В соответствии со статьей 13 Закона Республики Тыва "О бюджетном процессе в Республике Тыва" Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Одобрить Бюджетное послание Председателя Правительства Республики Тыва Великому Хуралу Республики Тыва "О бюджетной политике в 2008-2010 годах" (прилагается).
2. Направить Бюджетное послание Председателя Правительства Республики Тыва Великому Хуралу Республики Тыва "О бюджетной политике в 2008-2010 годах" в Великий Хурал Республики Тыва.
Председатель Правительства |
Ш. Кара-оол |
Бюджетное послание
Председателя Правительства Республики Тыва
Великому Хуралу (Парламенту) Республики Тыва
"О бюджетной политике в 2008-2010 годах"
Настоящее Бюджетное послание содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики на 2008-2010 годы, определяет основные параметры работы над бюджетом 2008 года и среднесрочным финансовым планом на 2008-2010 годы. Задача бюджетной политики - способствовать последовательному повышению качества жизни граждан.
В данном Послании рассматриваются следующие вопросы:
- итоги бюджетной политики в 2000-2006 годах;
- основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы;
- основные направления налоговой политики;
- основные приоритеты бюджетных расходов;
- совершенствование межбюджетных отношений.
Каковы итоги бюджетной политики республики в 2000-2006 годах? Если кратко, то я бы охарактеризовал их так: есть достижения, но есть и недостатки. Что имеется в виду?
С 2000 года формирование и исполнение бюджетов бюджетной системы Республики Тыва осуществляется по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам, а с 2006 года - и в соответствии с Законом Республики Тыва "О бюджетном процессе в Республике Тыва".
За 2000-2006 годы объем консолидированного бюджета республики увеличился в 4,5 раза, объем собственных доходов - в 6,9 раза. Государственный долг республики перед федеральным бюджетом уменьшился на 90 процентов и на 1 января 2007 года составляет 118,3 млн. рублей.
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" способствовал принятию мер по сокращению масштабов уклонения от уплаты налогов и пошлин, росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Доходы консолидированного бюджета республики за 2006 год составили 1605,6 млн. рублей.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней через Управление Федерального казначейства по Республике Тыва позволило усилить контроль за целевым использованием бюджетных средств.
В 2006 году в связи с реализацией Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" особенностью бюджетного процесса стало формирование трехуровневого бюджета республики. Были сформированы и исполнены три уровня самостоятельных бюджетов: республиканский, муниципальных районов, городских округов и поселений.
Начата работа по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, и практическому применению современных методов финансового менеджмента. Составлены первые реестры расходных обязательств бюджета Республики Тыва, позволяющие более четко определить состав и объемы действующих обязательств.
Вместе с тем, на повестке дня остается решение ряда существенных проблем управления общественными финансами.
Следует в кратчайшие сроки привести в соответствие с новым бюджетным законодательством Закон Республики Тыва "О бюджетном процессе Республики Тыва".
Серьезную озабоченность вызывает несбалансированность бюджета республики. Необходимо найти пути решения этой проблемы, в первую очередь за счет увеличения налоговых поступлений и оптимизации расходов бюджета, а также научиться жить по средствам.
Главные распорядители бюджетных средств имеют недостаточную самостоятельность, а значит, и ответственность при формировании и исполнении бюджетов, что снижает эффективность и результативность бюджетных расходов.
Нет должного финансового контроля за эффективным использованием бюджетных средств и качественного финансового менеджмента. Результаты контроля практически не используются при формировании будущих бюджетов и принятии управленческих решений.
Не удается обеспечить равномерность исполнения республиканского бюджета. Поступление большей части доходов бюджета прогнозируется на вторую половину года, что создает условия для неэффективного использования средств, в том числе в обход конкурсного порядка осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд.
Что касается межбюджетных отношений, то пока не найден оптимальный баланс между объективно необходимым выравниванием бюджетной обеспеченности и созданием стимулов для развития экономического и налогового потенциала муниципалитетов, снижения уровня их дотационности, повышения ответственности за принимаемые на местах финансовые решения.
Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы определены исходя из Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2008-2010 годы, основных направлений деятельности Правительства Республики Тыва. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации говорится: "Бюджетная стратегия на среднесрочную перспективу должна быть ориентирована на содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов".
Исходя из этого, принципы нашей бюджетной политики должны быть направлены на решение следующих основных задач.
Первое. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. Необходимо эффективно использовать имеющиеся средства, оптимизировать расходы бюджета, вкладывать средства в те проекты, от которых можно получить максимальную отдачу.
Второе. Переход к долгосрочному бюджетному планированию. Возможность этого появилась в связи с формированием и утверждением федерального бюджета на 3-летний период. Теперь у нас есть возможность перейти на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений. Основным документом, регламентирующим взаимоотношения между государственным заказчиком и подрядчиком, должен стать контракт, заключаемый на весь период реализации инвестиционного проекта, в котором четко зафиксированы обязательства подрядчика по сдаче объекта в эксплуатацию и обязательства государства по финансированию. Проводимые при проектировании объекта государственных капитальных вложений сметные расчеты должны основываться на реальной оценке стоимости необходимых работ, оборудования и материалов, с учетом цен соответствующих лет. При этом смета должна рассматриваться исключительно как составная часть конкурсной документации при проведении подрядных торгов, а в дальнейшем подрядчик должен обладать свободой выбора наиболее эффективных и экономичных способов реализации проекта.
Третье. В основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих расходных обязательств. Необходим взвешенный и осторожный подход к их увеличению с учетом имеющихся ресурсов. Новые бюджетные программы и законодательные инициативы могут приниматься только при наличии их финансового обеспечения, только при наличии необходимых средств.
Четвертое. Проведение анализа эффективности всех расходов бюджета. Необходимо внедрить в практику нашей работы современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики. Необходимо соизмерять с этими целями достигнутые результаты. Обязательно информировать общественность, граждан о планируемых и достигнутых целях бюджетной политики и результатах использования бюджетных средств, в том числе об оценке эффективности бюджетных расходов. Задача бюджетной политики - это последовательное повышение качества жизни населения.
Пятое. Применение механизмов, стимулирующих бюджетные учреждения к повышению качества оказываемых ими услуг и повышению эффективности бюджетных расходов. Нужно расширять полномочия главных распорядителей бюджетных средств по определению форм финансового обеспечения оказания государственных услуг. От конечных результатов деятельности учреждения будет зависеть сумма выделяемых средств. Должна начаться работа по преобразованию бюджетных учреждений в автономные учреждения в тех сферах предоставления социальных услуг, где это может создать существенные стимулы для повышения эффективности работы.
Шестое. Повышение качества финансового менеджмента в бюджетном секторе. Усиление ответственности органов исполнительной власти и бюджетных учреждений за результативность бюджетных расходов и повышение качества государственных и муниципальных услуг должно сопровождаться расширением их полномочий, созданием стимулов к повышению прозрачности и эффективности использования бюджетных средств. Контроль должен стать более действенным, ориентированным не только на выявление, но и главным образом на предотвращение финансовых нарушений, должен создавать основу для принятия конкретных управленческих решений.
Седьмое. Увеличение к 2010 году доли собственных доходов до 40 процентов, в первую очередь, за счет формирования достаточной доходной базы муниципальных образований, развития реального сектора экономики и малых форм хозяйствования.
Этими задачами мы должны руководствоваться, эти задачи мы должны решать, реализуя принципы бюджетной политики, сформулированные Президентом страны.
Об основных направлениях налоговой политики. В целях улучшения сбора местных налогов, повышения самостоятельности муниципальных образований необходимо изучить и внедрить механизм передачи в местные бюджеты некоторых региональных налогов, таких как транспортный налог, налог на имущество организаций. В муниципальных образованиях необходимо создать межведомственные комиссии, которые бы координировали деятельность по сбору транспортного и земельного налогов, проведению землеустройства и работе с налогоплательщиками. Следует повысить ответственность администраторов за наиболее полное поступление закрепленных налогов и сборов, разработку мероприятий по легализации "теневого" фонда оплаты труда в отраслях экономики. Администраторы доходов должны четко знать механизмы действий по выполнению планов по своим источникам.
Необходимо добиться снижения недоимки по налогам и сборам во все уровни бюджетов путем проведения реструктуризации задолженности по предприятиям, находящимся в предбанкротном состоянии.
Требуется дальнейшая модернизация системы администрирования в целях создания комфортных налоговых условий для перехода экономики на инновационный путь развития.
Основные приоритеты бюджетных расходов республики. При формировании проекта республиканского бюджета на 2008 год следует исходить из необходимости финансового обеспечения принятых решений по реализации программ и инвестиционных проектов, повышения эффективности и результативности использования бюджетных средств, современных принципов формирования и осуществления государственных капитальных вложений на реализацию инновационных проектов.
Необходимо создать условия для привлечения в республику частных инвестиций. Государственная политика в этом отношении сегодня сводится к тому, что государство создает инфраструктуру, условия, которые способствуют приходу инвестиций и созданию новых производств. Необходимо предусмотреть финансовые средства для участия республики в международных, общероссийских и межрегиональных выставках и ярмарках; создания бизнес-центров, консультационных пунктов для предпринимателей, центров поддержки предпринимательства; создания логистических центров. При разработке бюджета необходимо предусмотреть и государственную поддержку инвестиционных проектов. Это могут быть бюджетные и налоговые кредиты, другие формы поддержки.
Одно из приоритетных направлений в экономике республики - развитие агропромышленного комплекса. Необходимо обеспечить соответствующими финансовыми ресурсами мероприятия по реализации разрабатываемой республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Тыва на 2008-2012 годы". Средства должны направляться точечно на развитие базы переработки сельскохозяйственной продукции, малого предпринимательства на селе; поддержку мер по увеличению поголовья всех видов скота, в том числе северных оленей, маралов, яков, верблюдов; поддержку увеличения производства зерновых культур, а также кормов. Одна из задач, для решения которой потребуются и бюджетные средства, - создание нескольких крупных зональных молочно-товарных ферм на 400-600 коров.
Необходимо предусмотреть финансовую поддержку создания производственных, сбытовых, кредитных сельскохозяйственных кооперативов. Поддержка может осуществляться в виде государственных гарантий для привлечения в аграрный сектор банковских кредитов, субсидированных кредитов, дотаций из республиканского бюджета в зависимости от объемов производимой продукции и так далее. Еще одна задача, на решение которой нужно обратить внимание, работая над бюджетом, - создание базы для развития жилищного строительства на селе.
Дальнейшее развитие животноводства, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других ресурсов обеспечит устойчивое развитие сельского хозяйства, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.
В 2008-2010 годах особое внимание должно быть уделено реализации программы поддержки предприятий топливно-энергетического комплекса, выработке новых подходов к решению задач, обеспечивающих надежность функционирования коммунальных систем жизнеобеспечения. Первоочередным направлением по осуществлению этих мер является проведение оптимизации действующей структуры расходов предприятий топливно-энергетического комплекса через устранение сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий и максимальное использование имеющихся ресурсов.
Существенные расходы нужно направить на проведение мероприятий по надежному энергообеспечению экономики и населения республики путем создания новых мощностей, продолжения строительства котлоагрегатов и турбогенераторов, электросетевого хозяйства.
Качественным преобразованием действующей системы государственной поддержки объектов топливно-энергетического комплекса должно стать использование эффективных механизмов участия как государственных органов власти и местного самоуправления, так и самих предприятий в привлечении долгосрочных заемных средств, формирования финансовых инструментов предоставления государственных и муниципальных гарантий по привлекаемым инвестициям и создания эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования.
Назрела острая необходимость обратить внимание на увеличение объемов строительства и реконструкции республиканских и муниципальных автомобильных дорог, улично-дорожной сети, в первую очередь в Кызыле. Финансовое обеспечение соответствующих мероприятий должно осуществляться не только за счет увеличения финансирования из бюджета, но и за счет привлечения средств из внебюджетных источников.
Нужно разработать республиканскую целевую программу, определяющую перспективы развития республиканской авиации и механизмы ее финансирования.
Необходимо предусмотреть финансовые средства для продолжения работ по реализации историко-культурного проекта по комплексному изучению, восстановлению крепости Пор-Бажын. Это необходимо не только для сохранения историко-культурного наследия нашего народа, но и для развития туристической деятельности на территории республики.
Необходимо продолжить реализацию бюджетной реформы и смещение акцентов в бюджетном процессе с "управления бюджетными ресурсами (затратами)" на "управление результатами". В целях дальнейшего внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, следует ежегодно рассматривать доклады министерств и ведомств о результатах и основных направлениях деятельности. Принять меры по реализации системы одноканального финансирования в сфере здравоохранения и системы нормативно-подушевого финансирования в образовании с учетом результатов 2007 года. Переход к бюджетированию, ориентированному на результат, требует не только контроля за правильностью расходования бюджетных средств, но и оценки результативности их использования при реализации бюджетных программ. Бюджетным учреждениям должно быть предоставлено право самостоятельно определять направления расходования средств для достижения заданных показателей.
Увеличение расходов на образование и здравоохранение должно быть непосредственно увязано с достижением конкретных результатов по повышению качества и доступности соответствующих услуг.
Правительством Республики Тыва будет проведена работа по совершенствованию механизмов реализации целевых программ и их оптимизации. Так как качество многих из них пока не соответствует современным требованиям, в ходе реализации программных мероприятий возникает необходимость их корректировки. Не задействованными в большинстве случаев остаются механизмы софинансирования программных мероприятий из внебюджетных источников. Основным направлением в совершенствовании разработки и реализации республиканских целевых программ на 2008-2010 годы должно стать наличие системы показателей для измерения результатов реализации программ (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых для оценки результативности программ.
Особое внимание должно быть уделено реализации республиканской программы экономического и социального развития Республики Тыва в период до 2010 года. Следует задействовать для этого все имеющиеся инструменты государственной финансовой политики, в том числе с привлечением частного софинансирования соответствующих программных мероприятий, стимулирующих инвестиционную деятельность в республике.
О совершенствовании межбюджетных отношений. При подготовке и реализации решений о делегировании полномочий между уровнями власти следует обеспечить неукоснительное соблюдение принципа разграничения ответственности за принимаемые решения и безусловное исполнение закрепленных за соответствующими бюджетами расходных обязательств.
Необходимо создать условия для повышения стимула к снижению уровня дотационности бюджетов муниципальных районов, городских округов и поселений. В 2008 году следует заключить с муниципальными районами и городскими округами соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов. Необходимо усовершенствовать методику распределения дотации из республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных образований с тем, чтобы снизить иждивенческие настроения и повысить мотивацию муниципалитетов к развитию собственной налоговой базы. Необходимо расширить использование механизмов поощрения муниципальных образований, ориентированных на реализацию приоритетных проектов и программ развития.
В связи с этим назрела необходимость предусматривать предоставление субсидий местным бюджетам для долевого финансирования инвестиционных программ и проектов развития общественной инфраструктуры муниципальных образований Республики Тыва.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Тыва от 24 октября 2007 г. N 961 "О Бюджетном послании Председателя Правительства Республики Тыва Великому Хуралу Республики Тыва "О бюджетной политике в 2008-2010 годах"
Текст постановления официально опубликован не был