Настоящий Закон устанавливает правовые основы деятельности в области землеустройства, порядок проведения землеустройства и направлен на регулирование взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, граждан и юридических лиц в обеспечении рационального использования и охраны земельных ресурсов.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются основные понятия:
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 3 июля 2003 г. пункт 1 статьи 1 настоящего Закона в части, устанавливающей, что землеустройство - система мероприятий, обеспечивающих регулирование земельных отношений, изучение, планирование, организацию использования и охраны земель, упорядочение объектов землеустройства, составление межхозяйственных и внутрихозяйственных проектов землеустройства; признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента вступления решения в законную силу
землеустройство - система мероприятий, обеспечивающих регулирование земельных отношений, изучение, планирование, организацию использования и охраны земель, упорядочение объектов землеустройства, составление межхозяйственных и внутрихозяйственных проектов землеустройства;
землеустроительная деятельность - научная, техническая, управленческая деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, органов исполнительной власти по управлению земельными ресурсами, граждан и юридических лиц, осуществляемая при землеустройстве;
землеустроительная документация - совокупность документов и материалов, полученных в результате осуществления землеустройства;
землеустроительные мероприятия - предусмотренные землеустроительной документацией мероприятия по формированию и закреплению в натуре (на местности) границ земельных участков, по организации рационального использования и охраны земель с учетом их целевого назначения и разрешенного использования;
земельный участок - часть поверхности земли, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю;
формирование земельного участка - комплекс работ по установлению местоположения, границ, площади земельного участка, других характеристик, отражаемых в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю;
межевание земель - комплекс работ по установлению (восстановлению) в натуре (на местности) границ административно-территориального образования, земельного участка с закреплением их межевыми знаками установленного образца и привязкой к пунктам опорной межевой сети;
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 3 июля 2003 г. пункт 8 статьи 1 настоящего Закона в части, предусматривающей, что объекты землеустройства - территория административно-территориального образования или его части, земельные участки, в отношении которых осуществляется землеустройство; признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента вступления решения в законную силу
объекты землеустройства - территория административно-территориального образования или его части, земельные участки, в отношении которых осуществляется землеустройство;
государственный фонд землеустроительной документации - совокупность землеустроительной документации, подлежащей длительному хранению в республиканском органе по управлению земельными ресурсами в целях ее дальнейшего использования.
Внутрихозяйственное землеустройство - система мероприятий по организации территории сельскохозяйственных организаций и аратских (крестьянских) хозяйств в границах их землепользовании.
Межхозяйственное землеустройство - система правовых, социально-экономических и технических мероприятий, обеспечивающих перераспределение земель, формирование рационального землепользования и землевладения, предоставление и изъятие земель для сельскохозяйственных и несельскохозяйственных целей, наделение земельными участками граждан и юридических лиц, установление и изменение границ и площадей земельных участков.
Статья 2. Правовое регулирование землеустройства
Правовое регулирование землеустройства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Тыва, другими законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Республики Тыва и настоящим Законом.
Статья 3. Назначение землеустройства
1. Землеустройство обеспечивает:
регулирование и совершенствование земельных отношений;
планирование и организацию рационального использования и охраны земель;
создание организационных и территориальных условий для эффективного хозяйствования на земле;
образование новых и упорядочение существующих земельных участков;
перераспределение земель по формам собственности и субъектам прав на землю, создание специальных фондов земель;
установление границ административно-территориальных образований, черты городов и других поселений;
закрепление границ земельных участков в натуре (на местности);
создание условий для компактного размещения земельных участков с учетом экономических требований;
внутрихозяйственную организацию территории;
подготовку землеустроительной документации, необходимой для принятия органами государственной власти Российской Федерации и Республики Тыва, органами местного самоуправления решений по управлению земельными ресурсами, а также для осуществления оборота земель и государственной регистрации прав на землю;
создание информационной базы для ведения земельного кадастра, мониторинга земель, государственного контроля за использованием и охраной земель, разработки градостроительной документации и осуществления иных функций государственного управления земельными ресурсами.
2. Землеустройство осуществляется по следующим основным направлениям:
изучение состояния земель;
планирование и организация рационального использования и охраны земель;
межхозяйственное землеустройство;
Статья 4. Принципы землеустройства
При проведении землеустройства должны учитываться следующие принципы:
обеспечение интересов субъектов прав на землю и населения, проживающего на территории, затрагиваемой землеустройством;
обеспечение приоритета экологических требований над экономической целесообразностью использования земель;
сохранение и бережное использование земельных ресурсов и природных ландшафтов;
создание равных организационно-территориальных условий для различных форм хозяйствования и развития всех отраслей экономики;
учет перспектив и комплексности развития территорий;
гласность в принятии и реализации землеустроительных мероприятий;
учет пригодности земель сельскохозяйственного назначения для предусмотренного целевого использования;
обеспечение компактности при формировании земельных участков, оптимальности их по площади и конфигурации, удобного доступа к ним;
недопущение дробления земельных участков и чересполосицы, приводящих к невозможности использования их по целевому назначению.
Статья 5. Обязательность землеустройства
1. Землеустройство проводится в обязательном порядке, на землях всех категорий независимо от форм собственности и их целевого назначения.
2. Установленные утвержденной землеустроительной документацией мероприятия по формированию и организации территории объекта землеустройства, рациональному использованию и охране земель, границы земельных участков и земель, ограниченных и обремененных в их использовании, являются обязательными для исполнения владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления.
3. Землеустройство, проведенное до введения в действие настоящего Закона, признается имеющим юридическую силу в той мере, в которой оно не противоречит действующему законодательству, при условии сохранения границ и правового статуса земельного участка,
4. Землевладельцы, землепользователи и арендаторы при проведении землеустройства обязаны обеспечить доступ ко всем земельным участкам, затрагиваемым землеустройством.
Статья 6. Открытость сведений о землеустройстве
1. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа. Республиканский орган исполнительной власти по управлению земельными ресурсами и его органы на местах обязаны в установленном порядке представлять сведения, содержащиеся в землеустроительной документации, о любом земельном участке любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - предъявившему документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
2. Заявителю в течение десяти дней должны быть выданы запрашиваемые сведения или мотивированный отказ в письменной форме, который может быть им обжалован в суд.
3. Сведения, содержащиеся в землеустроительной документации, предоставляются за плату, если иное не установлено законом.
4. В бесплатном порядке предоставляются сведения, содержащиеся в землеустроительной документации, по обоснованным запросам:
органов государственной власти Республики Тыва и органов местного самоуправления;
правоохранительных органов и судов - по находящимся в производстве делам;
налоговых органов на территории, находящейся под их юрисдикцией; органов государственной статистики.
Глава II. Управление землеустроительной деятельностью
Статья 7. Государственное управление землеустройством
1. Управление землеустройством осуществляется Правительством Республики Тыва, республиканским органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами и органами местного самоуправления.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N 92-Г03-5 признан противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента издания пункт 2 статьи 7 настоящего Закона в части "принятия нормативных актов по землеустройству", "координация деятельности органов местного самоуправления в области землеустройства"
2. К ведению Правительства Республики Тыва относится принятие нормативных и правовых актов по землеустройству, финансирование и организация осуществления землеустройства в соответствии с региональными программами, координация деятельности органов местного самоуправления в области землеустройства, а также организация и осуществление землеустройства на землях, находящихся в собственности Республики Тыва.
3. Органы местного самоуправления организуют землеустройство в пределах территории муниципального образования.
4. Республиканский орган исполнительной власти по управлению земельными ресурсами:
обеспечивает осуществление государственной политики в области землеустройства;
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N 92-Г03-5 признан противоречащими федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента издания подпункт 7 пункта 4 статьи 7 настоящего Закона
разрабатывает концепцию и программы проведения землеустройства;
разрабатывает проекты правовых и нормативных актов по вопросам землеустройства;
осуществляет научное, методическое и материально-техническое обеспечение землеустройства;
организует проведение работ по землеустройству;
способствует развитию сферы землеустроительных услуг на принципах рыночных отношений;
организует контроль за проведением землеустройства и осуществлением мероприятий, определенных землеустроительной документацией;
проводит государственную экспертизу землеустроительной документации;
осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством;
выступает заказчиком проектно-изыскательских, научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, связанных с проведением землеустройства.
Статья 8. Нормативные документы по землеустройству
1. Нормативные документы по осуществлению землеустройства устанавливают порядок организации и выполнения землеустроительных работ, их состав, содержание, требования к ним, нормы и правила их выполнения.
Органы государственной власти Республики Тыва, с учетом особенностей природных, экономических, социальных и иных условий, разрабатывают, утверждают нормативные документы по осуществлению землеустройства, детализирующие федеральные нормативные документы.
2. Нормативные документы по осуществлению землеустройства обязательны для использования всеми субъектами землеустроительной деятельности и являются основой для проведения государственной землеустроительной экспертизы, осуществления контроля при выполнении землеустроительных работ и решения спорных вопросов.
Статья 9. Основания для проведения землеустройства
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 3 июля 2003 г. пункт 1 статьи 9 настоящего Закона в части, устанавливающей, что землеустройство проводится на основании заявления (ходатайства) владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, а также граждан и юридических лиц, претендующих на предоставление им земельных участков; признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента вступления решения в законную силу
1. Землеустройство проводится на основании:
заявления (ходатайства) владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, а также граждан и юридических лиц, претендующих на предоставление им земельных участков;
решения Правительства Республики Тыва;
инициативы республиканского органа исполнительной власти по управлению земельными ресурсами, органов сельского хозяйства, других заинтересованных органов;
инициативы органов местного самоуправления.
2. К заявлению (ходатайству) должны быть приложены документы, обосновывающие необходимость проведения землеустройства, и даны гарантии обеспечения финансирования.
При подаче ходатайства о проведении землеустройства, связанного с оборотом земельных участков, к заявлению (ходатайству) должны быть также приложены документы, удостоверяющие право на землю.
3. При проведении землеустройства по решению Правительства Республики Тыва должно быть принято соответствующее постановление (распоряжение), в котором указывается цель проведения землеустройства, вид работ, источник финансирования и другие обоснования.
Статья 10. Участники отношений, возникающих при землеустройстве
1. Участниками отношений, возникающих при землеустройстве, являются владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков, граждане и юридические лица, претендующие на предоставление им земельным участков, в том числе иностранные граждане и иностранные юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления (в дальнейшем "субъекты землеустроительной деятельности").
2. Общественные организации, граждане и их объединения, интересы которых затрагиваются землеустройством, могут:
участвовать в обсуждении вопросов землеустройства и получать информацию о ходе и результатах землеустройства, затрагивающих их интересы;
обжаловать неправомерные действия, затрагивающие их интересы в процессе землеустройства, в соответствии с законодательством.
3. Землеустройство проводится при участии заинтересованных сторон или их полномочных представителей.
При проведении землеустройства обеспечивается учет интересов всех его участников.
Статья 11. Заказчики и разработчики землеустроительной документации
1. Заказчиками землеустроительной документации являются субъекты землеустроительной деятельности, указанные в пункте 1 статьи 10 настоящего Закона, принявшие решение или возбудившие ходатайство о проведении землеустройства и обеспечивающие финансирование землеустроительных работ.
2. Разработчиками землеустроительной документации являются научно-исследовательские и проектно-изыскательские организации по землеустройству, другие организации и физические лица, получившие в установленном порядке лицензии на выполнение землеустроительных работ.
3. Взаимоотношения между заказчиком и разработчиком землеустроительной документации регулируются законодательством и договором между ними.
4. Отбор разработчиков землеустроительной документации при проведении землеустроительных работ за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется на конкурсной основе республиканским органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами в установленном порядке.
5. Разработчик землеустроительной документации обязан:
соблюдать земельное законодательство Республики Тыва и Российской Федерации, правовые и нормативные акты Республики Тыва и Российской Федерации, экологические нормы и правила, а также требования инструкций, технических и методических указаний по проведению землеустроительных работ;
письменно уведомлять субъектов землеустройства о начале проведения землеустроительных работ;
соблюдать требования законодательства о государственной тайне в отношении информации, полученной в связи с проведением землеустройства;
соблюдать права и законные интересы лиц, которые могут быть затронуты при проведении землеустройства.
6. Разработчик землеустроительной документации несет ответственность за достоверность, качество и экологическую безопасность мероприятий, предусмотренных землеустроительной документацией.
Статья 12. Источники финансирования землеустройства
1. Источниками финансирования землеустройства являются:
средства федерального бюджета;
средства бюджета Республики Тыва;
средства бюджета муниципального образования;
средства граждан и юридических лиц - при проведении землеустройства по их ходатайству.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 3 июля 2003 г. пункт 2 статьи 12 настоящего Закона, предусматривающему, что для финансирования землеустроительной деятельности могут создаваться специализированные внебюджетные фонды, признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента вступления решения в законную силу
2. Для финансирования землеустроительной деятельности могут создаваться специализированные внебюджетные фонды.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 августа 2003 г. N 92-Г03-5 признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не порождающей правовых последствий с момента издания статья 13 настоящего Закона
Статья 13. Государственный контроль за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий
Государственный контроль за проведением землеустройства, осуществлением землеустроительных мероприятий и соблюдением установленных требований нормативных документов при разработке землеустроительной документации осуществляется республиканским органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами и его органами на местах.
Глава III. Изучение состояния земель
Статья 14. Цели и виды работ по изучению состояния земель
1. Изучение состояния земель проводится с целью получения информации о количественном и качественном состоянии и использовании земель, обеспечения экономического механизма регулирования земельных отношений, оборота земель, совершенствования платежей за землю, разработки землеустроительных проектов, учета земельных ресурсов.
2. Изучение состояния земель включает:
топографо-геодезические и картографические работы;
почвенные, агрохимические геоботанические и другие обследования;
ресурсную оценку земель в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; инвентаризацию земель;
составление, подготовку к изданию и издание специальных тематических карт и атласов состояния и использования земель.
Статья 15. Топографо-геодезические и картографические работы
1. Материалы топографо-геодезических и картографических работ являются планово-картографической основой для разработки схем и проектов землеустройства, проведения почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследований, инвентаризации земель, формирования земельных участков, ведения государственного учета, оценки и мониторинга земель, составления специальных тематических карт.
2. Информационное содержание, масштаб топографо-геодезических и картографических материалов определяются конкретной целью использования этих материалов.
Статья 16. Почвенные, агрохимические, геоботанические и другие обследования
1. Почвенные, агрохимические, геоботанические и другие обследования и изыскания проводятся на землях всех категорий и форм собственности с целью получения информации о качественном состоянии земель, разработки мероприятий по организации их рационального использования и охраны, повышения плодородия почв, ведения земельного кадастра и мониторинга земель, а также для целей градостроительного проектирования.
2. Обследование проводится с целью выявления земель, подверженных водной и ветровой эрозии, подтоплению, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, биогенному заражению, и разработки на этой основе мероприятий по рекультивации, консервации, введению ограничений в использовании земель, восстановлению и повышению плодородия почв, по улучшению природных ландшафтов.
Статья 17. Ресурсная оценка земель в районах Крайнего Севера
Ресурсная оценка земель в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, проводится с целью установления продуктивности оленьих пастбищ, охотничьих угодий, рыбных промыслов и других возобновляемых биологических ресурсов и разработки предложений по осуществлению традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов Крайнего Севера.
Статья 18. Инвентаризация земель
1. Инвентаризация земель проводится с целью уточнения (установления) местоположения, границ, размеров, правового статуса, фактического целевого использования, других необходимых количественных и качественных характеристик земельных участков, отражаемых в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю и принятия на этой основе решений об упорядочении использования земель, а также об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель.
2. В зависимости от поставленных целей может проводиться полная или целевая инвентаризация земель.
Полная инвентаризация земель проводится на территории Республики Тыва на землях всех категорий, независимо от форм собственности на землю, с уточнением (установлением) характеристик земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи.
Целевая инвентаризация земель проводится на землях отдельных категорий, муниципальных образований, в зонах проявления негативных процессов, по группам или отдельным земельным участкам.
При целевой инвентаризации информация о состоянии и использовании земельных участков может уточняться по всем или отдельным характеристикам, указанным в пункте 1 настоящей статьи.
3. Инвентаризация земель, в зависимости от целей, проводится по решению Правительства Республики Тыва, органов местного самоуправления либо по ходатайству землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
Статья 19. Специальные тематические карты и атласы
Специальные тематические карты и атласы составляются с целью отображения комплексной характеристики состояния и использования земель, мероприятий по организации их рационального использования и охраны, перспектив использования земель, данных зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, принятых решений по управлению земельными ресурсами.
Глава IV. Планирование и организация рационального
использования, охраны земель
Статья 20. Планирование использования и охраны земель
1. Планирование использования и охраны земель осуществляется в целях определения долгосрочной или краткосрочной перспективы рационального использования земель всех категорий, независимо от форм собственности на землю и форм хозяйствования, разработки предложений для принятия решений по перераспределению земель с учетом потребности агропромышленного комплекса, лесного хозяйства, развития городов, других поселений и систем расселения, промышленности, горнодобывающих отраслей, территории природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, историко-культурного назначения, создания фонда перераспределения земель с целью обеспечения земельными участками граждан для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и организации аратских (крестьянских) хозяйств и других надобностей, обеспечения мероприятий по охране земель.
2. Планирование использования и охраны земель осуществляется на основе разработки:
федеральных и региональных прогнозов и программ использования и охраны земель;
схем природно-сельскохозяйственного районирования и зонирования земель;
схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных объединений;
схем формирования специальных резервных фондов земель (массивов земельных участков);
планов земельно-хозяйственного устройства не подлежащих застройке и временно не застроенных земель городов и поселений;
схем отнесения земель к федеральной собственности, собственности Республики Тыва.
Статья 21. Организация рационального использования, охраны земель
1. Организация рационального использования, охраны и улучшения земель включает систему мероприятий по формированию устойчивого землепользования и обоснованию размещения в соответствии с экологическими и экономическими требованиями компактных и оптимальных по площади земельных участков, созданию благоприятных территориальных условий для эффективного ведения сельскохозяйственной и иной хозяйственной деятельности, устойчивому развитию городов и поселений, разработке мер по охране и улучшению земель.
2. Система мероприятий по организации рационального использования, охраны земель осуществляется на основе разработки и реализации проектов:
перераспределения земель;
организации территорий при разработке соответствующих разделов градостроительной документации;
внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий, кооперативов, аратских (крестьянских) хозяйств;
организации территорий оленеводческо-промысловых хозяйств;
размещения и установления границ территорий традиционного природопользования в местах проживания малочисленных народов Севера;
обоснования размещения и установления границ земель с особым правовым режимом использования;
организации территорий садоводческих, огороднических объединений граждан.
Статья 22. Особенности внутрихозяйственного землеустройства
1. Устройство территории и территориальной организации производства сельскохозяйственной организации, аратского (крестьянского) хозяйства в границах их земельных участков, проводимое землеустройством, должно обеспечивать эффективное ведение сельскохозяйственного производства, внедрение почвозащитных, природоохранных и мелиоративных комплексов, связанных с использованием земель.
2. При внутрихозяйственном землеустройстве необходимо обеспечить:
сбалансированность территории хозяйства с качественными и количественными показателями земли, наличием трудовых и материальных ресурсов, специализацией производства, оптимальным размером производства товарной продукции;
стабильность территории хозяйства и сельскохозяйственного производства;
возможность размещения и комплексного использования объектов производственной и инженерной инфраструктуры и мелиоративных систем;
создание условий сохранения ценных сельскохозяйственных угодий, воспроизводство плодородия почв и улучшения природных ландшафтов;
комплексное использование мелиоративных систем и объектов инженерной инфраструктуры территории;
оптимальность размещения и организации производства, взаимосвязи между объектами производства и поселениями.
Статья 23. Особенности землеустройства в городах и других поселениях
1. Землеустройство в городах и других поселениях должно проводиться взаимоувязано с осуществлением градостроительной деятельности.
Землеустроительная и градостроительная документация соответствующих уровней обязаны дополнять друг друга.
2. Планы земельно-хозяйственного устройства, использования земель городов и других поселений, разрабатываются, как правило, одновременно с генеральными планами городов и других поселений.
3. Проекты межевания земель разрабатываются на основе соответствующих проектов планировки частей поселений.
Глава V. Межхозяйственное землеустройство и межевание земель
Статья 24. Цели и виды работ при межхозяйственном землеустройстве
1. Межхозяйственное землеустройство проводится на землях всех категорий с целью создания территориальных условий для функционирования всех отраслей экономики, формирования и совершенствования рациональной системы устойчивого землепользования сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, обеспечения точности и бесспорности установления в натуре (на местности) границ землепользовании, административно-территориальных образований, специальных земельных фондов, территорий с особыми режимами использования и обремененных правами иных лиц.
2. Межхозяйственное землеустройство включает следующие виды работ:
1) составление проектов образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства;
2) формирование земельного участка;
3) межевание земель.
Статья 25. Составление проектов образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства
1. Составление проектов образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства производится:
1) при изменении границ и размеров объектов землеустройства при их укрупнении, разукрупнении, перераспределении земель между ними, передачи части земель в ведение органов местного самоуправления, выделении земель для организации аратских (крестьянских) хозяйств, реорганизации сельскохозяйственных организаций;
2) с целью консолидации земельных участков и устранения чересполосицы, вкрапливания, дальноземелья, изломанности границ и экологически нецелесообразного их расположения.
2. При составлении проекта образования новых и упорядочения существующих объектов землеустройства определяются:
1) размеры и границы объектов землеустройства с учетом их специализации, возможного объема производственно-хозяйственной деятельности, развития инженерной и социальной инфраструктуры;
2) границы земель с особым режимом использования земель и обремененных правами иных лиц;
3) порядок, условия и сроки перехода к пользованию земельными участками в новых границах.
Статья 26. Формирование земельного участка
1. Формирование земельного участка, как объекта недвижимости, должно осуществляться при:
предоставлении гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
изъятии (выкупе) земельных участков для государственных и муниципальных нужд;
совершении гражданами и юридическими лицами сделок, связанных с оборотом, обменом земельных участков или их частей и переходом прав на землю;
выделении в натуре (на местности) земельных участков в счет земельных долей;
подготовке к продаже на конкурсе или аукционе права застройки незанятых государственных и муниципальных земель, либо для строительного подряда для промышленных, транспортных, коммерческих и иных целей;
разделе земельного участка по решению суда;
проведении инвентаризации земель.
2. Формирование земельного участка может осуществляться при иных действиях граждан и юридических лиц, а также при возникновении обстоятельств, с которыми закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение прав на земельные участки и обязанности по их использованию.
Статья 27. Организация землеустроительных работ, связанных с формированием земельных участков
1. Землеустроительные работы, связанные с формированием земельных участков, выполняются по ходатайству граждан и юридических лиц либо по решению органов государственной власти и местного самоуправления в случаях, указанных в пункте 1 статьи 26 настоящего Закона.
2. Граждане и юридические лица (заказчики землеустроительной документации) имеют право на выбор организации или частного лица для заключения с ними договора на производство необходимых работ.
3. После заключения договора субъект землеустроительной деятельности имеет право получать от ведомственного землеустроительного фонда и других организаций в установленном порядке информацию и исходные материалы и данные, необходимые для формирования земельного участка и проведения согласований.
4. Согласованные в установленном порядке материалы по формированию земельного участка (землеустроительное дело) проверяются и принимаются республиканским органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами и служат исходными данными для присвоения земельному участку соответствующего кадастрового номера, установления границ земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц, и для государственной регистрации прав на землю.
Статья 28. Общие требования к формированию земельных участков
1. Формирование земельных участков осуществляется по объективному принципу - для каждого субъекта права на землю и объекта недвижимости выделение земельного участка, имеющего присущие только ему индивидуальные характеристики: местоположение, границы, площадь, координаты поворотных точек, ограничения и обременения по использованию земель и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.
Границы земельных участков формируются (уточняются) с учетом целевого назначения, фактического использования, действующих норм отвода земель для различных нужд, компактного размещения, соблюдения природоохранного законодательства, градостроительных, санитарных, противопожарных, иных норм и правил с использованием имеющейся землеустроительной и градостроительной документации.
Формирование (уточнение) границ земельного участка проводится на планово-картографических материалах соответствующих масштабов, обеспечивающих необходимую точность определения координат точек границ и размера земельного участка.
2. При формировании земельных участков под объектами недвижимости включаются площади, непосредственно занятые этими объектами, а также прилегающие территории, необходимые для обеспечения функционирования (обслуживания) конкретного объекта недвижимости. Одновременно устанавливаются границы земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц (сервитутами).
3. Размер сформированного на планово-картографическом материале земельного участка и измеренного в натуре (на местности) может иметь отличие не более одного процента от его общей площади.
4. Земельный участок является неделимым, если в результате раздела использование его по целевому назначению или образование кадастровой единицы становится невозможным.
5. При наличии кондоминиума формируется единый земельный участок с определением доли каждого участника кондоминимума в процентом отношении.
6. По каждому сформированному земельному участку составляется план границ земельного участка.
7. Земли лесного фонда являются государственной собственностью и передаются в пользование на правах аренды. Оборот лесного фонда не допускается.
Участки лесного фонда, попадающие в границу отвода земельного участка, выделяются в плане границ земельного участка с одновременным решением вопроса об аренде или об исключении лесной площади из общей площади испрашиваемого земельного участка.
Статья 29. Особенности формирования земельных участков
1. Формирование земельных участков при предоставлении их гражданам и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется при условии:
подачи ходатайства о предоставлении земельного участка в орган исполнительной власти по месту расположения испрашиваемого земельного участка;
предварительного выбора и согласования места размещения земельного участка (предварительное согласование не проводится при предоставлении земельного участка для сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства объектов в городах и других поселениях в соответствии с градостроительной документацией по застройке их территории, а также при предоставлении земель гражданам);
выявления объектов, вызывающих необходимость установления ограничений в использовании земель и обременении земельного участка правами иных лиц, и установление границ земель, ограниченных в использовании и обремененных сервитутом;
проведения изысканий и разработки проектной документации;
согласования местоположения, границ и размеров земельного участка с заинтересованными субъектами землеустройства, а также с гражданами и юридическими лицами, земельные участки которых примыкают к землеустраиваемому объекту;
подготовки плана границ земельного участка;
оценки земельного участка, определения, при необходимости, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, убытков, включая упущенную выгоду;
принятия соответствующим органом постановления об изъятии (выкупе) и предоставлении земельного участка;
установления и закрепления границ земельного участка в натуре (на местности);
подготовки материалов, необходимых для государственной регистрации прав на землю.
2. При изъятии (выкупе) земельных участков для государственных и муниципальных нужд формирование земельных участков проводится на основании решения Правительства Республики Тыва об изъятии (выкупе) для этих целей земельных участков для строительства объектов в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи.
3. При совершении гражданами и юридическими лицами сделок, связанных с оборотом, обменом земельных участков или их частей и переходом прав на землю, формирование земельных участков производится только при отсутствии плана границ земельного участка.
В этих случаях, а также при разделе или объединении земельных участков формирование земельного участка и изготовление плана его границ производится по данным съемки в натуре (на местности).
При возникновении у граждан и юридических лиц сомнений в достоверности имеющегося плана границ земельного участка, по их желанию и за их счет может быть произведена съемка земельного участка в натуре (на местности) с изготовлением в установленном порядке нового плана его границ.
4. Формирование земельных участков, выставляемых на конкурс или аукцион на право застройки незанятых государственных и муниципальных земель, либо для строительного подряда для промышленных, транспортных коммерческих и иных целей, производится в соответствии с градостроительной документацией и потребностями развития территорий городов и других поселений, а для сельскохозяйственных целей - в соответствии с землеустроительной документацией. Аукцион может быть объявлен только после установления местоположения, границ, размера земельного участка и его целевого назначения. Победителю выдается план границ земельного участка с описанием его местоположения, площади и других данных, необходимых для оформления прав на землю.
5. Выделение земельных участков в счет земельных долей производится по ходатайству собственников земельных долей согласно местоположению земельных массивов, определенных в установленном порядке проектами перераспределения земель, размещения аратских (крестьянских) и личных подсобных хозяйств, а при отсутствии проектов - по соглашению между собственниками земельных долей.
В соответствии с установленным местоположением земельного участка орган местного самоуправления принимает решение о выделении его заявителю.
6. При разделе земельного участка по решению суда производится съемка границ земельных участков в натуре (на местности) согласно долям, определенным решением суда. На основании проведенных полевых работ определяются местоположение, границы, площадь каждой части земельного участка.
7. Одновременно с проведением инвентаризации земель формирование земельных участков осуществляется по тем из них, на которые отсутствуют ранее выданные документы, удостоверяющие право на землю, с планом границ земельного участка, также по земельным участкам, не имеющим в натуре (на местности) ясно обозначенных границ. Границы и размеры таких земельных участков определяются исходя из установленных норм предоставления земельных участков для различного целевого использования, а также с учетом функционального назначения расположенных на земельном участке объектов недвижимости, соблюдения противопожарных, санитарных, строительных и иных норм. Формирование земельных участков может осуществляться с использованием планово-картографических материалов новых съемок, а также аэрофотогеодезическими, геодезическими и другими методами, обеспечивающими необходимую точность местоположения их границ и размера.
По результатам инвентаризации земель и формирования земельных участков составляется сводный кадастровый план, служащий основой для изготовления плана границ по каждому отдельному земельному участку (землепользованию) и государственной регистрации прав на землю.
Статья 30. План границ земельного участка
1. План границ земельного участка является графическим документом, подтверждающим его местоположение, размер, размещение внешних границ и границ земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц, а также объектов недвижимости, прочно связанных с земельным участком.
2. План границ земельного участка может быть изготовлен:
с использованием доброкачественного планово-картографического материала и определением координат точек границ земельного участка или мер линий графическим, аналитическим и другими методами;
по данным измерений, полученным при съемке земельного участка в натуре (на местности) или при межевании земель.
3. Технические требования к изготовлению и оформлению плана границ земельного участка устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами.
4. Границы земельного участка наносятся на соответствующий дежурный кадастровый план, и участку присваивается кадастровый номер.
Статья 31. Межевание земель
1. Межевание земель должно обеспечивать бесспорное определение в натуре (на местности) положение границ земельных участков (межевых знаков и граничных линий).
2. Межевание земель может производиться геодезическими, аэрофотогеодезическими и другими методами, обеспечивающими необходимую точность определения координат точек границ и размера земельного участка на основании землеустроительной и градоустроительной документации
3. Границы земельных участков в натуре (на местности) должны закрепляться долговременными межевыми знаками. Допускается закрепление границ земельных участков без установки долговременных межевых знаков в случае их совпадения с естественными и искусственными линейными сооружениями и рубежами (реками, ручьями, каналами, лесополосами, дорогами, дорожными сооружениями, заборами, изгородями, фасадами зданий и другими линейными сооружениями и рубежами).
4. Координаты опорной межевой сети и межевых знаков определяются в общегосударственной или местной системах координат. При этом должна быть обеспечена связь местных систем общегосударственной системой координат.
5. Пункты опорной межевой сети являются государственной собственностью и после закладки сдаются по акту на наблюдение за сохранностью:
кожуунной, городской, поселковой или сельской администрации, если они построены на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
владельцу, пользователю земельного участка, если они находятся на его земельном участке.
Пункты опорной межевой сети отражаются на земельно-кадастровой карте, копия которой и каталоги координат опорной межевой сети и межевых знаков, наряду с другими материалами, сдаются в землеустроительный фонд.
6. Межевые знаки сдаются по акту на наблюдение за сохранностью гражданам и юридическим лицам, во владении и пользовании которых находятся земельные участки.
Снос и восстановление утраченных знаков проводится с разрешения кожуунных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству.
7. Контроль за соблюдением технических требований к межеванию земель и охраной межевых знаков осуществляется республиканским органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами и его органами на местах.
Глава VI. Землеустроительная документация
Статья 32. Состав землеустроительной документации
Землеустроительная документация включает:
региональные программы использования и охраны земель;
схемы отнесения земель к федеральной собственности, собственности Республики Тыва;
материалы зонирования и природно-сельскохозяйственного районирования земель, размещения и установления границ особо охраняемых территорий, территорий традиционного природопользования в местах проживания коренных малочисленных народов Севера;
схемы землеустройства административно-территориальных образований, схемы городского землепользования, схемы формирования специальных фондов земель, планы земельно-хозяйственного устройства не подлежащих застройке и временно не застраиваемых земель городов и поселков;
проекты перераспределения земель, образования новых и упорядочения существующих земельных участков, организации их территорий, внутрихозяйственного землеустройства, организации территории садоводческих, огороднических объединений граждан;
материалы по формированию земельных участков, межеванию земель, изготовлению плана границ земельного участка, закреплению и изменению на местности черты поселений;
проекты рекультивации нарушенных земель, защиты почв от эрозии селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, негативных геологических процессов и явлений, восстановления и консервации земель, загрязненных отходами производства, радиоактивными и химическими веществами, улучшения сельскохозяйственных угодий, освоения новых земель, сохранения и повышения плодородия почв;
материалы топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ по землеустройству;
материалы по установлению границ земель, ограниченных в использовании и обремененных правами иных лиц;
материалы по выявлению и консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель;
материалы по инвентаризации земель, систематическому выявлению неиспользуемых, нерационально используемых и используемых не по целевому назначению земель и формированию фонда перераспределения земель;
специальные тематические карты и атласы состояния и использования земельных ресурсов.
Статья 33. Согласование землеустроительной документации
1. Землеустроительная документация согласовывается с владельцами, пользователями земельных участков, на которых проводится землеустройство, с заинтересованными государственными и общественными организациями и учреждениями, республиканским органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами или его территориальными органами, а при необходимости с другими гражданами, юридическими лицами, права и законные интересы которых затрагиваются землеустройством.
2. Землеустроительная документация подлежит государственной экологической экспертизе в случаях и порядке, установленных законодательством об экологической экспертизе.
Статья 34. Утверждение землеустроительной документации
1. Землеустроительная документация, указанная в статье 32 настоящего Закона, согласованная в установленном порядке, утверждается в зависимости от уровня разрабатываемой документации:
Правительством Республики Тыва - землеустроительная документация, связанная с выполнением работ, имеющих региональное значение и на землях, отнесенных к собственности Республики Тыва;
органами местного самоуправления - землеустроительная документация, связанная с выполнением работ на землях, находящихся в их ведении;
землевладельцами, землепользователями, арендаторами земельных участков - проекты внутрихозяйственного землеустройства и рабочие проекты, разрабатываемые и осуществляемые за счет их средств.
2. Утверждение рабочих проектов на проведение мероприятий, предусмотренных землеустроительной документацией, производится в соответствии с действующими строительными нормами и правилами (СНиП).
3. Землеустроительная документация, связанная с формированием границ земельных участков, межеванием земель, изготовлением плана границ земельного участка рассматривается и принимается республиканским органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами.
4. Материалы топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ по землеустройству, по составлению кадастровых и тематических карт и атласов состояния и использования земельных ресурсов рассматриваются и принимаются республиканским органом исполнительной власти по управлению земельными ресурсами.
5. Порядок согласования и утверждения конкретных видов землеустроительной документации устанавливается Правительством Республики Тыва.
Статья 35. Землеустроительное дело
1. Результаты проведенных землеустроительных работ по каждому объекту землеустройства формируется в землеустроительное дело.
В состав землеустроительного дела включаются подлинники всех документов, получаемых в ходе подготовительных работ, полевых обследовании и изысканий, экземпляр проектных материалов (программ, схем, проектов и др.), оригиналы картографических материалов, чертежей, подлинники документов согласования и утверждения землеустроительной документации, другие материалы, данные и сведения в отношении данного объекта землеустройства.
2. Землеустроительное дело хранится в республиканском органе исполнительной власти по управлению земельными ресурсами и его территориальных органах.
Статья 36. Государственный фонд, землеустроительной документации
1. Землеустроительная документация, полученная в результате землеустройства и находящаяся на хранении в республиканском органе исполнительной власти по управлению земельными ресурсами или его территориальных органах, образует государственный ведомственный фонд землеустроительной документации (в дальнейшем - землеустроительный фонд).
Землеустроительный фонд является составной частью государственного земельного кадастра.
2. Материалы и документы землеустроительного фонда не подлежат включению в состав имущества приватизируемых организаций.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 3 июля 2003 г. пункт 3 статьи 36 настоящего Закона признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не порождающим правовых последствий с момента вступления решения в законную силу
3. Положение о территориальном землеустроительном фонде, перечне включаемых в них материалов и документов, порядок их использования утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Тыва
4. Доступ к материалам и документам землеустроительного фонда, являющимся носителями сведений, составляющих государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва о государственной тайне.
5. Граждане и юридические лица, выполняющие землеустроительные работы, обязаны безвозмездно передавать один экземпляр копий созданных ими материалов и документов в соответствующий землеустроительный фонд с сохранением авторских прав.
6. Граждане и юридические лица - пользователи материалов и документов землеустроительного фонда, обязаны:
обеспечивать сохранность полученных во временное пользование материалов и документов и возвращать их в установленные сроки;
не разглашать содержащиеся в указанных материалах и документах сведения, составляющие государственную тайну.
Глава VII. Ответственность за нарушение законодательства о
землеустройстве
Статья 37. Административная ответственность за нарушение законодательства о землеустройстве
1. Административному взысканию в виде предупреждения или штрафа могут быть подвергнуты лица за следующие нарушения:
за нарушение установленного порядка согласования и утверждения землеустроительной документации, а равно за внесение в нее изменений без разрешения утвердившего его органа;
за превышение пределов своей компетенции и вмешательство в договорные отношения заказчика и разработчика землеустроительной документации;
за уничтожение или порчу межевых знаков;
за воспрепятствование контролю за реализацией мероприятий, предусмотренных землеустроительной документацией;
за нарушение утвержденной землеустроительной документации;
за проведение мероприятий без утвержденной землеустроительной документации.
2. Наложение штрафа и других административных взысканий не освобождает лиц, которые им подвергнуты, от устранения допущенных нарушений и возмещения причиненного ущерба.
Статья 38. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о землеустройстве
Уголовная ответственность за нарушение законодательства о землеустройстве устанавливается уголовным законодательством Российской Федерации.
Статья 39. Возмещение ущерба, причиненного в результате землеустроительной деятельности
Ущерб, причиненный неправомерными действиями (бездействием) в результате землеустроительной деятельности личности либо имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим ущерб, в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 40. Разрешение споров по вопросам землеустройства
Споры между участниками отношений, возникающих при землеустройстве, разрешаются судом или арбитражным судом в пределах их компетенции и в соответствии с действующим законодательством.
Глава VIII. Заключительные положения
Статья 41. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Республики Тыва |
Ш.Ооржак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Тыва от 3 июня 2000 г. N 512 "О землеустройстве"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Тувинская правда" от 4 июля 2000 г.
Законом Республики Тыва от 25 января 2008 г. N 498 ВХ-II настоящий Закон признан утратившим силу
Решением Верховного суда Республики Тыва от 5 апреля 2007 г. N 3-41 признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельные положения настоящего Закона
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Тыва от 23 июля 2007 г. N 261 ВХ-II
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Тыва от 17 мая 2006 г. N 1783 ВХ-I
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Тыва от 17 февраля 2004 г. N 620 ВХ-I
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Республики Тыва от 27 ноября 2003 г. N 435 ВХ-I
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона