Постановление президиума Московского областного суда
от 19 сентября 2007 г. N 596
(извлечение)
Дело N 44г-221/07
К. обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что является ветераном-участником Великой Отечественной войны и инвалидом второй группы по общему заболеванию, имеет удостоверение участника Отечественной войны и пользуется льготами наравне с инвалидами войны. С 1 января 2005 года ответчиком выплачивалась ежемесячная денежная выплата в размере 1550 рублей, однако с 1 апреля 2005 года выплата денежной компенсации в данном размере была прекращена и ежемесячная денежная выплата как инвалиду ВОВ назначена в размере 550 рублей. При таких обстоятельствах, К. просил суд обязать ответчика производить ему выплату с 1 января 2005 года в сумме 1550 руб.
Ответчик иск не признал.
Решением Королевского городского суда Московской области от 8 февраля 2006 года в иске отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 мая 2006 года решение оставлено без изменения.
В надзорной жалобе К. просит судебные постановления, состоявшиеся по данному делу, отменить.
Определением судьи Верховного Суда РФ от 19 июля 2007 года дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Московского областного суда.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, находит решение Королевского городского суда от 08 февраля 2006 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 мая 2006 года подлежащими отмене, как вынесенные с существенным нарушением норм материального права.
Судом установлено, что К. имеет инвалидность второй группы по общему заболеванию и является ветераном - участником Великой Отечественной войны в соответствии с подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 2# 5-ФЗ "О ветеранах". К данной категории участников войны отнесены военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований К., суд исходил из того, что размер ежемесячной денежной компенсации категории ветеранов Великой Отечественной войны, к которой относится истец, определен п.п. 4 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и составляет с 2005 года сумму 150 руб. в месяц. Ежемесячная денежная выплата в размере 1550 руб. (без учета социального пакета) предусмотрена лишь для граждан, относящихся к категории "инвалиды войны". При этом суд указал, что К. в силу статьи 4 Федерального закона "О ветеранах", которой определен круг лиц, относящихся к инвалидам Великой Отечественной войны, к данной категории не относится.
Между тем, с данными выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Федеральный закон от 12 января 1995 года N 2# 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает меры социальной поддержки лиц, выполнявших свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, как в натуральной, так и в денежной форме.
При этом п.п. "а"-"и" п.п. 1 пункта 1 статьи 2 данного Закона определены категории военнослужащих и иных лиц, имеющих единый статус участника Великой Отечественной войны, к числу которой отнесены и военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службы в воинский частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, а также военнослужащие, награжденные орденами и медалями СССР за службу в указанный период.
Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная Федеральным законом "О ветеранах", включала предоставление им дополнительных прав и льгот (ст. 13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в п.п. "ю"# - "Ж", "и" подп. 1 пункта 1 статьи 2 Закона, то есть лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (ст. 15), превосходили по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подп. "з" подп. 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим, которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17).
Вместе с тем статьей 15 названного Федерального закона предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования (часть вторая данной статьи в первоначальной редакции, пункта 2 - в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N 40-ФЗ).
Между тем, упоминание участников Великой Отечественной войны без деления на отдельные категории как в названии ст. 15 "Меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны", так и в тексте данного нормативного положения допускало распространение его действия на всех лиц, отнесенных законодателем к участникам Великой Отечественной войны (ст. 2 Федерального закона "О ветеранах").
Таким образом, действовавшее до 1 января 2005 года нормативно-правовое регулирование, эту категорию участников Великой Отечественной войны, ставших инвалидами вследствие общего заболевания, приравнивало к инвалидам войны при предоставлении в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" мер социальной защиты.
С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (ст. 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки и основная часть льгот, ранее предоставлявшихся ветеранам, в том числе участникам Великой Отечественной войны, в натуральной форме, заменена ежемесячной денежной выплатой.
Такая выплата согласно пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и соответственно п.п. 1, 2 и 4 п. 4 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" устанавливается инвалидам войны в размере 2 000 руб., участникам Великой Отечественной войны -1 500 руб., военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, - 600 руб.
В результате участники Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, названных в п.п. "з" п.п. 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", пользовавшиеся до 1 января 2005 года в случае признания их инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, равными с иными участниками Великой Отечественной войны инвалидами вследствие указанных причин правами и льготами, предусмотренными для инвалидов войны, после этой даты оказались в худшем по сравнению с ними положении при реализации права на получение ежемесячной денежной выплаты в объеме, сопоставимом с объемом отмененных льгот. При этом какой-либо компенсации данной категории граждан указанными Федеральными законами не предусмотрено.
Наличие у данной категории участников Великой Отечественной войны возможности получать ежемесячную денежную выплату на основании норм Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не может рассматриваться в данном случае как адекватная компенсация.
Ежемесячные денежные выплаты, полагающиеся им в соответствии с названным Федеральным законом, ниже по своему размеру, чем предоставляемые в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин. Кроме того, лишение их права на получение ежемесячной денежной выплаты на равных условиях со всеми другими участниками Великой Отечественной войны, ставшими инвалидами вследствие указанных причин, фактически означало бы и необоснованное снижение ранее приобретенного ими статуса.
Следовательно, то обстоятельство, что в п.п. 9 и 10 ст. 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и ст.ст. 14 и 15 Федерального закона "О ветеранах", определяющих меры социальной поддержки инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны, такая мера социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата, не упоминается, и вопросы, касающиеся ее предоставления (круг лиц, имеющих право на ее получение, размер выплаты, порядок назначения), регламентируются отдельной статьей Федерального закона "О ветеранах" (ст. 23.1), а также отсутствие в названных Федеральных законах прямого указания на размер ежемесячной денежной выплаты, полагающейся участникам Великой Отечественной войны, которые были признаны инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин, включая военнослужащих, указанных в п.п. "з" п.п. 1 п. 1 его ст. 2, не свидетельствуют о том, что тем самым Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и Федеральный закон "О ветеранах" допускают установление ежемесячной денежной выплаты данной категории участников Великой Отечественной войны без учета ранее приобретенного ими статуса, объема тех прав и льгот, которые предоставлялись им до 1 января 2005 года на основании Федерального закона "О ветеранах" как лицам, приравненным по правам и льготам к инвалидам войны, а ныне заменяются денежной компенсацией.
Приведенная правовая позиция содержится в Определении Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2006 года N 89-О.
Учитывая изложенное, решение Королевского городского суда и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, а дело направлению на новое судебное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду при определении времени, с которого участникам Великой Отечественной войны, указанным в подп. "з" подп.1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах", являющимся инвалидами по общему заболеванию, должна предоставляться ежемесячная денежная выплата в размере, предусмотренном вышеназванным Федеральным законом для инвалидов Великой Отечественной войны, следует учесть, что в силу ст. 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", определения Конституционного Суда Российской Федерации вступают с момента его провозглашения.
Руководствуясь ст.ст. 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум постановил:
Решение Королевского городского суда от 08 февраля 2006 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 мая 2006 года отменить. Дело направить для нового рассмотрения по существу в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление президиума Московского областного суда от 19 сентября 2007 г. по делу N 44г-221/07
Текст постановления предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с извлечением: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника