Постановление президиума Московского областного суда
от 20 февраля 2008 г. N 131
(извлечение)
К. обратился в суд названным иском, ссылаясь на то, что с ноября 1932 г. работал на ремонтной базе завода N 1 Наркомата авиационной промышленности (далее НКАП) им. Сталина при ВВС Западного фронта. С 10 октября 1941 г. он был оставлен в г. Москве для выполнения специального задания, а документы отправлены по месту эвакуации завода. На основании решения комиссии по кадровым вопросам Министерства экономики России (правопреемника НКАП) от 24 апреля 1998 года о предоставлении К. права на льготы, которое было подтверждено Управлением социального обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, истцу 10 июля 1998 г. выдано удостоверение участника ВОВ с предоставлением льгот, установленных ст. 15 Федерального закона "О ветеранах". С указанного времени К. предоставлялись льготы участника ВОВ. Однако в ноябре 2003 г. Одинцовским военкоматом удостоверение было аннулировано со ссылкой на то, что фронтовая ремонтная база N 1 названного выше завода не значится в перечне частей действующей Армии. По информации Одинцовского военкомата, направленной в пенсионный фонд и отдел социальной защиты, выплата К. льгот участника ВОВ с 1 декабря 2003 года была прекращена. Кроме того, прекращена выплата второй пенсии по инвалидности и надбавка к пенсии как участнику ВОВ, чем ущемлены его интересы.
Решением Одинцовского городского суда от 14 декабря 2006 года требования К. удовлетворены. Управление N 5 ГУ-ГУПФ РФ N 2 по г. Москве и Московской области обязано выдать истцу удостоверение участника Великой Отечественной войны с предоставлением прав и льгот, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах"; восстановить с 1 декабря 2003 года выплату второй пенсии по инвалидности, установленную Федеральным законом N 166-ФЗ от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", надбавку как участнику Великой Отечественной войны, установленную ст. 110 п. "г" Федерального закона N 340-1 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях Российской Федерации"; выплачивать с 1 мая 2005 года денежное ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 г. N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г."; выплачивать с 1 января 2005 г. единовременные денежные выплаты в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; произвести взаимозачет причитающихся К. выплат с учетом выплаченной надбавки как труженику тыла.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 22 марта 2007 года решение суда оставлено без изменения.
Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ Федеральный закон N 340-1 от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях Российской Федерации" признан утратившим силу
В надзорной жалобе ГУ-ГУПФ РФ N 2 по г. Москве и Московской области ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных постановлений в части обязания Управления N 5 ГУ-ГУПФ РФ N 2 по г. Москве и Московской области выдать истцу удостоверение участника Великой Отечественной войны.
Определением судьи Московского областного суда П. от 21 января 2008 года надзорная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений нижестоящих судов в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В надзорной жалобе указывается на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права.
Президиум, проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Требования названной нормы судом при разрешении спора не соблюдены, поскольку судом допущена ошибка в применении норм материального права.
Разрешая спор и возлагая обязанность по выдаче К. удостоверения участника ВОВ на Управление N 5 ГУ-ГУ N 2 ПФ РФ суд руководствовался Инструкцией о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений Ветерана Великой Отечественной войны, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 05 октября 1999 года за N 1122 (в редакции Постановления Правительства от 13 февраля 2001 г. N 105), в соответствии с пунктом 2 которой выдача удостоверений производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в добровольном заявительном порядке по мере обращения ветеранов в эти органы.
Однако суд не учел, что на момент принятия указанной Инструкции в силу ст. 117 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. за N 340-1 (в редакции от 11.04.1998 г.) "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсионное обеспечение осуществлялось государственными органами социальной защиты населения, в компетенцию которых одновременно входила реализация прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах".
Указом Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года за N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" полномочия по выплате государственных пенсий закреплены за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами.
Пунктом 2 названного Указа органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в течение 2001 года было, в частности, рекомендовано заключить с Пенсионным фондом Российской Федерации соглашения о передаче территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий по назначению и выплате государственных пенсий, материально-технической базы, обеспечивающей реализацию указанных полномочий.
В то же время полномочия по реализации прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах" сохранились за органами социальной защиты населения.
Порядок выдачи удостоверений был урегулирован Инструкцией о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах", утвержденной Постановлением Минтруда от 11 октября 2000 г. за N 69.
Как видно из материалов дела в соответствии с названной Инструкцией на основании решения комиссии по кадровым вопросам Министерства экономики России (правопреемника НКАП) от 24 апреля 1998 года о предоставлении К. права на льготы, которое было подтверждено Управлением социального обеспечения Министерства Обороны Российской Федерации, 10 июля 1998 г. истцу было выдано удостоверение участника ВОВ с предоставлением льгот, установленных ст. 15 Федерального закона "О ветеранах".
На основании Постановления Правительства N 1122 от 05 октября 1999 года взамен удостоверения, выданного Министерством экономики, 26 марта 2001 года Комитетом социальной защиты населения Одинцовского района истцу выдано новое удостоверение.
Согласно п. 3.37 Положения о Министерстве социальной защиты населения Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 16 марта 2005 года N 170/11 (в редакции постановления от 06 мая 2006 г.), действовавшего на момент разрешения спора, Министерство социальной защиты населения осуществляет выдачу удостоверений инвалидам ВОВ и лицам, приравненным к ним по льготам, ветеранам ВОВ, имеющим место жительства в Московской области, на право получения мер социальной поддержки.
Аналогичная позиция закреплена в п. 3.37 Положения о Министерстве социальной защиты населения Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 09 ноября 2006 г. N 1050/42, и действующим в настоящее время.
Разрешая спор, суд не учел, что в компетенцию территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации не входит оформление и выдача удостоверений участников (инвалидов) ВОВ, в связи с чем решение суда в части обязания Управления N 5 ГУ-ГУПФ РФ N 2 по г. Москве и Московской области выдать истцу удостоверение участника Великой Отечественной войны с предоставлением прав и льгот, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах", является неисполнимым.
Таким образом, суд в нарушение ст. 56 ГПК РФ правильно не определил правоотношения сторон по заявленному истцом требованию, не разрешил вопрос о привлечении к участию в деле Министерства социальной защиты населения Московской области, неправильно применил материальный закон, подлежащий применению.
Нарушения, допущенные судом первой инстанции, оставлены без внимания судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда.
При таких данных принятые по настоящему делу судебные постановления в части обязания Управления N 5 ГУ-ГУПФ РФ N 2 по г. Москве и Московской области выдать истцу удостоверение участника Великой Отечественной войны с предоставлением прав и льгот, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах", не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, а дело в этой части направлению на новое рассмотрение.
В остальной части судебные постановления не обжалуются и подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 388, 390 ГПК РФ, президиум Московского областного суда постановил:
решение Одинцовского городского суда от 14 декабря 2006 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 22 марта 2007 года в части обязания Управления N 5 ГУ-ГУПФ РФ N 2 по г. Москве и Московской области выдать К. удостоверение участника Великой Отечественной войны с предоставлением прав и льгот, установленных статьей 15 Федерального закона "О ветеранах", отменить, дело в этой части направить на новое рассмотрение в тот же суд. В остальной части судебные постановления оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление президиума Московского областного суда от 20 февраля 2008 г. N 131
Текст постановления предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника