Рассмотрев доклад комиссии, созданной решением Московской областной Думы от 28.02.01 N 15/126 для проведения проверки реализации мероприятий, предусмотренных статьей 3 Закона Московской области N 93/99-ОЗ "О муниципальном образовании "поселок Приокск" (далее - Комиссия), а также обращение группы депутатов Совета депутатов поселка Приокск (от 20.06.01 N 85), Московская областная Дума решила:
1. Создать рабочую группу по подготовке проекта закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О муниципальном образовании "поселок Приокск" в составе:
Алексеев В.К. (избирательный округ N 43);
Толкачева Л.И. (избирательный округ N 37);
Савин В.Н. (избирательный округ N 27).
2. Принять и направить обращения (с приложением доклада Комиссии об отсутствии возможностей для реализации права на местное самоуправление в муниципальном образовании "поселок Приокск", а также обращения группы депутатов Совета депутатов поселка Приокск) заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Клебанову И.И., Прокурору Московской области Денисову Э.Г., Главе Ступинского района Московской области Челпану П.И.(прилагаются).
3. Предложить Губернатору Московской области Громову Б.В.:
3.1. Сформировать комиссию из представителей органов государственной власти Московской области по проверке правовой и финансово-экономической основы местного самоуправления в муниципальном образовании "поселок Приокск".
3.2. При уточнении областного бюджета на 2001 год предусмотреть выделение целевых расходов, связанных с содержанием в зимний период 2001-2002 гг. пятнадцати высотных жилых домов, построенных ФАПСИ при Президенте Российской Федерации в г. Ступино Ступинского района Московской области.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления поселка Приокск привести печати и нормативно-правовые акты органов местного самоуправления поселка Приокск в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и Московской области.
5. Опубликовать настоящее решение в средствах массовой информации, направить настоящее решение в органы местного самоуправления поселка Приокск.
6. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Председателя Московской областной Думы Жарова А.Е.
Председатель
Московской областной Думы |
А.Е. Жаров |
Заместителю Председателя
Правительства Российской Федерации
Клебанову И.И.
Обращение
об оказании содействия в разрешении
кризисной ситуации, сложившейся в г.Ступино
Ступинского района Московской области
Уважаемый Илья Иосифович!
Считаем необходимым сообщить Вам о кризисной ситуации, сложившейся в одном из микрорайонов города Ступино Ступинского района Московской области.
В 1975 году 662,4 гектара земли на территории Ступинского района Московской области были отведены для нужд обороны в бессрочное пользование. На этих землях были сооружены дороги, сети коммуникаций, а также построен НИИ "Энергия" и жилой поселок Приокск для его персонала. В силу ряда причин поселок Приокск был построен в непосредственной близости от жилых домов города Ступино, в городской черте, но был отнесен к категории населенных пунктов закрытого типа с условным наименованием "рабочий поселок Ступино-7". Секретным распоряжением Мособлисполкома от 11.12.78 N 1660-рс была установлена площадь этого поселка в 23,0 гектара и описаны его границы.
В 1998-1999 годах с поселка Приокск снимался статус закрытого административно-территориального образования. При этом ни органы местного самоуправления рабочего поселка Ступино-7, ни руководство НИИ "Энергия" не предприняли необходимых действий для рассекречивания сведений о границах поселка. В результате референдум об образовании в Московской области муниципального образования "поселок Приокск" был проведен на территории площадью 43 гектара. Около 1.500 человек, являясь жителями города Ступино Ступинского района, незаконно принимали участие в референдуме на территории другого населенного пункта - закрытого административно-территориального образования "рабочий поселок Ступино-7".
Пока Приокск был закрытым административно-территориальным образованием и его напрямую финансировало государство, средств на поселковое ЖКХ вполне хватало. Теперь, когда государственные расходы на оборону сокращаются и силовые ведомства передают объекты социальной сферы в муниципальную собственность, жители поселка Приокск поставлены на грань гуманитарной катастрофы.
НИИ "Энергия" вынужден год от года значительно сокращать финансирование поселкового ЖКХ, а теплотрассы и коммуникации в поселке не ремонтировались с момента их постройки.
В поселке Приокск на плотно застроенной жильем территории в 23 гектара нет никакой финансово-экономической базы для содержания муниципального жилищного фонда. Но отдельные должностные лица поселковых органов местного самоуправления самонадеянно заявляют, что найдут необходимые средства на содержание жилищного фонда. Хотя до сих пор они изыскивали средства лишь на оплату завышенных расходов на управление и незаконную выплату премий самим себе.
В бюджете поселка Приокск за прошедшие годы никогда не закладывались и до сих пор не заложены средства на содержание муниципального жилья. При этом бюджет Московской области и без того с 1998 года дотирует бюджет поселка на 50 %.
Передача в муниципальную собственность поселка Приокск жилищного фонда от НИИ "Энергия" поставит Московскую область перед необходимостью дотировать поселковый бюджет на 98-100 %. Практика межбюджетных отношений еще не знает таких примеров.
Поселок Приокск расположен в жилой зоне города Ступино и очевидно, что для Московской области более приемлемо в существенно меньших объемах дотировать бюджет Ступинского района для содержания и эксплуатации ведомственного жилищного фонда НИИ "Энергия", переданного в муниципальную собственность района-донора.
Нам известно, что в настоящее время рядом избирателей подан в суд иск о признании недействительными итогов референдума об образовании муниципального образования "поселок Приокск". Это еще больше усложняет ситуацию. Есть опасение, что с приближением зимы большой микрорайон в целом благополучного города Ступино станет зоной бедствия и крупных аварий.
Просим Вас принять меры для приостановления исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.06.01 N 803-р о передаче объектов федеральной собственности в собственность муниципального образования "поселок Приокск".
Со своей стороны заверяем Вас, что органы государственной власти Московской области сделают все возможное, чтобы жители поселка благополучно перенесли предстоящую зиму.
Принято решением
Московской областной Думы
от 27.06.2001 N 17/140
Прокурору Московской области
Денисову Э.Г.
Обращение
о проверке соблюдения законности при проведении референдума
об образовании муниципального образования "поселок Приокск"
в 1998 году, а также при проведении выборов органов
местного самоуправления поселка Приокск в 1996 и 2000 годах
Уважаемый Эдуард Германович!
В 1975 году 662,4 гектара земли на территории Ступинского района Московской области были отведены для нужд обороны в бессрочное пользование. На этих землях были сооружены дороги, сети коммуникаций, а также построен НИИ "Энергия" и жилой поселок Приокск для его персонала. В силу ряда причин поселок Приокск был построен в жилой зоне города Ступино, но был отнесен к категории населенных пунктов закрытого типа с условным наименованием "рабочий поселок Ступино-7". Секретным распоряжением Мособлисполкома от 11.12.78 N 1660-рс была установлена площадь этого поселка в 23,0 гектара и описаны его границы.
В 1998-1999 годах с поселка Приокск снимался статус закрытого административно-территориального образования. При этом ни органы местного самоуправления рабочего поселка Ступино-7, ни руководство НИИ "Энергия" не предприняли необходимых действий для рассекречивания сведений о границах поселка. В результате референдум об образовании в Московской области муниципального образования "поселок Приокск" был проведен на территории площадью 43,0 гектара. Около 1.500 человек, являясь жителями города Ступино Ступинского района, незаконно принимали участие в референдуме на территории другого населенного пункта - закрытого административно-территориального образования "Ступино-7".
Есть все основания полагать, что под завесой секретности подобное нарушение было допущено и в 1996 году при проведении выборов органов местного самоуправления рабочего поселка Ступино-7.
В 2000 году, когда с поселка уже был снят статус закрытого административно-территориального образования, сведения о его границах все еще оставались засекреченными, хотя ничто не мешало органам местного самоуправления поселка направить соответствующее ходатайство об их рассекречивании.
Просим Вас проверить соблюдение законности при проведении референдума об образовании муниципального образования "поселок Приокск" в 1998 году, а также при проведении выборов органов местного самоуправления поселка Приокск в 1996 и 2000 годах.
Принято решением
Московской областной Думы
от 27.06.2001 N 17/140
Главе Ступинского района
Московской области
Челпану П.И.
Обращение
о возможности приема в муниципальную собственность
Ступинского района Московской области ведомственного
жилищного фонда от НИИ "Энергия"
Уважаемый Павел Иванович!
Депутаты Московской областной Думы глубоко озабочены развитием событий вокруг ведомственного жилищного фонда НИИ "Энергия" - предприятия ФАПСИ, расположенного в Ступинском районе Московской области, в связи с возможной передачей указанного жилищного фонда в муниципальную собственность поселка Приокск.
НИИ "Энергия" вынужден год от года значительно сокращать финансирование поселкового ЖКХ, а теплотрассы и коммуникации в поселке не ремонтировались с момента их постройки.
Сегодня, когда государственные расходы на оборону сокращаются и силовые ведомства передают объекты социальной сферы в муниципальную собственность, жители поселка Приокск фактически поставлены на грань гуманитарной катастрофы.
Нам известно, что в поселке Приокск, расположенном в жилой зоне города Ступино, на плотно застроенной жильем территории в 23 гектара нет никакой финансово-экономической базы для содержания муниципального жилищного фонда.
Просим Вас проинформировать Московскую областную Думу о возможности приема в муниципальную собственность Ступинского района Московской области ведомственного жилищного фонда от НИИ "Энергия".
Принято решением
Московской областной Думы
от 27.06.2001 N 17/140
Московская областная Дума
комиссия по проверке реализации
мероприятий, предусмотренных статьей 3 Закона Московской области
N 93/99-ОЗ "О Муниципальном образовании "поселок Приокск"
103070, Москва, Старая пл., 6
14 июня 2001 года, г. Москва
Доклад
об отсутствии возможностей для реализации права
на местное самоуправление в муниципальном образовании
"поселок Приокск"
Мы, комиссия в составе председателя Толкачевой Л.И., депутата Московской областной Думы от избирательного округа N 37, и членов комиссии: Алексеева В.К., депутата Московской областной Думы от избирательного округа N 43, Савина В.Н., депутата Московской областной Думы от избирательного округа N 27, 13 июня 2001 года провели в поселке Приокск выездное заседание, на котором в присутствии заместителя начальника Организационного управления аппарата Правительства Московской области Мазаловой В.Я., заместителя директора НИИ "Энергия" Козлова Г.А., Председателя Совета депутатов поселка Приокск Антоновой Г.Н., депутатов Совета депутатов поселка Приокск: Бочкарева Е.С., Кучменко И.В., Муратова Р.С., Плужникова И.И., Первого заместителя Главы администрации поселка Приокск Болгова А.Н., Управляющего делами администрации поселка Приокск Бакуняева С.Ю. установили следующие обстоятельства:
1. Органы местного самоуправления поселка Приокск были заблаговременно извещены о работе комиссии.
2. Органы местного самоуправления поселка Приокск в срок, установленный Законом Московской области N 93/99-03 "О муниципальном образовании "поселок Приокск" не определили границы поселка и состав муниципальной собственности, не решили экономических, социальных и иных вопросов, обеспечивающих жизнедеятельность поселка Приокск. Данный срок истек вместе с полномочиями выборных органов местного самоуправления поселка Приокск созыва 1996-2000 годов.
3. В статье 3 Устава муниципального образования "поселок Приокск", зарегистрированного Управлением юстиции Администрации Московской области 28 июня 1999 года, в качестве документов, устанавливающих границы поселка, указаны секретные распоряжения Мособлисполкома от 21.10.77 N 1429-рс и от 11.12.78 N 1660-рс, что противоречит Закону Московской области "О порядке образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований", поскольку муниципальное образование, не отнесенное к категории населенных пунктов закрытого типа не может иметь секретных границ.
4. Решением комиссии Правительства Московской области от 02.04.01 гриф секретности "Сов.секретно" и "Секретно" на распоряжениях Мособлисполкома соответственно от 21.10.77 N 1429-рс и от 11.12.78 N 1660-рс был снижен до "Для служебного пользования". Из указанных документов следует, что в 1977 году рабочий поселок Приокск, как населенный пункт режимного предприятия 2-430 Московской области был отнесен к категории рабочих поселков закрытого типа, и ему было присвоено условное наименование "рабочий поселок Ступино-7". Границы и площадь территории в 23,0 га для рабочего поселка Ступино-7 были установлены Мособлисполкомом в 1978 году. С 1978 года по настоящее время уточнение границ рабочего поселка Ступино-7 не производилось.
5. Акта отвода земель муниципальному образованию "поселок Приокск" не существует, самостоятельного земельного баланса поселок не имеет. По этой причине земельный налог на счета муниципального образования "поселок Приокск" казначейством не зачисляется.
6. По данным Совета депутатов и администрации поселка Приокск в муниципальной собственности поселка по состоянию на 19.04.2001 года числится три объекта: здание школы, спортплощадка и гараж капитальный. Реестр муниципальной собственности поселка Приокск не ведется.
7. Органы местного самоуправления поселка Приокск необоснованно и незаконно размещаются в помещениях жилищного фонда по адресу ул. Андропова, 81, кв. 5 и 6. Договоров аренды либо найма не заключено. При этом распорядитель указанных жилых помещений - НИИ "Энергия" имеет очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий своих работников. Администрация поселка Приокск ведет собственный учет жителей поселка, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и ставит их в очередь на получение жилья. При этом муниципального жилищного фонда поселок Приокск не имеет, а средства на долевое строительство в бюджете поселка никогда не закладывались.
8. Подготовка передачи федерального имущества, в том числе жилищного фонда, числящегося на балансе ФАПСИ при Президенте РФ (далее - ФАПСИ), в муниципальную собственность была начата в 1997 году. Однако передача федерального имущества в собственность ЗАТО "поселок Приокск Московской области" не была разрешена, т.к. передавать федеральное имущество предписано только в собственность муниципальных образований, не отнесенных к категории закрытых. В 1999 году с поселка Приокск был снят статус ЗАТО. В настоящее время проект постановления Правительства РФ о передаче объектов федеральной собственности от ФАПСИ в муниципальную собственность поселка Приокск проходит последние согласования.
9. Оперативное распоряжение и управление жилищным фондом, числящимся на балансе ФАПСИ, на данный момент осуществляет НИИ "Энергия". Он же отвечает за обслуживание и эксплуатацию указанного жилья. Он же является получателем коммунальных платежей от жителей поселка. Население поселка по-прежнему оплачивает жилищно-коммунальные услуги из расчета 50% от полной стоимости коммунальных тарифов 1999 года. Поступлений не хватает даже на содержание штата ЖКО. Недостающие средства НИИ "Энергия" изредка получает из бюджета ФАПСИ. Задолженность ЖКО по текущим платежам составляет 900 тыс.руб. Если не ускорить финансирование ЖКО, с учетом ожидаемого роста тарифов на электричество и газ, в текущем 2001 году денег может не хватить даже на подготовку к зиме.
10. По данным администрации поселка Приокск, в поселке сегодня зарегистрированы 119 организаций - юридических лиц. Виды их деятельности представители администрации не уточняют. Прогноза налоговых поступлений в местный бюджет поселка не существует. Анализ тенденций социально-экономического развития поселка никогда не производился. Программа социально-экономического развития поселка на 2001 и последующие годы не существует даже в проекте. Прогноза основных показателей социально-экономического развития поселка на 2001 бюджетный год также не существует.
11. Бюджет поселка Приокск на 2001 год на сегодняшний день не утвержден. В проекте бюджета поселка Приокск на 2001 год, подготовленного Главой поселка и отклоненного Советом депутатов, не предусмотрены средства на содержание жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры, а также субсидии населению на оплату повышения коммунальных тарифов. С другой стороны, в проекте бюджета поселка на 2001 год заложены почти вдвое завышенные расходы на управление.
Выводы комиссии:
1. Руководящие должностные лица ФАПСИ и НИИ "Энергия" в период снятия с рабочего поселка Ступино-7 статуса ЗАТО в 1999 году не предприняли необходимых действий для рассекречивания сведений о границах поселка Приокск, чем способствовали развитию создавшейся на сегодня кризисной ситуации в поселке Приокск, расходованию крупных бюджетных средств Московской области на дотации муниципальному образованию, заведомо не имеющему собственной земли, промышленной и налоговой базы для создания финансово-экономических условий, необходимых для осуществления местного самоуправления. Утверждения ряда должностных лиц местного самоуправления поселка Приокск о том, что "...земли Приокска являются федеральными и должны быть исключены из земель Ступинского района..." юридически несостоятельны.
2. Правоустанавливающими документами на площадь и границы муниципального образования "поселок Приокск" являются распоряжения Мособлисполкома от 21.10.77 N 1429-рс и от 11.12.78 N 1660-рс. Площадь муниципального образования "поселок Приокск" равна 23,0 га. Границы муниципального образования "поселок Приокск" должным образом описаны. Юридическое подтверждение иным пределам юрисдикции органов местного самоуправления поселка Приокск отсутствует. Поселок Приокск фактически расположен в черте города Ступино Ступинского района. Жилая зона поселка является составной частью города Ступино. Утверждения ряда должностных лиц местного самоуправления поселка Приокск о том, что "...границы муниципального образования установлены государственными актами передачи земель в пользование Министерству безопасности..." юридически несостоятельны.
3. В пределах границ муниципального образования "поселок Приокск" расположены следующие, числящиеся на балансе ФАПСИ, жилые дома: по ул. Андропова, 75 (инв. N 10034), по ул. Андропова, 77 (инв. N 10015), по ул. Андропова, 79 (инв. N 10018), по ул. Андропова, 81 (инв. N 10006), по ул. Андропова, 87 (инв. N 10037), по ул. Андропова, 89 (инв. N 10038), по ул. Андропова, 91 (инв. N 10054), по ул. Андропова, 93 (инв. N 10055), по ул. Чайковского, 48/5 (инв. N 10036), по ул. Чайковского, 52 (инв. N 10026), по ул. Чайковского, 62 (инв. N 10058).
4. В пределах границ г. Ступино Ступинского района расположены следующие, числящиеся на балансе ФАПСИ, жилые дома: по ул. Чайковского, 59 (инв. N 10053), по ул. Чайковского, 61 (инв. N неизвестен), по ул. Бахарева, 15 (инв. N 10056), по ул. Бахарева, 19 (инв. N неизвестен).
5. Около 1.500 граждан, проживающих в домах 59 и 61 по ул. Чайковского, а также в домах 15 и 19 по ул. Бахарева и фактически являющихся жителями г. Ступино Ступинского района, необоснованно и незаконно принимали участие в голосовании на референдуме об образовании муниципального образования "поселок Приокск" и в выборах органов местного самоуправления поселка Приокск. Кроме того, путем введения их в заблуждение они были лишены возможности избирать на выборах органов местного самоуправления муниципального образования "Ступинский район".
6. К приему жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры из федеральной собственности поселок Приокск не готов. Размера предстоящих расходов на содержание и эксплуатацию жилищного фонда органы местного самоуправления поселка не оценивали и не представляют. Условий для создания муниципального предприятия ЖКХ в поселке нет. Нет условий даже для обслуживания и ремонта коммунальной техники. Площадь поселка в 23,0 га плотно застроена и ее размеры не позволяют разместить на ней какие-либо новые капитальные сооружения. Передача жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры из федеральной собственности поселку Приокск потребует значительных дополнительных дотаций из областного бюджета на обеспечение жизнедеятельности поселка.
7. Финансово-экономической основы для осуществления местного самоуправления в поселке Приокск нет. Даже без необходимости содержать муниципальный жилищный фонд, бюджет поселка Приокск уже составляется как дотируемый на 50 %. Органы местного самоуправления поселка Приокск не имеют основополагающих хозяйственных и экономических документов для своей полноценной деятельности, не могут сформулировать перспективы социально-экономического развития своего муниципального образования.
8. Органы местного самоуправления муниципального образования "поселок Приокск" необоснованно и незаконно используют государственную символику Российской Федерации на своих печатях.
9. Дальнейшее расходование бюджетных средств Московской области на дотации заведомо несостоятельному муниципальному образованию "поселок Приокск" представляется нецелесообразным, поскольку данное муниципальное образование не имеет финансово-экономической основы для самостоятельного содержания муниципального жилищного фонда.
10. Органами государственной власти Московской области не был своевременно решен вопрос о передаче поселка Приокск в Ступинский район, в результате чего муниципальное образование "поселок Приокск" автоматически сохранило уровень областного подчинения, как если бы оставалось ЗАТО.
Приложения:*
1. Решение Московской областной Думы от 28.02.2001 N 15/126 на 1 листе.
2. Закон Московской области N 93/99-03 "О муниципальном образовании "поселок Приокск" (на 1 листе).
3. Статья 3 Устава поселка Приокск (на 1 листе).
4. Письмо Главархитектуры Московской области от 09.01.2000 N 4-5/2 (на 1 листе).
5. Переписка по рассекречиванию (на 1 листе).
6. Распоряжения Мособлисполкома от 21.10.77 N 1429-рс и от 11.12.78 N 1660-рс (на 2 листах).
7. Решение Московской областной Думы от 25.01.95 N 6/40 "Об установлении границ г. Ступино" (на 1 листе).
8. Письмо Главы поселка Приокск от 19.04.01 N 237 (на 1 листе).
Всего на 9 листах.
Председатель комиссии |
Л.И. Толкачева |
Члены комиссии:
В.К. Алексеев
В.Г. Кузьмин
В.Н. Савин
* Приложения - на бумажном носителе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московской областной Думы от 27 июня 2001 г. N 17/140 "Об итогах проверки, проведенной комиссией, созданной решением Московской областной Думы от 28.02.01 N 15/126"
Текст решения официально опубликован не был