Постановление президиума Московского областного суда
от 4 апреля 2007 г. N 212
(извлечение)
Дело N 44г-85/07
Г. обратился в суд с иском к Троицкому управлению социальной защиты населения о восстановлении статуса пострадавшего от радиационного воздействия, возобновлении предоставления льгот и компенсаций, указав, что является участником ликвидации последствий аварийной ситуации в 1969 году на Новой Земле, перенес острую лучевую болезнь первой степени тяжести. На основании Постановления Правительства РФ от 30.03.1993 года N 253 "О порядке предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационных воздействий" и заключения Экспертного совета N 1 от 19.08.1992 года Минатомом России ему было выдано удостоверение перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, по которому ему предоставлялись льготы, установленные для граждан, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 18.06.1992 года N 3061-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС". С 01.01.2005 года Троицкое управление социальной защиты населения прекратило предоставление льгот и компенсаций Г., сообщив в письме от 10.02.2006 года N 72-103 причину: вступление в силу Федерального Закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года, повлекшее прекращение распространения на него действия нормы о возмещении вреда здоровью лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Г. ссылался на неправомерность действий ответчика и просил восстановить нарушенное право, обязать ответчика возобновить предоставление предусмотренных законом льгот и компенсаций.
Решением Подольского городского суда от 27.06.2006 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 30.08.2006 года, в удовлетворении иска отказано.
В надзорной жалобе Г. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений по мотивам неправильного применения норм материального права.
Определением судьи Московского областного суда Н. от 14.03.2007 года дело передано для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции - президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд исходил из того, что предоставление Г. указанных льгот и компенсаций ответчиком прекращено правомерно. Суд при этом ссылался на то, что на основании п. 9 ст. 156 Федерального закона N 122-ФЗ от 22.08.2004 года утратил силу п. 7 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.1992 года N 3062-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с которым предоставление соответствующих льгот и компенсаций распространялось на ответчика.
Между тем, с таким выводом суда нельзя согласиться.
Согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: 1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, 2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы.
Пунктом 7 постановления Верховного Совета РФ от 18.06.1992 г. N 3062-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" предусмотренные Законом льготы и компенсации распространены на лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах гражданского или военного значения, в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Порядок предоставления компенсаций и льгот лицам, пострадавшим от радиационного воздействия установлен Постановлением Правительства РФ N 253 от 30.03.1993 г., согласно которому лицам, получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставших инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других (кроме Чернобыльской АЭС) атомных объектах предоставляются компенсации и льготы, установленные для граждан, указанных в п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При рассмотрении спора судом было установлено, что Г. перенес острую лучевую болезнь первой степени тяжести в связи с участием в ликвидации последствий аварийной ситуации в 1969 году на Новой Земле, имел право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". 27.11.1997 года истцом было получено удостоверение инвалида, перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием, которое подтверждает право истца на соответствующие компенсации и льготы. С 01.01.2005 года Троицким управлением социальной защиты населения истцу прекращено предоставление соответствующих льгот и компенсаций.
Действительно, с 01.01.2005 г. вступил в действие Закон N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., пунктом 9 ст. 156 указанного Закона признан утратившим силу п. 7 постановления N 3062-1, на основании которого истец по своему правовому статусу приравнен к категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Однако, Федеральным Законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ не предполагается лишение граждан-инвалидов права на получение ежемесячной компенсации в возмещение вреда, причиненного их здоровью радиационным излучением, вызванным испытаниями ядерного оружия либо радиационными авариями, имевшими место в СССР в условиях нештатных радиационных ситуаций.
Федеральный законодатель, определяя порядок функционирования эффективного механизма возмещения вреда здоровью граждан, может избирать различные способы возмещения вреда, однако не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда.
В преамбуле Федерального Закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ закреплено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального Закона, должно обеспечиваться сохранение и возможное повышение достигнутого уровня социальной защиты граждан, а также реализовываться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.
Таким образом, положения п. 7 постановления Верховного Совета РФ от 18.06.1992 г. N 3062-1 "О порядке введения в действие Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и п. 9 ст. 156 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. не могут рассматриваться как лишающие граждан, имевших право на получение соответствующих льгот и компенсаций и ставших инвалидами до вступления в силу данных положений, реализации права на указанные льготы после вступления в действие ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.2004 г.
Аналогичное толкование правовых норм, подлежащих применению при рассмотрении споров о праве на соответствующие льготы и компенсации одной из категорий граждан, перечисленных в п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", (граждан из подразделений особого риска) дано в определении Конституционного Суда РФ от 07.10.2005 г. N 385-О.
Существенные нарушения судебными инстанциями норм материального права при рассмотрении дела являются в силу ст. 387 ГПК РФ основанием к отмене принятых судебных постановлений.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум постановил:
Решение Подольского городского суда 27.06.2006 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда 30.08.2006 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление президиума Московского областного суда от 4 апреля 2007 г. по делу N 44г-85/07
Текст постановления предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с извлечением: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника