В целях рационального и полного использования лесного потенциала Республики Тыва Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития лесоперерабатывающей отрасли Республики Тыва на 2012 - 2020 годы.
2. Рекомендовать министерствам и ведомствам, муниципальным образованиям, руководителям хозяйствующих субъектов и предпринимателям при принятии решений развития лесоперерабатывающего комплекса руководствоваться настоящей Концепцией.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Министерство промышленности и энергетики Республики Тыва.
И.о. первого зам. Председателя |
В. Бартына-Сады |
Концепция
развития лесоперерабатывающей отрасли Республики Тыва на 2012 - 2020 годы
(утв. постановлением Правительства Республики Тыва от 23 декабря 2011 г. N 742)
1. Общие положения
Настоящая Концепция развития лесоперерабатывающей отрасли Республики Тыва на 2012 - 2020 годы (далее - Концепция) определяет стратегические цели и приоритеты экономической политики Республики Тыва в сфере развития лесоперерабатывающей отрасли Республики Тыва (далее - отрасль), проблемы и основные направления государственного регулирования деятельности отрасли.
Основой для развития отрасли являются следующие факторы:
- лесоперерабатывающая отрасль - стратегически важный сектор экономики Республики Тыва, требующий принятия соответствующих мер государственной поддержки и разработки лесной долгосрочной региональной политики;
- необходимость реализации положений Лесного кодекса Российской Федерации и механизмов реорганизации системы лесоуправления;
- значительный сырьевой потенциал Республики Тыва;
- наличие свободных трудовых ресурсов и специалистов, в том числе в основных местах лесозаготовок;
- наличие в городах и районах республики производственных площадей, позволяющих производить первичную и глубокую переработку древесины;
- выгодное географическое положение по отношению к лесонедостаточным территориям (возможность выхода на рынки Монголии и Китая).
Состояние отрасли
Общая площадь лесного фонда Республики Тыва на 1 января 2011 г. по учету составляет 10882,9 тыс. га, в том числе покрытая лесом площадь - 8068,2 тыс. га. В целом по Республике Тыва лесные земли занимают 49,7% территории.
Из общей площади лесного фонда республики, эксплуатационные и защитные леса составляют 3339, 4 тыс. га, резервные леса - 7543, 5 га или 69, 3% от общей площади.
Площадь эксплуатационных лесов составляет 2257, 5 тыс. га или 20, 7% всей покрытой лесом площади.
Общий запас древесины в лесах Республики Тыва составляет 1141,28 млн. куб. метров (таблица 1).
Таблица 1
Древостои |
Запасы |
|
млн. куб. м |
процентов |
|
Лиственничные (лиственница) |
608,2 |
53,3 |
Кедровые |
477,52 |
41,8 |
Березовые |
27,37 |
2,4 |
Сосновые |
15,16 |
1,3 |
Еловые |
8,84 |
0,8 |
Прочие породы |
4,19 |
0,4 |
Общий запас |
1141,28 |
100 |
Расчетная лесосека республики составляет 2989, 4 тыс. куб. метров. В настоящее время используется примерно 3,2%. Распределение расчетной лесосеки по лесничествам представлено в таблице 2.
Таблица 2
Наименование лесничества |
Расчетная лесосека |
|
тыс. куб. м |
процентов |
|
1. Тоджинское |
612,6 |
25,6 |
2. Каа-Хемское |
427,4 |
17,9 |
3. Шагонарское |
174 |
7,3 |
4. Тес-Хемское |
188,7 |
7,9 |
5. Тандинское |
98,7 |
4,1 |
6. Чаданское |
324,7 |
13,6 |
7. Балгазынское |
90,2 |
3,8 |
8. Гуранское |
213,0 |
8,9 |
9. Кызылское |
122,0 |
5,1 |
10. Барун-Хемчикское |
137,1 |
5,7 |
Итого |
2388,4 |
100,0 |
Запасы спелого и перестойного леса составляют 475,83 млн. куб. метров или 42,1% общего запаса насаждений.
Из общего запаса спелых и перестойных насаждений на долю хвойных пород приходится 95,3%, в том числе: лиственницы - 88,4%, кедра - 3,0, ели - 1,4, сосны - 2,5%; на долю мягколиственных - 4,7%, в том числе березы - 4,1%, осины - 0,1, прочих пород - 0,5%.
Спелые и перестойные насаждения, которые могут быть использованы для заготовки древесины, составляют эксплуатационный фонд, размещены по территории мозаично и относительно равномерно. В местах традиционных лесозаготовок вдоль автомобильных дорог общего пользования лесосырьевые ресурсы более истощены. Доля спелых и перестойных лесов здесь незначительна. Основные запасы спелых и перестойных древостоев сосредоточены в северо-восточных и восточных районах республики.
Лесопромышленный комплекс представлен: ООО "Лесозаготовительная фирма ГГ", ГУН "Юрта", ООО "Чербинское ЛЗП", ООО "Тыва-мебель". Численность занятых работников - более 200 человек, что составляет 2,9% от численности работающих в промышленности.
По сведениям органов местного самоуправления в республике насчитывается 128 пилорам (в том числе ленточные с малой производительностью). Предприятия между собой технологически не связаны. Доля лесной промышленности в общем объеме производства промышленной продукции и экспорта составляет около 1%, в структуре обрабатывающего производства обработка древесины и производство изделий из дерева составляет 5,4%.
За 2010 год в республике произведено продукции на 57, 3 млн. рублей, объем вывозки 78,63 тыс. куб. м необработанной древесины. Произведено пиломатериалов - 29,5 тыс. куб. м. Изготовлено дверных и оконных блоков 2,45 тыс. кв. м. Лесопромышленный комплекс республики на сегодня ориентирован только на внутренний рынок.
Основные показатели лесопромышленного комплекса республики приведены в таблице.
Таблица 3
|
Единица измерения |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г |
2009 г. |
2010 г. |
2010 г. в % к 2000 г. |
Вывозка древесины |
тыс. куб. м |
40,4 |
42,6 |
40,9 |
45,3 |
49,9 |
44,6 |
49 |
62,9 |
62,8 |
60,4 |
78,6 |
205,8 |
Пиломатериалы |
тыс. куб. м |
8,9 |
17 |
14,9 |
17,5 |
18,6 |
23,8 |
24 |
23,0 |
28,1 |
28,9 |
29,5 |
331,5 |
Справка: В 80-х годах заготовка древесины в республике достигала 550 тыс. куб. м в год, производство пиломатериала до 190 тыс. куб. м.
К основным факторам, сдерживающим развитие отрасли, относятся:
- отсутствие оптимальной организационно-технической схемы размещения высокотехнологичного производства, соответствующей новому этапу размещения производительных сил;
- низкий технический уровень производства;
- физическая и моральная изношенность производственных мощностей;
- отсутствие мощностей по глубокой переработке древесины;
- недостаточное количество лесовозных дорог круглогодичного пользования и обусловленная этим ярко выраженная сезонность лесозаготовок;
- увеличение доли затрат на энергетические ресурсы, технику, оборудование в себестоимости лесопродукции;
- отсутствие комплексного маркетинга по изучению конъюнктуры региональных и межрегиональных рынков;
- низкая инвестиционная активность и отсутствие инновационных возможностей.
2. Цели и задачи развития
лесоперерабатывающей отрасли
Целями развития отрасли являются:
- обеспечение условий для стабилизации и прогресса лесопромышленного комплекса как важного фактора экономического развития республики, защита прав и интересов жителей республики, трудовых коллективов и государственных интересов;
- обеспечение рационального и полного использования лесного потенциала республики за счет роста объемов производства и повышения конкурентоспособности продукции отрасли, оптимизации его структуры, вовлечения в производство низкосортной, мелкотоварной и лиственной древесины;
- расширение экспортной деятельности организаций отрасли, а также освоение межрегиональных рынков продукции лесопереработки.
Для достижения вышеуказанных целей необходимо решение следующих задач:
- государственная поддержка и развитие малого бизнеса;
- совершенствование рыночных механизмов и механизмов государственного планирования и регулирования с учетом социально-экономического развития республики и муниципальных образований;
- создание оптимальной схемы размещения отрасли на территории республики, обеспечивающей максимизацию добавленной стоимости на основе замкнутых технологических циклов;
- максимального вовлечения в использовании всех имеющихся лесных ресурсов, особенно в зоне деятельности действующих перерабатывающих предприятий;
- освоение новых лесных массивов и увеличение объемов лесозаготовок путем передачи лесных участков в долгосрочную аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов, что позволит обеспечить развитие дорожной сети и увеличить площади доступных лесных массивов;
- решение вопроса строительства лесовозных дорог круглогодичного пользования;
- привлечение инвестиций для модернизации и технического перевооружения действующих производств, введения в действие новых мощностей и их эффективной эксплуатации;
- повышение производительности труда;
- совершенствование форм, приемов и средств управления производством в организациях отрасли;
- финансовое оздоровление организаций отрасли;
- развитие внешнеэкономических связей.
3. Приоритетные направления развития
лесоперерабатывающей отрасли
Приоритетными направлениями развития отрасли являются:
- разработка и реализация инвестиционных проектов, ориентированных на существенные изменения структуры производства и повышение конкурентоспособности организаций отрасли;
- кардинальное обновление производственного и технологического потенциала, направленное на значительное уменьшение расхода всех видов ресурсов и повышение качества выпускаемой продукции;
- освоение производства новых видов продукции, в первую очередь, современных древесных плитных и строительных материалов, с учетом возможной схемы производства продукции при переработке лесосырьевых ресурсов Республики Тыва;
- освоение экономически и экологически доступных лесных ресурсов с учетом сохранения биоразнообразия и лесной сертификации, сбалансированное внедрение прогрессивных технологий заготовки леса и лесозаготовительных машин нового поколения, освоение лесных труднодоступных районов республики и развитие инфраструктуры отрасли;
- последовательная маркетинговая политика при продвижении на рынки продукции отрасли.
Для реализации вышеперечисленных направлений необходимо комплексное использование следующих мер экономической политики:
организационные меры:
- формирование оптимальной структуры организаций отрасли, ориентированных на платежеспособный спрос;
- создание замкнутых технологических цепочек на базе интегрированных структур, объединяющих заготовку, переработку и сбыт продукции для максимизации добавленной стоимости;
- совершенствование менеджмента организаций отрасли для повышения их инвестиционной привлекательности;
- развитие первичной лесозаготовки, создание пунктов первичной лесопереработки с учетом евростандартов (2011-2016 гг.) будет опираться на освоение крупных лесосырьевых баз (Шивейская, Хутинская, Кугарская) в целях привлечения имеющихся трудовых ресурсов в лесных районах республики;
- решение вопроса по строительству мощного лесоперерабатывающего комплекса в г. Кызыле с полным замкнутым технологическим циклом производства, ориентированным на выпуск высокостоимостной продукции на внешний рынок;
- увеличение рубки главного пользования для развития собственного деревообрабатывающего комплекса республики, создание собственных производств по глубокой переработке лесопромышленной продукции по направлению выпуска качественных пиломатериалов и продукции для строительного комплекса (2016- 2020 гг. );
- совершенствование системы контроля за заготовкой древесины для предотвращения несанкционированных рубок;
- развитие смежных отраслей экономики, использующих продукцию отрасли;
- усиление роли деревянного домостроения;
- подготовка и реализация проектов массового строительства индивидуальных жилых домов с использованием деревянных составляющих на всех его этапах;
- максимальное использование отходов лесопереработки в качестве топлива и других видов продукции;
меры в сфере инновационной и технологической политики:
- внедрение и применение современных технологий по глубокой переработке древесины;
- создание современного производства пиломатериалов клееных конструкций и фанеры, ориентированного на строительный комплекс;
- выпуск изделий деревообработки для строительства экологически чистых деревянных домов с учетом разработки инвестиционных проектов технического перевооружения, реконструкции и создания организаций отрасли;
- освоение и производство топливных пакетов из опилочных и стружечных отходов;
инновационная политика должна быть направлена на:
- техническую и технологическую модернизацию отрасли с целью повышения производительности труда и использование энергосберегающих технологий;
- оснащение организаций отрасли современными высокоэффективными технологиями для комплексной безотходной переработки древесины;
- глубокую переработку древесины с вовлечением в переработку мелкотоварной, низкосортной и лиственной древесины;
- создание лесохимических производств в отрасли (производство дигидрок-верцитина);
- снижение топливно-энергетических затрат с частичной или полной заменой более дорогих видов топлива на древесные отходы;
меры в сфере финансовой политики:
- обеспечение благоприятного инвестиционного климата в отрасли, в том числе за счет развития механизмов государственно-частного партнерства, обеспечения гарантий долгосрочного лесопользования для инвесторов;
- разработка и внедрение современных схем привлечения инвестиций;
- формирование системы лизинга техники и оборудования;
- государственная поддержка мероприятий по финансовому оздоровлению организаций отрасли;
- меры по стимулированию производителей с целью создания республиканской индустрии деревянного домостроения, в том числе предоставление налоговых льгот, государственных гарантий по кредитам на расширение производства, субсидий на снижение кредитных ставок;
- использование системы софинансирования государства и бизнеса при строительстве доступного и комфортного жилья для малоимущих граждан;
- введение системы экономической оценки лесных ресурсов для повышения их инвестиционной привлекательности;
меры в сфере инфраструктурной политики:
- комплексный маркетинг;
- создание сети лесовозных дорог круглогодичного пользования для снижения сезонности лесозаготовок, потребности в оборотных средствах и повышения объемов заготовки и вывоза древесины;
- организация ремонтно-сервисного обслуживания лесозаготовительной техники;
- развитие системы взаимодействия организаций отрасли и финансово-кредитных учреждений;
- развитие системы подготовки кадров для отрасли на базе имеющихся в республике учебных заведений;
меры в сфере воспроизводства лесосырьевых ресурсов и экологической безопасности производства:
- улучшение качественного состава и репродукции лесного фонда;
- сохранение объемов лесовосстановительных работ в целях создания в будущем участков лесного фонда для заготовки древесины в местах, приближенных к пунктам переработки и потребления;
- организация рациональных схем ведения лесозаготовок, в частности, с использованием современных лесозаготовительных комплексов и переработкой древесины в местах заготовки;
- широкое внедрение экологически чистых и ресурсосберегающих технологий, современных машин и оборудования, безопасных химикатов и материалов;
- повышение эффективности очистки сточных вод и снижение вредных газовых выбросов.
4. Реализация основных направлений
развития лесоперерабатывающей отрасли
Предполагается осуществить решение следующих задач:
- оптимальное размещение высокотехнологического производства с учетом состояния и возможностей лесоперерабатывающей отрасли республики;
- формирование условий для реализации инвестиционных проектов, направленных на существенное изменение структуры производства;
- повышение ассортимента и качества продукции;
- развитие производств по первичной переработке древесины в местах ее заготовки (с. Ырбан Тоджинского кожууна, с. Хут Пий-Хемского кожууна, п. Шивей Каа-Хемского кожууна, с. Шуурмак Тес-Хемского кожууна);
- решение вопроса по строительству мощного лесоперерабатывающего комплекса в г. Кызыле с полным замкнутым технологическим циклом производства, ориентированным на выпуск высокостоимостной продукции на внешний рынок;
- создание условий для развития переработки древесных отходов в местах переработки древесины;
- строительство лесных дорог круглогодичного пользования;
- обновление производственного потенциала, направленное на значительное снижение расходов всех видов ресурсов и повышение качества выпускаемой продукции;
- освоение новых лесных труднодоступных районов и развитие их инфраструктуры;
- повышение эффективности лесопромышленной отрасли за счет сбалансированного использования в лесных районах заготавливаемой древесины;
- защита местных производителей и активное продвижение на экспорт их продукции.
5. Механизмы реализации Концепции
Для достижения целей, обозначенных в Концепции, предполагается использовать следующие механизмы реализации:
- разработка республиканской целевой программы "Развитие производственных мощностей по глубокой переработке древесины и освоение новых лесных массивов Республики Тыва";
- формирование государственного заказа на продукцию отрасли для регионального потребления;
- выявление спроса на продукцию отрасли и осуществление товарообменных операций со странами ближнего зарубежья;
- передача в аренду участков лесного фонда организациям отрасли и мониторинг их использования;
- использование финансовых механизмов государственной поддержки организаций отрасли при реализации инвестиционных проектов, направленных на достижение поставленных целей;
- мониторинг реализации Концепции;
- информационное обеспечение процесса реализации Концепции.
6. Ожидаемые результаты
Реализация настоящей Концепции позволит:
- качественно улучшить структуру товарной продукции, повысить конкурентоспособность продукции организаций отрасли;
- увеличить объемы поставок продукции на внутренний рынок республики, межрегиональный и международный рынки;
- снизить отрицательное влияние на окружающую среду;
- увеличить доходы организаций отрасли;
- повысить производительность труда, занятость населения и рост заработной платы в организациях отрасли;
- увеличить налогооблагаемую базу организаций отрасли и поступления налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.
Основные показатели реализации Концепции приведены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели |
Единица измерения |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2020 г. |
Освоение расчетной лесосеки |
% |
3,2 |
2,8 |
3,0 |
3,2 |
3,4 |
3,6 |
3,8 |
Объем лесозаготовок |
тыс. куб. м |
78,6 |
50,0 |
65,0 |
80,0 |
95,0 |
115,0 |
130,0 |
Объем производства пиломатериалов |
тыс. куб. м |
29,5 |
15,0 |
30,0 |
40,0 |
50,0 |
60,0 |
70,0 |
Численность работающих в ЛПК |
чел. |
250 |
250 |
255 |
300 |
345 |
390 |
435 |
Дополнительные рабочие места |
чел. |
25 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
8737 |
9000 |
9200 |
9500 |
10500 |
11000 |
12000 |
Товарная продукция |
тыс. рублей |
38723 |
24632 |
32022 |
39408 |
46797 |
56649 |
64038 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях рационального и полного использования лесного потенциала Республики Тыва утверждена Концепция развития лесоперерабатывающей отрасли Республики Тыва на 2012 - 2020 годы. Определены стратегические цели и приоритеты экономической политики Республики Тыва в указанной сфере, проблемы и основные направления государственного регулирования деятельности отрасли.
Данная концепция нацелена на решение задач по государственной поддержке и развитию малого бизнеса; созданию оптимальной схемы размещения отрасли на территории республики; максимальному вовлечению в использовании всех имеющихся лесных ресурсов, особенно в зоне деятельности действующих перерабатывающих предприятий; освоению новых лесных массивов и увеличению объемов лесозаготовок путем передачи лесных участков в долгосрочную аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов, что позволит обеспечить развитие дорожной сети и увеличить площади доступных лесных массивов.
Для решения поставленных задач предполагается разработать республиканскую целевую программу "Развитие производственных мощностей по глубокой переработке древесины и освоение новых лесных массивов Республики Тыва"; сформировать государственный заказ на продукцию отрасли для регионального потребления; передать в аренду участки лесного фонда организациям отрасли и осуществлять мониторинг их использования; использовать финансовые механизмы государственной поддержки организаций отрасли при реализации инвестиционных проектов.
Постановление Правительства Республики Тыва от 23 декабря 2011 г. N 742 "О Концепции развития лесоперерабатывающей отрасли Республики Тыва на 2012 - 2020 годы"
Текст постановления официально опубликован не был