В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" и руководствуясь Уставом Истринского муниципального района Совет депутатов решил:
1. Утвердить Положение о муниципальном экологическом контроле на территории Истринского муниципального района (прилагается).
Глава Истринского
муниципального района |
А.Н. Щерба |
Положение
о муниципальном экологическом контроле на территории
Истринского муниципального района Московской области
(утв. решением Совета депутатов Истринского муниципального района
Московской области от 26 июня 2007 г. N 5/3)
I. Общая часть
1.1. Настоящее Положение, регулирующее порядок создания и деятельности службы муниципального экологического контроля на территории Истринского муниципального района Московской области (далее - Положение), разработано на основании и в соответствии со ст. 68 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Уставом Истринского муниципального района, в целях нормативно-правового регулирования правоотношений в области осуществления органом местного самоуправления функций по проведению экологического контроля, реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечения экологической безопасности на территории муниципального образования.
1.2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
- муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль - далее - МЭК) - система принимаемых органом местного самоуправления мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования;
- объекты муниципального экологического контроля - антропогенные и природно-антропогенные объекты, обладающие способностью негативного воздействия на окружающую среду в пределах территории муниципального образования;
- субъекты муниципального экологического контроля - лица, уполномоченные осуществлять муниципальный экологический контроль; физические и юридические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, которая обладает способностью оказывать негативное воздействие на окружающую среду, и подлежащие муниципальному экологическому контролю;
- природопользователь - юридическое или физическое лицо, субъект частного предпринимательства без образования юридического лица, осуществляющее использование одного или нескольких видов природных ресурсов или деятельность которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду;
- окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
- негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
- государственный экологический контроль - система принимаемых федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
- общественный экологический контроль - деятельность общественных и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляемая в соответствии с законодательством в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
II. Система муниципального экологического контроля
2.1. На территории Истринского муниципального района осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный экологический контроль.
2.2. Администрация Истринского муниципального района осуществляет следующие функции в сфере организации муниципального экологического контроля:
- обеспечивает разработку и реализацию природоохранных мероприятий местного значения по вопросам муниципального экологического контроля;
- разрабатывает порядок осуществления муниципального экологического контроля, создает структурное подразделение, осуществляющее муниципальный экологический контроль;
- обеспечивает разработку и реализацию природоохранных мероприятий местного значения;
- осуществляет планирование, финансирование, материально-техническое и нормативно-методическое обеспечение деятельности по муниципальному экологическому контролю;
- утверждает план комплексных проверок объектов муниципального экологического контроля;
- участвует в проведении совместных проверок объектов государственного экологического контроля на территории муниципального образования;
- участвует в обеспечении населения и общественных объединений полной своевременной и объективной информацией о состоянии окружающей среды и о мерах по ее охране;
- осуществляет иные полномочия в пределах своей компетенции.
2.3. Администрация Истринского муниципального района взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и специально уполномоченными органами исполнительной власти Московской области в области охраны окружающей среды по вопросам:
- определения перечня объектов, подлежащих муниципальному экологическому контролю;
- согласования планов совместных мероприятий;
- обеспечения нормативно-правовыми актами и методической документацией по вопросам охраны окружающей среды;
- информирования уполномоченных органов для привлечения к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, в целях возмещения причиненного этим правонарушением ущерба, для ограничения, приостановления, прекращения деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
- иным вопросам, предусмотренным настоящим Положением.
2.4. Мероприятия по муниципальному экологическому контролю осуществляются лицами, утвержденными главой Истринского муниципального района, в соответствии с нормами действующего законодательства, настоящим Положением и утвержденными в установленном порядке должностными инструкциями.
III. Объекты и направления муниципального
экологического контроля
3.1. Муниципальному экологическому контролю подлежат объекты хозяйственной и иной деятельности, находящиеся на территории Истринского муниципального района. Перечень (реестр) объектов, подлежащих муниципальному экологическому контролю, утверждается главой Истринского муниципального района на основании соглашений с территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
3.2. Критериями для отнесения источника (фактора) воздействия на окружающую среду к объекту муниципального экологического контроля являются:
- способность оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
- наличие источников, подлежащих обязательному нормированию выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, образования и размещения отходов производства и потребления, электромагнитных излучений и иных видов вредного воздействия;
- необходимость наличия разрешения (лицензии или иного разрешительного документа), позволяющего осуществлять деятельность, связанную с негативным воздействием на окружающую среду (разрешения на выбросы, сбросы, размещение отходов, на изъятие либо иное использование природных ресурсов);
- принадлежность к объектам, находящимся на территории Истринского муниципального района, за исключением объектов, в отношении которых действующим законодательством специально предусмотрено осуществление государственного экологического контроля.
3.3. При проведении мероприятий по муниципальному экологическому контролю осуществляется проверка соблюдения действующих нормативных актов в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе, устанавливается и оценивается:
- наличие утвержденных в установленном порядке проектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- наличие оформленной в установленном порядке документации на земельный участок, используемый для реализации проектов хозяйственной и иной деятельности;
- наличие у природопользователя требуемых законодательством разрешительных документов (лицензий, разрешений, заключений государственной экологической экспертизы и иных документов) на право природопользования и выполнение хозяйствующими субъектами условий осуществления природопользования, указанных в разрешительных документах;
- наличие утвержденного руководителем предприятия-природопользователя плана природоохранных мероприятий и его выполнение;
- своевременное представление полной и достоверной экологической информации;
- степень выполнения экологических требований и мероприятий при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов, а также планировке и застройке городской территории;
- соблюдение экологических норм и требований при использовании земель, лесов, водных объектов местного значения, местных общераспространенных полезных ископаемых, строительстве подземных сооружений местного значения;
- соблюдение предписаний органов, осуществляющих экологический контроль;
- наличие утвержденных в установленном порядке санитарно-защитных зон предприятия-природопользователя;
- влияние деятельности природопользователя на особо охраняемые природные территории, на состояние водоохранных зон водных объектов и зеленой зоны района;
- выполнение природоохранных мероприятий, муниципальных программ, договоров и соглашений об обеспечении реализации экологических интересов населения района;
- соблюдение порядка использования и охраны зеленых насаждений, озеленение территории;
- своевременность представления достоверных сведений в подразделение муниципального экологического контроля для учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
- своевременное и полное внесение платежей в бюджет за сбросы, выбросы, размещение отходов и вредные физические воздействия;
- соблюдение правил благоустройства и санитарного содержания территории.
IV. Организация и проведение мероприятий по муниципальному
экологическому контролю
4.1. Муниципальный экологический контроль подразделяется на предварительный и текущий и осуществляется в форме камеральных и (или) выездных проверок.
Предварительный муниципальный экологический контроль проводится путем проверки выполнения природоохранных требований и мероприятий при размещении объектов, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе объектов в эксплуатацию, предоставлении земельных участков, выдаче разрешений на отдельные виды природопользования и негативного воздействия на окружающую среду, осуществляемой посредством участия должностных лиц Управления в принятии соответствующих решений в тех формах и в той мере, как это урегулировано законодательством.
Камеральная проверка осуществляется без обследования контролируемого объекта и предусматривает работу по проверке правильности и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду и за пользование природными ресурсами, по установлению наличия у природопользователя необходимого перечня разрешительных документов, предоставляющих право природопользования, и исполнения хозяйствующими субъектами заложенных в разрешительных документах условий природопользования (землепользования, водопользования, недропользования, использования атмосферного воздуха, зеленой и иных рекреационных зон) и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Выездная проверка осуществляется по месту расположения и влияния контролируемого объекта и проводится при необходимости комплексно с участием иных контролирующих органов.
4.2. С целью систематизации экологического контроля на территории муниципального образования производится инвентаризация и ведется перечень (реестр) объектов муниципального экологического контроля.
4.3. Муниципальный экологический контроль осуществляется в виде:
а) плановых выездных проверок и обследований;
б) внеплановых выездных проверок и обследований;
в) камеральных проверок в процессе рассмотрения заявлений природопользователей, выдачи заключений, визирования соответствующей документации, согласования или отказа в согласовании заявленной деятельности, осуществления иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
4.4. Плановые проверки и обследования производятся в соответствии с годовыми и квартальными планами, утверждаемыми первым заместителем главы администрации Истринского муниципального района.
4.5. Внеплановые проверки и обследования проводятся в связи с поступившими жалобами и заявлениями граждан по вопросам несоблюдения их законных прав в сфере охраны окружающей среды, заявлениями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поручениями контролирующих и правоохранительных органов, органов государственной власти и территориальных органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию подразделения МЭК. Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в администрацию Истринского муниципального района, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки и обследования.
4.6. Плановые проверки проводятся на основании поручения руководителя подразделения муниципального экологического контроля.
4.7. При проведении мероприятий по контролю, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 4.3 настоящего Положения, поручение на проведение проверки не выдается.
4.8. При проведении плановых и внеплановых мероприятий по муниципальному экологическому контролю подразделение муниципального экологического контроля может осуществлять взаимодействие с иными уполномоченными органами в области охраны окружающей среды на основе соглашений (договоров, деклараций) о взаимодействии и сотрудничестве, заключаемых в соответствии с действующим законодательством. Ограничения при проведении мероприятий по муниципальному экологическому контролю устанавливаются федеральным законодательством.
V. Оформление результатов муниципального
экологического контроля
5.1. В результате осуществления мероприятий по муниципальному экологическому контролю оформляется акт установленной формы в трех экземплярах. Форма акта утверждается распоряжением главы Истринского муниципального района.
5.2. Один экземпляр акта вручается в течение трех дней после окончания проверки руководителю проверяемого юридического лица или его заместителю, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в подразделении муниципального экологического контроля.
5.3. Второй экземпляр акта направляется должностному лицу федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для рассмотрения в установленном порядке и принятия мер ответственности за установленные правонарушения.
5.4. Третий экземпляр акта остается в подразделении муниципального экологического контроля.
5.5. Руководитель подразделения муниципального экологического контроля при рассмотрении результатов проверки вправе принять решение о направлении материалов для рассмотрения в правоохранительные органы. При установлении нарушений законодательства, имеющих признаки уголовно наказуемого деяния, информация о результатах проверки в письменном виде доводится до сведения органов внутренних дел, прокуратуры, федеральной службы безопасности.
5.7. При выполнении мероприятий по муниципальному экологическому контролю, указанных в подпункте "в" п. 4.3 настоящего Положения, выдаются заключения, производится в установленном порядке визирование соответствующей документации, производится согласование или отказ в согласовании осуществления заявленной деятельности.
Нумерация пунктов приведена в соответствии с официальным текстом документа
VI. Права и обязанности лиц, осуществляющих мероприятия
по муниципальному экологическому контролю
6.1. Подразделение муниципального экологического контроля и его должностные лица, осуществляющие мероприятия по контролю, имеют право в установленном порядке:
- запрашивать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйственной и иной деятельности аналитическую, и статистическую, и иную информацию, связанную с использованием и охраной различных видов природных ресурсов, результаты химических и других анализов, иные материалы, необходимые для осуществления муниципального экологического контроля;
- беспрепятственно посещать объекты муниципального экологического контроля с целью проведения проверок;
- согласовывать в установленном порядке переданную на визирование документацию;
- проводить обследования территории муниципального образования с целью выявления источников загрязнения окружающей среды, привлекать в установленном порядке специалистов для замеров, отбора проб, образцов, материалов;
- давать оценку эффективности производственного экологического контроля на предприятиях-природопользователях, действующих на территории района;
- составлять по результатам обследований акты, направлять предписания и уведомления, выдавать заключения в пределах своей компетенции;
- координировать в пределах своей компетенции деятельность всех муниципальных служб, органов и организаций;
- обращаться в специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды с предложениями о проведении совместных мероприятий по обследованию объектов экологического контроля, расположенных на территории муниципального образования, а также участвовать в проведении указанных совместных мероприятий;
- привлекать к проведению проверок представителей органов общественного самоуправления, общественных организаций и граждан;
- обращаться в уполномоченные государственные органы с предложениями о привлечении к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, в целях возмещения причиненного этим правонарушением ущерба, об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, а также о взыскании задолженности и пеней по плате за загрязнение окружающей среды, применении иных мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
- обращаться в уполномоченные государственные органы для получения содействия по выявлению и пресечению экологических правонарушений, а также по устранению последствий указанных правонарушений;
- вносить в установленном порядке предложения по оздоровлению и улучшению качества окружающей среды и повышению эффективности муниципального экологического контроля;
- пользоваться иными правами, предоставленными действующим законодательством.
6.2. Лица, осуществляющие мероприятия по муниципальному экологическому контролю, обязаны:
- осуществлять сбор информации о состоянии и изменениях окружающей среды, необходимой для организации и осуществления эффективного муниципального экологического контроля, анализировать и проверять ее достоверность;
- проверять соблюдение нормативов, стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, выполнение условий лицензий, договоров и других разрешительных документов, предоставляющих право природопользования, в части, касающейся охраны окружающей среды и обеспечения экологических интересов населения муниципального образования, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
- содействовать внедрению наилучших существующих технологий, развитию рынка работ и услуг природоохранного назначения и экологического предпринимательства;
- в пределах своей компетенции принимать все меры по предотвращению, выявлению, пресечению правонарушений и устранению их негативных последствий, обращаться в уполномоченные органы для привлечения виновных лиц к ответственности;
- консультировать природопользователей по вопросам предотвращения нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, устранения нарушений природоохранных норм и требований;
- своевременно и в установленном порядке передавать материалы о выявленных нарушениях экологических требований, повлекших загрязнение окружающей среды либо создающих угрозу загрязнения, в уполномоченные государственные органы в соответствии с действующим законодательством;
- осуществлять свою деятельность во взаимодействии с общественностью и средствами массовой информации;
- соблюдать действующее законодательство и настоящее Положение.
6.3. Природопользователи (юридические лица, граждане, частные предприниматели без образования юридического лица), осуществляющие деятельность на территории района, обязаны:
- обеспечивать беспрепятственный допуск муниципальных экологических инспекторов на занимаемую территорию и производственные объекты для проведения проверок (за исключением режимных предприятий, проверка которых производится в установленном федеральным законодательством порядке);
- выделять уполномоченного представителя (представителей) для участия в проведении проверки с правом подписи акта проверки;
- обеспечивать представление письменных объяснений ответственных лиц, допустивших нарушения природоохранного законодательства;
- содействовать отбору проб компонентов окружающей среды на занимаемой территории и в пределах санитарно-защитных зон проверяемых объектов;
- представлять техническую, аналитическую, статистическую и иную информацию и документацию, касающуюся природопользования и воздействия на окружающую среду;
- выполнять предписания специалистов по муниципальному экологическому контролю.
VII. Ограничения при проведении муниципального
экологического контроля
7.1. При проведении мероприятий по контролю лица, осуществляющие муниципальный экологический контроль, не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции муниципального экологического контроля;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по муниципальному экологическому контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
VIII. Структура и управление деятельностью по осуществлению
муниципального экологического контроля
8.1. Общее руководство деятельностью по осуществлению муниципального экологического контроля на территории Истринского муниципального района осуществляет первый заместитель главы Истринского муниципального района. Непосредственное руководство осуществляет руководитель подразделения муниципального экологического контроля, назначаемый на должность и освобождаемый от нее главой района.
8.2. Назначение на должность, освобождение от должности, утверждение должностных инструкций лиц муниципального экологического контроля осуществляется главой Истринского муниципального района.
8.3. Начальник подразделения муниципального экологического контроля несет персональную ответственность за исполнение возложенных задач и функций.
8.4. Лица, осуществляющие муниципальный экологический контроль, в своей деятельности руководствуются нормами действующего законодательства, настоящим Положением и утвержденными в установленном порядке должностными инструкциями.
8.5. Лицам, осуществляющим муниципальный экологический контроль, выдаются служебные удостоверения, создаются условия работы, необходимые для осуществления их функций.
IX. Заключительные положения
9.1. Лица, осуществляющие муниципальный экологический контроль, несут ответственность в установленном законом порядке.
9.2. В области муниципального экологического контроля может осуществляться передача полномочий от органов местного самоуправления органам государственной власти Российской Федерации и Московской области.
9.3. В целях правового регулирования взаимодействия различных субъектов экологического контроля на территории муниципального образования могут заключаться соглашения (договоры, декларации) о взаимодействии и сотрудничестве.
9.4. Основными задачами заключения соглашений являются:
- исключение дублирования деятельности посредством рационального распределения объектов и функций контроля;
- мобилизация сил при пресечении комплексных и длящихся правонарушений в сфере охраны окружающей среды, а также ликвидации их последствий.
9.5. Настоящее Положение вводится в действие после утверждения Советом депутатов Истринского муниципального района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Урегулирован порядок создания и деятельности службы муниципального экологического контроля. Перечень объектов, подлежащих контролю, утверждается Главой района.
Представлена система муниципального экологического контроля, включающего государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль.
Определены функции Администрации района в сфере организации экологического контроля.
Указаны объекты контроля, приведены критерии для отнесения источника (фактора) воздействия на окружающую среду к объекту муниципального экологического контроля.
Закреплены основы организации и проведения контрольных мероприятий. Муниципальный экологический контроль подразделяется на предварительный и текущий и осуществляется в форме камеральных и (или) выездных проверок. Плановые проверки и обследования производятся в соответствии с годовыми и квартальными планами, внеплановые проверки и обследования - в связи с поступившими жалобами и заявлениями граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, поручениями контролирующих и правоохранительных органов, органов государственной власти и территориальных органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию подразделения муниципального экологического контроля. В результате осуществления мероприятий по контролю оформляется акт установленной формы.
Оговорены права и обязанности лиц, организующих мероприятия по муниципальному экологическому контролю, а также природопользователей, осуществляющих деятельность на территории района.
Установлены ограничения при проведении муниципального экологического контроля, определен порядок управления деятельностью по его осуществлению.
Положение вводится в действие после утверждения Советом депутатов.
Решение Совета депутатов Истринского муниципального района Московской области от 26 июня 2007 г. N 5/3 "Об утверждении Положения о муниципальном экологическом контроле на территории Истринского муниципального района"
Положение, утвержденное настоящим решением, вводится в действие после утверждения Советом депутатов Истринского муниципального района
Текст решения официально опубликован не был