Государственная налоговая инспекция по Московской области направляет для руководства в работе ответы на заданные участниками семинара (10-11 марта 1999 г.) вопросы по налогообложению прибыли и отчетности малых предприятий, а также налогообложению организаций, переводимых на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (приложение).
Заместитель руководителя
ГНИ по Московской области -
государственный советник
налоговой службы III ранга |
И.А. Очнева |
Приложение
к Письму
ГНИ по Московской области
от 14 апреля 1999 г. N 04-20
Ответы
на заданные участниками семинара
(10-11 марта 1999 г.) вопросы
По налогообложению прибыли
и отчетности малых предприятий
1. Вопрос. Предприятие, являющееся субъектом малого предпринимательства, производит товары народного потребления и осуществляет розничную торговлю на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход. Будет ли представляться предприятию льгота по налогу на прибыль как производителю товаров народного потребления в соответствии с пунктом 4.4 инструкции ГНС Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37?
Ответ. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, ведут раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности. Деятельность на основе свидетельства подлежит налогообложению исключительно в соответствии с вышеуказанным Законом.
Прибыль, полученная организациями, переведенными на уплату единого налога от иной предпринимательской деятельности, осуществляемой наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога, подлежит обложению налогом на прибыль в соответствии с Инструкцией ГНС Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", пунктом 4.4 которой предусмотрено освобождение от уплаты налога на прибыль в первые два года работы малых предприятий, осуществляющих производство товаров народного потребления, при условии, если выручка от этого вида деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации ими продукции.
Эти малые предприятия в третий и четвертый год работы уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от основной ставки, если выручка от производства товаров народного потребления составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации ими продукции.
2. Вопрос. Имеют ли право малые предприятия наряду с применением механизма ускоренной амортизации списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более трех лет? Данный вопрос возникает в связи с отменой пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. N 967.
Ответ. Субъекты малого предпринимательства на основании статьи 10 Федерального закона от 14 июня 1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" вправе применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства (обращения) в размере, в два раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.
Наряду с применением механизма ускоренной амортизации малые предприятия могут списывать дополнительно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком службы более 3 лет.
В случае прекращения деятельности малого предприятия до истечения 1 года с момента ввода его в действие сумма дополнительно начисленной амортизации подлежит восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли малого предприятия.
Этой статьей Закона не установлено каких-либо ограничений во времени для использования данного права, следовательно, оно распространяется на весь период деятельности малого предприятия.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1997 г. N 1672 "О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений" с 1 января 1998 г. утратил силу пункт 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов", предусматривающий использование предприятиями и организациями амортизационных отчислений, начисленных ускоренным методом, строго по целевому назначению.
3. Вопрос. Малое предприятие, осуществляющее только строительную деятельность, в первые два года не уплачивало налог на прибыль. В третий год работы предприятие не имеет выручки от строительной деятельности или имеет очень незначительную. Должна ли госналогинспекция снять с малого предприятия льготу за первые 2 года деятельности?
Ответ. Согласно пункту 4 статьи 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" сумма налога, исчисленная за весь период деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, подлежит внесению в федеральный бюджет при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации).
Таким образом, если малое предприятие в третий год работы осуществляет строительную деятельность (даже в незначительных объемах), то взыскивать сумму налога на прибыль, увеличенную на сумму дополнительных платежей, за первые 2 года работы нет оснований.
Если же строительная деятельность в 3-й год предприятием не ведется, то налог на прибыль, увеличенный на сумму дополнительных платежей, за первые 2 года работы подлежит взысканию в федеральный бюджет в установленном порядке.
4. Вопрос. Разъясните порядок применения сноски *** к пункту 2.1 приложения N 11 инструкции ГНС Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37 в редакции изменений и дополнений N 4.
Ответ. Изменениями и дополнениями N 4 к инструкции ГНС Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" предусмотрена сноска *** к пункту 2.1 приложения N 11, которой определено, что метод определения выручки от реализации "по оплате" или "по отгрузке" определяет также порядок формирования себестоимости реализованной продукции.
Верховный Суд Российской Федерации Решением от 9 декабря 1998 г. N ГКПИ98-655 "О признании недействительной сноски *** к пункту 2.1 Инструкции ГНС Российской Федерации от 10 августа 1995 г. N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" в редакции, утвержденной Приказом ГНС Российской Федерации от 25 августа 1998 г. N БФ-3-02/210" признал упомянутую сноску незаконной (недействующей) и не подлежащей применению.
5. Вопрос. Применяются ли к малому предприятию штрафные санкции, если оно применяет самостоятельно разработанные регистры бухгалтерского учета?
Ответ. Согласно пункту 6 Приказа Минфина Российской Федерации от 21 декабря 1998 года N 64н "О типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства" малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:
- единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;
- взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;
- сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;
- накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.
При соблюдении малым предприятием вышеуказанных условий к самостоятельно приспосабливаемым и применяемым регистрам бухгалтерского учета штрафные санкции не применяются.
По налогообложению организаций, переводимых
на уплату единого налога на вмененный доход
для определенных видов деятельности
1. Вопрос. Когда в Московской области будет принят закон о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности?
Ответ. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" вводится в действие нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которыми будут определены конкретные виды деятельности, результаты от занятия которыми будут облагаться единым налогом с вмененного дохода.
Этим органам предоставлено право устанавливать размер вмененного дохода и иные составляющие формул расчета сумм единого налога, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты единого налога.
В Московской области Закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" по состоянию на 15 апреля 1999 года не принят.
2. Вопрос. Торговое предприятие зарегистрировано в одном субъекте Российской Федерации, а расположено в другом, т.е. осуществляет деятельность не по месту регистрации. Налоговый орган какого субъекта Российской Федерации выдает свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход и проверяет расчет суммы единого налога данного предприятия?
Ответ. Выдает свидетельство и проверяет расчет единого налога с вмененного дохода налоговый орган по месту постановки налогоплательщика на налоговый учет в соответствии с Федеральным законом "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Следует отметить, что налогоплательщик об изменении своего места нахождения обязан сообщить в налоговый орган. Если состоящий на учете налогоплательщик сменил место своего нахождения, то налоговый орган, в котором налогоплательщик состоял на учете, в течение пяти дней после подачи им заявления об изменении места своего нахождения производит переучет налогоплательщика (статьи 23, 84 Налогового кодекса Российской Федерации).
3. Вопрос. Организация, зарегистрированная в Московской области, имеет филиал без расчетного счета и отдельного баланса в субъекте Российской Федерации, в котором в 1999 году введен единый налог на вмененный доход. Может ли быть переведено структурное подразделение на уплату единого налога на вмененный доход?
Ответ. Нет. Плательщиками единого налога с вмененного дохода являются юридические лица (пункт 1 статьи 3 Закона N 148-ФЗ от 31 июля 1998 г.). В связи с чем филиалы юридических лиц не будут самостоятельными плательщиками единого налога.
Начальник отдела
налогообложения прибыли
хозяйственных товариществ и обществ |
В.Н. Васькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо ГНИ по Московской области от 14 апреля 1999 г. N 04-20 "Ответы на вопросы, касающиеся налогообложения прибыли и отчетности малых предприятий"
Текст письма официально опубликован не был