучшению положения
граждан старшего поколения, повышение их
социальной защищенности;
- смягчение социально-экономических по-
следствий переходного периода экономики
предоставлением льгот и услуг для старшего
поколения, предусмотренных Федеральным
законом "О ветеранах" и другими законода-
тельствами для пожилых людей";
- развитие и расширение сети учреждений
социального обслуживания граждан пожило-
го возраста;
- предоставление адресной социальной по-
мощи нуждающимся пожилым людям;
- концентрация усилий министерств, ве-
домств на решение наиболее острых соци-
альных проблем пожилых людей
Основные мероприятия - перечень мероприятий, направленных на
комплексное решение вопросов усиления
социальной защищенности граждан старше-
го поколения
Основные исполнители - Министерство труда и социального
Развития Республики Тыва,
Министерство экономики Республики
Тыва,
Министерство финансов Республики Тыва,
Министерство здравоохранения, лекарст-
венного и технического обеспечения
Республики Тыва,
Министерство культуры и кино Республи-
ки Тыва,
Комитет по спорту и туризму,
Отделение пенсионного фонда Россий-
ской Федерации по Республике Тыва,
республиканский фонд социального
страхования
Объемы и источники - 11645,0 тыс. рублей республиканского
финансирования и федерального бюджета
Ожидаемые конечные - обеспечение конституционных гарантий и
результаты реализации удовлетворение жизненно важных потребно-
программы стей граждан старшего поколения и тем СА-
мым улучшение их положения;
- осуществление подготовки к проведению в
республике Международного года пожилых
людей (1999 г.)
Организация контроля - контроль за организацией программы осу-
за исполнением программы ществляют Департамент социального разви-
тия Аппарата Правительства Республики
Тыва, Министерство труда и социального
развития Республики Тыва, Министерство
экономики Республики Тыва, Министерство
финансов Республики Тыва
Введение
Старение населения - объективный общемировой процесс. Это побудило мировое сообщество сформировать особую систему взглядов на социальное, экономическое и культурное явление. ООН принято решение о проведении в 1999 году Международного года пожилых людей под девизом "По пути к обществу для людей всех возрастов". Россией данное решение поддержано.
В соответствии с классификацией Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ) к пожилому относится население в возрасте от 60 до 74 лет, к старым - от 75 до 89 лет, к долгожителям - 90 лет и старше. Рубеж 65 возраста выделяется особо, так как во многих странах это сопряжено с выходом на пенсию.
В Российской Федерации в состав старшего поколения включаются женщины в возрасте 55 лет, мужчины - старше 60 лет. Свыше 30 млн. россиян, достигнув установленного пенсионного возраста по старости, принадлежат к старшему поколению.
В условиях крайне напряженной экономической ситуации в стране, роста безработицы, снижения реальных денежных доходов и падения уровня жизни, продолжающегося процесса демографического старения населения, возрастает численность населения, жизнедеятельность которого в той или иной степени зависит от действия системы мер государственной поддержки. Постоянно растет и количество лиц без определенного места жительства и занятий.
В республике 35689 пенсионеров, получающих трудовые пенсии по старости и 262 получающих социальные пенсии по старости - граждане старшего поколения, лица пожилого, старческого и престарелого (долгожительского) возраста. Численность пенсионеров по старости возросла: в 1994 году на 7227 человек (это связано с отнесением республики к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям), в 1995 году - 10907 человек, в 1996 году - 606 человек. Количество пожилых людей составляет 11,7 процента всего населения республики, а доля граждан в возрасте 55 лет и старше на 1 января 1996 г. - 9,7 процента.
Материальное положение граждан республики пожилого возраста.
Проблемы и их решение программными методами
Главным источником доходов пожилых людей, в основном, является пенсия. Средний ежемесячный размер пенсий по старости составлял 365 тыс. рублей с компенсационной выплатой. В то же время прожиточный минимум в среднем на душу в месяц составляет - 528,2 рублей, поэтому по уровню материального положения пожилые люди республики относятся к категории "бедных". Прожиточный минимум пенсионеров по старости пенсия 1,5 раза ниже прожиточного минимума. На 1 января 1997 г. работой заняты 5043 или 14 процентов пенсионеров по старости. Активность пожилых людей в поисках дополнительных источников пополнения своего бюджета ограничивается отсутствием рабочих мест, неудовлетворительным возрастным состоянием здоровья.
Проблемным остается тот факт, что несмотря на низкий размер пенсий, постоянно увеличивается доля расходов на оплату коммунальных услуг и квартирных платежей. Оплата населением жилищно-коммунальных услуг увеличилась с 5-7 процентов в 1992 году до 12,5 процентов в 1997 году, а в 2001 году доля собственных расходов на эти цели будет увеличена до 15 процентов.
У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте в 6 раз выше, чем у молодых. Преобладают тяжелые, длительно текущие хронические заболевания, сочетание патологических изменений различных органов и систем. Большинство из них имеют 4-5 заболеваний. Наиболее часто встречаются заболевания сердечно-сосудистой, нервной системы, органов дыхания, кровообращения и пищеварения. Распространенными для лиц старших возрастов являются нарушения зубо-челюстной системы, требующие протезирования. По объективным причинам пожилые люди не могут позволить себе платное лечение, приобретение дорогостоящих лекарственных средств, санаторно-курортное лечение. Нарушение здоровья пожилых людей не в полном объеме компенсируется социальными мерами. Не в полном объеме выполняются законодательства в части льготного обеспечения престарелых лекарственными средствами, бесплатным зубопротезированием.
Процесс старения населения, сопровождающийся постепенной утратой способности к передвижению, самостоятельному выполнению необходимых и привычных функций, выдвигается на первый план. Проблемы, связанные с социальным обслуживанием пожилых людей, в настоящее время настолько актуальны, что многие старые и престарелые люди нуждаются в услугах социально-бытового назначения.
Организация помощи престарелым требует участия различных министерств, ведомств, общественных организаций. Только при наличии тесного контакта в работе с различными службами быта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, учреждениями здравоохранения, аптеками, вопросы обслуживания людей решаются более эффективно.
В этот сложный период формирования социально-экономических отношений в оказании социальной помощи и поддержки гражданам пожилого возраста Министерством труда и социального развития и другими заинтересованными министерствами, ведомствами республики проводились определенные работы по дальнейшему развитию, расширению сери учреждений социального обслуживания и укреплению их материально-технической базы.
По состоянию на 1 августа 1997 г. в республике функционируют 6 домов-интернатов, 16 центров соцобслуживания населения. За последние 2 года открыты Хову-Аксынский, Хадынский (Пий-Хем) дома-интернаты для престарелых, Чаданский и Каа-Хемский (Кызылский) центры социального обслуживания. Численность проживающих в домах-интернатах увеличилась на 105 человек.
Приоритет отдается созданию комплексных центров социального обслуживания, способных предоставить различные виды помощи: социальную, бытовую, медицинскую, реабилитационную, психологическую.
Из различных форм нестационарного обслуживания наиболее распространенным видом является получение социально-бытовой помощи в надомных условиях. Эту помощь получают около 1 тыс. одиноких престарелых. Их обслуживают 135 социальных работников.
Министерством здравоохранения, лекарственного и технического обеспечения Республики Тыва уделяется внимание медицинской реабилитации людей старшего поколения. Для них открыты геронталогическое отделение в ресбольнице в г.Кызыле, республиканский центр в п.Хайыракан.
Пользуются, хотя не в полном объеме, различными льготами и услугами, предусмотренными федеральными законами "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста".
Однако, острота проблем пожилых людей сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий исполнительных органов власти всех уровней республики по упорядочению и укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения (пожилые, старые, долгожители). Решение этих задач возможно лишь в рамках республиканской целевой программы с применением комплексного подхода. Это отражено в данной программе.
Основные цели и задачи
Основной целью программы является формирование взаимоувязанных организационных, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения граждан старшего поколения и упорядочению их социальной защищенности с учетом социально-демографической и социально-экономической ситуации в республике.
Указанная цель способствует повышению уровня и качества жизни пожилых людей, реализации личностного потенциала, созданию им возможностей осознавать себя полноправными участниками проводимых преобразований.
Предусматривается решение на программно-целевой основе следующих приоритетных задач республиканского уровня:
подготовка к проведению в республике международного года пожилых людей (1999 г.);
обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости;
повышение качества оказания квалифицированной медицинской и медико-социальной помощи, облегчение пожилым людям доступа к получению услуг в сфере здравоохранения, в том числе в специализированных медицинских учреждениях;
развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг, внедрение экономически эффективных моделей социального обслуживания;
укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и иных систем и служб, признанных способствовать решению социальных проблем старшего поколения;
улучшение подготовки специалистов, занятых предоставлением помощи и услуг гражданам старших возрастных групп.
Организация контроля за ходом реализации программы
Министерство труда и социального развития Республики Тыва как государственный заказчик Программы совместно с Министерством экономики Республики Тыва, Министерством финансов Республики Тыва, Министерством здравоохранения, лекарственного и технического обеспечения, Министерством культуры и кино Республики Тыва, Комитетом по спорту и туризму Республики Тыва, отделением пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Тыва, республиканским фондом социального страхования и другими заинтересованными органами городов и кожуунов осуществляют контроль за ее выполнением.
Ежегодно на заседаниях коллегии Министерства труда и социального развития Республики Тыва рассматриваются вопросы о ходе реализации программных мероприятий и об эффективности использования финансовых средств.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Продвижение к более полному обеспечению конституционных гарантий и удовлетворению жизненноважных потребностей граждан старшего поколения;
улучшение положения граждан старшего поколения с учетом демографической и социально-экономической ситуации республики;
развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление помощи и услуг гражданам старшего поколения;
укрепление механизма межотраслевого взаимодействия по разрешению социальных проблем старшего поколения;
осуществление подготовки к проведению в республике Международного года пожилых людей (1999 г.).
Перечень мероприятий республиканской целевой программы
"Старшее поколение" Республики Тыва на 1998-1999 годы
N п/п |
Содержание мероприятий | Сроки иполнения |
Сумма затрат (тыс. руб.) | Источники финансиро- вания |
Исполнители | ||
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | |||||
1. Основы и принципы деятельности по укреплению социальной защищенности граждан старшего поколения |
|||||||
1.1 | Социальную защиту граждан пожилого возраста осуществлять в соответствии с Законами Российской Федерации N 122 от 2 августа 1995 г. "О социальном обслужи- вании граждан пожилого возраста и инва- лидов", "Об основах социального обслу- живания населения в Российской Федера- ции" N 195 от 10 декабря 1995 года, "О ветеранах" N 5-ФЗ от 12 января 1995 г. и другими нормативными актами |
постоянно | Министерство труда и социально- го развития Рес- публики Тыва |
||||
1.2 | Подготовить проект Закона Республики Тыва о льготном налогообложении фондов социальной поддержки населения и их предприятий, средств, поступающих на обслуживание на счета органов труда и социального развития |
I квартал 1998 г. |
- | - | Министерство труда и социально- го развития Рес- публики Тыва |
1.3 | Разработать и внести на рассмотрение в Правительство Республики Тыва респуб- ликанские тарифы на оказание платных социальных услуг в соответствии с поста- новлением Правительства Российской Фе- дерации N 473 от 15 апреля 1996 г. "О по- рядке и условиях оплаты социальных ус- луг, предоставляемых гражданам пожило- го возраста и инвалидам государственны- ми и муниципальными учреждениями со- циального обслуживания" |
IU квартал 1997 г. |
Министерство труда и социально- го развития Рес- публики Тыва, Департамент соци- ального развития Аппарата Прави- тельства РТ |
||||
1.4 | Подготовить и пред/ставить на рассмот- рение проект постановления Правительст- ва Республики Тыва о проведении Между- народного года пожилых людей (1999 г.) и план действий по его проведению |
IU квартал 1997 г. |
- | - | Министерство труда и социально- го развития Рес- публики Тыва, ме- стные админист- рации |
||
1.5 | Проводить ежегодно социологические оп- росы, изучить письма и обращения лиц, старшего возраста, провести анализ и со- ставить прогноз социально-экономичес- кого положения пожилых и престарелых граждан в республике |
III кварт. | III кварт. | III кварт. | Министерство труда и социально- го развития Рес- публики Тыва, ме- стные админист- рации |
||
1.6 | Подготовить проект постановления Пра- вительства Республики Тыва "Об исполь- зовании жилья, освободившегося при оформлении одиноких пожилых людей в стационарных учреждениях Министерства труда и социального развития Республики Тыва" |
IU квартал 1997 г. |
Министерство труда и социально- го развития Рес- публики Тыва |
1.7 | Подготовка ежегодного доклада о поло- жении пожилых людей в республике |
ежегодно ко Дню пожи- лых людей |
Министерство труда и социально- го развития Рес- публики Тыва |
||||
1.8 | Проведение республиканских встреч под девизом "Общество для людей всех воз- растов", посвященных Международному году (1999 г.) пожилых людей |
1999 г. | В пределах средств, пре- дусмотренных на текущее финансирова- ние кожуун- ных и город- ских админи- страций рес- публики |
Министерство труда и социально- го развития Рес- публики Тыва |
|||
1.9 | Создать при Правительстве Республики Тыва Координационный Совет по делам ветеранов и пожилых людей |
IU квартал 1997 г. |
Правительство РТ, Министерство труда и социально- го развития РТ, Гостелерадиоком- пания РТ, Госко- митет печати РТ |
||||
II. Меры укрепления здоровья граждан старшего возраста | |||||||
2.1 | Вовлечь граждан предпенсионного возрас- та в систему физкультурно- оздоровительных занятиях в организован- ных и индивидуальных формах (приложе- ние) |
постоянно | Госкомспорт РТ, местные адм-ции, Министерство здравоохранения, лекарственного и технического обеспечения РТ |
- создать сеть групп здоровья ветеранов по видам спорта и направлениям оздорови- тельной деятельности, наиболее пригод- ным для пожилых людей (шахматы, го- родки, бильярд и т.п.) В связи с чем: - открыть кабинеты лечебной физкультуры в следующих домах-интернатах: а) Кызылский дом ветеранов войны и труда; б) Хову-Аксынский пансионат пожилых людей и инвалидов |
в течение 1998 г. в течение 1998 г. |
- |
30,0 |
30,0 |
Федеральный бюджет Федеральный бюджет |
Министерство труда и социально- го развития Рес- публики Тыва |
|
2.2 | В целях дальнейшего развития и совер- шенствования работы по обслуживанию граждан пожилого возраста оборудовать кабинеты психологической разгрузки в следующих учреждениях (приложение): - Чаданский центр социального обслужи- вания населения - Кызылский дом ветеранов войны и труда - Бай-Тайгинский центр социальной по- мощи семье и детям - Хайыраканский дом для престарелых и инвалидов - Кызылский Центр социального обслужи- вания населения - Тандинский Центр социальной помощи семье и детям - Овюрский Центр социальной помощи семье и детям |
1998 г. 1998 г. 1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999 г. |
15,0 15,0 15,0 |
15,0 15,0 15,0 |
Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет |
Министерство труда и социально- го развития Рес- публики Тыва |
2.3 | Для социально-трудовой реабилитации и социальной адаптации граждан пожилого возраста создать лечебно-трудовые мас- терские в следующих учреждениях соци- ального обслуживания (приложение) - Кызылский дом для ветеранов войны и труда; - Буренский дом-интернат; - Эрзинский Центр социальной помощи населения; - Чаа-Хольский Центр социального обслуживания |
1998 г. 1999 г. 1999 г. 1999 г. |
715,0 |
20,0 20,0 20,0 |
Фед.бюджет Фед.бюджет Фед.бюджет |
||
2.4 | Проводить мероприятия по медицинской реабилитации (приложение): - обеспечение санаторно-курортными пу- тевками; - обеспечение протезно-ортопедическими изделиями и обувью; - обеспечение техническими средствами реабилитации: - кресло-коляска - зубопротезирование - слухопротезирование - приобретение ходунков - обеспечение спецавтотранспортом - мотоколясками |
1998-1999 годы 1998-1999 годы 1998-1999 годы |
250,0 164,0 175,0 45,0 50,0 40,0 1350,0 600,0 |
300,0 164,0 175,0 60,0 61,0 50,0 1500,0 750,0 |
Федеральный, республикан- ский, местный бюджет Республикан- ский бюджет Республикан- ский бюджет |
Министерство здравоохранения, лекарственного и технического обеспечения, Региональное от- деление фонда со- циального страхо- вания, Министерство труда и социально- го развития РТ |
|
2.5 | Совершенствовать и развивать деятель- ность существующих социальных учреж- дений и создавать новые палаты и отделе- ния сестринского ухода в домах- интернатах (приложение): |
Республикан- ский бюджет |
Министерство труда и социально- го развития РТ |
- Буренский д/и - Хайыраканский д/и - Чеди-Хольский д/и |
1998 г. 1999 г. 1999 г. |
10,0 |
10,0 10,0 |
||||
2.6 | Усилить надзор и контроль за санитарно- эпидемиологической обстановкой, оздо- ровлением окружающей среды террито- рии республики |
Комитет по эколо- гии и ресурсам РТ |
|||||
2.7 | Создать сеть специализированных отделе- ний социальной помощи на дому с целью оказания медико-социальной и доврачеб- ной помощи гражданам престарелого воз- раста и инвалидам, утратившим способ- ность к самообслуживанию - Кызылский - Каа-Хемский (приложение) |
20,0 |
20,0 |
Министерство труда и социально- го развития РТ |
|||
2.8 | Формирование индивидуальных про- грамм реабилитации на временные, сезон- ные работы для лиц пожилого возраста |
1998-1999 годы |
Республикан- ский бюджет |
Департамент заня- тости, центры за- нятости в кожу- нах |
|||
III. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности граждан старшего поколения | |||||||
3.1 | Провести капитальный ремонт в Бурен- ском доме-интернате (приложение) |
1999 г. | 250,0 | Республикан- ский бюджет |
Министерство труда и социально- го развития РТ |
3.2 | В целях гуманизации социального обслу- живания граждан пожилого и престарело- го возраста развивать инфраструктуру, удовлетворяющую первоочередные по- требности индивидуальных услуг высоко- го качества (приложение): - укрепить материально-техническую базу гериатрического отделения Ресболь- ницы - создать специальный дом на 50 мест для лиц без определенного места житель- ства и занятости, а также для лиц, освобо- жденных из мест лишения свободы в г.Кызыле |
1998 г. 1998 г. |
40,0 1906,0 |
Республ.бюд- жет Республ.бюд- жет |
Министерство здравоохранения и лекарственно- технического обеспечения, Министерство труда и социально- го развития РТ, Департамент труда и социального раз- вития |
||
3.3 | Изыскательная работа, составление про- ектно-сметной документации и начало строительства республиканского геронто- логического Центра |
1998-1999 годы |
Министерство Здравоохранения, лекарственного и технического обеспечения, Ми- нистерство труда и социального раз- вития РТ |
||||
3.4 | Во исполнение постановления Правитель- ства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. реорганизовать учреж- дения социального обслуживания населе- ния и на базе существующих Центров со- циальной помощи создать: |
- комплексные центры социального об- служивания населения с подразделениями (дневного, временного, ночного, постоян- ного пребывания) и социальными столо- выми (приложение) |
1998-1999 годы |
170,0 | 170,0 | Федеральный бюджет |
Министерство труда и соцразв-я |
||
3.5 | Для снятия очереди на поступления в до- ма-интернаты общего типа, а также для приведения жилой площади домов- интернатов общего типа в соответствие с нормативами (7 м2 на 1 жителя) завершить строительство пристройки Кызылского дома ветеранов войны и труда на 75 мест (приложение) |
1998-1999 Годы |
700,0 | 700,0 | Федеральный бюджет |
Министерство труда и социально- го развития РТ |
|
3.6 | Развивать и укреплять материально- техническую базу учреждений социально- го обслуживания и домов-интернатов (приложение): - оснащение техническими средствами, облегчающими уход за пожилыми и пре- старелыми; - холодильным оборудованием и инвента- рем; - приобрести легковой специализирован- ный транспорт |
1998-1999 годы 1998-1999 годы |
100,0 160,0 |
95,0 160,0 |
Федеральный бюджет Федеральный бюджет Федеральный бюджет |
Минтруд РТ Минтруд РТ Минтруд РТ |
|
3.7 | Приобрести медицинское оборудование для домов-интернатов и учреждений соци- ального обслуживания |
1998-1999 годы |
32,0 | 32,0 | Федеральный бюджет |
Минтруд РТ |
IU. Меры по созданию благоприятных условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей граждан старшего возраста |
|||||||
4.1 | Удовлетворять стремление пожилых лю- дей к активному участию в культурной и социальной жизни |
постоянно | Министерство труда и соцразви- тия РТ, Управле- ния и отделы труда и соцразвития |
||||
4.2 | Обеспечить выездное библиотечное об- служивание пожилых людей, которые са- мостоятельно не могут передвигаться |
один раз в месяц |
Министерство культуры и кино, местные админи- страции |
||||
4.3 | Организовать дни бесплатного посещения ветеранами, музеев, театральных пред- ставлений и спектаклей, концертов, кино- сеансов, выставок и т.д. |
один раз в месяц |
Министерство культуры и кино, местные админи- страции |
||||
4.4 | Провести кожуунные, республиканские фестивали, смотры и конкурсы самостоя- тельного творчества пожилых людей, ока- зать практические и методические помощи в проведении |
1999 г. I полугодие |
Министерство труда и соцразви- тия РТ |
||||
4.5 | Ежегодно проводить смотры-конкурсы учреждений социального обслуживания по работе с пожилыми |
ко дню со- циальных работников |
Министерство труда и соцразви- тия РТ |
К настоящему перечню мероприятий приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 14 января 1998 г. N 16 "О республиканской целевой программе "Старшее поколение" на 1998-1999 годы"
Текст постановления официально опубликован не был