Туберкулез в области как и в России становится угрожающей медико-социальной проблемой.
За последние 5 лет показатели заболеваемости туберкулезом в области выросли среди взрослых, детей и подростков в 2 раза, среди работников фтизиатрической службы - в 5 раз, среди больных психическими заболеваниями - в 2,7 раза, а среди лиц, находящихся в подразделениях и учреждениях уголовно-исполнительной системы ГУВД области, - в 3 раза. Среди заболевших лица активного трудоспособного возраста (20-49 лет) составляют 65,2%.
В структуре заболеваемости туберкулезом в 2 раза возросли тяжелые формы и составили 45,8% от общего количества больных. Число бацилловыделителей возросло в 2 раза, рецидивы - в 1,5 раза.
Первичный выход на инвалидность увеличился в 1,8 раза, смертность - в 2,5 раза. В половине городов и районов основные эпидемиологические показатели по туберкулезу превышают среднеобластные, а на 8 территориях - выше среднеобластных в 1,5-2,5 раза (Егорьевский, Подольский, Орехово-Зуевский, Ступинский, Воскресенский, Лотошинский, Серебряно-Прудский районы и г. Рошаль).
Проблема напряженной эпидситуации по туберкулезу в области обусловлена как изменившимися социально-экономическими условиями в стране, так и другими факторами.
Ослаблено взаимодействие общей лечебной сети, центров Госсанэпиднадзора и фтизиатрической службы.
Малоэффективна работа по выявлению, изоляции и лечению больных туберкулезом среди контингентов уголовно-исполнительной системы ГУВД области.
Отсутствует система направления на обследование вынужденных переселенцев и других социально дезадаптированных лиц.
В 1996 году снизилось обеспечение изолированным жильем лиц с бацилловыделением туберкулеза до 12,6% от нуждающихся (в 1991 г. - 46,4%).
Проведение заключительной дезинфекции в очагах туберкулеза камерным способом составило 54,9% от потребности.
Недостаточное оснащение диагностической техникой, неудовлетворительное обеспечение противотуберкулезными препаратами лечебных учреждений области, в том числе системы ГУВД, отрицательно влияют на объем и качество профилактических осмотров и эффективность лечения.
Несмотря на усилия Главного управления здравоохранения и глав городов и районов, направленные на проведение капитальных ремонтов противотуберкулезных учреждений и приобретение диагностического оборудования, большинство туберкулезных учреждений в связи с аварийным состоянием подлежит закрытию из-за несоответствия требованиям санитарных норм и правил.
Под угрозой закрытия находятся санатории "Зеленый бор" с базовой баклабораторией, "Спутник". Приостановлена эксплуатация санаториев "Глуховский" и "Солнышко".
Обеспеченность туберкулезными койками в 2 раза ниже нормативных, при этом 2/3 из них выполняют межрайонные функции.
Отсутствуют специализированные койки для лечения детей и подростков.
Штаты сотрудников противотуберкулезных учреждений укомплектованы на 72,8%, из них 57,1% составляют лица пенсионного возраста. Падение престижа специальности фтизиатра, отсутствие социальной защиты медицинских работников противотуберкулезных учреждений, увеличение удельного роста асоциальных больных среди контингентов больных туберкулезом приводит к оттоку молодых специалистов.
Обострению проблемы способствует и сокращение в течение последних десяти лет объема работы по профилактике и раннему выявлению туберкулеза.
Охват профилактическими флюорографическими осмотрами сократился до 28,9% за счет неработающего населения, при сохранившемся уровне охвата декретированных контингентов (82,7% - 1996 г.).
Вышеизложенное создает условия к расширению резервуара туберкулезной инфекции и высокой степени инфицированности населения.
Потенциальную угрозу здоровью населения создает заболеваемость туберкулезом крупного рогатого скота.
В 1994 году разработана Главным управлением здравоохранения и утверждена Администрацией Московской области целевая программа "Усиление борьбы с туберкулезом в Московской области" (далее - Программа). Стоимость Программы по здравоохранению без капвложений 9031,5 млн. руб., в том числе из областного бюджета 5276,2 млн. руб., из местного - 3755, 3 млн. руб. в ценах 1997 года.
Финансирование начато в 1995 году.
Поставленные в Программе цели не достигнуты из-за дефицита финансирования. В 1995 году Программа профинансирована из областного бюджета на 16,8%, в 1996 году - на 20,3%, из местных бюджетов - соответственно на 10,7% и 47,2%.
В 39 территориях области разработаны и утверждены территориальные программы по профилактике туберкулеза.
В целях снижения напряженности и стабилизации эпидситуации по туберкулезу в Московской области Правительство области постановляет:
1. Принять к сведению информацию начальника Главного управления здравоохранения Администрации Московской области В.В. Лябина "О неотложных мерах по борьбе с туберкулезом в Московской области" и считать сложившуюся эпидситуацию по туберкулезу в Московской области неблагополучной и требующей неотложных мер по предупреждению распространения туберкулеза в Московской области.
2. Главному управлению здравоохранения (Лябин В.В.), Главному государственному санитарному врачу по Московской области (Коваленко Э.Б.) обеспечить организацию и проведение комплекса профилактических и лечебных мер по борьбе с туберкулезом, а также противоэпидемических мероприятий в очагах туберкулеза в соответствии с действующими нормативными документами.
3. Комитету по экономике (Усков Е.И.), Главному управлению здравоохранения (Лябин В.В.), Комитету по финансам и налоговой политике (Дьяконова Л.А.):
3.1. Предусматривать при разработке прогнозов социально-экономического развития Московской области, а также областного бюджета на 1998 и последующие годы выделение средств Главному управлению здравоохранения для реализации целевой программы "Усиление борьбы с туберкулезом в Московской области".
3.2. Начиная с 1998 года ежегодно предусматривать при разработке проектов областного бюджета выделение средств Главному управлению здравоохранения для централизованной закупки основных химиопрепаратов для лечения больных в муниципальных противотуберкулезных учреждениях (отделениях), выполняющих межрайонные функции.
4. Комитету по экономике (Усков Е.И.), Министерству архитектуры и строительства (Петраков А.И.), Главному управлению здравоохранения (Лябин В.В.), Департаменту социальной защиты населения (Тишурова Л.С.), Комитету по финансам и налоговой политике (Дьяконова Л.А.) при формировании планов социально-экономического развития области начиная с 1998 года и в последующие годы определять объем и очередность целевого финансирования капитального строительства, ремонта и реконструкции противотуберкулезных учреждений.
5. Главному управлению внутренних дел (Куликов А.Н.) неукоснительно исполнять постановление Правительства Московской области N 48 от 27 декабря 1996 г. в части реализации мер медицинского обслуживания осужденных, подследственных и лиц, содержащихся в подразделениях уголовно-исполнительной системы ГУВД Московской области, обеспечивая своевременную изоляцию осужденных с активными формами туберкулеза.
6. Главному управлению сельского хозяйства (Королев Ю.В.) обеспечить своевременное проведение полного комплекса мероприятий по выявлению больных туберкулезом сельскохозяйственных животных и птиц, оздоровлению животноводческих хозяйств всех форм собственности.
7. Департаменту по вопросам миграции населения при Администрации Московской области (Андропов С.Н.) при регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем или беженцем направлять их на обследование с целью выявления заболевания туберкулезом в лечебно-профилактические учреждения по месту предполагаемого проживания.
8. Комитету по управлению имуществом Московской области (Левицкий Ю.И.), Главному управлению здравоохранения (Лябин В.В.) в срок до 1 октября 1997 г. изучить возможность использования находящихся в областной собственности объектов социально-культурного назначения под размещение в них противотуберкулезных учреждений.
9. Главам городов и районов:
9.1. Разработать и утвердить муниципальные целевые программы по профилактике туберкулеза, обратив особое внимание на укрепление материально-технической базы, раннее выявление туберкулеза, проведение комплекса профилактических мероприятий.
9.2. Начиная с 1998 года, при формировании муниципальных бюджетов здравоохранения включить в перечень защищенных статей расходов финансирование помощи, оказываемой в межрайонных противотуберкулезных учреждениях.
9.3. Принять меры по обеспечению отдельной жилплощадью больных активными формами туберкулеза (Постановление Совета Министров СССР N 58 от 13 января 1983 г.).
9.4. Осуществлять финансирование муниципальных и областной целевых программ в соответствии с объемом, заявленным муниципальным органом управления здравоохранением.
10. Областному фармацевтическому управлению (Шелаева Т.И.):
10.1. Обеспечить ежегодное формирование областного заказа на противотуберкулезные препараты и его размещение среди оптовых поставщиков медикаментов, регулирование цен на льготное обеспечение противотуберкулезными препаратами.
10.2. Оказывать содействие в обеспечении подразделений УИС ГУВД лекарственными средствами, прежде всего противотуберкулезными, бактериологическими и иммунологическими препаратами и рентгенофлюорографической пленкой.
11. Руководителям областной и местной служб средств массовой информации регулярно освещать ход реализации Программы.
12. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Главы Администрации В.В. Лябина.
И.о. Губернатора
Московской области |
В.В. Семаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Московской области от 14 июля 1997 г. N 53/18 "О неотложных мерах по предупреждению распространения туберкулеза в Московской области"
Текст постановления официально опубликован не был