Постановление президиума Московского областного суда
от 28 февраля 2007 г. N 137
(извлечение)
Дело N 44г-65/07
Д. обратился в суд с иском к ГУ - ГУ ПФ N 4 по г. Москве и Московской области о признании отказа в назначении пенсии недействительным, признании права на назначение пенсии, указав, что в 1988 году он принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, принимал участие в работах по объекту "Укрытие". Полагая, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеет право на снижение пенсионного возраста на 10 лет, Д. обратился в ГУ - ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии, однако 27.10.2005 года получил отказ. Истец просил суд признать отказ в назначении пенсии незаконным, признать право на назначение пенсии с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет и обязать ответчика назначить ему пенсию с 04.11.2005 года.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Решением Подольского городского суда от 22.02.2006 года, оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20.04.2006 года, в удовлетворении иска было отказано.
В надзорной жалобе Д. просит отменить принятые судебные постановления в связи с существенными нарушениями судебными инстанциями норм материального права.
Определением судьи Московского областного суда от 08.02.2007 года дело по надзорной жалобе Д. передано для рассмотрения по существу в президиум Московского областного суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, президиум находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Судом установлено, что Д. согласно представленной справке N 1316 принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, работал на объекте "Укрытие" в составе Комплексной экспедиции при ИАЭ им. И.В. Курчатова в период с 20.05.1988 года по 30.07.1988 года. Ссылаясь на наличие Необходимого возраста и трудового стажа, истец обратился в ГУ - ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии. В назначении пенсии ему было отказано.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся также граждане, принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, а также граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 вышеуказанного Закона РФ гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона (принимавшим в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы) пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет.
Суд, отказывая в удовлетворении исковых требований Д., указал, что истец не может быть отнесен к категории граждан, которым п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 предоставляется право на пенсию по возрасту с уменьшением возраста выхода на пенсию на 10 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии стажа работы: у мужчин - не менее 20 лет, у женщин - не менее 15 лет, поскольку в нее включаются лишь граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в 1986-1987 годах, а Д. принимал участие в таких работах по объекту "Укрытие" в 1988 году. Таким образом, суд пришел к выводу, что на граждан, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие", к которым относится и истец, данный пункт Закона не распространяется.
Пенсионное обеспечение данной категории лиц, в соответствии с выводами суда, регулируется п. 1 ч. 2 ст. 30 указанного Закона как граждан, принимавших участие в 1988-1990 годах в работах, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ (п. 4 ч. 1 ст. 13), которым пенсии по возрасту назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 5 лет независимо от продолжительности работы в зоне отчуждения и при наличии общего стажа работы: у мужчин - не менее 25 лет, у женщин - не менее 20 лет. Кроме того, пенсионное обеспечение указанных граждан регулируется п. 2 ст. 10 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", согласно которому граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, имеют право на назначение пенсии по старости при наличии трудового стажа не менее пяти лет по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины).
Поскольку Д. не достиг возраста, установленного вышеизложенными положениями Закона, он в настоящее время не имеет право на назначение пенсии.
Между тем, с таким выводом суда согласиться нельзя. Суд при рассмотрении спора неправильно истолковал и применил нормы материального права.
В п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1224-1 называются две категории граждан, относящихся к участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения, меры пенсионного обеспечения которых различаются в зависимости от времени выполнения соответствующих работ (ст. 30 Закона).
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Номер Закона РФ от 15.05.1991 года следует читать "N 1244-1"
В п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1224-1 в первоначальной редакции от 15.05.1991 года указывались граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения и выполнявшие некоторые иные виды работ в период 1986-1987 годах.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Номер Закона РФ от 15.05.1991 года следует читать "N 1244-1"
В п. 4 ч. 1 ст. 13 были указаны граждане, выполнявшие работы в пределах зоны отчуждения в 1988-1990 годах.
Федеральными законами от 18.06.1992 года N 3061-1 и от 24.11.1995 года N 179-ФЗ категория граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13, была расширена, к ней были отнесены граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, принимавшие участие в 1988-1990 годах в работах по объекту "Укрытие". Тем самым законодатель, признав работы, выполнявшиеся этими гражданами на объекте "Укрытие", по степени неблагоприятного воздействия на организм человека равными работам, проводимым в 1986-1987 годах в зоне отчуждения, распространил на них тот же правовой статус, какой имеют граждане, участвовавшие в эти годы в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах этой зоны.
В результате граждане, выполнявшие работы по объекту "Укрытие" в 1988-1990 годах, пользовались теми же компенсациями и льготами, что и граждане, принимавшие участие в работах по ликвидации аварии в 1986-1987 годах.
Вместе с тем дополнение, внесенное в п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона РФ N 1244-1 не коснулось ст. 30. Согласно ч. 1 ст. 30 гражданам, указанным в п. 3 ч. 1 ст. 13 (принимавшим участие в работах в 1986-1987 годах) пенсии по старости назначались с уменьшением возраста на 10 лет, а согласно ч. 2 ст. 30 гражданам, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 13 (принимавшим участие в работах в 1988-1990 годах) пенсии назначались с уменьшением возраста на 5 лет.
Из содержания указанных выше норм права следует, что все граждане, перечисленные в п. 3 ч. 1 ст. 13, имеют один и тот же правовой статус, равный объем прав на возмещение вреда здоровью и, соответственно, равные льготы по пенсионному обеспечению (в том числе снижение пенсионного возраста).
Иное толкование закона означало бы нарушение конституционного принципа равенства, поскольку для граждан в одинаковой мере пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, устанавливался бы разный объем возмещения вреда здоровью и разные условия пенсионного обеспечения.
Такое же толкование изложенных выше норм материального права дано в определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 года N 350-0.
Существенные нарушения судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела норм материального права являются в силу ст. 387 ГПК РФ основанием к отмене принятых судебных постановлений.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум постановил:
Решение Подольского городского суда от 22.02.2006 года, определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 20.04.2006 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление президиума Московского областного суда от 28 февраля 2007 г. по делу N 44г-65/07
Текст постановления предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника