В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации, со статьями 103, 104 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Московская областная Дума постановила:
1. Внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле". (Прилагается.)
2. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть настоящую законодательную инициативу в первоочередном порядке.
3. Назначить официальным представителем Московской областной Думы при рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" Звягина А.Г. - депутата, председателя Комитета по промышленности, жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и информатизации Московской областной Думы.
4. Направить настоящее постановление и прилагаемый к нему проект федерального закона законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с предложением поддержать законодательную инициативу Московской областной Думы.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Жукова И.Н.
Председатель
Московской областной Думы |
В.Е. Аксаков |
Внесен
Московской областной Думой
Проект федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон
"О погребении и похоронном деле"
См. постановление Московской областной Думы от 3 декабря 2009 г. N 10/100-П "Об отзыве законодательной инициативы Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"
Статья 1. Внести в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 146; 1998, N 30, ст. 3613; 2002, N 30, ст. 3033; 2003, N 27(ч. 1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 17, ст. 1482; 2007, N 27, ст. 3213) следующие изменения:
1) дополнить статьей 15.1 следующего содержания:
"Статья 15.1. Право собственности на земельные участки, занятые местами погребения
Земельные участки, занятые местами погребения, не отнесенные к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, являются собственностью муниципальных районов, поселений, городских округов.";
2) в пункте 1 статьи 18 второе предложение исключить;
3) в пункте 1 статьи 19 второе предложение исключить;
4) в пункте 1 статьи 20:
в абзаце первом второе предложение исключить;
в абзаце пятом второе предложение исключить;
5) в статье 23 второе предложение исключить;
6) в пункте 1 статьи 24 второе предложение исключить.
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации |
Д. Медведев |
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О погребении
и похоронном деле"
Законопроектом предлагается установить возможность отнесения земельных участков, занятых кладбищами и иными объектами для организации ритуальных услуг (стены скорби и крематории), не отнесенных законодательством Российской Федерации к федеральной собственности или собственности субъекта Российской Федерации, к муниципальной собственности.
В настоящее время в Российской Федерации права на большую часть земельных участков, на которых размещены существующие кладбища, не оформлены. Так, например, на территории Московской области расположено 1643 муниципальных кладбищ, которые эксплуатируются в течение длительного периода - от 15 до 100 лет, при этом только на 76 земельных участков, занятых кладбищами, имеются правоподтверждающие документы. Аналогичная ситуация и в других субъектах Российской Федерации.
Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 3.1.) установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся "иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки.".
Вместе с тем, Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определено, что "общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления" (статья 18). Формулировка "в ведении" юридически не позволяет отнести земельные участки, на которых размещены существующие общественные кладбища, к собственности муниципальных образований, в связи с чем государственная регистрация права муниципальной собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, в силу закона невозможна. Такая же неопределенная ситуация существует в отношении вероисповедальных кладбищ (статья 18), воинских кладбищ (статья 20), военных мемориальных кладбищ, за исключением Федерального военного мемориального кладбища (статья 20), стен скорби (статья 23) и крематориев (статья 24).
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также не позволяет однозначно разрешить данную правовую ситуацию, поскольку законом установлена правовая норма, согласно которой в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов "могут находиться", в зависимости от вида муниципального образования, имущество, в том числе земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания "мест захоронения", включая межпоселенческие (статья 50).
Отнесение настоящим проектом федерального закона к муниципальной собственности земельных участков, занятых кладбищами и иными объектами для организации ритуальных услуг (стены скорби и крематории), которые не отнесены к федеральной собственности или к собственности субъектов Российской Федерации по критериям, установленным статьей 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", полностью соответствует положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поскольку организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам вопросов местного значения (статья 14).
Принятие данного законопроекта позволит устранить данную правовую неточность и предоставит право органам местного самоуправления оформить в силу закона в муниципальную собственность земельные участки под существующими кладбищами и иными объектами для организации ритуальных услуг (стены скорби и крематории), что обеспечит правомерность использования как самих земельных участков, на которых размещены указанные объекты, так и бюджетных средств, выделяемых на их содержание. Кроме того, позволит значительно упростить процедуру подготовки документации для проведения работ по реконструкции (расширению) существующих кладбищ, что особенно важно для субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения.
Предоставленный законопроект не нарушит права Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации воинскими и гражданскими захоронениями и иными объектами для организации ритуальных услуг (стены скорби и крематории), поскольку в этом случае земельные участки в соответствии с частью 1 статьи 3.1. Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" будут отнесены к федеральной собственности либо собственности субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О погребении
и похоронном деле"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также каких-либо иных затрат из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими
силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи
с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле" не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Московской областной Думы от 3 июля 2008 г. N 7/48-П "О законодательной инициативе Московской областной Думы по проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле"
Текст постановления официально опубликован не был