Решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 12 апреля 2007 г. N А69-2473/06-3
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кызыла обратился в суд с иском к Индивидуальному предпринимателю Модному Леониду Михайловичу о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельным участком в сумме 297 915,44 рублей, пеней в размере 32095, 22 рублей.
Представитель заявителя требования, изложенные в заявлении поддержал в полном объеме, иных дополнительных заявлений и материалов не представил. Просил суд удовлетворить требования в полном объеме.
Ответчиком представлен письменный отзыв, в котором изложены основания несогласия с требованиями истца, дополнительно пояснил, что исковые требования не подлежат удовлетворению по основаниям того, что повышающий коэффициент установленный постановлением Мэрии г. Кызыла и не может быть применен в связи с его неопубликованием и превышением полномочий по его принятию.
Изучив материалы дела, суд установил:
Как усматривается из материалов дела, 20 сентября 2002г. между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по г. Кызылу (арендодатель) и предпринимателем Модным Л.М (арендатор) заключен договор N 2030 о предоставлении земельного участка в аренду, согласно которому ответчику был передан земельный участок, находящийся по адресу: г. Кызыл, Ровенская 3, общей площадью 1384, 43 кв.м., под магазин. Договор заключен сроком до 02.09.2012 г и зарегистрирован в установленном порядке. Согласно условиям договора, размер арендной платы устанавливается Администрацией г. Кызыла.
Размеры арендной платы могут изменяться в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год и могут быть пересмотрены досрочно по требованию одной из сторон в случаях изменения, устанавливаемых централизованно ставок и в других случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и Республики Тыва.
Арендная плата по договору N 1098 рассчитана исходя из ставок, установленных Законом Российской Федерации "О плате на землю", постановлениями Мэра г. Кызыла, решениями Кызылского городского Хурала представителей.
В случае неуплаты платежей в установленный срок Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку за каждый день просрочки в размере в соответствии с Федеральными законами.
В нарушение условий договора, ответчиком арендная плата за земельный участок своевременно не производилась или производилась не в полной мере, в связи с чем, по мнению истца, образовалась задолженность в сумме 297 915,44 рублей, которую истец просит взыскать с ответчика в судебном порядке. Кроме того, за несвоевременную уплату арендной платы начислены пени в сумме 32095, 22 рублей. Расчет задолженности истцом представлен.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, арбитражный суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 21 Закона от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 25.07.2002, с изм. от 23.12.2003) "О плате за землю" размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов.
В соответствии со статьей 8 указанного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливаются на основе средних ставок по Приложению 2 к Закону, согласно которому ставка налога в 2003 г. по Восточно-Сибирскому экономическому району в городе с численностью населения от 100 000 до 250 000 человек применяется - 1,4 (численность г. Кызыла на 2003г. по данным Госкомстата РТ 104,1 чел.). При расчете ставки учитывается коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса данного города, развития его социально-культурного потенциала, установленного таблицей 3 Приложения 2 Закона, который равен 2,2.
Однако при исчислении задолженности по арендной плате КУМИ не учтены положения о вступлении в законную силу нормативных актов. Так, согласно п.3 решения Кызылского городского Хурала представителей N 21 от 29.07.2004 года "О ставках земельного налога на территории муниципального образования "Город Кызыл", исходя из которого устанавливается размер арендной платы, оно вступает в силу с 1 сентября 2004 года. При расчете задолженности с 31.12.2003 по 31.12.2004 год (п.2 расчета) истцом расчет неправомерно произведен за полные годы по ставке земельного налога 7,2 руб.кв.м. Требованием истца охватывается период с 01.01.2003 по 31.12.2005 годы.
Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Исходя из содержания указанной нормы права, порядок определения арендной платы является обязательным для органов государственной власти или местного самоуправления.
В пункте 2.2.4 договора аренды земли указано, что величины базовой ставки и повышающих коэффициентов могут изменяться арендодателем в одностороннем порядке на основании решений органов государственной власти, субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления и доводиться до сведения арендаторов путем опубликования в средствах массовой информации.
Согласно письму Минфина РФ от 04.03.2003 N 04-05-10/6 при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов, к которым применяются корректирующие коэффициенты, устанавливаемые в рамках федерального законодательства.
Таким образом, Минфин РФ четко устанавливает, что корректирующий коэффициент, который применяется к базовым размерам арендной платы, устанавливается в рамках федерального законодательства, это означает, что размер такого коэффициента не может превышать размер, установленный федеральным законом.
Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2. Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства РФ" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы установлены с коэффициентом индексации 1,8.
Однако, орган местного самоуправления своим решением установил корректирующий коэффициент, превышающий установленный федеральным законом, что само по себе неправомерно, поскольку самостоятельное установление органами местного самоуправления местных налогов, сборов, арендной платы за землю не исключает их соответствия Конституции РФ, федеральным законам, законам субъектов РФ.
Из Постановления Мэра г. Кызыла видно, что корректирующий коэффициент, который применяется к базовым размерам арендной платы, установлен в размере превышающим коэффициенты, установленные в рамках федерального законодательства в несколько раз (10).
Кроме того, как отмечалось выше, при анализе ст. 21 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" можно установить, что при аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам использования земель и категориям арендаторов. Однако об установлении такими органами корректирующего коэффициента ничего не говорится, поэтому можно сделать вывод о том, что размер корректирующего коэффициента устанавливается только на уровне федерального закона и не может быть изменен решением органов местного самоуправления. Об этом же свидетельствует положение п. 4 ст. 22 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которым общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.
Действующим же законодательством предусмотрено право органов местного самоуправления устанавливать базовые размеры арендной платы по видам земель и по категориям арендаторов, установление кратности от базового размера арендной платы (коэффициента) действующим законодательством не предусмотрено, и следовательно, решение органа местного самоуправления в данной части противоречит федеральному закону и не может быть применено.
Таким образом, правильность представленного КУМИ г. Кызыла расчета по арендной плате и пене необоснованно и исковые требования в заявленном размере не доказана.
Неправомерна ссылка ответчика о том, что им уплачена арендная плата за спорные периоды в полном объеме. Так, из представленных ответчиком в обоснование своих доводов ксерокопий квитанций на сумму 9217, 16 рублей (с отметкой оплаты земельного налога, аренда за 2003 год) и 10138, 60 рублей (с отметкой оплаты земельного налога, аренда) невозможно установить подлинность и характер проплаты, так как документ содержит многочисленные исправления и исправления в назначении платежа. Указанные документы суд признал недопустимыми и неотносимыми доказательствами.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Рассмотрев спор в указанной части суд приходит к выводу, что предпринимателем Модным арендная плата за земельный участок, находящийся по адресу: г. Кызыл, Ровенская 3, общей площадью 1384, 43 кв.м., под магазин за периоды с 01.01.2003 по 31.12.2005 годы не уплачены. На основании изложенного, суд полагает в указанной части иск подлежащим удовлетворению частично с учетом выводов суда указанными выше.
Таким образом, расчет задолженности предпринимателя Модного выглядит следующим образом:
Расчет арендной платы за период с 01.01.2003 г. по 01.09.2004 г.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" (далее-Закон) налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблица) к настоящему Закону.
Численность населения города Кызыла по сведениям Комитета государственной статистики РТ составляет 104,1 тыс. человек.
Ставка налога, подлежащая применению - 1,4.
Ставка налога в 2003 г. рассчитывается по следующей формуле:
Ставка зем. нал. (2003 г.) = (Ставка зем. нал. х 50 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.): 1000 х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.).
При расчете ставки следует учесть коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса данного города, развития его социально-культурного потенциала, установленный таблицей 3 Приложения 2 Закона, который равен 2,2.
Таким образом, ставка земельного налога в 2003 году по Восточно -Сибирскому экономическому району в городе с численностью населения от 100 000 до 250 000 человек рассчитывается следующим образом:
Ставка зем. нал. = (1,4 руб./кв.м. х 50 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) : 1000 х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 2,2 = 7,983 руб./кв.м.
7,983 руб./кв.м. (ставка зем. нал.) х 1384,43кв.м.(площадь зем. участка):365 (дн.в году) х 609 (дни просрочки до 01.09.2004 г.) = 18 440,02 (восемнадцать тысяч четыреста сорок) рублей 02 коп. (сумма задолженности арендной платы с 01.01.2003 г. по 01.09.2004 г.)
Расчет арендной платы за период с 01.09.2004 г. по 05.03.2005 г.
Решением Кызылского городского Хурала представителей N21 от 29.07.2004 г. "О ставках земельного налога на территории муниципального образования "город Кызыл" ставка земельного налога участка, находящегося в 3 зоне, за 2004 г. составляет 7,2 руб./кв.м. (Решение вступило в силу 01.09.2004 г. Опубликовано в газете Вести Кызыла N31,2004 г. 05.08.2004 г.)
7,2 руб./кв.м. (ставка зем. нал.) х 1384,43кв.м. (площадь зем. участка) :365(дн.в году)х 186 (дни просрочки до 05.03.2005 г. )=5 079,53 руб.(пять тысяч семьдесят девять ) рублей 53 коп. /сумма задолженности арендной платы за период с 01.09.2004 г. по 05.03.2005 г.
Расчет арендной платы за период с 05.03.2005 г. по 31.12.2005 г.
Решением Кызылского Городского Хурала представителей "О расчете ставок земельного налога на 2005 г в г. Кызыле" от 25.01.2005 г. N35 , ставка земельного налога участка, находящегося в 3 зоне, за 2005 г. составляет 7,92 руб/кв.м.(Решение вступило в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования. Опубликовано в газете Центр Азии N5,2004 г. 05.02.2005 г.)
7,92 руб./кв.м. (ставка зем. нал.) х 1384,43кв.м.(площадь зем. участка) :365(дн.в году) х 301 (дни просрочки до 31.12.2005 г. )= 9042,11(девять тысяч сорок два) рубля 11 коп. /сумма задолженности арендной платы за период с 05.03.2005 г. по 31.12.2005 г./
Согласно п.7 раздела "Срок действия договора и земельные платежи", в случае неуплаты платежей в установленный срок Арендатор уплачивает Арендодателю неустойку за каждый день просрочки в соответствии с Федеральным законодательством.
Как следует из искового заявления истец, хотя и называет взыскиваемую сумму неустойкой, фактически рассчитал проценты за пользование денежными средствами, применив существующую учетную ставку банковского процента на день подачи иска, что свидетельствует о намерении истца взыскать с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами. Такой вид ответственности или штрафных санкций за неисполнение обязательств в договоре сторонами не предусмотрен.
Таким образом, требования истца в указанной части (о взыскании неустойки) являются необоснованными по размеру и обоснованию и не подлежат удовлетворению, в остальной части подлежит взысканию в размере 32560, 90 рублей.
На основании ст. 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая изложенное, и руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, суд решил:
1. Заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла удовлетворить в части.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Модного Леонида Михайловича 29.09.1949 года рождения уроженца Кемеровской области Топкинского района с. Шишино, в пользу Комитета по управлению муниципальным имуществом Мэрии г. Кызыла 32560, 90 рублей задолженности по арендной плате за пользование земельным участком за период с 01.01.2003 года по 31.12.2005 года, в остальной части исковых требований отказать.
2. Взыскать с индивидуального предпринимателя Модного Леонида Михайловича 29.09.1949 года рождения уроженца Кемеровской области Топкинского района с. Шишино, проживающего по адресу: г. Кызыл, ул. Безымянная-24 госпошлину в доход федерального бюджета Российской федерации в сумме 1302,40 рублей.
На решение суда может быть подано апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 12 апреля 2007 г. N А69-2473/06-3 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании