Решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 10 ноября 2006 г. N А69-3698/05-2
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2006 года. Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2006 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Огонек" (МУП "Огонек") обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к администрации города Кызыла, Комитету по управлению имуществом администрации города Кызыла (КУМИ), являющегося правопреемником Агентства по управлению муниципальным имуществом г. Кызыла о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании недействительным договора мены от 10.10.2003, обязании возвратить имущество - здание.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление федеральной почтовой связи Республики Тыва (ГУ "УФПС"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом Республики Тыва (Агентство).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил суд признать недействительным договор мены от 10.07.2003 нежилого помещения и применить последствия недействительности сделки.
Решением от 19 мая 2006 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением кассационной инстанции от 19.07.06г. решение суда первой инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Дело рассматривается в открытом судебном заседании в порядке главы 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Надлежаще извещенные в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчики - представители Администрации г. Кызыла и КУМИ г. Кызыла в судебное заседание не явились. Ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие и отзыв на заявление не представили. Определение о времени и месте судебного разбирательства получено ответчиками, что подтверждается распиской имеющейся в деле от 28.09.2006г. и почтовым уведомлением от 03.10.2006г.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие надлежаще извещенных ответчиков.
В судебном заседании истец полностью поддержал уточненные требования, и пояснил, что 10.07.03 г. заключен договор мены нежилого помещения на объект незавершенного строительства между КУМИ Администрации г. Кызыла и ГУ УФПС по Республике Тыва, согласно которому КУМИ Администрации г. Кызыла передает принадлежащие на праве собственности недвижимое имущество, расположенное в двухэтажном кирпичном здании, находящееся по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а" на земельном участке общей площадью 1014 кв.м., а ГУ УФПС передает принадлежащие на праве оперативного управления объект незавершенного строительства, находящийся в г. Кызыле на пересечении улиц Красных партизан и Чульдум. Переданные помещения, находящиеся в двухэтажном здании по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а", закреплены за истцом на праве хозяйственного ведения на основании решения исполнительного комитета Кызылского Совета народных депутатов N 250 от 25.02.92 г. и договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения N 6 от 01.01.99 г. между Агентством по управлению муниципальным имуществом администрации г. Кызыла и МУП "Огонек". При этом истец указал, что право хозяйственного ведения не зарегистрировано, поскольку имущество передано истцу до принятия соответствующего закона. В связи с чем, истец просит суд признать указанный договор мены от 10.07.03 г. недействительным и применить последствия недействительности сделки с применением двухсторонней реституции, поскольку обжалуемый договор мены заключен в нарушение требований статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.02 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях", поскольку собственник - КУМИ Администрации г. Кызыла не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении муниципального предприятия, тем самым нарушены права и законные интересы истца, поскольку МУП "Огонек" лишается возможности достижения уставных целей и выполнения уставных задач. Заявитель узнал о нарушенном праве из письма третьего лица - Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва от 11.05.06г.
Третье лицо - Государственное учреждение Управление Федеральной почтовой связи по Республике Тыва (далее ГУ УФПС по Республике Тыва) не согласилось с заявленными требованиями истца. Просил применить исковую давность по оспоримой сделке и отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности в силу статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Третьим лицом - Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Тыва (далее ТУ Росимущества по Республике Тыва) полностью не признаны исковые требования. Просил отказать в удовлетворении иска как необоснованного.
Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства, заслушав пояснения сторон, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Как видно из материалов дела, муниципальное предприятие общественного питания N 2, правопреемником которого является истец - МУП "Огонек", учреждено Решением Исполнительного комитета Кызылского городского совета народных депутатов N 250 от 25.02.92 г. с целью извлечения прибыли с использованием имущества, закрепленного за предприятием по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а".
Согласно Уставу МУП "Огонек" целью его создания является осуществление производства и реализация качественного общественного питания на территории г. Кызыла.
В силу пункта 4.1. Устава МУП имущество предприятия находится в собственности муниципального образования г. Кызыла, принадлежит ему на праве хозяйственного ведения.
Договором N 6 от 01.01.99 г. собственником - Агентством по управлению муниципальным имуществом г. Кызыла закреплено за муниципальным предприятием общественного питания муниципальное недвижимое имущество по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а" на праве хозяйственного ведения на неопределенный срок, которое было передано по акту приема-передачи согласно перечню.
Постановлением председателя Администрации г. Кызыла N 68 от 29.01.02 г. зарегистрировано муниципальное унитарное предприятие общественного питания "Огонек" в новой редакции, согласно которому и уставу МУПОП "Огонек" следует, что предприятие является правопреемником муниципального предприятия общественного питания N 2, ранее зарегистрированного Решением N 250 от 25.02.92г.
Согласно свидетельству о государственной регистрации серии АБ N 006115 от 27.09.00 г. нежилые помещения, расположенные по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а" находятся в муниципальной собственности на основании реестра муниципальной собственности от 03.12.97 г. N 1574, утвержденного согласно Постановлению ВС Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1.
Также из материалов дела следует, что Постановлением Мэра г. Кызыла от 19.06.03 г. N 1057 "О решении коллегии администрации г. Кызыла об обмене" установлено КУМИ Администрации г. Кызыла произвести обмен двухэтажного здания, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "А" на объект незавершенного строительства, находящегося в районе жилого дома по ул. Красных партизан, 41.
Согласно договору мены, заключенному между Агентством по управлению муниципальным имуществом и приватизации жилья г. Кызыла и Государственным учреждением Управления Федеральной почтовой связи в Республике Тыва, АУМИ г. Кызыла передает принадлежащие на праве собственности (свидетельство АБ-006115 от 27.09.00 г.) помещения с 1 по 27 общей площадью 315 кв.м., расположенные в двухэтажном кирпичном здании, находящихся по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а" на земельном участке общей площадью 1014 кв.м., а ГУ УФПС передает принадлежащие на праве оперативного управления (договор купли-продажи N 21 от 09.02.94 г. объект незавершенного строительства, находящийся в г. Кызыле на пресечении улиц Красных партизан и Чульдум.
Свидетельствами о государственной регистрации права зарегистрировано право оперативного управления за ГУ УФПС по Республике Тыва на основании договора мены от 10.07.03 г. нежилыми помещениями, расположенными по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а" (свидетельства серии АА-17 N 015384 от 24.11.03 г., серии АА-17 N 011861 от 28.11.03 г).
Распоряжением АУМИ г. Кызыла N 959 от 31.12.03 г. с баланса МУП "Огонек" снят 1 этаж двухэтажного здания, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а" и исключен из реестра муниципальной собственности г. Кызыла.
Согласно выписке из Реестра недвижимого имущества предприятий и учреждений, отнесенных к муниципальной собственности г. Кызыла, утвержденного Кызылским городским Хуралом представителей N 42 от 13.03.04г. за МУП "Огонек" числится недвижимое имущество с балансовой стоимостью 818741,35 рублей, находящееся по адресу: г. Кызыл ул. Кочетова, 104 "а".
Истец - МУП "Огонек", полагая, что договор мены от 10.07.03 г. нарушает его права и законные интересы, обратился в суд и просит признать указанный договор мены от 10.07.03 г. недействительным и применить последствия недействительности сделки с применением двухсторонней реституции.
Согласно п. 1 ст. 295 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Статья 295 Гражданского кодекса Российской Федерации не предоставляет собственнику права изымать или иным образом распоряжаться имуществом, закрепленным за предприятием на праве хозяйственного ведения, при этом само предприятие не вправе отчуждать имущество, переданное ему на праве хозяйственного ведения, когда такое отчуждение приводит к невозможности осуществления им хозяйственной деятельности.
Статья 20 Федерального закона от 14.11.02 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" допускает возможность изъятия собственником имущества лишь у казенных предприятий, при условии, что это имущество является излишним, неиспользуемым или используем не по назначению.
Исходя из вышеизложенного, собственник имущества не наделен правом изымать имущество, находящееся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия.
Из договора мены от 10.07.03 г., заключенного между собственником - Агентством по управлению муниципальным имуществом г. Кызыла и ГУ УФПС по Республике Тыва, следует, что имущество, принадлежащее собственнику на праве муниципальной собственности согласно свидетельству о государственной регистрации серии АБ N 006115 от 27.09.00 г., находящееся по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а", передано ГУ УФПС по Республике Тыва в обмен на объект незавершенного строительства, расположенный в г. Кызыле на пересечении улиц Красных партизан и Чульдум.
Согласно передаточному акту от 10.07.03 г. нежилые помещения, находящиеся по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а", переданы ГУ УФПС по Республике Тыва.
В связи с чем, суд считает, что указанным договором мены от 10.07.03 г. собственник муниципального имущества в лице Агентства по управлению муниципальным имуществом г. Кызыла изъяло имущество, находящееся в хозяйственном ведении МУП "Огонек", что противоречит требованиям статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства о даче согласия МУП "Огонек" на отчуждение имущества, переданного ему на праве хозяйственного ведения, предусмотренного п. 3 ст. 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяемой с учетом положений статьи 235 этого же Кодекса.
Из представленных доказательств следует, что истец - МУП "Огонек" осуществляет свою деятельность исключительно в помещении, переданному ему в хозяйственное ведение, в связи с чем, осуществление предприятием уставной деятельности без этого имущества, находящегося по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а" является невозможным.
В соответствии со статьей 567 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30 Кодекса), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
В силу статьи 454 Кодекса по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Статьей 549 Кодекса предусмотрено, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.
Согласно статье 556 Кодекса передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Как следует из материалов дела и подтверждается доводами сторон, фактическая передача имущества по договору мены от 10.07.03 г. не производилась. МУП "Огонек" на момент рассмотрения иска не прекращает пользоваться имуществом в целях осуществления своей уставной, хозяйственной деятельности. ГУ УФПС не оспаривает тот факт, что передача имущества совершена документально, хотя их право на указанное имущество зарегистрировано.
Таким образом, суд считает, что договор мены от 10.07.03 г. заключен в нарушение требований статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 20 Федерального закона Российской Федерации от 14.11.02 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях", поскольку собственник имущества и учредитель лишил истца - предприятие возможности осуществлять уставную деятельность, нарушив тем самым его права и интересы, и в силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является ничтожной сделкой.
Суд приходит к выводу, что доводы третьего лица - ГУ УФПС по Республике Тыва о применении срока исковой давности по оспоримой сделке несостоятельны, поскольку в силу статьи 168 Кодекса сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. Кроме того, заявитель узнал о нарушенном праве из письма третьего лица от 11.05.06г.
Стороны в судебном заседании не оспаривают, что с момента создания в 1992 году предприятия общественного питания имущество, находящееся по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а", закреплено за предприятием для осуществления его уставной деятельности, т.е. находилось в его хозяйственном ведении и в силу требований статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.97 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Закрепление собственником имущества за истцом - МУП "Огонек" недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а", обусловлено прежде всего задачами уставной деятельности предприятия и целевым назначением имущества, предоставленного для выполнения этих задач.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании договора мены от 10.07.03 г. недействительным подлежат удовлетворению, поскольку у ответчика - КУМИ г. Кызыла отсутствовали законные основания для изъятия имущества из хозяйственного ведения предприятия, что противоречит положениям статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд удовлетворяет требования истца о применении последствий недействительности сделки и обязывает стороны договора мены от 10.07.03 г. возвратить друг другу имущество, полученное по сделке (двухсторонняя реституция), исходя из положений статей 167-168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд в порядке ч. 4 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прекращает производство по делу в части признания недействительными ненормативных правовых актов в связи с отказом от иска в этой части.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 110, 156, 167-170, 176, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Исковое заявление муниципального унитарного предприятия общественного питания "Огонек" г. Кызыла о признании недействительным договора мены от 10.07.2003 нежилого помещения и о применении последствия недействительности сделки удовлетворить полностью.
Признать договор мены от 10.07.03 г. нежилого помещения незавершенного строительства, заключенный между Агентством по управлению муниципальным имуществом Администрации г. Кызыла и Государственным учреждением Управления федеральной почтовой связи по Республике Тыва, недействительным.
Применить последствия недействительности сделки и обязать стороны договора мены от 10.07.03 г. возвратить каждой стороне имущество, полученное по сделке.
Государственному учреждению Федеральному государственному унитарному предприятию - филиалу "Почта России" возвратить Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Кызыла для передачи муниципальному унитарному предприятию общественного питания "Огонек" недвижимое имущество - двухэтажное нежилое кирпичное здание: нежилые помещения с 1 по 27 общей площадью 315 кв.м., расположенные на 1 этаже; нежилые помещения на 2 этаже N 28, с 30 по 48, 38а общей площадью 328,7 кв.м. и земельный участок общей площадью 1014,0 кв.м., на котором расположено здание, находящееся по адресу: г. Кызыл, ул. Кочетова, 104 "а".
Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Кызыла возвратить Государственному учреждению Федеральному государственному унитарному предприятию - филиалу "Почта России" объекты незавершенного строительства, расположенные в г. Кызыле на пересечении улиц Красных партизан и Чульдум, блоки N 8, N 9 и N 10, находящиеся на консервации и земельный участок общей площадью 3535,0 кв.м., на котором расположены указанные объекты незавершенного строительства.
Прекратить производство по делу в остальной части, а именно, в части признания недействительными ненормативных правовых актов в связи с отказом истца от иска.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия Общественного питания "Огонек" государственную пошлину в размере 2000 руб. в бюджет Российской Федерации.
На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месячного срока со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10 ноября 2006 г. N А69-3698/05-2 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании