Определение Московского областного суда
от 31 января 2008 г.
(извлечение)
Дело N 5092
П. обратилась в суд с иском к Администрации городского поселения Мытищи Мытищинского района Московской области об обязании поставить ее на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
В обоснования заявленных требований, истица ссылается на то, что право на получение жилищных субсидий она имеет на основании Федерального Закона N 125 от 25 октября 2002 г., отказ Администрации в постановке на учет обусловлен иными основаниями.
В судебном заседании истица иск поддержала.
Ответчик в лице Администрации г.п. Мытищи в судебном заседании участия не принимал, представил письменные возражения по иску.
Решением Мытищинского городского суда от 21 ноября 2007 г. в иске П. отказано.
Не согласившись с решением суда, П. обжалует его в кассационном порядке, просит отменить ввиду нарушения норм материального права и постановить по делу новое решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Ст. 1 Федеральным законом РФ N 125 от 25.10.2002 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и п. "з" п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограмм "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством "Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 года" (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, если они прибыли в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 г., имели общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не менее 15 календарных лет, не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении и не получали субсидии на эти цели, а также гражданам, которые выехали из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Номер Федерального закона РФ от 25.10.2002 г. "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" следует читать "N 125-ФЗ"
Суд установил, что истица проработала в качестве медсестры в медучреждениях Магаданской области с 20.07.1964 г. по 16.02.1998 г., т.е. имеет стаж работы более 15 лет. П. имеет необходимый стаж работы, прибыла и убыла из районов Магаданской области в период, установленный данными законодательными актами. При выезде из Магаданской области выбрала для постоянного проживания Мытищинский район Московской области.
Отказывая в иске, суд пришел к выводу о его необоснованности, ввиду не представления П. доказательств того, что она состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет все необходимые документы на получение жилищных субсидий, обращалась в Администрацию района с заявлением об участии в программе Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
С данными выводами суда судебная коллегия согласиться не может.
Как усматривается из ответов Администрации г.п. Мытищи, направленных в адрес П., истица обращалась в Администрацию о включении в список граждан на получение жилищных субсидий для приобретения жилья в г. Мытищи.
Как видно из содержания законодательных актов, регулирующих порядок предоставления жилищных субсидий, условиями для включения в Список является отсутствие жилого помещения или нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Как усматривается из материалов дела, истица освободила жилое помещение по адресу: пос. Омчак Тенькинского района Магаданской области, ул. Клубная, д. 20, кв. 2.
С 1.10.1998 г. истица зарегистрирована и проживает в комнате размером 16,9 кв. м по адресу: М.О., г. Мытищи, Новомытищинский проспект, д. 9 а, кв. 4, по месту жительства дочери, Ш.
Постановка на регистрационный учет истицы не является доказательством ее обеспеченности жилым помещением.
Согласно выписки из ЕГРП Мытищинского отдела УФРС по Московской области от 27.02.2007 г., П. не принадлежит ни один объект недвижимости.
Разрешая требования, суд не выяснил, рассмотрены ли Администрацией района основания, предусмотренные ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районной Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", для включения истицы в Список лиц на получение жилищных субсидий.
Имеющийся в материалах дела отказ Администрации Мытищинского района содержит иные основания, которые предусмотрены ст. 49 ЖК РФ для постановки граждан на жилищный учет для получения жилья по договору социального найма (л.д. 12).
Ссылки Администрации района о необходимости признания П. малоимущей и необходимость обращения в Управление социальной политики, опеки и попечительства, также не обоснованы, т.к. законодательные акты, регулирующие предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривают иной порядок признания граждан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и включения в Список на получение жилищных субсидий.
Содержащийся в обжалуемом решении вывод суда о том, что П. обязана предоставить как доказательство права на получение жилищный субсидий - жилищный сертификат, по мнению судебной коллегии, также ошибочен.
Выдача жилищного сертификата - конечная цель участия в программе на получение жилищный субсидий для приобретения жилья, жилищный сертификат выдается в том месте, где гражданин состоит в Списках на получение жилищной субсидии".
Поскольку судом не установлены юридически значимые для обстоятельства в полном объеме, неправильно истолкованы нормы материального права, обжалуемое судебное решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Допущенные судом нарушения не могут быть устранены судебной коллегией, в связи, с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует учесть вышеизложенное, истребовать от Администрации Мытищинского района сведения о разрешении обращения П. по основаниям, содержащимся в ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районной Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и в зависимости от полученных данных разрешить спор по существу в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Мытищинского городского суда Московской области от 21 ноября 2007 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 31 января 2008 г. по делу N 5092
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника