В целях реализации государственной политики в сфере профессионального образования, исходя из материалов совместного заседания Государственного Совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России по теме "Приоритеты развития профессионального образования в России" от 31 августа 2010 г., Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Основные направления государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года;
комплексный план мероприятий по реализации приоритетных направлений развития профессионального образования в Республике Тыва на период до 2015 года.
2. Министерству образования и науки Республики Тыва:
- организовать проведение мониторинга качества предоставляемых образовательных услуг федеральными образовательными учреждениями высшего, среднего профессионального образования, а также институтов, расположенных на территории Республики Тыва;
- внести в Правительство Республики Тыва предложение о новом механизме назначения руководителей республиканских учреждений профессионального образования с участием профильных министерств и ведомств республики.
3. Министерству промышленности и энергетики Республики Тыва, Министерству экономики Республики Тыва:
- совместно с компаниями-инвесторами проработать вопрос о включении в инвестиционные проекты раздела "Кадровое обеспечение" по согласованию с отраслевыми министерствами Республики Тыва;
- до 4 июня 2011 г. разработать проект Дополнительного соглашения к соглашениям с компаниями ЗАО "Северсталь - Ресурс", ООО "Евраз-Холдинг", ОАО "Енисейская промышленная компания", ООО "Лунсин" о подготовке кадров в разрезе специальностей, профессий и уровней профессионального образования до 2020 года на условиях государственно-частного партнерства;
- проработать совместно с ООО "Лунсин" и администрацией Тоджинского кожууна (по согласованию) вопрос о строительстве учебно-лабораторного корпуса на 250 ученических мест для государственного образовательного учреждения начального профессионального образования "Профессиональное училище N 12 с. Тоора-Хем" в целях подготовки рабочих кадров на условиях софинансирования.
4. Министерству промышленности и энергетики Республики Тыва совместно с компаниями-инвесторами:
- до 1 июня 2011 г. внести предложение об унификации используемого оборудования и техники в целях создания в республике специализированного центра подготовки специалистов для эксплуатации и сервисного обслуживания высокотехнологичного оборудования;
- до 15 июня 2011 г. организовать выезд группы в Кемеровскую область для изучения опыта работы по подготовке кадров для горнодобывающей отрасли, в том числе по добыче угля шахтным способом.
5. Министерству образования и науки Республики Тыва, Министерству экономики Республики Тыва совместно с руководителями профильных министерств и ведомств Республики Тыва в недельный срок представить в Правительство Республики Тыва предложения по специализации учреждений начального и среднего профессионального образования республики с учетом потребностей экономики Республики Тыва.
6. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Тыва:
ежегодно до 1 декабря представлять в Министерство экономики Республики Тыва, Министерство образования и науки Республики Тыва муниципальный заказ на подготовку кадров в установленном порядке;
принимать меры по созданию условий для трудоустройства молодых специалистов и их закрепления в сельской местности.
7. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Республики Тыва от 5 апреля 2008 г. N 202 "Об Основных направлениях государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года и о проекте республиканской целевой программы "О развитии кадрового потенциала в свете основных направлений социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2012 года".
8. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Канцелярию Председателя Правительства и Аппарат Правительства Республики Тыва.
Председатель Правительства |
Ш. Кара-оол |
Основные направления
государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 10 мая 2011 г. N 294)
I. Общие положения
1.1. В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации на период до 2025 года и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р, Стратегией социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Тыва от 21 февраля 2008 г. N 91, приоритетными направлениями развития системы профессионального образования России, одобренными Государственным Советом Российской Федерации и Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России и в целях их реализации разработаны Основные направления государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года (далее - Основные направления).
Основные направления охватывают следующие задачи, предусмотренные в вышеуказанных стратегических документах государства:
- создание равных возможностей для людей;
- развитие человека, формирование мотивации к инновационному поведению;
- формирование прогнозных направлений развития новой структуры экономики и адекватных им механизмов подготовки кадров;
- формирование независимой от государственных органов управления образованием системы аккредитации и оценки качества деятельности образовательных учреждений, качества получаемого обучающимися и студентами профессионального образования;
- формирование системы определения текущего и перспективного спроса на работников различных категорий с учетом тенденции структурных сдвигов экономики и занятости;
- разработка механизма формирования и реализации государственных заданий на подготовку рабочих кадров и специалистов;
- совершенствование системы экономических отношений в образовании, включая механизм многоуровневого и многоканального финансирования, постепенный переход к нормативному бюджетному финансированию, созданию условий для привлечения дополнительных финансовых средств в учреждения профессионального образования, в том числе за счет расширения платных образовательных услуг;
- развитие государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования, в том числе в направлении привлечения работодателей, предприятий (бизнес-сообществ), к непосредственному участию в обновлении содержания образования и материально-технической базы учреждений профессионального образования, в реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) нового поколения на условиях софинансирования.
1.2. Основные направления определяют цель, задачи государственной политики, механизмы и основные мероприятия по ее реализации.
1.3. В основных направлениях термин "профессиональное образование" означает комплексную подготовку рабочих и специалистов (далее - кадры) в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Тыва, учитывающую особенности социально- экономической ситуации и потребности рынка труда в республике.
1.4. Политика Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года базируется на государственно-частном партнерстве и направлена на объединение усилий государственного и предпринимательского сектора экономики.
1.5. Модернизация профессионального образования включает:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного и качественного профессионального образования;
- развитие сферы профессионального образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, учреждения профессионального образования, заказчиков образовательных услуг;
- развитие инновационной системы путем обеспечения рационального сочетания и эффективного использования высокого научно-технического, интеллектуального и промышленного потенциала и уникальных природных ресурсов республики, а также формирования научно-технической базы, создания организационно-экономических механизмов и стимулов, направленных на развитие инновационного предпринимательства, включая малые и средние предприятия, работающие в области коммерциализации знаний и технологий;
- разработку подходов к единой непрерывной системе подготовки кадров, охватывающей все уровни обучения и объединяющей общеобразовательные учреждения, лицеи, гимназии, профессиональные училища, техникумы, колледжи и университет, находящиеся на территории Республики Тыва, включая подготовку кадров высшей квалификации - кандидатов и докторов наук;
- создание единой социальной среды, обеспечивающей выпускникам возможность формирования траектории трудоустройства и помощь в профориентации в течение всей трудовой карьеры;
- постоянное обновление содержания профобразования в соответствии с ФГОС нового поколения для разных уровней профобразования с участием ведущих работодателей, инвестиционных компаний, бизнес-структур и их профессиональных сообществ;
- оптимизацию перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров, постепенное изменение пропорций в масштабах подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации уже работающих специалистов для сферы инновационной деятельности республики;
- ускорение процессов интеграции научной, образовательной и производственной деятельности для повышения конкурентоспособности экономики республики по кластерному принципу;
- структурную и институциональную перестройку профессионального образования, оптимизацию сети его учреждений, отработку различных моделей интеграции начального, среднего и высшего профессионального образования, создание научно-образовательного центра, объединяющего учебные заведения, научные организации (учреждения) разных уровней и отраслей;
- расширение объемов профессиональной подготовки, переподготовки незанятого и высвобождающегося взрослого населения;
- поддержку инновационных моделей учебно-производственных инновационных малых предприятий и иных производственных структур на базе учреждений профессионального образования.
II. Цели и задачи государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования
2.1. Целями государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования на период до 2015 года являются:
- обеспечение современного качества профессионального образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
- системное решение развития "человеческого капитала" путем укрепления связи науки и профессионального образования с реальным сектором экономики, повышения профессиональной мобильности, благосостояния и качества жизни населения республики.
2.2. Для достижения целей государственной политики Республики Тыва необходимо реализовать следующие основные задачи:
2.2.1. Модернизация системы профессионального образования через механизм нормативного правового регулирования развития кадрового потенциала республики.
2.2.2. Научно-обоснованное прогнозирование потребностей республиканского рынка труда на среднесрочную и долгосрочную перспективы совместно с органами статистики, труда и занятости населения, миграционной службы на основании Программы социально-экономического развития Республики Тыва до 2015 года и создание объединений сети профессиональных образовательных учреждений, научных организаций республики.
2.2.3. Координация деятельности учреждений профессионального образования по взаимодействию с социальными партнерами (крупные работодатели, инвестиционные компании, предприятия и организации малого и среднего бизнеса и др.) для осуществления их экономической функции - воспроизводства трудовых ресурсов через формирование государственного задания.
2.2.4. Обеспечение софинансирования подготовки, переподготовки, стажировки и повышения квалификации кадров и создания современных условий для реализации востребованных профессиональных образовательных программ разных уровней в рамках государственно-частного партнерства и ФГОС нового поколения.
2.2.5. Информатизация профессионального образования, оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования.
2.2.6. Приведение в соответствие потребностям новой инновационной экономики системы профессионального образования республики.
2.2.7. Развитие системы мотивации и стимулирования образовательной и исследовательской деятельности образовательных учреждений, педагогических работников, обучающихся и студентов.
2.2.8. Развитие объективной, достоверной, публичной системы мониторинга и контроля качества профобразования.
2.2.9. Обеспечение государственной поддержки для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности учебных заведений профессионального образования, расположенных на территории республики.
III. Основные направления государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования
3.1. Обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров в рамках введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.
3.2. Качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса. Создание социально-привлекательного образовательного пространства для молодежи республики.
3.3. Оптимизация сети учреждений профессионального образования.
3.4. Развитие кадрового потенциала системы профессионального образования.
3.5. Создание внешней независимой оценки качества профессионального образования. Повышение эффективности государственно-общественного управления системой профессионального образования республики, обеспечение реального участия общественности в оценке и контроле качества профессионального образования в рамках создания республиканской системы управления качеством образования.
IV. Механизмы государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования
4.1. Переход к программно-целевому принципу государственной поддержки профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных, республиканских и ведомственных целевых программ, включая поддержку инновационной деятельности в учебных заведениях. Внедрение новых механизмов финансирования учебных заведений профессионального образования на основе нормативно- подушевого и программно-проектного принципов.
4.2. Повышение качества кадрового состава системы профессионального образования путем модернизации системы переподготовки и повышения квалификации действующего управленческого состава и педагогических работников профессионального образования республики.
4.3. Мониторинг состояния рынка труда Республики Тыва, составление прогноза потребностей и системы эффективного обеспечения рабочими и специалистами предприятий и организаций. Определение новых подходов к прогнозированию подготовки квалифицированных рабочих и специалистов с учетом территориальных и отраслевых особенностей.
4.4. Оказание государственной поддержки учебным заведениям профессионального образования в приобретении лабораторного, учебно-производственного оборудования, программного обеспечения, модернизации учебных классов и производственных мастерских, лабораторий для формирования профессиональных компетенций обучающихся и студентов, подготовки их для работы на высокотехнологичных инновационных производствах в рамках ФГОС нового поколения.
4.5. Повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки качества профессионального образования, условий для развития общественных институтов в управлении профессиональным образованием.
4.6. Привлечение организаций малого и среднего предпринимательства к участию в реализации целевых программ и инновационных проектов учебных заведений профессионального образования республики, а также в софинансировании профессиональных образовательных программ по подготовке, переподготовке, стажировке и повышению квалификации кадров.
V. Основные меры по реализации государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования
5.1. Обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров в рамках введения ФГОС нового поколения.
5.1.1. Участие образовательных учреждений, работодателей:
- в исследованиях и разработках по формированию средне- и долгосрочных прогнозов социально-экономического и научно-технологического развития республики путем совершенствования организации маркетинговых исследований рынка труда по профилю подготовки кадров;
- в разработке профессиональных образовательных программ, компетенций выпускников и их экспертизе в рамках ФГОС нового поколения.
5.2. Качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса. Создание социально-привлекательного образовательного пространства для молодежи республики.
5.2.1. Приведение внешнего облика, дизайна внутренних помещений учебных заведений в соответствие с современными требованиями.
5.2.2. Поддержка талантливой молодежи, социально-позитивных инициатив обучающихся профессионального образования на конкурсной основе.
5.2.3. Обеспечение привлекательности здорового образа жизни, профилактика правонарушений и употребления психоактивных веществ через развитие массовых форм спортивно-оздоровительной деятельности учебных заведений республики.
5.2.4. Совершенствование системы организованного досуга обучающихся и студентов учебных заведений республики.
5.2.5. Адаптация образовательных и производственных технологий в рамках интеграции проектных и исследовательских задач в учебном процессе.
5.2.6. Трансформирование на учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования опыта по формированию и деятельности малых инновационных предприятий при Тувинском государственном университете.
5.2.7. Введение новых образовательных модулей по актуальным и перспективным вопросам и направлениям развития производственных технологий и тем самым обеспечение опережающего характера профобразования, гибкого диапазона для профессионального роста, переобучения в случае устаревания каких-либо профессий и специальностей.
5.2.8. Широкомасштабное внедрение в образовательный процесс инновационной проектной деятельности в целях достижения нового качества профессионального образования в соответствии с актуальными и перспективными запросами современной жизни республики.
5.2.9. Обеспечение государственной поддержки коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности учебных заведений профессионального образования республики.
5.2.10. Создание условий для решения наиболее важных проблем республиканского сектора исследований и разработок путем внедрения современных, прорывных технологий обучения на базе ведущих учреждений профессионального образования - ресурсных центров, экспериментальных (инновационных) площадок.
5.2.11. Подготовка предпринимателей наукоемкого бизнеса через организацию проектного обучения студентов и создание условий, обеспечивающих им возможность работы над реальными инновационными проектами с их практической реализацией. Подготовка специалистов, способных инициировать и реализовывать инновационный прорывный проект на любом действующем предприятии республики.
5.2.12. Обеспечение крупными работодателями, предприятиями и организациями, бизнес-структурами рекламной деятельности по профессиональной ориентации обучающихся школ и молодежи.
5.3. Оптимизация сети учреждений профессионального образования.
5.3.1. Преобразование учреждений начального профессионального образования в статус техникумов (колледжей), реализующих двухуровневые программы в рамках ФГОС нового поколения.
5.3.2. Разработка моделей развития сети, предполагающих включение образовательных учреждений, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, в состав вузов, а также некоммерческих партнерств, создаваемых учреждениями и организациями для выполнения федеральных образовательных стандартов, реализации государственных целевых программ.
5.3.3. Развитие деятельности отраслевых кластеров по формированию государственного задания на подготовку квалифицированных кадров группам учреждений, реализующим программы начального, среднего и высшего профессионального образования (ресурсных центров), ориентированных на группы предприятий, организаций, бизнес-структур данного кластера с финансовым соучастием.
5.3.4. Развитие многопрофильных и многоуровневых учебных заведений, которые будут созданы там, где нет устойчивого спроса на одну или несколько родственных (смежных) профессий и специальностей.
5.3.5. Создание автономных учреждений профессионального образования.
5.3.6. Развитие инновационной инфраструктуры учреждений профессионального образования (ресурсных центров, технопарков, бизнес-инкубаторов, бизнесцентров, малых предприятий хозяйствующих субъектов и др.).
5.3.7. Введение сетевых форм использования материально-технической базы, информационных, научно-методических ресурсов учреждений профессионального образования республики.
5.4. Развитие кадрового потенциала системы профессионального образования.
5.4.1. Формирование у персонала учреждений профессионального образования базовых знаний инновационного менеджмента в сфере высоких технологий, управления жизненным циклом наукоемкой продукции, маркетинга и коммерциализации результатов разработок.
5.4.2. Расширение проведения направленной переподготовки преподавателей, в том числе для работы с новыми целевыми группами обучающихся (взрослыми людьми) с созданием новых учебных программ.
5.4.3. Развитие модульного принципа построения программ для повышения квалификации кадров и сетевых форм организации образовательного процесса, позволяющих обучающимся самостоятельно формировать образовательную траекторию, увязывая ее с трудовой деятельностью.
5.4.4. Привлечение и закрепление молодежи в сферах науки, образования, высоких технологий.
5.4.5. Реализация механизмов общественно-профессиональной оценки уровня компетенций педагогических работников, обеспечение их обязательной стажировки в условиях современных высокотехнологических производств, в том числе зарубежных.
5.4.6. Укрепление кадрового потенциала учреждений профессионального образования по Республике Тыва за счет привлечения специалистов из науки, бизнеса и предприятий для получения студентами опыта (практики) первого рабочего места в процессе обучения.
5.5. Создание внешней независимой оценки качества профессионального образования.
5.5.1. Повышение эффективности государственно-общественного управления системой профессионального образования республики, обеспечение реального участия общественности в оценке и контроле качества профессионального образования в рамках создания республиканской системы управления качеством образования.
5.5.2. Освещение в средствах массовой информации успешного опыта учреждений профессионального образования по взаимодействию с работодателями, внедрению инновационных проектов и программ, деятельности выпускников, достигших значительных результатов в профессиональной деятельности.
5.5.3. Обеспечение обязательной информационной прозрачности деятельности учебных заведений - размещение на сайтах программ развития, результатов внутреннего и внешнего аудита, мониторинга качества профессионального образования, образовательных программ.
5.5.4. Проведение исследований по изучению удовлетворенности населения республики качеством образовательных услуг, предоставляемых учреждениями профессионального образования республики.
5.5.5. Взаимодействие учебных заведений профессионального образования с муниципальными образованиями, социальными партнерами, бизнес-сообществами по профориентационной работе, организации практики и по трудоустройству обучающихся и студентов.
Комплексный план мероприятий
по реализации приоритетных направлений развития профессионального образования в Республике Тыва на период до 2015 года
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 10 мая 2011 г. N 294)
Основные цели развития профессионального образования в Республике Тыва |
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные за исполнение |
I. Обновление содержания профессионального образования как условие подготовки квалифицированных кадров | |||
1. Обеспечение эффективного участия ведущих работодателей в обновлении образовательных программ. 2. Составление отраслевых прогнозов потребности в кадровых ресурсах |
1. Принять меры по совершенствованию организации маркетинговых исследований рынка труда по профилю подготовки кадров через исследования и разработки, учитывающие средние и долгосрочные прогнозы социально-экономического и научно-технологического развития республики. |
до 1 июня 2011 г. |
Минобразования Республики Тыва, Центр мониторинга рынка труда и трудоустройства выпускников, руководители образовательных учреждений |
2. Принять меры по созданию среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в соответствующих отраслях экономики в целях планирования потребностей в подготовке специалистов в учреждениях профессионального образования. |
до 1 июня 2011 г. |
Минздравсоцразвития Республики Тыва, министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий, организаций малого и среднего бизнеса (по согласованию), инвестиционных кампаний (по согласованию) |
|
|
3. Обеспечить предоставление предприятиями и организациями малого и среднего бизнеса, инвестиционными кампаниями учреждениям профессионального образования Республики Тыва сведений о потребности в подготовке, переподготовке, стажировке и повышении квалификации кадров, обучаемых за счет их собственных средств. |
ежегодно, до 1 декабря |
руководители предприятий (по согласованию), организаций малого и среднего бизнеса (по согласованию), инвестиционных кампаний (по согласованию) |
4. Рассмотреть возможность сокращения сроков профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования путем расширения практики заочного и вечернего обучения общеобразовательным дисциплинам, оптимизации программ профессионального обучения, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений. |
2012 г. |
Минобразования Республики Тыва, Институт оценки качества образования, Институт развития национальной школы, руководители образовательных учреждений |
|
3. Координация деятельности учреждений профессионального образования по взаимодействию с социальными партнерами (крупными работодателями, инвестиционными компаниями, предприятиями и организациями малого и среднего бизнеса и др.) для осуществления их экономической функции - воспроизводства трудовых ресурсов через формирование государственного заказа |
5. В рамках деятельности кластеров: - определить современные базы для прохождения производственной практики обучающихся и студентов, мастеров производственного обучения и преподавателей спец дисциплин учебных заведений профессионального образования на высокотехнологичных инновационных производствах, в научных организациях, исследовательских университетах; - создать центры сертификации профессиональных квалификаций и аттестации по востребованным направлениям подготовки высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов (строительного, энергетического профилей, общественного питания и др.). |
II квартал 2011 г. 2011 г. |
министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий и организаций (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений |
|
6. Возобновить и системно применять конкурсные процедуры поддержки, включая финансовую, учебных заведений начального профессионального образования республики, отработанных в нацпроекте, с привлечением к экспертизе проектов учебных заведений руководителей общественных и профессиональных объединений работодателей, коммерческих организаций через развитие системы государственно-общественного управления профессиональным образованием. |
II квартал 2011 г. |
министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий и организаций (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений |
7. Создать общественные саморегулируемые организации лидеров модернизации экономики (объединения, ассоциации, корпорации, советы, фонды и др.) для развития общественно-государственного управления профессиональным образованием республики, расширить состав коллегиальных органов общественного управления учебных заведений профессионального образования представителями министерств, ведомств, предпринимателей, предприятий и организаций реального сектора экономики республики. |
2011 г. |
министерства и ведомства Республики Тыва, крупные работодатели (по согласованию), руководители образовательных учреждений |
|
8. Обеспечить координацию и уточнение долгосрочных отраслевых и региональных стратегий и программ в соответствии с ориентирами модернизации, видением нового технологического уклада, с учетом ключевых аспектов межотраслевого, межрегионального, территориально-отраслевого характера согласно схеме территориального планирования Республики Тыва. |
2011 г. |
министерства и ведомства Республики Тыва, руководители образовательных учреждений |
|
9. Доработать образовательные профессиональные программы учреждений профессионального образования в части формирования содержания программ обучения с учетом перспективных направлений развития крупных предприятий и отраслей экономики республики. |
до 1 сентября 2011 г. |
Минэкономики Республики Тыва, министерства и ведомства Республики Тыва, руководители образовательных учреждений |
|
|
10. Сформировать банк данных партнеров, привлеченных к образовательной деятельности (ведению спецкурсов, руководству дипломным проектированием, проведению конкурсов профессионального мастерства, технических конференций, подготовке и рецензированию учебных пособий). |
до 1 июня 2011 г. |
министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий и организаций (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений |
11. Создать строительные и сельскохозяйственные отряды, проектные профильные команды из числа обучающихся и студентов учреждений профессионального образования (Тувинский государственный университет, Кызылский автомобильно-дорожный техникум, Тувинский сельскохозяйственный техникум, профессиональные училища N 1,2,4,6,7 и др.) для работы в условиях производства в период производственной практики и каникулярное время, что позволит им лучше подготовиться к реальной работе, а работодателям заранее оценить потенциал возможных сотрудников. |
II квартал 2011 г. |
руководители образовательных учреждений, министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий и организаций (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений |
|
12. Разработать и утвердить требования работодателей к уровню квалификации выпускников учебных заведений профобразования разного уровня. |
2011 г. |
министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий и организаций (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений |
|
II. Качественное изменение образовательной среды и модернизация образовательного процесса | |||
1. Обеспечение софинансирования профессионально-технического образования как государственными бюджетами, так и представителями бизнеса, которые являются основными заказчиками кадров профессионального образования. |
13. Адаптировать инновационные образовательные и производственные технологии в рамках интеграции проектных и исследовательских задач в учебном процессе и создать банк данных эффективных технологий. |
до 1 сентября 2011 г. |
Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Институт оценки качества образования, Институт развития национальной школы, руководители образовательных учреждений, руководители предприятий и организаций (по согласованию) |
14. Установить специальные стипендии и льготы студентам, обучающимся в рамках целевой контрактной подготовки, а также обеспечить экономическую поддержку реализации грантовых проектов (по заказу предприятий-партнеров), инновационных программ развития учреждений профессионального образования |
2011 г. |
руководители предприятий-партнеров (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений |
|
15. Обеспечивать доступ к образовательным ресурсам для всех заинтересованных сторон в организации качественного профессионального образования. |
постоянно |
руководители образовательных учреждений |
|
2. Создание малых предприятий при учебных заведениях. |
16. Трансформировать на учреждения начального профессионального образования и среднего профессионального образования опыт формирования и деятельности малых предприятий при Тувинском государственном университете (малые учебные фирмы, ателье, цеха и другие учебно-производственные структуры). |
2011-2012 гг. |
Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Институт развития национальной школы, руководители образовательных учреждений |
3. Развитие современных моделей организации непрерывного дополнительного образования, обеспечивающих готовность работников переходить на новые места, получать новые квалификации. |
17. Образовательным учреждениям ввести новые образовательные модули по актуальным и перспективным вопросам и направлениям развития технологий и тем самым обеспечить опережающий характер профобразования, гибкий диапазон для профессионального роста, переобучение в случае устаревания каких-либо профессий и специальностей. |
2011-2012 гг. |
Минобразования Республики Тыва, Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Институт развития национальной школы, руководители образовательных учреждений |
III. Развитие федерально-региональной сети учреждений профессионального образования | |||
1. Создание цепочек в сфере образования, а именно цепочки лицей - колледж (техникум) - университет, участники которой работают в непосредственном контакте с работодателями, что станет дополнительным стимулом к развитию и обновлению многих учебных курсов и программ, к профессиональному росту педагогических кадров |
18. Разработать и принять в установленном порядке нормативно-правовые документы по объединению учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования (ТывГУ, ТСХТ, ПУ-4, республиканские лицеи) в университетский комплекс. |
2011 г. |
Тувинский государственный университет, руководители образовательных учреждений |
19. Разработать и принять в установленном порядке изменения и дополнения в уставы образовательных учебных заведений начального профессионального образования по переходу в статус техникумов (колледжей), обеспечить лицензирование образовательной деятельности по программам среднего профессионального образования в рамках ФГОС нового поколения, целей инноваций. |
до 1 июля 2011 г. |
Минобразования Республики Тыва, руководители образовательных учреждений |
|
20. Внести изменения с участием объединений работодателей в действующие комплексные программы развития учреждений профобразования, направленные на достижение стратегических целей и задач. |
2011 г. |
Минобразования Республики Тыва, Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Институт развития национальной школы, руководители образовательных учреждений |
|
IV. Развитие кадрового потенциала системы профессионального образования | |||
1. Реализация дополнительных программ переподготовки для преподавателей, в том числе с использованием опыта международного сотрудничества. Развитие системы подготовки специалистов в лучших зарубежных учебных заведениях путем организации практик, стажировок, обмена и приглашения ведущих ученых и исследователей для работы по долгосрочным контрактам. |
21. Обеспечивать формирование у персонала учебных заведений начального профессионального образования и среднего профессионального образования базовых знаний инновационного менеджмента в сфере высоких технологий, управления жизненным циклом наукоемкой продукции, маркетинг а и коммерциализации результатов разработок. |
постоянно |
Тувинский государственный университет, Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, руководители образовательных учреждений |
22. Расширять проведение направленной переподготовки преподавателей, в том числе для работы с новыми целевыми группами обучающихся (взрослыми людьми) с созданием новых учебных программ. |
постоянно |
Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Тувинский государственный университет, руководители образовательных учреждений |
|
|
23. Развивать модульный принцип построения программ повышения квалификации и сетевых форм организации образовательного процесса, позволяющих обучающимся самостоятельно формировать образовательную траекторию, увязывая ее с трудовой деятельностью. |
2011-2012 гг. |
Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Тувинский государственный университет, ИРЦ ПУ-4, руководители образовательных учреждений |
|
24. Привлекать и закреплять молодежь в сферах науки, образования, высоких технологий. В этих целях обеспечивать обучение в аспирантуре работников учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования (ежегодно не менее 2 человек) |
ежегодно |
Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Тувинский государственный университет, руководители образовательных учреждений |
|
25. Разработать механизмы общественно-профессиональной оценки уровня компетенции мастеров, обеспечивать их обязательную стажировку в условиях современных высокотехнологичных производств, в том числе зарубежных (ежегодно по 2 человека на конкурсной основе). |
постоянно |
Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Тувинский государственный университет, руководители образовательных учреждений |
26. Государственным республиканским лицеям обеспечивать комплексное сопровождение одаренных детей для их дальнейшего обучения в престижных вузах технической направленности (лесоперерабатывающий комплекс, добыча и переработка ископаемого сырья, транспорт, строительство и др.) Российской Федерации и зарубежных стран в рамках государственного заказа на подготовку востребованных кадров. |
постоянно |
руководители образовательных учреждений |
|
2. Привлечение в профобразование ведущих преподавателей и ученых, в том числе из-за рубежа, а также успешных людей из бизнеса |
27. Обеспечить формирование и обучение резерва руководящих кадров сферы профессионального образования республики через организацию стажировки в престижных вузах Российской Федерации и зарубежных стран (по 2 человека ежегодно на конкурсной основе). |
начиная с 2011 г. |
Минобразования Республики Тыва, Тувинский государственный университет, Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, руководители образовательных учреждений |
28. В рамках реализации модульных программ привлекать в учебные заведения профессионального образования успешных людей из науки и бизнеса (производства). |
постоянно |
руководители образовательных учреждений |
|
V. Создание внешней независимой системы оценки качества профессионального образования | |||
1. Обеспечение полноценной системной работы в средствах массовой информации по поднятию престижа рабочих профессий. |
29. Освещать в средствах массовой информации успешный опыт образовательных учреждений по взаимодействию с работодателями, внедрению инновационных проектов и программ; деятельность выпускников, достигших значительных результатов в профессиональной деятельности. |
постоянно |
Канцелярия Председателя Правительства и Аппарат Правительства Республики Тыва, СМИ, ИРЦ ПУ-4, руководители образовательных учреждений |
30. Создать региональную систему трудоустройства, адаптации и профессионального роста молодых специалистов, ориентирующую молодежь на востребованные в условиях новой экономики профессии и специальности на современной, научной и технологической основе, с привлечением ресурсов средств массовой информации, телеиндустрии, Интернета, социальной рекламы. |
II квартал 2011 г. |
Минкультуры Республики Тыва, Центр прогнозирования, мониторинга рынка труда и трудоустройства выпускников, руководители образовательных учреждений |
|
31. Создать сетевую пилотную площадку по профориентации школьников и молодежи. |
II квартал 2011 г. |
Центр прогнозирования, мониторинга рынка труда и трудоустройства выпускников |
|
32. Обеспечивать обязательную информационную прозрачность деятельности учебных заведений (размещение на сайтах программ развития, результатов внутреннего и внешнего аудита, мониторинга качества профессионального образования, образовательных программ). |
постоянно |
Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров, Институт оценки качества образования, Институт развития национальной школы, руководители образовательных учреждений |
|
|
33. Организовать рекламную деятельность по профессиональной ориентации учащихся школ и молодежи. |
постоянно |
крупные руководители, предприятия и организации (по согласованию), бизнес- структуры по кластерному принципу (по согласованию) |
34. Проводить исследования по изучению удовлетворенности населения республики качеством образовательных услуг, предоставляемых учреждениями профессионального образования республики. |
ежегодно |
Центр прогнозирования, мониторинга рынка труда и трудоустройства выпускников |
|
2. Формирование прозрачной, информационно открытой и объективной системы экспертного и общественного мониторинга качества реализации образовательных программ. В ходе совершенствования системы критериев и процедур государственной и общественно- профессиональной аккредитации организаций профессионального образования необходимо также предусмотреть оценку эффективности исследовательской и инновационной деятельности, уровня взаимодействия с бизнес-партнерами. |
35. Разработать, принять и реализовать Положение о едином региональном мониторинге качества профессионального образования. |
II квартал 2011 г. |
Институт оценки качества образования |
36. Разработать и принять в установленном порядке контрольно-измерительные материалы для мониторинга оценки качества в профессиональном образовании в рамках ФГОС нового поколения. |
II квартал 2011 г. |
Институт оценки качества образования, руководители образовательных учреждений |
|
37. Проводить единый региональный мониторинг качества профессионального образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования, сформировать рейтинг образовательных учреждений. |
ежегодно |
Институт оценки качества образования, руководители образовательных учреждений |
|
38. Обеспечивать проведение мониторинга и оценки качества подготовки специалистов в части согласования тем дипломных проектов и контрольно-измерительных материалов с представителями работодателя по сформированности профессиональных и личностных компетентностей выпускников. Особое внимание при этом обратить на проекты по благоустройству, дизайну, освещению улиц г. Кызыла и населенных пунктов республики. |
постоянно |
Институт оценки качества образования, руководители образовательных учреждений, Институт развития национальной школы |
|
VI. Интеграция усилий Республик" Тыва по развитию профессионального образования | |||
1. Обеспечение более широкой интеграции науки, образования, наукоемких производств, усиление взаимодействия профессионального образования с властными и рыночными структурами. |
39. Реализация модели развития сети, предполагающих включение образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального образования и среднего профессионального образования, в состав Тувинского государственного университета, также некоммерческих партнерств, создаваемых учреждениями и организациями для выполнения федеральных образовательных стандартов, реализации государственных целевых программ: - многопрофильные и многоуровневые учебные заведения, которые будут созданы там, где нет устойчивого спроса на одну или несколько родственных (смежных) профессий и специальностей; - создание автономных учреждений на базе ПУ-4 и ПУ-10 с переводом в статус образовательных учреждений среднего профессионального образования, республиканского медицинского колледжа, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола. |
2011-2012 гг. |
Минобразования Республики Тыва, Тувинский государственный университет, министерства и ведомства Республики Тыва, руководители предприятий и организаций (по согласованию), бизнес-структур (по согласованию), руководители образовательных учреждений, объединения работодателей (по согласованию) |
2. Выработка механизмов стимулирования, форм, условий и объемов поддержки разработки и реализации региональной программы развития профессионального образования Республики Тыва |
41. Изменить структуру подготовки кадров в пользу высокотехнологичных производств с укреплением материально-технической, учебно-методической, информационной базы учреждений профессионального образования современными ресурсами с софинансированием со стороны бизнес-структур, работодателей, социальных партнеров. |
2011-2013 гг. |
Минобразования Республики Тыва, Минэкономики Республики Тыва, Минфин Республики Тыва, социальные партнеры образовательных учреждений, руководители образовательных учреждений |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Дано определение "профессионального образования", которое означает комплексную подготовку рабочих и специалистов в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Тыва, учитывающую особенности социально- экономической ситуации и потребности рынка труда в республике.
Определены цель и задачи государственной политики Республики Тыва по модернизации профессионального образования, механизмы и основные мероприятия по ее реализации.
Цель государственной политики - обеспечение современного качества профессионального образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Модернизация профессионального образования включает:
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного и качественного профессионального образования;
- создание единой социальной среды, обеспечивающей выпускникам возможность трудоустройства и помощь в профориентации в течение всей трудовой карьеры;
- оптимизацию перечней профессий и специальностей, по которым осуществляется подготовка кадров, постепенное изменение пропорций в масштабах подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации уже работающих специалистов для сферы инновационной деятельности республики.
Утвержден комплексный план мероприятий по реализации приоритетных направлений развития профессионального образования в Республике Тыва на период до 2015 года.
Постановление Правительства Республики Тыва от 10 мая 2011 г. N 294 "О приоритетах развития профессионального образования в Республике Тыва"
Текст Постановления официально опубликован не был