С 1 января 2001 года исчисление и уплата налога на добавленную стоимость осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом РФ. См. справку
Департамент методологии косвенных налогов, налогов с оборота и налога с продаж Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, рассмотрев Запрос Подольского отделения Службы таможенной инспекции от 20 января 2000 г. N 27-11-09/014, сообщает следующее.
Согласно подпункту "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991 г. N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) от этого налога освобождены обороты по реализации на территории Российской Федерации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
Порядок применения данной налоговой льготы регулируется подпунктом "у" пункта 12 инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) и нормативным Письмом Госналогслужбы России и Минфина России от 10 апреля 1996 г. N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции".
В соответствии с этим порядком от налога освобождается реализация на территории России изделий медицинского назначения отечественного и зарубежного производства, за исключением комплектующих изделий и запасных частей. Этот порядок применяется с момента введения в действие указанной льготы, т.е. с 1 апреля 1992 г., по настоящее время.
К отечественным изделиям медицинского назначения, освобождаемым от налога на добавленную стоимость, относятся изделия, реализуемые предприятиями (организациями) всех форм собственности (при наличии выданной в установленном порядке соответствующей лицензии), помещенные под кодовыми обозначениями 938000-939000 "Препараты биологические", "Материалы, средства медицинские и продукция медицинского назначения" и 940000 "Медицинская техника", а также другая продукция только медицинского назначения, указанная в других разделах (группах, подгруппах) Общероссийского классификатора продукции (ОК 005-93) ОКП.
Порядок освобождения от налога на добавленную стоимость при реализации на территории Российской Федерации импортных изделий медицинского назначения производится по перечню, предусмотренному для аналогичных отечественных изделий и изложенному выше, при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий и регистрационных удостоверений, выдаваемых в установленном порядке Минздравмедпромом России, или копий регистрационных удостоверений.
При этом указанный выше перечень изделий медицинского назначения и требование о наличии соответствующей лицензии применяются на основании нормативного Письма Госналогслужбы России и Минфина России от 10 апреля 1996 г. N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07, введенного в действие с момента опубликования, т.е. с 20 июня 1996 г. До этого периода наличие лицензии на право реализации изделий медицинского назначения для целей налогообложения не было обязательным условием. Однако перечень изделий медицинского назначения, приведенный в указанном выше письме, мог применяться и до 20 июня 1996 г.
Учитывая Решение Верховного Суда Российской Федерации от 30 июля 1998 г. N ГКПИ 98-237 в указанное выше нормативное Письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 10 апреля 1996 г. N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 в части, касающейся реализации на территории России изделий медицинского назначения зарубежного производства, внесено изменение, а именно: абзац 6 в части слов "при наличии у российских предприятий (организаций) соответствующих лицензий" признан незаконным (недействующим) и не подлежащим применению с момента вынесения решения.
Таким образом, с 30 июля 1998 г. для обоснования права на применение льготного режима по НДС организации, осуществляющие реализацию изделий медицинского назначения зарубежного производства, должны пользоваться перечнем изделий медицинского назначения, предусмотренным для отечественных изделий, и иметь регистрационные удостоверения Минздрава России или их копии.
С момента введения в действие Федерального закона от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" с 1 января 2000 г. наличие лицензии для обоснования права на применение льготного налогового режима на реализацию изделий медицинского назначения зарубежного производства вновь является обязательным условием.
Одновременно сообщаем, что предоставление льготного налогового режима по ввозимым на территорию России изделиям медицинского назначения, сырью и комплектующим изделиям для их производства осуществляется на основании подпункта "щ" пункта 1 статьи 5 указанного выше Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и является компетенцией Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
При этом обращаем внимание на то обстоятельство, что вышеуказанная льгота по сырью и комплектующим изделиям предоставляется только в случаях завоза их для целей производства. В том случае, если эти импортные материальные ресурсы на территории Российской Федерации перепродаются, вышеупомянутая льгота не действует. Их реализация должна осуществляться в общеустановленном порядке с обложением НДС.
При рассмотрении вопроса о правомерности предоставления льгот по НДС по импортным запасным частям к медицинским изделиям при таможенном оформлении следует иметь в виду, что действие подпункта "щ" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" на такие изделия не распространяется.
Основание: Письмо МНС Российской Федерации от 28 января 2000 г. N 03-04-09/21.
Заместитель
руководителя Управления
Министерства РФ по налогам
и сборам по Московской области
государственный советник
налоговой службы III ранга |
И.А. Очнева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления МНС по Московской области от 7 февраля 2000 г. N 06-01/226 "О налоге на добавленную стоимость по медицинским товарам"
Текст письма официально опубликован не был