Решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 25 сентября 2006 г. N А69-1158/06-5
Резолютивная часть решения оглашена 25 июля 2006 года, полный текст решения изготовлен 25 сентября 2006 года
Арбитражный суд Республики Тыва под председательством Ханды А.М., при ведении протокола судебного заседания Ханды А.М. рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Конкурсного управляющего Государственного унитарного предприятия "Тувкоммунэнерго" Суртаева Н.Х. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.03.2006 N 41, требования об уплате налоговой санкции от 24.03.2006 N 640 и требования об уплате налога N 47975 по состоянию на 24.03.2006
при участии в заседании:
от заявителя - Скрипунова А.А., представителя по доверенности от 18.01.2006,
от ответчика - Петровой Л.А., представителя по доверенности от 11.09.2005,
установил:
Конкурсный управляющий государственного унитарного предприятия "Тувкоммунэнерго" Суртаев Н.Х. (далее - Конкурсный управляющий) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 23.03.2006 N 41, требования об уплате налоговой санкции от 24.03.2006 N 640 и требования об уплате налога N 47975 по состоянию на 24.03.2006.
Инспекция не согласившись с заявлением Конкурсного управляющего предъявила встречное требование о взыскании с ГУП "Тувкоммунэнерго" налоговых санкций в размере 1 174 895,4 руб., недоимки по налогам в сумме 9 191 486,36 руб., а также пени в размере 1 374 416 руб..
В судебном заседании представитель Конкурсного управляющего заявленные требования поддержал.
В судебном заседании представитель ответчика, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменила заявленные требования и просила включить в реестр требований кредиторов ГУП "Тувкоммунэнерго", в соответствии со статьями 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 "О несостоятельности (банкротстве)" суммы налоговых санкций в размере 1 174 895,4 руб., недоимки по налогам в сумме 9 191 486,36 руб., а также пени в размере 1 374 416 руб., с заявлением Конкурсного управляющего не согласилась.
По-видимому, в тексте настоящего решения допущена опечатка. Номер Федерального закона РФ от 26.10.2002 г. следует читать "N 127-ФЗ"
Суд, заслушав доводы и возражения представителей сторон, изучив материалы дела, установил.
Решением Арбитражным судом Республики Тыва от 24 июня 2003 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-186/03-8 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), на предприятии введено конкурсное производство.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва на основании решения заместителя руководителя от 22.12.2005 N 386 проведена выездная налоговая проверка ГУП "Тувкоммунэнерго" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты НДС, земельного налога, налога на имущество за период с 01.01.2002 по 31.12.2004, о чем составлен акт от 21.02.2006 N 06-11-386.
По результатам проверки Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва вынесено решение от 22.03.2006 N 39, которым ГУП "Тувкоммунэнерго" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату и неполную уплату сумм НДС в размере 20 % от неуплаченной суммы по состоянию на 24.06.2003 в размере 3 593 руб., а также ГУП "Тувкоммунэнерго" предложено уплатить неуплаченные суммы НДС в сумме 3 334 960 руб., земельный налог за 2003 год в сумме 14,36 руб., пени по НДС в размере 990 руб.
Решением Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва от 23.03.2006 N 40 решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва от 22.03.2006 N 39 отменено как вынесенное незаконно и принято решение о вынесении нового решения о привлечении ГУП "Тувкоммунэнерго" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
23 марта 2006 года, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва вынесено решение N 41, которым ГУП "Тувкоммунэнерго" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату и неполную уплату сумм налога, в результате занижения налоговой базы по НДС в размере 20 % от неуплаченной суммы налога на добавленную стоимость по состоянию на 24.06.2003(открытия конкурсного производства - 24.06.2003) в размере 1 172 022,80 руб., в том числе за 2002 год - 1 168 429,80 руб., за 2003 год - 3 593 руб., также привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неуплату и неполную уплату сумм земельного налога, в результате занижения налоговой базы по земельному налогу в размере 20 % от неуплаченной суммы налога по состоянию на 24.06.2003(открытия конкурсного производства - 24.06.2003) в размере 2 872,60 руб., также ГУП "Тувкоммунэнерго" предложено уплатить неуплаченные суммы НДС в сумме 9 177 109, в том числе за 2002 год - 5 842 149 руб., за 2003 год - 1 264 110 руб., за 2004 год - 2 070 850 руб., земельный налог в сумме 14 377,36 руб., в том числе за 2002 год - 14 363 руб., за 2003 год в сумме 14,36 руб., пени по НДС в размере 1 374 416 руб.
ГУП "Тувкоммунэнерго" направлено требование N 640 об уплате налоговой санкции от 24.03.2006 и требование N 47975 об уплате налога по состоянию на 24.03.2006, в которых предлагалось уплатить указанные в требовании налоги и налоговые санкции, в установленные сроки.
Не согласившись с решением Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва от 23.03.2006 N 41, требованием N 640 об уплате налоговой санкции от 24.03.2006 и требованием N 47975 об уплате налога по состоянию на 24.03.2006 Конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительным.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд считает требования Конкурсного управляющего ГУП "Тувкоммунэнерго" подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва от 23.03.2006 N 40 решение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва от 22.03.2006 N 39 отменено как вынесенное незаконно и принято решение о вынесении нового решения о привлечении ГУП "Тувкоммунэнерго" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Новое решение, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва вынесено 23 марта 2006 года за N 41.
Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает два возможных варианта отмены актов налоговых органов ненормативного характера: отмена акта вышестоящим налоговым органом на основании заявления налогоплательщика; отмена акта судом по результатам рассмотрения поданного налогоплательщиком заявления (глава 20), следовательно налоговый орган не имел полномочий на отмену собственных актов, поскольку это не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Поэтому доводы Конкурсного управляющего о том, что налоговым органам не предоставлено право вносить изменения в ранее принятые собственные решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности судом признаются правомерными.
Согласно подпункта 1 и 3 пункта 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 163 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по налогу на добавленную стоимость установлен как календарный месяц.
Решение о привлечении ГУП "Тувкоммунэнерго" к налоговой ответственности N 41 по фактам неуплаты налога на добавленную стоимость за 2002 год, за январь-февраль месяцы 2003 года Инспекция вынесла 23 марта 2006 года, за пределами сроков, установленных статьей 113 Налогового кодекса Российской Федерации.
По указанным основаниям суд признает обоснованными доводы заявителя о том, что за налоговые правонарушения, совершенные ранее 23.03.2003 налагать налоговые санкции нет правовых оснований.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 этого Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, вопрос о взыскании с предприятия налогов должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Так, Инспекция направляя ГУП "Тувкоммунэнерго" требование об уплате налоговой санкции от 24.03.2006, содержащее указание на принудительное взыскание сумм налоговых санкций в случае их неуплаты в добровольном порядке до 03.04.2006, и вынесенное на основании решения от 23.03.2006 N 41 нарушило установленную очередность удовлетворения требований кредиторов ГУП "Тувкоммунэнерго".
Кроме того, судом установлено, что данное требование содержит обязанность уплатить 1 172 022,80 руб., при этом решение о взыскании налоговой санкции N 337 содержит указание на сумму - 3 593 руб.(за 2003 год).
Действительно требование об уплате налога должно содержать те же суммы, что и в решении о взыскании налоговой санкции, следовательно требование N 640 в остальной части на сумму 1 168 429,80 руб. - за 2002 год) также недействительно.
Конкурсным управляющим также указывается, что в акте проверки (на странице 3) указывается, что при проверке правильности определения выручки от реализации товаров(работ и услуг) выручки за 2002 год установлена в размере 582 345 237 руб., в том числе НДС - 109 042 154 руб., за 2004 год - 175 142 675 руб., в том числе НДС - 30 950 039 руб.. По представленным предприятием декларациям сумма облагаемого оборота составила за 2002 год 542 966 887 руб., в том числе НДС - 107 242 819 руб., за 2004 год - 160 266 008 руб., в том числе НДС - 1 950 004 руб. Инспекцией выручка от реализации определена неправильно, т.к., для ее определения брались суммы "Итого" по счету 90 "Продажи" из главной книги, что является неверным и искажающим реальную ситуацию, увеличивая значения в несколько раз.
Действительно, согласно раздела VIII "Финансовые результаты" Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 года N 94н, также в редакции приказа от 07.05.2003 N 38н, счет 90 "Продажи" предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним, к счету 90 "Продажи" могут быть открыты субсчета:
90-1 "Выручка";
90-2 "Себестоимость продаж";
90-3 "Налог на добавленную стоимость";
90-4 "Акцизы";
90-9 "Прибыль / убыток от продаж".
На субсчете 90-1 "Выручка" учитываются поступления активов, признаваемые выручкой, следовательно для определения выручки необходимо брать сумму "Итого" только по субсчету 90.1.
Конкурсный управляющий кроме того считает, что в оспариваемом требовании незаконно начислены пени за период до введения конкурсного производства.
Данный довод Конкурсного управляющего суд считает обоснованным по следующим основаниям.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 126 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника.
В связи с возникающими в судебной практике вопросами и в целях обеспечения единообразного подхода к применению Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял Постановление от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
В пункте 4 указанного Постановления арбитражным судам даны разъяснения, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).
Таким образом, установленный статьей 126 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" мораторий на начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности должника относится к совокупности долговых обязательств, образовавшихся до введения указанных процедур банкротства, и не затрагивает обязательств и платежей, в том числе и требований об уплате штрафных санкций, возникших у должника после введения процедуры банкротства.
Также в акте проверки, на странице 5 установлено неправомерное применение вычетов на сумму 120 846 руб., без подтверждающих документов на оплату.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28 февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определено, что согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, а в силу статьи 59 этого же кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Учитывая изложенное, суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные пунктом 5 статьи 100 НК РФ.
Так, суду Конкурсным управляющим представлены:
- платежное поручение от 01.12.2003 N 726, которым ООО ОСП "Нойон" по счету 02 от 28.11.2003 перечислены 62 400 руб., НДС - 12480 руб.; счет-фактура от 28.11.2003 N 02;
- платежное поручение от 29.03.2004 N 43, которым ООО ОСП "Нойон" по счету 05 от 29.03.2004 перечислены 86 500 руб., НДС - 13 194,92 руб.; счет-фактура от 29.03.2004 N 05;
- платежное поручение от 29.03.2004 N 43, которым ООО ОСП "Нойон" по счету 05 от 29.03.2004 перечислены 86 500 руб., НДС - 13 194,92 руб.;
- платежное поручение от 09.08.2004 N 76, которым ОАО "Тываэнерго" по счету 4697 от 29.07.2004 перечислены 619,97 руб., НДС - 94,57 руб.; счет-фактура от 29.06.2004 N 4697;
- платежное поручение от 14.09.2004 N 83, которым ООО "Сволс" по счету 5 от 01.09.2004 перечислены 86 500 руб., НДС - 14 416 руб.; счет-фактура от 13.09.2004 N 5; письмо генерального директора ООО "ОА "Гермес" на имя конкурсного управляющего ГУП "Тувкоммунэнерго" о перечислении денежных средств за услуги по охране объектов за август 2004 года на расчетный счет ООО "Сволс".
Таким образом, с учетом представленных суду документов, сумма неподтвержденных налоговых вычетов составила не 120 846 руб., а 73 707,51 руб.( 120 846 - 47 138,49 руб.
Конкурсным управляющим в своем заявлении неправильно указана сумма НДС, начисленная в платежном поручении от 01.12.2003 N 726, вместо 12480 руб. указана 10 400 руб..
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При вышеуказанных обстоятельствах имеются основания для отмены оспариваемых актов.
В судебном заседании представитель ответчика, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изменила заявленные требования и просила включить в реестр требований кредиторов ГУП "Тувкоммунэнерго", в соответствии со статьями 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 "О несостоятельности (банкротстве)" суммы налоговых санкций в размере 1 174 895,4 руб., недоимки по налогам в сумме 9 191 486,36 руб., а также пени в размере 1 374 416 руб..
Суд по заявленному представителем ответчика требованию считает необходимым оставить его без рассмотрения по следующим основаниям.
В силу пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что заявлено требование, которое в соответствии с федеральным законом должно быть рассмотрено в деле о банкротстве.
Согласно пункта 1 статьи 126 Федерального закона "О несостоятельности" от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ, все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
При указанных обстоятельствах, в силу пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает что указанное требование следует оставить без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 148, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявление Конкурсного управляющего Государственного унитарного предприятия "Тувкоммунэнерго" Суртаева Н.Х. удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва от 23.03.2006 N 41, требования об уплате налоговой санкции от 24.03.2006 N 640 и требования об уплате налога N 47975 по состоянию на 24.03.2006.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва устранить допущенные нарушения.
Заявленное требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Республике Тыва о включении в реестр требований кредиторов ГУП "Тувкоммунэнерго", в соответствии со статьями 100, 142 Федерального закона от 26.10.2002 N 127 "О несостоятельности (банкротстве)" суммы налоговых санкций в размере 1 174 895,4 руб., недоимки по налогам в сумме 9 191 486,36 руб., а также пени в размере 1 374 416 руб. оставить без рассмотрения.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия "Тувкоммунэнерго" государственную пошлину в сумме 1000 руб. в доход федерального бюджета.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месячного срока со дня принятия.
Судья |
А.М. Ханды |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 25 сентября 2006 г. N А69-1158/06-5
Текст решения предоставлен Арбитражным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст решения официально опубликован не был