Постановление Правительства Республики Тыва
от 20 августа 2009 г. N 405
"Об утверждении республиканской целевой программы
"Энергосбережение и внедрение альтернативных источников энергии
в Республике Тыва" на 2009 год"
17 декабря 2009 г.
Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Энергосбережение и внедрение альтернативных источников энергии в Республике Тыва" на 2009 год (далее - Программа).
2. Министерству экономики Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва включить Программу в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет республиканского бюджета Республики Тыва на 2009 год.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и энергетики Республики Тыва.
Председатель Правительства |
Ш. Кара-оол |
Республиканская целевая программа
"Энергосбережение и внедрение альтернативных источников энергии
в Республике Тыва" на 2009 год
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва
от 20 августа 2009 г. N 405)
17 декабря 2009 г.
г.Кызыл
2009 г.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 17 декабря 2009 г. N 625 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
республиканской целевой программы "Энергосбережение
и внедрение альтернативных источников энергии в Республике Тыва"
на 2009 год
I. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
Сдерживающим фактором социально-экономического развития Республики Тыва является дефицит электрической энергии.
Впервые за последние годы проблемы топливно-энергетического комплекса были обозначены в Послании Председателя Правительства Республики Тыва к Великому Хуралу Республики Тыва в 2007 году, в котором была поставлена первоочередная задача развития энергосистемы Республики Тыва, а также повышения конкурентоспособности промышленных предприятий.
Единственным гарантирующим поставщиком электроэнергии с оптового рынка является ОАО "Тываэнергосбыт".
Сетевым предприятием, обеспечивающим устойчивое и бесперебойное снабжение электроэнергией населения, промышленных и сельскохозяйственных потребителей, а также объектов жизнеобеспечения на всей территории Республики Тыва, является ОАО "Тываэнерго".
Генерирующие источники на территории республики находятся в ОАО "Кызылская ТЭЦ" и на дизельных электростанциях, расположенных в шести труднодоступных районах республики (Пий-Хемский, Монгун-Тайгинский, Каа-Хемский, Тоджинский, Тере-Хольский, Эрзинский).
Единственным источником генерации в энергосистеме республики является ОАО "Кызылская ТЭЦ" с установленной электрической мощностью 17 МВт. За 2008 год электростанцией выработано 44,6 млн.кВт.ч. электроэнергии. Суммарная установленная мощность дизельных электростанций составляет 3,93 МВт, суммарная среднегодовая выработка электроэнергии - 9,6 млн.кВт.ч.
Электроснабжение обеспечивается старыми электростанциями, отработавшими свой моторесурс. Моральный и физический износ оборудования составляет более 80 процентов, в связи с чем увеличиваются эксплуатационные расходы, снижается качество выработанной электроэнергии, что приводит к вынужденному ограничению нагрузки потребителей.
В условиях рыночных отношений и финансового дефицита для данных кожуунов трудности возникают с завозом дизельного топлива.
На возмещение убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на электроэнергию, вырабатываемую муниципальными дизельными электростанциями, в 2008 году выделены субсидии в сумме 111185,88 тыс. рублей, в том числе Монгун-Тайгинскому кожууну - 38219,88 тыс. рублей, Пий-Хемскому - 1073,0, Тоджинскому - 62167,0, Эрзинскому - 1279,0, Тере-Хольскому - 7778,0, Каа-Хемскому кожууну - 669 тыс. рублей.
На 2009 год на возмещение убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на электроэнергию, вырабатываемую муниципальными дизельными электростанциями, предусмотрены субсидии в размере 121573 тыс. рублей.
Более 30 процентов территории Республики Тыва находится в зоне децентрализованного энергоснабжения, где население постоянно проживает на чабанских стоянках. Это создает предпосылки к поиску собственного энергоисточника для данной категории жителей республики.
Программа энергосбережения и внедрения альтернативных источников энергии в Республике Тыва на 2009 год предусматривает мероприятия, направленные на применение альтернативных источников энергии путем внедрения опытных образцов (солнечных батарей и гидроэлектростанций малой мощности) с привлечением проектных и научных институтов.
Одним из основных мероприятий, предусмотренных Программой, является установка энергосберегающих светодиодных светильников уличного освещения.
В целях повышения энергетической безопасности особо значимого объекта исполнительной власти и для увеличения категорийности здания Дома Правительства Республики Тыва Программой предусмотрено приобретение дизельной электростанции.
Прогноз показывает, что без дополнительного ввода новых автономных источников электроэнергии, проведения политики энергосбережения и повышения эффективности использования существующих энергетических ресурсов в перспективе возникнет острый дефицит электрической мощности, что является угрозой для энергетической безопасности республики.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 17 декабря 2009 г. N 625 в раздел II настоящей Программы внесены изменения
II. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы
Под энергосбережением понимается реализация систем правовых, организационных, научно-исследовательских, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии.
Резервы снижения энергопотребления имеются во многих отраслях промышленности. Низкая эффективность использования топливно-энергетических ресурсов не позволяет повысить уровень жизни населения и улучшить условия труда. Нерациональное энергопотребление приводит к росту вредных выбросов в окружающую среду.
В республике практически отсутствует система стимулирования энергосберегающей деятельности. За редкими исключениями, не применяются меры материального стимулирования за результаты, достигнутые в сфере энергосбережения.
Основными целями политики энергосбережения являются повышение эффективности использования энергетических ресурсов, применение альтернативных источников энергии путем внедрения опытных образцов.
Достижение основных целей осуществляется путем выработки и реализации управляющих воздействий в разных направлениях деятельности органов управления, таких как экономика, промышленное производство, наука и техника, социальная и экологическая сферы.
Общие цели по каждому из этих направлений формулируются следующим образом:
В экономической сфере - внедрение комплекса энергоэффективных мероприятий для расширения практики применения энергосберегающих технологий.
В производственной сфере - осуществление метрологического контроля и статистического наблюдения за расходом энергоресурсов при установке спецтехники для учета и регулирования.
В социальной сфере - повышение уровня жизни населения.
В экологической сфере - улучшение экологической обстановки в республике за счет снижения выбросов загрязняющих веществ, образующихся при сжигании топлива.
Достижение целевых установок осуществляется путем реализации следующих программных мероприятий:
- установка солнечных батарей (как пример для последующего использования на других объектах);
- установка спецтехники для учета и регулирования тепловой и электрической энергии;
- технико-экономическое обоснование инвестиций;
- установка дизельных электростанций, установка трансформаторных подстанций.
Срок реализации Программы - 2009 год.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 17 декабря 2009 г. N 625 раздел III настоящей Программы изложен в новой редакции
III. Система программных мероприятий
1. Установка солнечных батарей (как пример для последующего использования на других объектах):
- приобретение и монтаж автономного источника питания на солнечной батарее для освещения одной из улиц г. Кызыла с использованием уличных светодиодных светильников.
2. Установка спецтехники для учета и регулирования тепловой и электрической энергии:
- приобретение и установка частотно-регулируемого привода на насосных установках центральных тепловых пунктов г. Кызыла;
- приобретение и установка прибора учета тепловой энергии на ГУП "Чаа-Хольтепло";
- приобретение и установка прибора учета тепловой энергии на отходящем трубопроводе ТЭС г. Ак-Довурака в п. Строителей;
- приобретение и установка частотно-регулируемого привода на насосных станциях котельной г. Шагонара;
- приобретение и установка устройства плавного пуска на дымосос ТЭС г. Ак-Довурака;
- установка и замена головных приборов учета электроэнергии на сертифицированные (микропроцессорные и функциональные) на дизельных электростанциях, расположенных в труднодоступных кожуунах республики и на объектах энергетики республики;
- приобретение светодиодных энергосберегающих светильников уличного освещения, г. Кызыл.
3. Технико-экономическое обоснование инвестиций целесообразности восстановления, модернизации и дальнейшей эксплуатации малой ГЭС в с. Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского кожууна.
4. Установка дизельных электростанций:
- приобретение ДЭС для обеспечения резервного электроснабжения здания Дома Правительства Республики Тыва;
- приобретение ДЭС для обеспечения резервного электроснабжения МУЗ "Родильный дом N 1".
5. Установка трансформаторных подстанций:
- приобретение трансформаторных подстанций.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 17 декабря 2009 г. N 625 раздел IV настоящей Программы изложен в новой редакции
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем финансирования программы составляет 8710 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета 7500 тыс. рублей, муниципального бюджета - 1210 тыс. рублей.
1. Установка солнечных батарей (как пример для последующего использования на других объектах):
- приобретение и монтаж автономного источника питания на солнечной батарее для освещения одной из улиц г. Кызыла с использованием уличных светодиодных светильников - 858 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета, 1210 тыс. рублей - за счет муниципального бюджета.
2. Установка спецтехники для учета и регулирования тепловой и электрической энергии:
- приобретение и установка частотно-регулируемого привода на насосных установках центральных тепловых пунктов г. Кызыла - 875,6 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета;
- приобретение и установка прибора учета тепловой энергии на ГУП "Чаа-Хольтепло" - 338 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета;
- приобретение и установка прибора учета тепловой энергии на отходящем трубопроводе ТЭС г. Ак-Довурака в п. Строителей - 500 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета;
- приобретение и установка частотно-регулируемого привода на насосных станциях котельной г. Шагонара - 500 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета;
- приобретение и установка устройства плавного пуска на дымосос ТЭС г. Ак-Довурака - 500 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета;
- установка и замена головных приборов учета электроэнергии на сертифицированные (микропроцессорные и функциональные) на дизельных электростанциях, расположенных в труднодоступных кожуунах республики и на объектах энергетики республики, - 500 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета;
- приобретение светодиодных энергосберегающих светильников уличного освещения, г. Кызыл - 400 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета.
3. Технико-экономическое обоснование инвестиций целесообразности восстановления, модернизации и дальнейшей эксплуатации малой ГЭС в с. Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского кожууна - 500 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета.
4. Установка дизельных электростанций:
- приобретение ДЭС для обеспечения резервного электроснабжения здания Дома Правительства Республики Тыва - 1500 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета;
- приобретение ДЭС для обеспечения резервного электроснабжения МУЗ "Родильный дом N 1" - 428,4 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета.
5. Установка трансформаторных подстанций:
- приобретение трансформаторных подстанций - 500 тыс. рублей.
Главным распорядителем средств программных мероприятий является Министерство промышленности и энергетики Республики Тыва.
V. Механизм реализации Программы
Заказчик Программы - Министерство промышленности и энергетики Республики Тыва. Участники реализации Программы ежеквартально представляют государственному заказчику, а заказчик - в Министерство экономики Республики Тыва информацию о ходе реализации Программы. Ежеквартально заказчик представляет в Министерство финансов Республики Тыва отчет об использовании бюджетных средств на программные мероприятия.
Исполнитель мероприятий Программы определяется государственным заказчиком Программы на конкурсной основе.
Исполнение работ и услуг, подлежащих финансированию, определяется по результатам проведения конкурсов и аукционов. К участию в конкурсах и аукционах по отбору исполнителей программных мероприятий допускаются юридические и физические лица, производственные предприятия, представители малого бизнеса и иные хозяйствующие субъекты Республики Тыва и Российской Федерации. С победителями конкурсов и аукционов заключаются государственные контракты на выполнение работ и услуг.
Механизмы привлечения и использования бюджетных финансовых средств определяются соответствующими соглашениями, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Тыва.
Финансирование Программы будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных в Законе Республики Тыва "О республиканском бюджете Республики Тыва на 2009 год".
VI. Оценка социально-экономической эффективности
и экологических последствий от реализации Программы
1. Установка солнечных батарей (как пример для последующего использования на других объектах):
- абзац второй исключен;
См. текст абзаца второго раздела VI
- приобретение и монтаж автономного источника питания на солнечной батарее для освещения одной из улиц г. Кызыла с использованием уличных светодиодных светильников с годовой выработкой электроэнергии в количестве 79,6 тыс.кВт.ч.
Ежемесячные затраты на обслуживание сетей уличного освещения в г.Кызыле (замена ламп, щитков освещения и арматуры освещения, ремонт светильников, замена светильников) составляют 376,08 тыс. рублей, на оплату электроэнергии - 270 тыс. рублей. В среднем за год затраты составляют 16,8 млн. рублей, в том числе на текущее содержание - 5,6 млн. рублей, капитальный ремонт - 8 млн. рублей, оплату за потребленную электроэнергию - 3,2 млн. рублей. Затраты на аналогичное обслуживание одной улицы протяженностью 250 метров составят 104,286 тыс. рублей. Ежегодная экономия бюджетных средств 49,381 тыс. рублей. В автономной системе отсутствует необходимость прокладки систем электропередачи, не требуется замена запасных частей, отсутствуют перегораемые элементы, увеличивается безопасность на дорогах и сокращается количество дорожно-транспортных происшествий. Установка светодиодных светильников позволит сократить потребление электроэнергии за год 62,4 тыс. кВт.ч. и бюджетные средства - на 142,503 тыс. рублей. Срок окупаемости - 3,3 года;
- абзац пятый исключен.
См. текст абзаца пятого раздела VI
2. Установка спецтехники для учета и регулирования тепловой и электрической энергии:
- приобретение и установка частотно-регулируемого привода на насосных установках центральных тепловых пунктов г. Кызыла.
Крупным поставщиком тепловой энергии в республике является ОАО "Кызылская ТЭЦ". Присоединенная нагрузка по городу составляет около 310 Гкал/час. Поскольку при постройке городских тепловых сетей не был учтен факт развития индустрии, а также ОАО "Кызылская ТЭЦ" по истечении времени не велись периодические инженерные работы по проектированию надежного теплоснабжения, то к 2009 году в г. Кызыле создалась ситуация резкой нехватки тепловой энергии.
Все большую популярность приобретают преобразователи частоты на насосных установках центрального теплового пункта, которые могут управлять подачей насосных установок, настраивая работу электропривода в зависимости от реального водопотребления.
Установка преобразователя на одном ЦТП г. Кызыла приведет к экономии водопотребления в среднем на 5 процентов за счет оптимизации давления в сетях, к снижению потребления электроэнергии в среднем на 30 процентов. Работа одного электродвигателя мощностью до 18 кВт приведет к ежемесячной экономии до 10-12 тыс. рублей, то есть срок окупаемости в среднем составит не более 6-8 месяцев;
- приобретение и установка прибора учета тепловой энергии, ГУП "Чаа-Хольтепло".
В перечне измерительных устройств, позволяющих получать количественную оценку выработанной и израсходованной энергии на различных этапах ее преобразования и транспортировки от источника до потребителя, важнейшими являются счетчики. ГУП "Чаа-Хольтепло" за 2008 год выработано 6,0 тыс. Гкал тепловой энергии на сумму 4993 тыс. рублей с экономией 1,5 процента. С тарифом на 2009 год 1215,6 руб. и со стоимостью оборудования 338 тыс. рублей срок окупаемости составит один месяц. Установка прибора учета приведет к уменьшению потерь тепловой энергии на ГУП "Чаа-Хольтепло" на 10 процентов.
3. Технико-экономическое обоснование инвестиций целесообразности восстановления, модернизации и дальнейшей эксплуатации малой ГЭС в с. Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского кожууна.
Электроснабжение Монгун-Тайгинского кожууна осуществляется дизельными электростанциями в сс. Кызыл-Хая и Мугур-Аксы. На 2009 год на возмещение убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями, предусмотрены средства в размере 46304 тыс. рублей, в том числе с. Кызыл-Хая 10992 тыс. рублей.
Осуществление данного проекта приведет к годовой выработке электроэнергии 360 тыс. кВт.ч. при установленной мощности 165 кВт, дополнительным рабочим местам, обеспечивающим занятость около 10 человек на период строительства и 3 человек на период эксплуатации, так же# к ежегодным поступлениям в бюджет Республики Тыва в виде налогов и отчислений в размере 50 тыс. рублей. Ввод дополнительной мощности в кожууне обеспечит бесперебойное электроснабжение объектов социальной сферы, улучшение коммунально-бытовых условий для жителей и сокращение вредных выбросов в окружающую среду.
4. Установка дизельной электростанции в здании Правительства Республики Тыва создаст условия для аварийного электроснабжения здания Дома Правительства Республики Тыва.
Реализация намеченных программных мероприятий обеспечит устойчивое электроснабжение удаленных поселений, освободив их от сырьевой зависимости, нестабильных цен на топливо и высоких затрат, создание новых рабочих мест и привлечение доходов, в том числе от сбора налогов, тем самым будет способствовать росту местной экономики. За счет снижения выбросов загрязняющих веществ, образующихся при сжигании топлива, улучшится экологическая обстановка в республике.
В отличие от органического ископаемого топлива, запасы которого ограничены, нетрадиционные возобновляемые источники энергии неисчерпаемы и легкодоступны, а их использование не приведет к истощению природных ресурсов и позволит сохранить запасы органического топлива для будущих поколений, удовлетворить рост спроса на энергию, вызванный активным промышленным развитием региона.
В сравнении с ископаемым топливом, использование которого сопровождается выбросами в атмосферу и гидросферу, способствует изменению климата и хроническому загрязнению морских экосистем, нетрадиционные возобновляемые источники энергии не связаны с выбросами СО2 и их использование не сопровождается вышеперечисленными рисками.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 17 декабря 2009 г. N 625 раздел VI настоящей Программы дополнен пунктом 5
5. Приобретение ДЭС для обеспечения резервного электроснабжения МУЗ "Родильный дом N 1", что повысит энергетическую безопасность и увеличит категорийность социального учреждения республики.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 17 декабря 2009 г. N 625 раздел VI настоящей Программы дополнен пунктом 6
6. Приобретение трансформаторных подстанций.
Постановлением Правительства Республики Тыва от 17 декабря 2009 г. N 625 мероприятия настоящей Программы изложены в новой редакции
Мероприятия
по энергосбережению и внедрению альтернативных источников энергии
в Республике Тыва на 2009 год
Мероприятия |
Источники финансирования по Программе |
||
всего |
республикан- ский бюджет |
муниципаль- ный бюджет |
|
Всего по Программе |
8710 |
7500 |
1210 |
1. Установка солнечных батарей (как пример для последующего использования на других объектах) |
2068 |
858 |
1210 |
приобретение и монтаж автономного источника пи- тания на солнечной батарее для освещения одной из улиц г. Кызыла с использованием уличных светоди- одных светильников |
2068 |
858 |
1210 |
2. Установка спецтехники для учета и регулирова- ния тепловой и электрической энергии |
3713,6 |
3713,6 |
|
приобретение и установка частотно-регулируемого привода на насосных установках центральных тепло- вых пунктов г. Кызыла |
875,6 |
875,6 |
|
приобретение и установка прибора учета тепловой энергии, ГУП "Чаа-Хольтепло" |
338 |
338 |
|
приобретение и установка прибора учета тепловой энергии на отходящем трубопроводе ТЭС г. Ак- Довурака в п. Строителей |
500 |
500 |
|
приобретение и установка частотно-регулируемого привода на насосных станциях котельной г. Шагонара |
500 |
500 |
|
приобретение и установка устройства плавного пуска на дымосос ТЭС г. Ак-Довурака |
500 |
500 |
|
установка и замена головных приборов учета элек- троэнергии на сертифицированные (микропроцессор- ные и функциональные) на дизельных электростан- циях, расположенных в труднодоступных кожуунах республики и объектах энергетики республики |
500 |
500 |
|
приобретение светодиодных энергосберегающих све- тильников уличного освещения, г. Кызыл |
500 |
500 |
|
3. Технико-экономическое обоснование инвести- ций |
500 |
500 |
|
обоснование инвестиций целесообразности восста- новления, модернизации и дальнейшей эксплуатации малой ГЭС в с. Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского ко- жууна |
500 |
500 |
|
4. Установка дизельных электростанций |
1928,4 |
1928,4 |
|
приобретение ДЭС для обеспечения резервного элек- троснабжения здания Дома Правительства Республи- ки Тыва |
1500 |
1500 |
|
приобретение ДЭС для обеспечения резервного элек- троснабжения МУЗ "Родильный дом N 1 " |
428,4 |
428,4 |
|
5. Установка трансформаторных подстанций |
500 |
500 |
|
приобретение трансформаторных подстанций |
500 |
500 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 20 августа 2009 г. N 405 "Об утверждении республиканской целевой программы "Энергосбережение и внедрение альтернативных источников энергии в Республике Тыва" на 2009 год"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Тыва от 17 декабря 2009 г. N 625