Решение Верховного суда Республики Тыва
от 15 июня 2001 г. N БН6
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Тыва установил:
Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению положения Закона Республики Тыва от 31 декабря 1996 года N 697 "О государственных символах Республики Тыва" указывая следующее.
В соответствии с преамбулой Закона Республики Тыва "О государственных символах Республики Тыва" - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн Республики Тыва отражают её суверенитет. Данное положение закона Республики Тыва противоречит федеральному законодательству Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю её территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя (статья 4, часть 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является её многонациональный народ (статья 3, часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула).
Суверенитет, предполагающий по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий её конституционно-правовой статус.
Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, то есть не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации.
По смыслу преамбулы, статей 3, 4, 5, 15 (часть 1), 65 (часть 1), 66 и 71 (пункт "б") Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса государства, а потому не вправе наделять себя свойствами суверенного государства.
Таким образом, Республика Тыва не обладает суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом, в связи с чем государственные символы Республики Тыва также не могут отражать её суверенитет.
Положения статьи 2 Закона Республики Тыва "О государственных символах Республики Тыва", устанавливающие, что Государственный флаг Республики Тыва, Государственный герб Республики Тыва изготавливаются предприятиями, имеющими соответствующее разрешение (лицензию) противоречат федеральному законодательству по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, только на основании специального разрешения (лицензии), ограничения в правах юридических лиц осуществляется лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Согласно статьи 3 Гражданского кодекса РФ под законами подразумеваются федеральные законы.
Оспариваемыми положениями статьи 2 Закона Республики Тыва нарушается установленный Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" принцип осуществления лицензирования - утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единый порядок лицензирования на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" в целях обеспечения в соответствии с Конституцией Российской Федерации правовых основ единого рынка, Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации в соответствий с их полномочиями осуществляют определение работ и услуг по видам деятельности, необходимость осуществления лицензирования которых установлена настоящим Федеральным законом и вступившими в силу до момента вступления в силу настоящего закона иными федеральными законами в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство относится к ведению Российской Федерации.
Отсюда законом субъекта Российской Федерации не могут быть установлены лицензируемые виды деятельности, так как их перечень устанавливается лишь федеральным законодательством.
На основании изложенного, первый заместитель прокурора Республики Тыва просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положения преамбулы Закона Республики Тыва "О государственных символах Республики Тыва" о том, что государственные символы Республики Тыва - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн Республики Тыва отражают её суверенитет, а также положения статьи 2 о том, что Государственный флаг Республики Тыва, Государственный герб Республики Тыва изготавливаются предприятиями, имеющими соответствующее разрешение (лицензию).
В судебном заседании представитель первого заместителя прокурора Республики Тыва по доверенности Кочергина Е.Ю. поддержала заявленное требование.
Представитель Президента Республики Тыва Монгуш Ш.Ч, действующий по доверенности с правом признания иска, в судебном заседании участие не принимал, указал в письменном заявлении о рассмотрении дела без его участия и о согласии с заявленными требованиями.
Представитель Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва Рязанов А.И, действующий по доверенности с правом признания иска, в письменном заявлении просил рассмотреть дело без его участия и заявил о согласии с заявленными требованиями.
Выслушав представителя первого заместителя прокурора Республики Тыва Кочергиной Е.Ю., изучив материалы дела и заявления представителей Президента Республики Тыва и Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва о согласии с заявленными требованиями, суд считает заявление подлежащим удовлетворению.
Согласно части 5 статьи 165 ГПК РСФСР, при признании ответчиком иска и принятии его судом выносится решение об удовлетворении заявленных требований.
Суд считает возможным применить положения ст. 165 ГПК РСФСР, поскольку представители Президента Республики Тыва и Верховного Хурала (Парламента) Республики Тыва признали заявленные первым заместителем прокурора Республики Тыва требования, о чем указали в письменных заявлениях.
В силу части 4 статьи 197 ГПК РСФСР, в случае признания требований ответчиком в мотивировочной части решения может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 191, 197 и 239-7 ГПК РСФСР, суд решил:
Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, не действующими и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу положение преамбулы Закона Республики Тыва "О государственных символах Республики Тыва" в части того, что государственные символы Республики Тыва - Государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн Республики Тыва отражают её суверенитет, а также положение статьи 2 Закона Республики Тыва "О государственных символах Республики Тыва" о том, что государственный флаг Республики Тыва, Государственный герб Республики Тыва изготавливаются предприятиями, имеющими соответствующее разрешение (лицензию).
Опубликовать сообщение о принятом решении в средствах массовой информации, в которых был опубликован Закон Республики Тыва "О государственных символах Республики Тыва", в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Верховный Суд Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Тыва от 15 июня 2001 г. N БН6 (извлечение)
Текст решения предоставлен Верховным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в соответствии с орфографией и пунктуацией источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании