Решение Арбитражного суда Республики Тыва
от 10 сентября 2007 г. N А-69-1458/04-11
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2007 года. Полный текст решения изготовлен 10 сентября 2007 года.
Открытое акционерное общество "Тывастрой" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации г. Кызыла (далее - Администрация) о признании недействительным постановления N 1610 от 08.10.2001 г.
Дело рассматривалось с участием третьего лица - Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (далее - институт).
Решением суда первой инстанции от 25 февраля 2005г. постановление от 08.10.2001г. N 1610 признано недействительным.
Постановлением апелляционной инстанции от 3 октября 2005г. решение от 25 февраля 2005г. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26.02.2006г. решение от 25.02.2005г. и постановление апелляционной инстанции от 03.10.2005г. отменены, дело направлено на новое рассмотрения.
При новом рассмотрении решением суда первой инстанции от 27 июля 2006г. в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11.12.2006г. решение от 27.07.2006г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.
Постановлением кассационной инстанции от 11.12.2006г. указано о необходимости выполнения указания, содержащиеся в постановлении от 26.02.2006г., т.е. установить соблюден ли порядок выделения институту земельного участка по постановлению от 08.10.2001г. N 1610, затрагивает ли оспариваемое постановление земельные права ОАО "Тувастрой".
Определением суда от 04.04.2007г. произведена замена стороны Администрация г. Кызыла в порядке процессуального правопреемства на Мэрию г. Кызыла.
Ответчик в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен, что подтверждается почтовым уведомлением N 91028 от 24.08.2007г. В соответствии со ст. 156 ч. 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд при наличии доказательства о надлежащем уведомлении сторон может рассмотреть спор в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заявителя полностью поддержал заявление, пояснил, что у института имеются права оперативного управления только на административное здание по адресу: г. Кызыл, ул. Интернациональная 117-а, прав владения на бомбоубежище и овощехранилище не имеется, следовательно, Администрация г. Кызыла неправомерно передала в постоянное пользование земельный участок, занимаемый этим имуществом, который принадлежит Обществу.
Представитель третьего лица возражает против заявленных требований, считает оспариваемый акт законным и просит суд отказать в удовлетворении заявления.
Заслушав представителей участвующих лиц, изучив материалы дела, суд установил.
Постановлением Администрации г. Кызыла от 08.10.2001г. N 1610 отменено постановление от 26.06.2001г. N 1151 и закреплен в постоянное пользование за институтом земельный участок площадью 4751,13 кв.м. под научно-лабораторный корпус и бомбоубежище по ул. Интернациональная, 117 а, в результате этого площадь земельного участка института увеличилась до 4751,3 кв.м.
На основании указанного постановления Администрации, Земельным комитетом г. Кызыла произведен отвод и внесены соответствующие сведения в земельный кадастр Республики Тыва.
Заявитель не согласен с данным постановлением Администрации г. Кызыла, так как этот ненормативный акт нарушает его имущественные права на земельный участок, в связи с чем, просит признать его в судебном порядке недействительным.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Исходя из положений указанной статьи и статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предмет доказывания о признании недействительным постановления Администрации г. Кызыла от 08.10.2001г. входит установление наличия одновременно двух условий: несоответствие обжалуемого постановления закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) юридические лица, за исключением лиц, указанных в пункте 1 статьи 20 названного Кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести земельные участки в собственность.
Заявитель является акционерным обществом и не относится к лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса.
Постановлением председателя администрации г. Кызыла от 04.05.2001г. N 670 (л.162 т.2) зарегистрированы учредительные документы Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения академии наук.
Согласно уставу институт создан постановлением Президиума РАН N 96 от 25.04.1995г. на основании постановления Президиума Сибирского отделения РАН N 254 от 26.10.1994г. в результате реорганизации Тувинского комплексного отдела Сибирского отделения РАН.
Постановлением Правительства Республики Тыва N 182 от 17.11.1992г. (л. 10 т.1) передано административное здание Территориально-строительного объединения "Тувастрой" на баланс Тувинского комплексного отдела СО РАН.
Согласно акту приема-передачи от 15.07.1993г. (л.168 т.2) во исполнение постановления Правительства Республики Тыва N 182 от 17.11.1992г. Тувинскому комплексному отделу СО РАН в оперативное управление передано административное здание территориально-строительного объединения "Тувастрой".
Статьей 37 Земельного кодекса РСФСР 1991 года при переходе права собственности на строение вместе с объектом недвижимости переходит право пользования той частью земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Поскольку весь земельный участок площадью 3848 кв.м., на котором расположено здание, принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования Тувинскому комплексному отделу Сибирского отделения академии наук, что подтверждается свидетельством N 421 от 29.09.1993г. (л. 14 т.1), право постоянного (бессрочного) пользования, возникшее до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 3 статьи 20 названного Кодекса сохраняется.
Вводный закон установил переходный период (до 1 января 2006 года), в течение которого юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования.
При этом статья 3 Вводного закона предусматривает две возможности - приобретение соответствующего земельного участка в собственность либо оформление права аренды на земельный участок.
В силу пункта 9 статьи 3 Вводного закона свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования, выданное еще в 1992 году, сохраняет силу правоустанавливающего документа. То есть право Тувинского комплексного отдела Сибирского отделения академии наук (в последствии Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов Сибирского отделения академии наук) иметь в постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок надлежащим образом подтверждено, и институт в добровольном порядке от этого права не отказался.
Вместе с тем согласно статьям 216 и 268 ГК РФ право постоянного (бессрочного) пользования относится к категории вещных прав на землю. Согласно пункту 3 статьи 5 Земельного кодекса РФ в содержание правомочий постоянного (бессрочного) пользования входит и владение земельным участком, то есть физическое господство лица над вещью (в данном случае - над земельным участком). Поэтому лишение лица права постоянного (бессрочного) пользования обязательно сопровождается лишением права владения земельным участком и, следовательно, может быть осуществлено только в рамках процедуры, составным элементом которой является изъятие земельного участка.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ земельные участки относятся к недвижимому имуществу. Согласно статье 131 ГК РФ право собственности на землю (как и на другие объекты недвижимости), а также возникновение, переход и прекращение этого права подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Порядок регистрации прав на недвижимое имущество установлен Федеральным законом N 122-ФЗ от 21 июля 1997 года "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (с последующими изменениями).
Часть 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним заявителю от прежнего правообладателя в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения;
- иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для осуществляемой по установленным настоящим пунктом основаниям государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, является план данного объекта недвижимого имущества.
Заявителем в обоснование принадлежности здания овощехранилища, бомбоубежища и земельного участка представлен приказ ТСО "Тувастрой" N 8 от 30.12.1998г. (л.22 т.1) об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию производственной базы "Тувастрой", распоряжение государственного комитета РТ по управлению госимуществом N 235 от 29.12.1992г. о преобразовании ГТС АКО "Тувастрой", распоряжение N 36-р от 22.02.1994г. о структуре подразделений АО "Тувастрой", свидетельство, выданное малому предприятию "Услуги" АО "Тувастрой" о праве бессрочного пользования земельным участком 11637,0 кв.м. N 196 от 03.06.1993г. (лл.33-37 т.1), акт приема-передачи основных средств от 30.06.1999г. о передаче от ДАО "Услуги" бомбоубежища ОАО "Тувастрой", из которых невозможно определить право владения заявителем зданиями овощехранилища, бомбоубежища и земельного участка, поскольку не указаны местоположение нахождения объектов недвижимости и другие индивидуальные характеристики недвижимого имущества.
Также из представленного ответа на запрос ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Республике Тыва от 07.06.2003г. N 18/03-1-1081 (л. 187 т. 2), от 23.07.2007г. N 141 усматривается, что ФГУ "Земельная кадастровая палата" по РТ не может дать сведения на земельный участок, находящийся по адресу ул. Интернациональная, 117 а, принадлежащий ОАО "Тувастрой" из-за отсутствия информации на данный участок, а земельный участок под кадастровым номером 17:18:0105 051:0011, находящийся по указанному адресу закреплен за Тувинским институтом комплексного освоения природных ресурсов СО РАН.
Заявителем не представлены доказательства подтверждающие права ОАО "Тувастрой" на объекты недвижимости, т.е. здание бомбоубежища, овощехранилища и земельного участка по адресу г. Кызыл, ул. Интернациональная - 117а.
При таких обстоятельствах, суд не может рассматривать вопрос о неправомерности изъятия земельного участка, поскольку заявителем не представлены доказательства его права на указанные объекты недвижимости и земельный участок.
Также заявителем не доказано нарушение каких конкретно прав и законных интересов в сфере предпринимательской и экономической деятельности были нарушены Администрацией (мэрией г. Кызыла) при вынесении оспариваемого постановления.
В силу п.1 ст. 71 Закона Российской Федерации от 06.07.1991г. N 1550-1 "О местном самоуправлении в РФ" к полномочиям городской администрации отнесены предоставление в установленном порядке на основании генерального плана города и проектов планировки и застройки в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передача в собственность и в аренду, изъятие земельных участков в пределах городской черты, а также других земель, переданных в ведение города, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Подпунктами 9, 11 пункта 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено наличие земель в составе территории муниципального образования в качестве территориальных основ местного самоуправления.
Таким образом, Администрация была вправе издать постановление о предоставлении спорного земельного участка, при этом порядок предоставления со стороны ответчика нарушен не был.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый акт был принят полномочным органом, в соответствии с законодательством, заявителем не доказано нарушение оспариваемым актом его законных прав и интересов, в связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 167-168, 171, 176 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд решил:
Отказать в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Тувастрой" о признании недействительным постановления Администрации г. Кызыла N 1610 от 08.10.2001г.
На решение может быть подана апелляционная жалоба не позднее месяца со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 10 сентября 2007 г. N А-69-1458/04-11 (извлечение)
Текст решения предоставлен Арбитражным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в соответствии с орфографией и пунктуацией источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании.