В рамках реализации национального проекта "Доступное жилье", в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Главы города Серпухова от 28.02.2006 г. N 320 "Об утверждении Порядка разработки городских целевых программ и контроля за их реализацией" и на основании Устава города постановляю:
1. Одобрить проект городской целевой программы "Обеспечение земельных участков г. Серпухова коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2009 - 2010 годы" (прилагается).
2. Направить проект городской целевой программы "Обеспечение земельных участков г. Серпухова коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2009 - 2010 годы" на утверждение в Совет депутатов г. Серпухова в срок до 01.06.2008 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Глава город |
П.В. Жданов |
Городская целевая программа
"Обеспечение земельных участков г. Серпухова коммунальной
инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2009-2010 годы"
Паспорт
городской целевой программы "Обеспечение земельных
участков г. Серпухова коммунальной инфраструктурой
в целях жилищного строительства на 2009 - 2010 годы"
Наименование городской целевой Программы |
Программа "Обеспечение земельных участков г. Серпухова коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2009 - 2010 годы" (далее - Программа) |
Обоснование для разработки Программы |
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", Закон Московской области от 27.07.2006 N 133/2006-ОЗ "Об областной целевой программе "Жилище" на 2006-2010 годы", Закон Московской области от 15.04.1996 г. N 11/96-ОЗ "О Концепции, прогнозах и государственных программах социально-экономического развития Московской области", постановление Главы города Серпухова от 28.02.2006 г. N 320 "Об утверждении Порядка разработки городских целевых программ и контроля за их реализацией". |
Заказчик Программы |
Управление архитектуры и строительства Администрации города Серпухова, Комитет по управлению ЖКХ Администрации г. Серпухова |
Разработчик Программы |
Управление архитектуры и строительства Администрации города Серпухова |
Исполнители Программы |
Управление архитектуры и строительства Администрации г. Серпухова, Комитет по управлению ЖКХ Администрации г. Серпухова, Комитет по управлению имуществом г. Серпухова, Комитет по финансам и налоговой политике Администрации г. Серпухова, организации, выбранные в соответствии с действующим законодательством. |
Цель (цели) и задачи Программы |
Целью Программы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для сохранения высоких темпов строительства жилья. Задачами Программы являются: - обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; - создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой; - реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. |
Основные мероприятия Программы |
- разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры; - разработка и внедрение эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой; - представление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой |
Сроки и этапы реализации Программы |
2009-2010 годы, в том числе: 1 этап - 2009 год; 2 этап - 2010 год. На 1 этапе в 2009 году планируется существенно повысить объем инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, за счет мер государственной поддержки, что позволит обеспечить сохранение темпов жилищного строительства и подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства. В этот период государственная поддержка будет оказана проектам по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые будут осуществляться как Администрацией города, так и хозяйствующими субъектами-застройщиками или организациями коммунального комплекса. На 2-м этапе реализации Программы (2010 год) развитие коммунальной инфраструктуры в значительной степени будет происходить на основе рыночных принципов. Доля государственных и муниципальных гарантий, а также бюджетные средства, направляемые на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставляемым на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, будут сокращаться. При этом за счет средств федерального, областного и местного бюджетов будут обеспечиваться ранее принятые обязательства по содействию в реализации проектов, начатых на 1 этапе реализации Программы. |
Источники финансирования |
Планируемый общий объем финансирования Программы 899,44 млн. рублей, в том числе: - средства федерального бюджета - 33,67 млн. рублей; - средства областного бюджета - 9,9 млн. рублей - средства городского бюджета - 9,9 млн. рублей; - привлеченные средства (средства частных инвесторов и кредиторов) - 845,97 млн. рублей. |
Управление Программой и контроль за ее реализацией |
Управление ходом выполнения Программы обеспечивают исполнители - Управление архитектуры и строительства Администрации г. Серпухова, Комитет по управлению ЖКХ Администрации г. Серпухова, Комитет по управлению имуществом г. Серпухова, Комитет по финансам и налоговой политике Администрации г. Серпухова, организации, выбранные в соответствии с действующим законодательством. Контроль за реализацией Программы осуществляет Управление архитектуры и строительства Администрации г. Серпухова и Совет депутатов г. Серпухова. Общую координацию действий по контролю за исполнением Программы осуществляет Управление экономики Администрации г. Серпухова. |
Ожидаемые конечные результаты реализации |
Реализация Программы на территории города Серпухова должна обеспечить: - увеличение объемов жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья, планируемый ввод жилья в результате реализации Программы составит - 88,26 тыс. кв. м., в том числе: 2009 год - 43,05 тыс. кв. м., 2010 год - 45,21 тыс. кв. м.; - формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития коммунальной инфраструктуры; - увеличение частных инвестиций, привлечение денежных средств из федерального и областного бюджетов в виде гарантий и субсидий в жилищное строительство. |
Код Программы |
36 |
1. Оценка исходной ситуации
Основными проблемами, сдерживающими увеличение объемов жилищного строительства, являются отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения частных инвестиционных и кредитных ресурсов в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры, а также обременительные для застройщика условия присоединения к системам коммунальной инфраструктуры. Решение данных проблем необходимо для обеспечения существенного увеличения темпов жилищного строительства, удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье, стабилизации цен на рынке жилья.
На сегодняшний день отмечается завершение периода так называемой "точечной застройки" с использованием уже существующих коммунальных сетей в связи с ограниченными возможностями использования действующих мощностей для наращивания объемов жилищного строительства.
Принятые в 2005 году Федеральные законы, направленные на формирование рынка доступного жилья, в частности Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и "О концессионных соглашениях", сформировали законодательную базу для решения задачи развития коммунальной инфраструктуры, необходимой для жилищного строительства, установили распределение ответственности за обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства между органами местного самоуправления, организациями коммунального комплекса и застройщиками. Были созданы законодательные предпосылки для формирования специализированного вида бизнеса, связанного с подготовкой земельных участков для строительства, включая жилищное.
Однако реализация принципов, заложенных в Федеральных законах, требует создания дополнительных стимулов в виде государственной поддержки за счет средств Федерального бюджета, средств бюджета Московской области и местного бюджета.
Существовавшая ранее практика решения проблемы развития коммунальной инфраструктуры в целях жилищного строительства, основанная на формировании организациями, предоставляющими коммунальные услуги, монопольной платы за присоединение к системам коммунальной инфраструктуры или на выполнении застройщиками технических условий для присоединения к этим системам, определенных на основе непрозрачных и изменяющихся принципов, изменена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". Это создает равные конкурентные условия для застройщиков и будет способствовать освоению новых перспективных площадок для жилищного строительства.
Наличие обозначенных проблем в вопросах обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства требует для их решения программно-целевого подхода, что позволит обеспечить не только сохранение объемов жилищного строительства, но и их увеличение, создаст необходимые условия для формирования устойчивых механизмов решения данной проблемы в будущем без привлечения бюджетных средств.
2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для сохранения высоких темпов строительства жилья.
Для достижения основной цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
- создание эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.
3. Механизм реализации и управление городской целевой программой,
контроль за ходом ее выполнения
Для реализации Программы в первую очередь будет разработан комплексный план развития систем коммунальной инфраструктуры, основанный на зафиксированном в Генеральном плане прогнозе роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства.
В качестве механизма реализации Программы по развитию коммунальной инфраструктуры г. Серпухова в целях жилищного строительства предусматривается:
- привлечение банковских кредитных ресурсов для реализации инвестиционных проектов;
- предоставление государственных гарантий Российской Федерации и Московской области и муниципальных гарантий по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства;
- предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства.
Организационные механизмы выполнения Программы позволят обеспечить четкое разграничение ответственности между всеми возможными участниками процесса обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой и ориентированы на рыночные инструменты решения проблемы, что позволит минимизировать инвестиционные риски и стоимость кредитования.
Реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой (далее - инвестиционные проекты), разработанного в рамках Программы может осуществляться (в зависимости от конкретной ситуации) Администрацией города, застройщиками или организациями коммунального комплекса, например, частными компаниями, управляющими системами коммунальной инфраструктуры на условиях концессионных соглашений.
Заемщиками при реализации инвестиционных проектов могут выступать Администрация города, организации коммунального комплекса или застройщики.
Возврат средств может быть обеспечен за счет различных источников - продажи земельных участков (переуступки прав аренды земельных участков), установления прозрачного и регулируемого тарифа на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, а также продажи жилья, построенного на этих земельных участках в последующие периоды.
При принятии и поддержке на городском уровне инвестиционного проекта в соответствии с требованиями, установленными Программой, могут быть оказаны меры поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов.
При отборе инвестиционных проектов будут учитываться следующие показатели:
- объемы ввода жилья на 1000 человек;
- индекс доступности приобретения жилья;
- коэффициент использования мощностей систем коммунальной инфраструктуры в муниципальном образовании.
Такой подход к отбору инвестиционных проектов обеспечит реализацие# конкурентного механизма предоставления застройщикам на открытых аукционах сформированных земельных участков под жилищное строительство до начала строительно-инвестиционного процесса и создаст прозрачные и равные условия доступа застройщиков к системам коммунальной инфраструктуры.
Соответствующие кредиты будут предоставляться на срок не более 3-х лет при условии окончания кредитного периода до момента окончания реализации подпрограммы.
Возмещение затрат на уплату процентов по кредитам производится за весь срок кредита:
- при малоэтажном строительстве - из расчета полного возмещения указанных затрат из федерального бюджета;
- при многоэтажном жилищном строительстве до 50 % из федерального бюджета и до 50 % из областного и местного бюджетов.
При этом под малоэтажным жилищным строительством понимается строительство жилых домов высотой до 3-х этажей включительно, а многоэтажным жилищным строительством - строительство жилых домов высотой 4 этажа и выше.
Меры поддержки за счет средств федерального бюджета будут осуществляться на условиях оказания на областном или местном уровнях аналогичных мер поддержки инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой в соответствии с требованиями, установленными Программой.
Объем средств федерального бюджета и размер государственных гарантий Российской Федерации, предоставляемых для поддержки реализации инвестиционных проектов, предусматриваются в размерах не больше объема средств бюджета Московской области и местного бюджета и размера государственных гарантий Московской области и муниципальной гарантии, предоставляемых на поддержку реализации этих проектов.
При этом возможны различные сочетания мер поддержки инвестиционных проектов на федеральном, областном и муниципальном уровнях, в том числе, предоставление гарантии и возмещение части затрат на уплату процентов Российской Федерацией, Правительством Московской области и администрацией как по одним и тем же, так и по разным кредитам.
Предоставление государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий Московской области и муниципальных гарантий предполагается только для частичного обеспечения каждого из кредитов с целью более обоснованного отбора инвестиционных проектов банками-кредиторами.
Вопросы предоставления дополнительного обеспечения части кредита, не обеспеченной государственными или муниципальными гарантиями, решаются банком-кредитором и заемщиком на основании договора.
При обосновании размера расходов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам принимается процентная ставка в размере, не более чем на 3 процентных пункта, превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской федерации на дату заключения кредитного договора.
Порядок предоставления государственных гарантий Российской Федерации по заимствованиям, осуществляемым на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства, утверждается Постановлениями Правительства Российской Федерации.
Администрация города осуществляет:
- общее руководство и управление реализацией Программы;
- отбор инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой;
- координацию и контроль реализации инвестиционных проектов;
- утверждение объемов финансирования из средств бюджетов всех уровней;
- привлечение частных инвесторов и кредиторов;
- освещение работы по Программе в СМИ;
- изучение опыта других территорий РФ по решению данной проблемы и внедрение его на территории г. Серпухова.
Одним из механизмов реализации Программы является участие г. Серпухова в государственной программе по инженерному обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой в 2009-2010 годах, для чего обязательными условиями являются:
- наличие утвержденного протокола комиссии о состоявшемся аукционе и представлении победителю аукциона прав на земельный участок для его комплексного освоения в целях жилищного строительства;
- наличие вступивших в действие правил землепользования и застройки;
- наличие утвержденной программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры;
- установление органом местного самоуправления платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры на основе утвержденного тарифа на подключение.
4. Система программных мероприятий и ресурсное обеспечение Программы
Осуществление программных мероприятий будет направлено на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, что позволит помочь в решении одной из основных проблем, сдерживающих рост объемов жилищного строительства, и создать условия для увеличения предложения жилья на конкурентном рынке жилищного строительства.
Организационные мероприятия в рамках Программы направлены на:
- развитие конкуренции и расширение доступа застройщиков к кредитным ресурсам, реализацию мер в области градостроительного и антимонопольного контроля;
- внедрение механизмов привлечения кредитных и инвестиционных средств для обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой;
- содействие внедрению механизмов проведения комплексной застройки территорий, реконструкции и обновления существующих кварталов застройки.
Выполнение Программы будет осуществляться в два этапа.
На 1 этапе в 2009 году планируется существенно повысить объем инвестиций, направляемых на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, за счет мер государственной поддержки, что позволит обеспечить сохранение темпов жилищного строительства и подготовку земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой для жилищного строительства.
В этот период государственная поддержка будет оказана проектам по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой, которые будут осуществляться как Администрацией города, так и хозяйствующими субъектами-застройщиками или организациями коммунального комплекса.
На 2-м этапе реализации Программы (2010 год) развитие коммунальной инфраструктуры в значительной степени будет происходить на основе рыночных принципов. Доля государственных и муниципальных гарантий, а также бюджетные средства, направляемые на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, предоставляемым на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой, будут сокращаться. При этом за счет средств федерального, областного и местного бюджетов будут обеспечиваться ранее принятые обязательства по содействию в реализации проектов, начатых на 1 этапе реализации Программы.
В целях активизации рыночных процессов с 2009 года основное внимание будет уделяться государственной поддержке проектов, осуществляемых хозяйствующими субъектами.
5. Ожидаемые социально-экономические
результаты от реализации Программы
В ходе реализации Программы для осуществления инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой будет привлечено 845,97 млн. рублей кредитных средств, в том числе:
в 2009 году - 412,63 млн. рублей;
в 2010 году - 433,34 млн. рублей.
Создание рыночных механизмов финансирования инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой позволит снизить стоимость жилищного строительства.
Успешная реализация Программы позволит обеспечить к 2010 году:
- развитие первичного рынка жилья и стабилизацию цен на жилье;
- формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития коммунальной инфраструктуры;
- увеличение частных инвестиций в жилищное строительство.
Планируемый общий объем ввода жилья за 2009 - 2010 годы составит около 88,26 тыс. кв. м. общей площади, в том числе:
в 2009 году - 43,05 тыс. кв. м;
в 2010 году - 45,21 тыс. кв. м.
Приложение N 1
4. Система программных мероприятий и ресурсное обеспечение Программы
N п.п. |
Содержание мероприятий |
Сумма финансирования (тыс. руб.) |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
Бюджетополучатель |
Код бюджет, классификации |
||||
Всего |
в т.ч. по источникам |
|||||||||
Фед. Бюджет |
Обл. бюджет |
Городск. бюджет |
Привлеченные средства |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
10 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры |
|
|
|
|
|
Упр. архит. и стр-ва, Комитет по управлению ЖКХ, КУИ |
2009 |
Администрация города |
|
2 |
Разработка и внедрение эффективных и устойчивых организационных и финансовых механизмов обеспечения земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой. |
|
|
|
|
|
Упр. архит. и стр-ва. Комитет по управлению ЖКХ, КУИ, КФНП организации, выбранные в соответств. с действ, законодат. |
2009-2010 |
Администрация города |
|
3 |
Представление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой |
899,44 |
33,67 |
9,9 |
9,9 |
845,97 |
Упр. архит. и стр-ва. Комитет по управлению ЖКХ, КУИ, КФНП организации, выбранные в соответств. с действ. законодат. |
2009-2010 |
Администрация города |
|
|
в т.ч. по годам: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2009 |
466,1 |
33,67 |
9,9 |
9,9 |
412,63 |
|
|
|
|
|
2010 |
433,34 |
|
|
|
433,34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего по программе |
899,44 |
33,67 |
9,9 |
9,9 |
845,97 |
|
|
|
|
|
в т.ч. по годам: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2009 |
466,1 |
33,67 |
9,9 |
9,9 |
412,63 |
|
|
|
|
|
2010 |
433,34 |
0 |
0 |
0 |
433,34 |
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целью Программы является обеспечение опережающего развития коммунальной инфраструктуры для сохранения высоких темпов строительства жилья. При этом к задачам Программы относятся: обеспечение комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, реализация инвестиционных проектов по обеспечению земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.
Представлена система программных мероприятий, реализация которых будет осуществляться в 2009-2010 гг. Планируемый общий объем финансирования Программы - 899,44 млн. рублей за счет средств федерального, областного и местного бюджетов, а также привлеченных средств.
Определены механизм реализации и порядок управления Программой.
Планируется, что реализация Программы обеспечит: увеличение объемов жилищного строительства и развитие первичного рынка жилья; формирование эффективных механизмов регулирования градостроительной деятельности и развития коммунальной инфраструктуры; увеличение частных инвестиций, привлечение денежных средств из федерального и областного бюджетов в виде гарантий и субсидий в жилищное строительство.
Постановление Главы городского округа Серпухов Московской области от 30 января 2008 г. N 127 "Об утверждении городской целевой программы "Обеспечение земельных участков г. Серпухова коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2009-2010 годы"
Текст постановления официально опубликован не был