Московской области |
А.С. Тяжлов |
Программа
Правительства Московской области на 1997 год
(утв. постановлением Губернатора Московской области
от 19 мая 1997 г. N 101-ПГ)
1. Краткие итоги работы 1996 года
В 1996 году Администрацией Московской области принимались меры для поддержки хозяйственного комплекса области в условиях крайне сложной экономической ситуации.
В условиях развития рыночных отношений в минувшем году в Московской области решались вопросы финансовой стабилизации, включающие в себя льготное налогообложение, разрешение кризиса платежей путем развития вексельного обращения и проведения взаиморасчетов.
Экономическая ситуация в Московской области в 1996 году отмечена постепенным снижением уровня инфляции с 5% в январе до 1% в декабре, уменьшением темпов падения объемов производства, развитием предпринимательской деятельности. Решению этих задач в значительной степени способствовала реализация Программы Правительства Московской области на 1996 год, которая в основном выполнена.
В первую очередь в 1996 году действия Администрации области были направлены на поддержку социально значимых отраслей промышленности. Предоставлены льготы на налог на имущество предприятиям текстильной и легкой промышленности, оборонного комплекса, художественных промыслов. Привлечены финансовые ресурсы из федерального бюджета для поддержки 27 промышленных предприятий на сумму 100,6 млрд. рублей. В целях предотвращения дальнейшего спада производства в легкой и текстильной промышленности для сезонной закупки сырья и материалов предприятиями этой отрасли получено 115 млрд. рублей из федерального бюджета. Предприятиям оборонного комплекса оказана государственная поддержка в размере 20 млрд. рублей.
В условиях жесткой финансовой налоговой и инвестиционной политики принятые меры позволили предприятиям промышленного комплекса области добиться относительной стабилизации производства. Начиная с апреля сократились темпы падения производства. Индексы физического объема установились на уровне 86-87%, а в последние два месяца 1996 года достигли положительных величин. Так, в ноябре 1996 года по сравнению с ноябрем 1995 года индекс физического объема составил 102,3%, в декабре соответственно - 109,2%.
Определенная поддержка оказана аграрному сектору экономики. В 1996 году объем финансирования агропромышленного комплекса из федерального бюджета составил 178,6 млрд. рублей, в том числе в виде продукции (сахар, мука, зерно, комбикорм) на сумму 124 млрд. рублей. Поставлено по лизингу 130 единиц сельскохозяйственных машин и оборудования на сумму 27,3 млрд. рублей, в том числе 9 единиц фермерским хозяйствам.
В целях смягчения кризисных явлений в агропромышленном комплексе Администрация Московской области в прошедшем году принимала определенные меры организационного и экономического характера.
Правительством Московской области принято постановление "О формировании областного продовольственного фонда Московской области на 1996 год", профинансированы из областного бюджета областные целевые программы и мероприятия по поддержке сельских товаропроизводителей области на сумму 301,4 млрд. рублей.
Потребителям федерального и регионального фондов поставлено: картофеля - 96 тыс. тонн, овощей - 290 тыс. тонн, молока - 570 тыс. тонн, скота и птицы - 103 тыс. тонн, яиц - 1,5 млрд. штук.
Увеличилась урожайность зерновых и овощных культур. Снижены на 0,2 и 1,3 пункта по сравнению с 1995 годом темпы падения производства молока, мяса скота и птицы соответственно.
Положительно сказалось на работе предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса внесение изменений в Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области", предоставивших предприятиям, производящим скоропортящиеся молочные продукты, налоговые льготы. В целом наметилась тенденция оживления экономической ситуации в отрасли.
См. Закон Московской области от 24 ноября 2004 г. N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области"
В 1996 году за счет всех источников финансирования в области освоено 11,5 трлн. рублей капитальных вложений, из них 5,4 трлн. рублей (47%) - на строительстве объектов социальной сферы.
За счет этих средств введено в действие 2338,3 тыс. кв. м жилья (106,3% к заданию программы), в том числе в сельской местности - 885,7 тыс. кв. м, 3 общеобразовательные школы и 3 пристройки к школам на 3644 ученических места, 3 дошкольных учреждения на 850 мест, 2 поликлиники и пристройка к поликлинике на 570 посещений в смену, 5 больниц на 1454 койки, клуб на 200 мест.
Военнослужащим, уволенным в запас или в отставку, выделено 420 квартир общей площадью 24,5 тыс. кв. м. Построено 666 км газопроводов, ряд объектов коммунального назначения. Отремонтировано 1050 км дорог и 20 мостов. Построено 55 км дорог и 17 мостов и путепроводов.
В сфере торговли в 1996 году объем розничного товарооборота во всех каналах реализации достиг 20,5 трлн. рублей.
Возросла роль негосударственного сектора в торговле, на его долю приходится 89%. В структуре потребительских расходов основную долю (51,4%) занимают продовольственные товары.
В целях стабилизации работы предприятий службы быта значительная часть их в прошедшем году освобождена от уплаты налогов на землю, прибыль, от сборов в местные бюджеты. Кроме того, им была установлена льготная арендная плата и льготные коммунальные платежи. Это способствовало открытию в области 350 предприятий службы быта.
В 1996 году Администрацией Московской области целенаправленно осуществлялась работа по реализации программы социальной защиты населения, включающей в себя:
- материальную поддержку малообеспеченных семей и отдельных граждан;
- срочную социальную помощь нуждающимся;
- социальное обслуживание престарелых, инвалидов и детей через стационарную и нестационарную систему социального обслуживания;
- обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и спецавтотранспортом;
- оздоровительные и культурно-массовые мероприятия для детей - инвалидов, детей - сирот, инвалидов и пенсионеров;
- укрепление материально-технической базы учреждений социальной защиты.
Программа адресной социальной защиты профинансирована в минувшем году за счет средств областного бюджета на 101,1% (5154 млн. рублей).
В 1996 году оставалась важной и актуальной для Московской области проблема обеспечения детей раннего возраста продуктами питания. Их производство по учитываемой номенклатуре составило 13,4 тыс. тонн, что на 5,2% больше уровня 1995 года. Для улучшения обеспечения детей продуктами питания были приняты следующие меры:
- решены вопросы о дотировании хозяйств и предприятий, поставляющих экологически чистое сырье для производства детских продуктов питания;
- принят Закон Московской области "О льготном налогообложении в Московской области", по которому предприятия, производящие продукцию для детского, лечебного, лечебно-профилактического питания, освобождены от уплаты налога на прибыль;
- сформирован государственный заказ на мясо - растительные консервы для социально незащищенных и больных детей на 1997 год.
Ситуация на рынке труда Московской области остается достаточно сложной. Растет численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, увеличивается скрытая безработица на производстве.
К концу 1996 года доля безработных составила 3,1% в общей численности экономически активного населения.
В целях содействия занятости населения области, усиления его социальной защиты Правительством Московской области 01.04.96 была утверждена Программа содействия занятости населения Московской области на 1996-1997 гг.
В целях преодоления кризиса платежей ускорения взаиморасчетов между предприятиями в области активно использовались векселя коммерческих банков и предприятий, расширялась сфера вексельного обращения. В 1996 году за счет вексельных кредитов, полученных в УАКБ "Уникомбанк" и МАКБ "Возрождение" в сумме 240 млрд. рублей, обеспечено более стабильное финансирование строительного комплекса, областного транспорта, городских дорог, а также расходов бюджетов городов и районов. В среднем векселя обернулись 11 раз. В "цепочке" расчетов участвовало более одной тысячи хозяйствующих субъектов. С использованием указанных векселей в области развязаны неплатежи в сумме около 2,4 трлн. рублей. Векселями предприятия "Мострансгаз" покрыта задолженность организаций, финансируемых из областного бюджета, а также бюджетных организаций городов и районов за потребленные топливно-энергетические ресурсы в сумме 1,3 трлн. рублей.
Проведение взаиморасчетов между предприятиями и бюджетной сферой позволило за счет зачета их продукции и услуг покрыть неплатежи в сумме 2 трлн. рублей.
Для развития малого предпринимательства в области разработана Областная целевая программа поддержки и развития малого предпринимательства в Московской области на 1997-1998 годы.
В экономику Московской области за прошедший год привлечено 411,9 млн. долларов иностранных инвестиций. Создано 59 предприятий с участием иностранного капитала.
2. Основные задачи 1997 года
В 1997 году Правительству Московской области в целях координации экономической, социальной, налоговой, кредитно-финансовой и промышленной политики, повышения эффективности управления в сфере экономики сосредоточить внимание на решении задач:
2.1. В комплексе промышленности, транспорта и связи
Содействовать стабилизации и развитию промышленного производства, реструктуризации предприятий, необходимой для работы в условиях рыночной экономики, стимулировать их деятельность по повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, улучшению их финансово-экономических результатов.
Обеспечить инвестиционную привлекательность перспективных и социально значимых проектов предприятий для отечественных и зарубежных инвесторов.
Продолжить поддержку предприятий народных промыслов, текстильной и легкой промышленности.
Построить и реконструировать не менее 70 км автомобильных дорог общего пользования и 34 дорожных сооружения на них. Отремонтировать 1166 км автодорог и 22 дорожных сооружения. В городах и поселках реконструировать 2,4 км дорог и 3 моста. Капитально отремонтировать 605,7 тыс. кв. м дорог и 12 мостов. Провести текущий ремонт 960 тыс. кв. м дорог.
Обеспечить прирост основных телефонных аппаратов на сетях общего пользования - 40 тыс. штук.
2.2. В агропромышленном комплексе
Осуществить комплекс мероприятий по обеспечению поставок продукции в региональный и федеральный продовольственные фонды в следующих объемах: картофеля - 100 тыс. тонн, овощей - 263,5 тыс. тонн, молока - 560 тыс. тонн, мяса скота и птицы - 80,8 тыс. тонн, яиц - 1616 млн. штук.
В 1997 году предусмотреть ряд мер по финансированию областных целевых программ и мероприятий по агропромышленному комплексу на сумму не менее 344 млрд. рублей.
Провести работу по привлечению средств из федерального бюджета для дотации и компенсации расходов на материально-технические ресурсы (комбикорм, минеральные удобрения и средства защиты растений, топливно-энергетические ресурсы), авансовых выплат за растениеводческую продукцию и кредитные ресурсы.
2.3. Инвестиционная деятельность и развитие отраслей социальной
сферы
Осуществить мероприятия по привлечению средств на финансирование капитального строительства в объеме 12,1 трлн. рублей, из них 5,7 трлн. рублей (47%) на развитие социальной инфраструктуры городов и районов Московской области.
За счет этих средств ввести в эксплуатацию 2,5 млн. кв. м жилья, 8 школ и 4 пристройки на 9617 ученических мест, дошкольные учреждения на 600 мест, 6 больниц на 620 коек, 12 амбулаторно-поликлинических учреждений на 2775 посещений в смену.
2.4. В комплексе социальной политики
Продолжить социально-экономическую поддержку малообеспеченных слоев населения области в рамках областной программы социальной защиты населения.
Принять меры к сохранению и развитию сети государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей. Обеспечить доступность бесплатного дополнительного образования.
Усилить контроль за своевременной выплатой заработной платы, государственных пенсий и пособий.
Осуществить комплекс организационных мер по реализации Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", обеспечивающий полную регистрацию 75% занятого населения области.
Активизировать работу по сбору с работодателей и самозанятого населения страховых взносов, предназначенных на выплату пенсий, осуществить меры по реструктурированию и сокращению задолженности по платежам в Пенсионный фонд.
Разработать и внести на рассмотрение в Московскую областную Думу:
- Законы Московской области: "О культуре", "О некоторых положениях организации библиотек в Московской области", "О физической культуре и спорте в Московской области", "О туризме", "Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье";
- областную программу "Молодежь Подмосковья 1998-2000";
- Концепцию улучшения положения женщин Московской области до 2000 года;
- Концепцию семейной политики Московской области на 1997-2000 гг.
Подготовить и принять положения: "О порядке передачи в аренду недвижимого имущества, являющегося памятниками истории и культуры", "О порядке инвестиционной деятельности на памятниках истории и культуры и порядке передачи в пользование недвижимого имущества религиозного назначения".
Занятость населения
Обеспечить использование доходов Фонда занятости московской области в сумме не менее 366 млрд. рублей.
Принимать меры по снижению напряженности, вызванной ростом безработицы, оказывать содействие в трудоустройстве незанятому населению, создании новых рабочих мест, проводить профориентационную работу.
Разработать механизмы исполнения нормативных правовых документов по вопросам прожиточного минимума.
2.5. Потребительский рынок
Для удовлетворения спроса населения и насыщения потребительского рынка товарами обеспечить объем розничного товарооборота во всех каналах реализации в сумме 23 трлн. рублей с увеличением доли отечественных продуктов и товаров.
Оказать населению платные услуги на сумму 8,6 трлн. рублей.
Продолжить работу по сохранению и развитию социально значимых видов услуг для малообеспеченных слоев населения, таких как ремонт обуви, одежды, сложной бытовой техники; услуг бань, прачечных, парикмахерских.
2.6. Проведение экономической реформы
При проведении экономической реформы в Московской области продолжить работу по следующим направлениям:
- дальнейшему совершенствованию налоговой, кредитно-финансовой и ценовой политики;
- пополнению доходной части областного бюджета за счет увеличения собираемости налогов, разрешения кризиса платежей путем более активного использования механизма взаимозачетов, работ по лицензированию риэлторской деятельности, других форм расчетов;
- организации областного облигационного займа;
- стимулированию создания финансово-промышленных групп отраслевого и межотраслевого характера как одной из наиболее перспективных форм концентрации промышленного и банковского капитала;
- поддержке и развитию малого предпринимательства, в том числе инновационной деятельности;
- интенсификации привлечения инвестиций в отрасли материального производства, в частности в производство наукоемкой продукции, в модернизацию технологий, связанных с увеличением выпуска пользующейся спросом продукции, улучшением его конкурентоспособности по качественным показателям;
- участию в работе Международного инвестиционного союза с целью выхода на мировой инвестиционный рынок с пакетом полномасштабных инвестиционных проектов. С этой целью осуществить отбор наиболее приоритетных инвестиционных проектов для социально-экономического развития области и на их базе издать каталог (инвестиционный атлас области);
- совершенствованию работы по формированию, управлению и распоряжению областной собственностью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Московской области от 19 мая 1997 г. N 101-ПГ "О программе Правительства Московской области на 1997 год"
Текст постановления опубликован в Информационном вестнике Администрации Московской области, июль 1997 г., N 7