Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Министерства образования
Московской области
от 5 июля 2006 г. N 1126
Методические рекомендации
по формированию цен на дополнительные образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями Московской области на платной основе
1. Общие положения
1.1. Методические рекомендации по формированию цен на дополнительные образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями Московской области на платной основе (далее - Методические рекомендации), разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 22.08.1996 N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. 21.12.2004) "О защите прав потребителей", Законом Московской области от 10.06.2001 N 107/2001-ОЗ "Об образовании", Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ (ред. от 22.12.2005) "О бюджетной классификации Российской Федерации", Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету", приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 505 (ред. от 01.04.2003) "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"; письмом Министерства образования Российской Федерации от 21 июля 1995 года N 52-М "Об организации платных дополнительных образовательных услуг", письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 октября 2002 года N 31ю-31нн-40/31-09 "О направлении Методических рекомендаций по заключению договоров для оказания платных услуг в сфере образования".
Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ Федеральный закон от 15.08.1996 N 115-ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2008 г.
Приказом Минфина РФ от 8 декабря 2006 г. N 168н приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 N 152н признан утратившим силу с 1 января 2007 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер письма Министерства образования Российской Федерации от 1 октября 2002 года следует читать как "N 31ю-31ин-40/31-09"
1.2. Методические рекомендации разработаны с целью оказания методической помощи государственным и муниципальным образовательным учреждениям Московской области при определении цен на оказываемые платные дополнительные образовательные услуги.
1.3. Основными задачами введения данных Методических рекомендаций являются:
введение единого механизма формирования цен на платные дополнительные образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями Московской области;
обеспечение возможности планирования финансово-экономических показателей, мониторинга их выполнения;
повышение эффективности работы учреждений;
обеспечение финансовой стабильности работы учреждений;
обеспечение условий для окупаемости затрат учреждения на оказание платных дополнительных образовательных услуг сверх образовательных программ, определяющих статус образовательного учреждения;
создание условий экономически обоснованного перехода учреждений на принцип многоканального финансирования с раздельным учетом объемов оказываемых услуг, затрат на оказание услуг;
сочетание экономических интересов образовательных учреждений и потребителей услуг.
1.4. Цены на платные дополнительные образовательные услуги рассчитываются на основе экономически обоснованной себестоимости услуг с учетом необходимости уплаты налогов и сборов, а также с учетом возможности развития и совершенствования образовательного процесса и материальной базы образовательного учреждения.
1.5. Бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников (в том числе от оказания платных услуг), в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов и расходов:
а) полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования;
б) полученных (произведенных) за счет иных источников (ст. 321.1 НК РФ).
1.5.1. Бюджетные учреждения, осуществляющие предпринимательскую и иную деятельность, приносящую доход, в учетной политике должны отражать:
а) виды предоставляемых платных услуг, работ;
б) порядок распределения накладных расходов;
в) метод определения выручки от реализации продукции, работ, услуг;
г) метод оценки материальных запасов и готовой продукции;
д) момент определения налоговой базы при реализации (передаче) товаров, работ, услуг, облагаемых НДС.
(Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", п. 3 ст. 5).
1.6. Основные понятия и определения, используемые в Методических рекомендациях:
Потребитель - организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие платные дополнительные образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично.
Исполнитель - государственные и муниципальные образовательные учреждения, оказывающие платные дополнительные образовательные услуги по реализации дополнительных образовательных программ дошкольного, общего, а также начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
Платные дополнительные образовательные услуги - услуги, предоставляемые исполнителем, такие, как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.
Основной персонал государственного и муниципального образовательного учреждения - персонал, непосредственно оказывающий платные дополнительные образовательные услуги.
Общеучрежденческий персонал государственного и муниципального образовательного учреждения - персонал, обеспечивающий деятельность образовательного учреждения (администрация, отдел кадров, бухгалтерия, хозяйственные и прочие вспомогательные службы).
Средства на развитие материальной базы образовательного учреждения (прибыль) - это сумма средств, направляемых на развитие материальной базы учреждения и совершенствование образовательного процесса, которая устанавливается руководителем образовательного учреждения самостоятельно исходя из потребности конкретного образовательного учреждения.
Цена дополнительной образовательной услуги - это сумма денежных средств, которую уплачивает потребитель за предоставляемую исполнителем услугу.
2. Основные положения по расчету затрат на платные дополнительные образовательные услуги
2.1. Формирование цены на платные дополнительные образовательные услуги основано на принципе полного возмещения затрат образовательного учреждения на оказание платных дополнительных образовательных услуг, при котором цена складывается на основе стоимости затраченных на ее осуществление ресурсов.
2.2. Расчет стоимости услуг проводится в соответствии с Перечнем дополнительных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями Московской области на платной основе, утвержденным министром образования Правительства Московской области.
2.3. При расчете цены услуги на одного обучающегося количество потребителей данного вида платных дополнительных образовательных услуг определяется посредством:
- максимально возможного количества обучающихся по данному виду платных дополнительных образовательных услуг, рассчитанного в соответствии с наполняемостью (групп, классов и т.д.) образовательного учреждения;
- планируемого количества обучающихся по данному виду платных дополнительных образовательных услуг;
- количества обучавшихся в предшествующем периоде.
2.4. Себестоимость дополнительной образовательной услуги в расчете на одного потребителя (Су n) определяется как частное от деления общей суммы затрат по соответствующему виду платных дополнительных образовательных услуг к общему количеству потребителей данного вида платных дополнительных образовательных услуг (К).
Су N = Су / К. (1)
2.5. Цена на платную дополнительную образовательную услугу (Цу) определяется по формуле:
Цу = Су + Ну + Ср, (2)
где:
Су - себестоимость услуги;
Ну - налоги на услугу (налог на добавленную стоимость согласно действующему законодательству Российской Федерации) (см. раздел 5);
Ср - средства на развитие материальной базы учреждения (см. п. 1.6).
3. Расчет себестоимости платных дополнительных образовательных услуг, оказываемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями Московской области
3.1. Для расчета себестоимости платных дополнительных образовательных услуг (Су) затраты рекомендуется группировать в соответствии с их экономическим содержанием по следующим укрупненным элементам - прямые (Рпр) и косвенные (Ркосв) (ст. 318 НК РФ):
Су = Рпр + Ркосв. (3)
3.1.1. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с оказанием платной дополнительной образовательной услуги и потребляемые в процессе ее оказания согласно ст. 318 Налогового кодекса Российской Федерации:
1) оплата труда основного персонала (ФОТосн) государственного и муниципального образовательного учреждения определяется на основе действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, Московской области и органов местного самоуправления Московской области (Положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Московской области, утвержденное постановлением Правительства Московской области от 28 декабря 2004 года N 804/50). Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 211) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Заработная плата работников образовательных учреждений включает:
- тарифную ставку в соответствии с Единой тарифной сеткой;
- надбавки и доплаты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Московской области, регулирующими вопросы оплаты труда.
Расчет расходов на оплату труда производится с учетом годового фонда рабочего времени по каждой категории основного персонала и времени оказания услуги. Для использования при расчете оплаты труда основного персонала, занятого оказанием платной дополнительной образовательной услуги, в приложениях к настоящим Методическим рекомендациям представлены следующие данные:
в приложении 1 - отнесение должностей работников государственных образовательных учреждений Московской области к тарифным разрядам ЕТС;
в приложении 2 - коэффициенты ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, в учреждениях;
в приложении 3 - отнесение должностей работников государственных учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования Московской области к тарифным разрядам ЕТС;
в приложении 4 - коэффициенты ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, в учреждениях высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Оплата труда основного персонала, работающего по трудовым договорам или другим договорам гражданско-правового характера, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области. Данные затраты учитываются по соответствующим подстатьям ст. 220 экономической классификации расходов бюджетов РФ;
2) начисления на оплату труда основного персонала (Носн) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и включают расходы на оплату единого социального налога, а также взносы по страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 213) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Начисления на оплату труда основного персонала, работающего по трудовым договорам или другим договорам гражданско-правового характера, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данные затраты учитываются по соответствующим подстатьям ст. 220 экономической классификации расходов бюджетов РФ;
3) материальные затраты (Мз) определяются в соответствии с пунктом 1 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации, в которую входят расходы на приобретение инвентаря, приборов, лабораторного оборудования и других расходных материалов, используемых непосредственно в процессе оказания платной дополнительной образовательной услуги и не являющихся амортизируемым имуществом. Данные затраты учитываются по ст. 340 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Материальные затраты рассчитываются на основе фактических данных за предшествующий период, а при отсутствии данного вида услуг в предшествующем периоде можно использовать планово-нормативные показатели на плановый период (год);
4) плата за аренду помещений, сооружений (Ап) определяется в соответствии с заключенными договорами. В прямые расходы арендная плата включается в том случае, если аренда уплачивается за помещения, в которых непосредственно оказывается дополнительная образовательная услуга на платной основе. Затраты включаются в себестоимость в зависимости от объема оказываемых услуг за определенный период времени и количества потребителей услуги. Данные затраты учитываются по ст. 224 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации;
5) износ мягкого инвентаря по основным подразделениям рассчитывается исходя из фактических расходов на его приобретение и срока использования. Расчет производится по фактическому списанию на основе актов (приказ Минфина РФ от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету"). Данные затраты учитываются по ст. 340 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В общем виде износ мягкого инвентаря (Ими) может быть определен по формуле:
Фсмиn
Ими = ------- x Т, (4)
Рд x Вд
Фсмиn - фактическая стоимость n-вида мягкого инвентаря, используемого при оказании платной дополнительной образовательной услуги (с учетом срока использования мягкого инвентаря), в пересчете на год;
Т - время оказания платной дополнительной образовательной услуги (час);
Рд - число дней работы учреждения, во время которых оказывалась данная услуга, за год;
Вд - количество часов работы учреждения за день, во время которых оказывалась данная услуга, час;
6) сумма начисленной амортизации оборудования, непосредственно связанного с оказанием платной дополнительной образовательной услуги. Данные затраты учитываются по ст. 320 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Учет доходов и расходов по амортизируемому имуществу ведется по каждому объекту (ст. 259 НК РФ).
Расчет сумм амортизации производится для оборудования со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью 10000 рублей (ст. 256 НК РФ) <*>.
Сумма амортизации за год n-го вида оборудования, используемого непосредственно для оказания платной дополнительной образовательной услуги (Саn), определяется по формуле:
Саn= Бсn / Сиn, (5)
где:
Бсn - балансовая стоимость n-го вида оборудования;
Сиn - установленный максимальный срок использования n-го вида оборудования.
Сумма амортизации (Сам) всех видов оборудования, непосредственно участвующих в оказании платной дополнительной образовательной услуги, за год равна:
SUM (Саn)
n
Сам = --------- x Т, (6)
Рд x Вд
где:
Саn - сумма амортизации за год n-го вида оборудования, используемого при оказании платной дополнительной образовательной услуги;
Рд - число дней работы оборудования за год;
Вд - количество часов работы оборудования за день;
Т - время оказания услуги (в часах);
n - виды оборудования, используемого при оказании платной дополнительной образовательной услуги.
В связи с тем что учреждение самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, то к прямым расходам могут быть отнесены и некоторые другие виды затрат.
Прямые расходы (Рпр) рассчитываются по формуле:
Рпр = ФОТосн + Носн + Мз + Ап + Ими + Сам. (7)
3.1.2. К косвенным расходам (Ркосв) в соответствии со ст. 318 и 264 Налогового кодекса Российской Федерации относятся те виды затрат, которые необходимы для оказания платных дополнительных образовательных услуг, но которые нельзя включить в себестоимость методом прямого счета.
Косвенными расходами при оказании платных дополнительных образовательных услуг являются:
1) оплата труда общеучрежденческого персонала (ФОТоу) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Московской области, включает заработную плату общеучрежденческого персонала, непосредственно не занятого в оказании платных дополнительных образовательных услуг, включая надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующего характера. Муниципальные учреждения, оказывающие платные дополнительные образовательные услуги, могут учитывать муниципальные надбавки. Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 211) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Оплата труда общеучрежденческого персонала, работающего по трудовым договорам или другим договорам гражданско-правового характера, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области. Данные затраты учитываются по соответствующим подстатьям ст. 220 экономической классификации расходов бюджетов РФ;
2) начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала (Ноу) включают расходы на оплату единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносы по страховым тарифам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Данные затраты учитываются по ст. 210 (подстатья 213) экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Начисления на оплату труда общеучрежденческого персонала, работающего по трудовым договорам или другим договорам гражданско-правового характера, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области. Данные затраты учитываются по соответствующим подстатьям ст. 220 экономической классификации расходов бюджетов РФ;
3) хозяйственные расходы (Рх) (расходы на приобретение предметов снабжения, инвентаря, в том числе канцелярских товаров, справочной литературы, картриджей, бумаги, если в ходе обучения будет выдаваться раздаточный материал, закладываются расходы на его размножение и оплату услуг, включая затраты на текущий ремонт), коммунальные расходы, арендная плата на помещения, здания и сооружения определяются по фактическим данным предшествующего года либо в случае недостаточного ресурсного обеспечения или отсутствия данных - в соответствии с планом работы на будущий год. Данные затраты учитываются по ст. 220, 310, 320, 340;
4) амортизация зданий, сооружений и других основных средств, непосредственно не связанных с оказанием платных дополнительных образовательных услуг (Аз). Данные затраты учитываются по ст. 320 экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
Амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10000 рублей (ст. 256 Налогового кодекса Российской Федерации).
Амортизационные отчисления на полно
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Московской области от 5 июля 2006 г. N 1126 "Об утверждении Методических рекомендаций... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.