2. Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Глава города Дубны |
В.Э. Прох |
Городская целевая программа "Комплексный проект модернизации
общего образования в городе Дубне Московской области
на 2008-2009 гг. (развитие сети образовательных
учреждений: обеспечение условий для получения
качественного общего образования независимо
от места жительства)"
Введение
В муниципальной системе образования г. Дубны сложилась достаточно оптимальная структура общего и дополнительного образования, адаптивна# потребностям и запросам населения. Значительным этапом ее развития, создавшим необходимые основы для качественных изменений в обучении и воспитании, совершенствовании материально-технической базы образовательных учреждений, внедрении новых образовательных технологий, увеличении объема предоставляемых услуг, явилась реализация городской целевой программы "Развитие среднего образования в городе Дубне" на 2005-2008 годы. Одной из ключевых задач муниципальной политики в сфере образования является обеспечение доступного качественного общего образования для детей независимо от места жительства. Данная целевая установка актуализирована как в нормативно-правовых, так и методических документах, начиная с 1999 года. В основе требования обеспечения равного доступа к качественным образовательным услугам лежит понимание взаимосвязи между образовательным уровнем населения, с одной стороны, и темпами социально-экономического и социально-политического развития государства, с другой.
Вместе с тем продолжает оставаться актуальным совершенствование качества образования, развитие его доступности и эффективности, обладание выпускниками общеобразовательных учреждений ключевыми знаниями, умениями и компетентностями, необходимыми для продолжения самообразования и обеспечения конкурентоспособности на рынке труда. В условиях динамичного социально-экономического развития г. Дубны достигнутые результаты в образовании в полной мере не удовлетворяют потребностям личности, общества, рынка труда и социальных заказчиков; недостаточным является влияние образования на гражданское становление молодежи, формирование ее ценностных ориентаций, мотивацию к здоровому образу жизни.
Сложный характер перечисленных выше проблем и безотлагательность создания условий для их решения ставят муниципальную систему образования перед необходимостью формирования и реализации городской целевой программы развития среднего образования нового поколения, нацеленной на достижение конкретных результатов, определяемых четкими показателями. В основе муниципальной программы лежит идея обеспечения качества образования через создание условий, отвечающих современным требованиям организации учебно-воспитательного процесса.
Программа рассчитана на два года и является следующим этапом модернизации образования наукограда Дубны, продолжающим курс на построение системных изменений, которые обеспечат повышение качества общего образования, степени его практической направленности как условия адаптации выпускников школы к жизни в современном обществе.
Принятие Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, участие и победа Московской области в конкурсе субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации региональной системы образования в рамках реализации Приоритетного национального проекта "Образование", а также включение муниципальных общеобразовательных учреждений города Дубны в число пилотных территорий Московской области являются концептуальной и организационной основой городской политики в сфере общего образования, определяющей стратегию развития муниципальной системы образования до 2010 года.
Программа гарантирует выполнение обязательств наукограда Дубны по количественным показателям в рамках реализации основных направлений Регионального комплексного проекта модернизации образования Московской области на 2007-2009 годы (РКПМО), в том числе по направлению "Развитие сети общеобразовательных учреждений (обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства)".
Основные положения программы согласуются с Законами Российской Федерации и Московской области "Об образовании", Федеральной программой развития образования до 2010 г., Областной целевой программой "Развитие образования в Московской области на 2006-2010 гг.", Планом социально-экономического развития города Дубны как наукограда на 2007-2011 гг. В ней учтены специфические черты культурно-образовательного пространства, социально-экономические особенности развития города Дубны. Программа основывается на использовании накопленного в городе интеллектуального, педагогического и ресурсного потенциалов, предполагает стабильное функционирование системы образования и возможность развития условий для ее модернизации.
При разработке программы "Развитие сети муниципальной системы общего образования г. Дубны" исполнители опирались:
- на итоги анализа опыта реализации проектов и программ развития сети общего образования в субъектах РФ, участвовавших в федеральном эксперименте по данной теме, в том числе в Московской области;
- на итоги анализа потребностей муниципальной системы общего образования;
- на научные рекомендации по разработке целевых программ развития образования и его отдельных подсистем.
Экономический механизм реализации программы основан на Соглашении главы города Дубны с Министерством образования Московской области по ключевым обязательствам города в реализации РКПМО и включает наряду с бюджетным финансированием привлечение внебюджетных средств (родителей и спонсоров).
Финансирование программы.
Финансирование программы осуществляется за счет:
- средств бюджета города Дубны;
- привлечения средств из областного и федерального бюджетов через механизм участия муниципальных общеобразовательных учреждений города Дубны в Региональном комплексном проекте модернизации образования Московской области;
- привлечения внебюджетных средств.
Объем финансирования мероприятий за счет средств местного бюджета может ежегодно уточняться в соответствии с бюджетом города Дубны на соответствующий финансовый год.
Реализация программы предполагает широкое сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования, подведомственных Управлению народного образования г. Дубны; Управления народного образования администрации города Дубны и образовательных учреждений города с научными структурами: Педагогической академией послевузовского образования Московской области, Академией социального управления, международным университетом природы, общества и человека "Дубна" и другими вузами страны; участие в областных и российских проектах по линии Министерства образования Московской области и Министерства образования и науки Российской Федерации.
Состояние и проблемы системы общего и дополнительного
образования г. Дубны
Муниципальная система общего и дополнительного образования включает 14 общеобразовательных учреждений, в том числе 13 - дневные общеобразовательные учреждения, 1 - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа "Возможность" и 7 учреждений дополнительного образования, подведомственных Управлению народного образования администрации города Дубны.
01.09.2007 в общеобразовательных учреждениях приступили к занятиям 5 169 человек (в дневных общеобразовательных учреждениях - 5 075 учеников; в школе "Возможность" - 94). В учреждениях дополнительного образования на 01.09.2007 приступили к занятиям 4 305 воспитанников.
1. Дневные общеобразовательные учреждения (количество/число учащихся), всего 13/5 075, в том числе:
1.1. Начальная школа-сад "Гвоздика" - 1/123.
1.2. Средние общеобразовательные учреждения - 12/4 952, из них:
школы с углубленным изучением отдельных предметов - 4/1 818;
гимназии - 3/1 392;
лицеи - 2/840;
средние школы - 3/902.
Все общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования, подведомственные ГОРУНО, в соответствии с Законом об образовании своевременно проходят лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию. В 2007 году в муниципальных общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования подготовлены и утверждены новые редакции уставов.
В пяти общеобразовательных учреждениях (базовых школах: ОУ N 3, 6, 7, 9, 11), где обучается 56,8% учеников муниципальных общеобразовательных учреждений г. Дубны, созданы условия, приближающиеся к современным требованиям.
Созданная сеть общеобразовательных учреждений обеспечивает:
- равный доступ жителей города к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями независимо от материального достатка семьи, места их проживания и состояния здоровья. Доля учащихся, посещающих дневные общеобразовательные учреждения в первую смену, в 2007 году составила 99,5%. С целью сохранения здоровья младших школьников и более "мягкой" адаптации к школьной жизни первые классы общеобразовательных учреждений открываются и функционируют на базе дошкольных учреждений;
- соответствие структуры сети (доли учреждений повышенного статуса) потребностям населения города;
- наличие во всех общеобразовательных учреждениях г. Дубны видов благоустройства, типичных для городских школ;
- наличие безопасных условий организации учебно-воспитательного процесса, в том числе на предмет антитеррористической, санитарно-эпидемиологической и противопожарной безопасности;
- организацию горячего питания обучающихся на удовлетворительном уровне;
- функционирование программы сотрудничества с учреждениями здравоохранения на предмет медицинского обслуживания обучающихся;
- развитие физической культуры и спорта; в ОУ на удовлетворительном уровне сформирована учебно-материальная база для занятий физической культурой; введены ставки педагогов-организаторов по физкультурно-массовой работе, организации и сопровождению спортивных команд;
- организационно-педагогические условия для развития непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Создана система коррекционно-развивающего обучения: введены ставки психологов, логопедов, социальных педагогов; успешно развивается специальная (коррекционная) общеобразовательная школа "Возможность", которая обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию в общество детей с различными нарушениями развития при сохранении возможности жить дома в семье;
- реализацию в полном объеме как федерального компонента базисного учебного плана, так и вариативной части учебного плана, а также дополнительного образования, играющего особую роль в освоении образовательной парадигмы развивающего обучения. Итоги деятельности учреждений общего образования подтверждают положительную тенденцию роста количества обучающихся по инновационным образовательным программам и по программам дополнительного образования. Начиная с 1 сентября 2003 года в муниципальных общеобразовательных учреждениях города успешно реализуются задачи профильного обучения и предпрофильной подготовки. Динамика профильного обучения: в 2005 году по программам профильного обучения занималось 59% старшеклассников, в 2006 году - 66,2%, в 2007 году - 74,9%. Для эффективного использования ресурсов использовался потенциал сетевого взаимодействия. За четыре учебных года отработаны вопросы организации приема в профильные классы, их комплектования. Прошел апробацию и теперь успешно используется новый федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 1312, который дает возможность образовательным учреждениям строить учебный план на принципе дифференциации и вариативности. Накоплен опыт для организации обучения по индивидуальным образовательным программам. В системе общего образования города осуществлен переход на 4-летнее обучение на ступени начального обучения;
- возможность реализации городских целевых программ. Через механизм сетевого взаимодействия и реализацию проектов "Школьный учебник", "Школьная лаборатория", "Школьный кабинет" проведено обновление учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений, что позволило успешно осуществлять обучение как на базовом, так и на профильном уровнях;
- активизацию работы по внедрению современных образовательных технологий. Благодаря целенаправленной политике в области информатизации системы образования и реализации городской целевой программы "Информатизация школьного образования на 2003-2009 гг.":
а) в Дубне в среднем на один компьютер приходится 8 учащихся (в области - 31 ученик на компьютер); во всех ОУ по 2-3 компьютерных класса;
б) 100% школ подключено к высокоскоростной сети Интернет;
в) за последние 3 года по программам целевого обучения прошли курсовую переподготовку 52% педагогических работников;
г) завершена муниципальная программа по созданию школьных сайтов. В настоящее время 12 муниципальных общеобразовательных учреждений имеют свои школьные сайты. В июне 2007 года на областном конкурсе сайт отдела информационных технологий МУ ЦРО признан победителем, сайт Центра детско-юношеского туризма и экологического воспитания - лауреатом;
д) активизировалась деятельность по вовлечению школьников в конкурсы по информационным технологиям;
е) в 2006/2007 учебном году проводилась активная работа по продвижению и распространению передового опыта в области информатизации: выпущено 16 сборников из опыта работы учителей, из них 5 - авторских. В данном виде деятельности приняли участие 40 педагогов школ города. В сборниках опубликовано более 72 статей и уроков из опыта работы;
ж) информатизация образования сопровождается своевременной подготовкой кадров. В муниципальном учреждении Центр развития образования создан новый отдел информационных технологий;
- возможность реализации программы повышения квалификации педагогических кадров. Для педагогического состава характерен высокий уровень квалификации:
Показатели | 2005/2006, % | 2006/2007, % |
Количество педагогов (% от общего количества педагогов МОУ), аттестованных на высшую и первую квалификационные категории |
61,6 | 66,0 |
Количество педагогов (% от общего количества педагогов МОУ), имеющих высшее образование |
88% | 89% |
Обеспеченность ОУ педагогическими кадрами (%) |
100% | 100% |
Учителя г. Дубны активно повышают свой профессиональный уровень. В 2006-2007 гг. 68% учителей города прошли курсовую переподготовку. Приступили к реализации программы профессиональной подготовки и переподготовки руководителей школ по специальности "менеджер"; сформировалась практика повышения квалификации по накопительной системе;
- реализацию городской целевой программы "Мониторинг среднего образования", в том числе внедрение независимой системы оценки качества знаний обучающихся и выпускников 9, 11 классов. Результаты деятельности общеобразовательных учреждений г. Дубны свидетельствуют о высоком качестве знаний обучающихся. За последние четыре года сразу после окончания школы в среднем около 72% выпускников общеобразовательных учреждений ежегодно поступают в вузы; около 12% оканчивают школу с медалью. Свидетельством высокого качества общего образования является тот факт, что по количеству школьников, ставших победителями и призерами областных и всероссийской олимпиад, город Дубна входит в число ведущих территорий Московской области. Высокое качество знаний выпускников 11 классов подтверждают результаты ЕГЭ по русскому языку. Городской показатель качества знаний по русскому языку - 66,5% (областной показатель качества знаний составил 53%);
- организационные условия для проведения воспитательной работы. Воспитание как первостепенный приоритет в системе образования города является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития:
а) комплексный подход к проблеме детей группы риска и организации профилактической работы с несовершеннолетними находится в числе приоритетных направлений деятельности общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Накоплен положительный опыт профилактики детской наркомании, токсикомании и алкоголизма. Система общего и дополнительного образования своими методами влияет на формирование здорового образа жизни детей и подростков, восстановление воспитательного статуса семьи;
б) в современной практике воспитания и дополнительного образования в городе реализуется более 10 направлений работы с детьми. Наиболее распространенными в сфере дополнительного образования являются: физическая культура и спорт, художественное и эстетическое творчество, краеведение и туризм, развитие научно-исследовательской деятельности школьников, технического творчества и другие. Повышенным интересом и активностью подростков и молодежи города пользуются мероприятия по эстетическому воспитанию, интеллектуальному развитию, спорту, летняя оздоровительная работа.
В целом, анализируя деятельность муниципальной системы образования по выполнению городской целевой программы "Развитие среднего образования в городе Дубне" на 2005-2008 годы, можно констатировать, что созданы оптимальные условия для дальнейшей комплексной модернизации муниципальной системы общего образования: накоплен кадровый инновационный потенциал, отработаны механизмы стратегического планирования и управления, улучшилась материальная и кадровая база, накоплен ряд разработок нормативного и методического характера, Управление образованием все более приобретает государственно-общественный характер.
Вместе с тем, несмотря на многолетнюю работу по модернизации системы образования, накопленный опыт, ряд существенных наработок в системе общего образования, в городе имеются проблемы, требующие решения в рамках реализации направления "Развитие сети ОУ: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства".
Мониторинг результатов учебно-воспитательного процесса, условий организации учебно-воспитательного процесса показал ряд сложившихся в системе общего образования противоречий и "вытекающих" из них проблем:
- проблемы, связанные со снижением количества обучающихся в общеобразовательных учреждениях:
1. Динамика изменения количества учеников в школах.
Демографический прогноз численности детей в возрасте от 6 до 17 лет на последующие три года показывает, что численность обучающихся будет сокращаться. Так, по данным Мособлкомстата в Дубне рождаемость составила:
Годы | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 |
Рождаемость (абсолютное число) |
438 | 418 | 439 | 448 | 524 | 552 | 594 | 553 | 552 |
По прогнозу Госкомстата повышение рождаемости продолжится до 2010 года, а затем пойдет на убыль, что связано с вступлением в активный репродуктивный период жизни (15-49 лет) малочисленного поколения, рожденного в 1993-2000 годах. В организации учебного процесса это проявится в уменьшении количества классов.
2. Снижение количества обучающихся определяет:
- отрицательную динамику изменения численности учащихся и работников, снижение показателя "ученик-учитель":
Учебный год | 2003/2004 | 2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 |
Количество учеников на одного учителя |
12,8 | 11,8 | 11,4 | 10,9 |
В РФ это соотношение порядка 11 к одному, в Европе 15 к одному учителю, что является наиболее оптимальным показателем;
- снижение соотношения расчетного количества ставок учителей к фактическому:
/-----------------------------------------------------------------------\
| Учебный год |2003/2004 | 2004/2005 |2005/2006 | 2006/2007 |
|-------------------------+----------+-----------+----------+-----------|
|Количество ставок на | 1,23| 1,15| 1,07| 0,99|
|одного учителя (отношение| | | | |
|расчетного количества | | | | |
|ставок учителей к | | | | |
|фактическому количеству | | | | |
|учителей) | | | | |
\-----------------------------------------------------------------------/;
- кадровое обеспечение образовательного процесса в нашем городе характеризуется избыточным количеством учителей, что приводит к уменьшению нагрузки и снижению средней заработной платы учителей.
Данные об учителях, работающих свыше 18 часов в неделю
(больше ставки)
Учебный год | 2003/2004 | 2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 |
Количество учителей общеобразовательных учреждений |
545 | 545 | 517 | 495 |
Количество необходимых ставок учителей, соответствующее количеству классов |
655,33 | 627,85 | 555 | 493 |
% дефицита педагогических кадров |
+16,8% | +13,2% | +6,8% | -4% |
Анализ кадровой базы муниципальных общеобразовательных учреждений города показывает, что увеличивается количество учителей пенсионного возраста.
Количество учителей пенсионного возраста в г. Дубне | |
2004/2005 | 23% |
2005/2006 | 22% |
2006/2007 | 28% |
В 2007/2008 учебном году данный показатель составляет 29,8%, что значительно выше среднероссийского уровня (15,5%) и среднего показателя по Московской области (24,5%). Одновременно количество молодых специалистов, пришедших и оставшихся работать в общеобразовательном учреждении, незначительное.
Количество молодых специалистов, поступивших на работу в школу и оставшихся работать:
2003/2004 | 2004/2005 | 2005/2006 | 2006/2007 | 2007/2008 | |
Прибыли на начало учебного года |
10 | 3 | 7 | 6 | 3 |
Уволились из ОУ | 6 | 1 | 3 | 4 | - |
Актуальным сегодня является вопрос ротации педагогических кадров: сокращение общего количества учителей и увеличение доли молодых специалистов.
Теперь встает вопрос об их профессиональной ротации.
3. Средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях г. Дубны составляет 22,3 человека, в то время как переход на нормативно-подушевое финансирование в Московской области предполагает среднюю наполняемость в классе - 25 человек.
Задачи оптимальной организации образовательного пространства территории, повышения доступности и эффективности образования в условиях перехода на нормативно-бюджетное финансирование и сложившейся демографической ситуации становятся крайне актуальными. Именно поэтому анализ возможных путей, создание механизмов оптимизации сети образовательных учреждений и последующая их апробация приобретают первостепенное значение для формирования муниципальной образовательной политики и эффективной ее реализации с учетом местных условий.
Цель программы состоит в содействии обеспечению социально востребованного уровня доступности и качества образования в сочетании с его экономической эффективностью.
Непосредственной главной целью программы как комплекса спланированных и планомерно реализуемых мероприятий, очерчивающего границы ответственности ее исполнителей, является приведение муниципальной сети образования в оптимальное состояние, обеспечивающее доступность и качество образования в сочетании с его экономической эффективностью.
Комплексная программа модернизации сети учреждений общего образования должна создавать лучшие условия для реализации следующих показателей.
1. Обеспечение психофизической безопасности учащихся и комфортных условий образовательного процесса. Данное требование предусматривает обеспечение соответствующих возрасту безопасных санитарно-гигиенических условий образовательного процесса.
2. Обеспечение пространственной доступности услуг, предоставляемых сетью.
3. Реализация возможности выбора индивидуальной образовательной траектории в образовательном учреждении. Проектирование сети должно исходить из необходимости предоставления учащимся оптимальных возможностей для получения качественного образования, включая максимальное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей.
4. Профилизация образования на старшей ступени школы. Сеть общеобразовательных учреждений (в соответствии с концепцией модернизации российского образования) обязана реализовывать систему специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы.
5. Обеспечение необходимой концентрации и целевого распределения ресурсов. Функционирование сети должно исходить из требования максимально эффективного использования человеческих, информационных, материальных, финансовых ресурсов. Это требование предполагает использование дорогостоящих ресурсов совместно с институциями, не входящими в сеть учреждений общего образования, прежде всего с учреждениями дошкольного и дополнительного образования.
Реализация названных целей муниципальной сети учреждений общего образования и требований к их новому состоянию базируется на трех основных моментах:
качество образования обеспечивается не отдельными учреждениями, а сетью образовательных учреждений;
важным сетевым ресурсом является внутрисетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений, взаимодействие общеобразовательных учреждений с другими образовательными учреждениями, межведомственное взаимодействие;
рационализации использования ресурсов сети общеобразовательных учреждений способствует специализация учреждений.
В процессе оптимизации сети общего образования предусматриваем ряд условий, повышающих эффективность функционирования сети:
- наличие механизмов, обеспечивающих реализацию права выбора образовательного учреждения;
- сохранение единого образовательного пространства;
- развитие принципов "открытости" и прозрачности как сети общего образования в целом, так и отдельного общеобразовательного учреждения;
- обеспечение возможностей для реализации специальных программ, в том числе для детей с ограниченными возможностями;
- в условиях диверсификации источников финансирования образования создать возможности для максимального привлечения дополнительных средств и обеспечить инвестиционную привлекательность структурных элементов сети учреждений общего образования.
Общепринятые критерии
определения управленческих решений по развитию сети
общеобразовательных учреждений муниципалитета
1. Несоответствие (существенный избыток) количества ученических мест в ОУ, входящих в сеть, имеющимся нормативам.
2. Неэффективное соотношение числа обучающихся в расчете на одного учителя в ОУ, входящих в сеть.
3. Неэффективная (недостаточная) наполняемость классов в ОУ, входящих в сеть по ступеням образования, при этом сохраняется обучение во вторую смену.
4. Высокая стоимость содержания школьных зданий с учетом стоимости оплаты коммунальных услуг.
5. Неэффективное использование наиболее квалифицированных педагогических кадров.
6. Нерациональность использования дорогостоящего и дефицитного оборудования.
7. Необходимость своевременной модернизации материально-технического оснащения школы и учреждений дополнительного образования в соответствии с требованиями к обновленному качеству образования.
8. Развитие системы безопасности школы и учреждений дополнительного образования.
9. Недостаточная доля школьников (в %), обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в полной мере отвечающих следующим требованиям к условиям образовательного процесса.
Соответствие общеобразовательных учреждений г. Дубны
требованиям к условиям организации образовательного
процесса (на 01.01.2008)
N п/п | Индикатор | Значение |
4.1.3.1 | Обеспечение температурного режима в соответствии с СанПиН |
Соответствует полностью |
4.1.3.2 | Наличие работающей системы холодного и горячего водоснабжения (включая локальные системы), обеспечивающей необходимый санитарный и питьевой режим в соответствии с СанПиН |
Соответствует частично |
4.1.3.3 | Наличие работающей системы канализации, а также оборудованных в соответствии с СанПиН туалетов |
В основном соответствует |
4.1.3.4 | Наличие оборудованных аварийных выходов, необходимого количества средств пожаротушения, подъездных путей к зданию, отвечающих всем требованиям пожарной безопасности |
Соответствует полностью |
4.1.3.5 | Соответствие электропроводки здания современным требованиям безопасности |
Соответствует полностью |
4.1.3.6 | Наличие у учреждения собственной (или на условиях договора пользования) столовой и зала для приема пищи площадью в соответствии с СанПиН |
Соответствует частично |
4.1.3.7 | Наличие у учреждения собственного (или на условиях договора пользования) безопасного и пригодного для проведения уроков физической культуры спортивного зала площадью не менее 9 x 18 м при высоте не менее 6 м с оборудованными раздевалками, действующими душевыми комнатами и туалетами |
Соответствует частично |
4.1.3.8 | Наличие у учреждения действующей пожарной сигнализации и автоматической системы оповещения людей при пожаре |
Соответствует полностью |
4.1.3.9 | Наличие в учреждении действующей охраны (кнопка экстренного вызова милиции, охранника или сторожа) |
Соответствует полностью |
4.1.3.10 | Наличие в учреждении собственных (или на условиях договора пользования) компьютерных классов, оборудованных металлической дверью, электропроводкой, кондиционером или проточно-вытяжной вентиляцией, немеловыми досками и площадью, обеспечивающей установку компьютеров в кол-ве не менее m/2 + 2, включая компьютер учителя (где m - проектная наполняемость класса в соответствии с предельной численностью контингента в данной школе) |
В основном соответствует |
4.1.3.11 | Наличие в учреждении кабинета физики с подводкой низковольтных источников электропитания к партам учащихся (включая независимые источники) и лаборантской (для школ, имеющих классы старше 7-го) |
В основном соответствует |
4.1.3.12 | Наличие в учреждении кабинета химии с вытяжкой и подводкой воды к партам учащихся и лаборантской (для школ, имеющих классы старше 7-го) |
В основном соответствует |
4.1.3.13 | Благоустройство пришкольной территории (озеленение территории, наличие оборудованных мест для отдыха) |
Соответствует частично |
4.1.4 | Организация горячего питания | В основном соответствует |
4.1.5 | Наличие в здании, где расположено учреждение, собственного (или на условиях договора пользования) лицензированного медицинского кабинета |
В основном соответствует |
4.1.6.1 | Количество компьютеров, имеющих сертификат качества, используемых для осуществления образовательного процесса |
474 |
4.1.6.2 | Количество мультимедийных проекторов | 68 |
4.1.6.3 | Количество интерактивных досок | 14 |
4.1.6.4 | Наличие у учреждения комплекта лицензионного или свободно распространяемого общесистемного и прикладного программного обеспечения (операционная система, офисные программы (редакторы текстов, таблиц), СУБД, навигаторы) для каждого установленного компьютера |
Соответствует частично |
4.1.6.5 | Наличие у учреждения (или на условиях договора пользования) оборудованной территории для реализации раздела "Легкая атлетика" программы по физической культуре (размещенные дорожки для бега со специальным покрытием, оборудованный сектор для метания и прыжков в длину) |
Соответствует частично |
4.1.6.6 | Наличие по каждому из разделов физики (электродинамика, термодинамика, механика, оптика, ядерная физика) лабораторных комплектов (в соответствии с общим количеством лабораторных работ согласно программе по физике в 7-11 классах) в количестве не менее m/2 + 1 (где m - проектная наполняемость классов в соответствии с предельной численностью контингента школы) |
Соответствует полностью |
4.1.6.7 | Наличие по каждому из разделов химии (неорганическая химия, органическая химия) лабораторных комплектов оборудования и препаратов (в соответствии с общим количеством лабораторных работ согласно программе по химии в 8-11 классах) в количестве m/2 + 1 (где m - проектная наполняемость классов в соответствии с предельной численностью контингента школы) |
Соответствует полностью |
4.1.6.8 | Наличие по каждому из разделов биологии (природоведение (окружающий мир), ботаника, зоология, анатомия, общая биология) лабораторных комплектов (в соответствии с количеством лабораторных работ согласно программе по биологии в 5-11 классах) в количестве m/2 + 1 (где m - максимальная наполняемость класса в данной школе) |
Соответствует полностью |
4.1.6.9 | Наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по географии или наличие лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из разделов географии |
Соответствует полностью |
4.1.6.10 | Наличие всех карт в соответствии с реализуемыми программами по истории или лицензионного демонстрационного компьютерного программного обеспечения по каждому из курсов истории |
Соответствует полностью |
4.1.6.11 | Наличие скоростного выхода в Интернет (скорость канала не ниже 128 кб/с) |
Соответствует полностью |
Обязательства
муниципальной системы общего образования
Наименование показателя | Факт | Обязательства | ||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
4.1. Доля школьников (в %), обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса |
43,5% | 56,8% | 66% | 85% |
4.2. Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности, в пределах норм, установленных Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами |
22,2 | 22,3 | 23 | 24 |
4.3. Число обучающихся на старшей ступени в расчете на одно общеобразовательное учреждение, имеющее старшую ступень |
88,4 чел. |
88,4 чел. |
88,4 чел. |
88,4 чел. |
В качестве эффектов проекта можно ожидать, что за 2 года реализации городской целевой программы:
- будет повышение качества знаний выпускников; результатов деятельности муниципальной системы общего образования и учреждений дополнительного образования, подведомственных ГОРУНО;
- сеть ОУ будет оптимизирована с учетом демографических условий и региональной стратегии модернизации образования, специфики г. Дубны;
- 85% обучающихся будут обучаться в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям образовательного процесса;
- будет обеспечено рациональное использование площади общеобразовательных учреждений за счет реализации муниципальной программы по переводу учреждений дополнительного образования на площади школ;
- в 100% общеобразовательных учреждений будут созданы условия, обеспечивающие сохранение здоровья и жизни обучающихся, сотрудников ОУ;
- произойдет значительное обновление учебно-материальной базы образовательных учреждений, включенных в сеть ГОРУНО;
- организация обучения в одну (первую смену);
- расширится практика использования здоровьесберегающих, в том числе компьютерных, технологий;
- в учебно-воспитательном процессе будут использоваться учебники только нового поколения;
- будет обеспечено развитие профильного обучения, увеличится доля детей, занятая в сфере дополнительного образования. Образование будет влиять на формирование здорового образа жизни, повышение культурного уровня населения и пр.
Сетевое взаимодействие позволяет с максимальной эффективностью использовать имеющиеся ресурсы и решить задачи, определенные Концепцией профильного обучения. Развитие форм и механизмов их сетевого взаимодействия обеспечит развитие сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений на основе индивидуальных учебных планов обучающихся, что является эффективным механизмом для реализации личностно-ориентированного обучения;
- в 100% общеобразовательных учреждений будут созданы условия для внедрения информационно-коммуникационных технологий в управленческую деятельность администратора;
- произойдет обновление системы повышения квалификации педагогических кадров;
- обеспечена эффективная деятельность Дома учителя.
Система
мероприятий по реализации основных направлений программы
"Комплексный проект модернизации общего образования
в городе Дубне Московской области на 2008-2009 гг.
(развитие сети образовательных учреждений:
обеспечение условий для получения качественного общего
образования независимо от места жительства)"
N п/п | Основные направления | Всего (тыс. руб.) |
2007 факт | 2008 | 2009 |
Развитие сети общеобразовательных учреждений на территории г. Дубны: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства |
|||||
I. | Реализация целевой муниципальной программы по оптимизации сети ОУ | ||||
1.1 | Сохранение и развитие функционирующей сети муниципальных общеобразовательных учреждений |
Сумма средств в пределах финансирования бюджета |
|||
1.1.1 | Регистрация права ОУ на оперативное управление имуществом |
3000 | - | 1500 | 1500 |
1.2 | Обеспечение информационной поддержки в части реализации принципа открытости системы образования для жителей города (СМИ, поддержка сайта Центра развития образования). Размещение программы на сайте ГОРУНО |
||||
1.2.1 | Ежегодный выпуск информационно-аналитического бюллетеня состояния системы общего образования |
30,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
1.2.2 | Ежегодный выпуск образовательной карты (справочник) системы общего и дополнительного образования |
15,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
1.2.3 | Поддержка сайта | 30,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
1.3 | Строительство новых учреждений образования |
+ | - | + | + |
1.3.1 | Средняя общеобразовательная школа на 600 мест (1-я очередь застройки Российского центра программирования) |
+ | - | + | Сумма средств в пределах финансирования бюджета |
1.4 | Перевод учебной площадки школы "Возможность" в микрорайоне Большой Волги из жилого дома на базу гимназии N 11 |
290 | 290 | - | - |
1.5 | Организационные мероприятия по переводу учреждений дополнительного образования на свободные площади ОУ |
||||
1.5.1 | Оптимизация сети учреждений дополнительного образования: - создание благоприятных условий для развития дополнительного образования на базе школ - центров воспитания в микрорайонах города (ЦДТ, ЦДЮТ и ЭВ, ДШИ "Сфера", ДЮСШОР, центр для детей "Дружба") |
Сумма средств в пределах финансирования бюджета |
+ | + | + |
1.5.2 | Реорганизация станции юных техников "Енот" |
Сумма средств в пределах финансирования бюджета |
|||
1.6 | Завершение создания Дома учителя |
4500 | 1500 | 3000 | |
II. | Обеспечение современных требований к условиям образовательного процесса | ||||
2.1 | Обеспечение безопасных условий функционирования муниципальных общеобразовательных учреждений |
||||
2.1.1 | Продление лицензий на образовательную деятельность |
11 | 5 | 3 | 3 |
2.1.2 | Установка систем автоматизированной противопожарной сигнализации в общеобразовательных учреждениях |
2050 | 2050 | - | - |
2.1.2.1 | Учреждения дополнительного образования: - ЦДТ (клубы по месту жительства) |
250 | - | 250 | - |
- Центр "Дружба" | 120 | 120 | |||
2.1.2.2 | Филиал специальной (коррекционной) школы "Возможность" (ул. Октябрьская, д. 17) |
200 | - | 200 | - |
2.1.3 | Ежегодная замена первичных средств пожаротушения в учреждениях общего и дополнительного образования |
830,0 | 230,0 | 300,0 | 300,0 |
2.1.4 | Обслуживание кнопок тревожной сигнализации и АПС в образовательных учреждениях |
5960 | 505 | 2705 | 2750 |
2.1.5 | Установка и ремонт уличного освещения |
1900 | 200 | 1500 | 200 |
2.1.6 | Реализация проекта "Ограждение школьной территории" (ремонт ограждения) |
2500 | 1900 | 300 | 300 |
2.1.7 | Реализация проекта "Школьный двор" |
4000 | - | 2000 | 2000 |
2.1.8 | Ремонт энергосистем (планово- предупредительные работы) |
13700 | 4200 | 4500 | 5000 |
2.1.9 | Текущий ремонт Центра дополнительного образования для детей "Дружба" |
2500 | - | 2500 | - |
2.2 | Реализация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей |
||||
2.2.1 | Подготовка ОУ к новому учебному году |
6000 | 2000 | 2000 | 2000 |
2.2.2 | Текущий ремонт общеобразовательных учреждений |
25200 | 15200 | 5000 | 5000 |
2.2.3 | Составление технической документации на ремонт ОУ N 4 |
250 | - | 250 | - |
2.2.4 | Ремонт ОУ N 4 | 15000 | - | - | 15000 |
2.2.5 | Ремонт мягких кровель зданий ОУ |
6800 | 2800 | 2000,0 | 2000 |
2.2.6 | Завершение ремонта ОУ N 8 | 25110 | 9110 | 16000 | - |
2.2.7 | Совершенствование деятельности педагогов- организаторов физкультурно-массовой работы |
Без дополнительного финансирования |
- | - | - |
2.2.8 | Реконструкция школьных стадионов и спортивных площадок (баскетбольные, теннисные корты, площадки малых игровых форм): замена и установка уличного игрового и спортивного оборудования всех ОУ |
4000 | - | 2000 | 2000 |
Создание спортивной площадки ОУ N 2 |
3500 | - | 3500 | - | |
2.2.9 | Реализация программы оздоровительного плавания для учащихся 3 классов в течение учебного года, В том числе: транспортные расходы |
550 | 100 | 250 | 200 |
2.2.10 | Спартакиада школьников городская, областная (транспортные расходы) |
1634 | 34,0 | 800 | 800 |
2.2.11 | Обновление и приобретение необходимого инвентаря для организации физкультурно-массовой работы, спортивно-туристической деятельности. В том числе для СДЮСШОР и ЦДЮТ и ЭВ, клубов и кружков спортивной направленности ЦДТ |
2200 | 1200 | 500 | 500 |
2.2.12 | Оснащение медицинских кабинетов необходимым оборудованием |
250 | - | 200 | 50 |
2.2.13 | Подготовка и реализация комплекса мер по совершенствованию организации питания школьников: - обновление технологического оборудования школьных столовых |
2300 | 2200 | 50 | 50 |
2.2.14 | Приобретение пособий и методик по внедрению профилактических программ для антинаркотического просвещения школьников, их родителей, формирования культуры безопасного поведения и здорового образа жизни |
90 | 30 | 30 | 30 |
2.2.15 | Введение в учебный план 1 класса курса "Безопасность на дорогах" |
В пределах бюджетного финансирования |
+ | + | + |
2.2.16 | Реализация на межведомственной основе комплекса мер по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних: - внедрение межведомственной программы "Дети. Образование. Милиция" в рамках совместного с отделением по делам несовершеннолетних ОВД проекта "Школьный инспектор" |
+ | + | + | + |
2.2.17 | Соревнования "Юные инспектора движения" |
24,0 | - | 12,0 | 12,0 |
2.2.18 | Организация и проведение военно-спортивных игр "Орленок", "Зарница", военно-патриотических игр и сборов |
105,0 | 35,0 | 35,0 | 35,0 |
2.2.19 | Проведение 3-дневных военных сборов с учащимися 10 классов |
420 | 140,0 | 140,0 | 140,0 |
2.2.20 | Туристический слет и соревнования "Школа безопасности" (городской и областной этапы) |
246,0 | 82,0 | 82,0 | 82,0 |
2.2.21 | Обеспечение условий для отдыха и образования школьников на базе детского оздоровительно- образовательного лагеря "Сосновый бор", летних лагерей на базе школ и учреждений дополнительного образования города |
5314 | 1714 | 1800 | 1800 |
2.2.22 | Развитие учебно-материальной базы специальной (коррекционной) школы "Возможность" для детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов (организация обучения в трех частях города) |
1485 | 495 | 495 | 495 |
2.2.23 | Организация работ по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса |
255,0 | 85 | 85 | 85 |
2.2.24 | Обновление общеобразовательных учреждений школьной мебелью |
9000 | 8600 | 200 | 200 |
2.3 | Улучшение материально-технической базы ОУ | ||||
2.3.1 | Оснащение школ - участников комплексного проекта необходимым учебным оборудованием, комплектами современных учебных и методических пособий |
6600 | 4000 | 1000 | 1600 |
2.3.2 | Смотр-конкурс кабинетов логопеда |
150 | 50 | 50 | 50 |
2.3.3 | Смотр-конкурс кабинетов начальной школы |
150 | 50 | 50 | 50 |
2.3.4 | Научно-практические конференции школьников |
450 | 150 | 150 | 150 |
2.3.5 | Обновление фонда школьных учебников с учетом обязательного перехода на новый базисный учебный план |
5000 | 2000 | 2000 | 1000 |
2.3.6 | Аккредитация образовательных учреждений в соответствии с графиком аттестации |
26,0 | 4,0 | 16,0 | 6,0 |
2.4 | Развитие информатизации образования | ||||
2.4.1 | Модернизация компьютерного парка (оргтехника, компьютеры, мультимедийное оборудование) ОУ в соответствии с современным требованиями и техническими параметрами программных комплексов для внедрения электронных образовательных ресурсов нового поколения |
13040 | 11300 | 870 | 870 |
2.4.2 | Обучение учителей по теме "Внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс" |
498 | 158 | 170 | 170 |
2.4.3 | Внедрение автоматизированных рабочих мест, обеспечивающих создание баз данных ОУ, автоматизацию кадровой работы, администрирование учебно-воспитательного процесса |
90 | 30 | 30 | 30 |
2.4.4 | Обучение педагогических работников ОУ (категории: руководители ОУ, секретари, классные руководители, учителя-предметники) по использованию программных комплексов автоматизированных рабочих мест |
760 | 280 | 280 | 200 |
2.4.5 | Развитие медиатеки по обучающим программам |
2145 | 600 | 745 | 800 |
2.4.6 | Подключение к ЕИОС дополнительных компьютерных классов, расширение функциональных возможностей эксплуатации ЕИОС |
600 | - | 300 | 300 |
2.4.7 | Подключение к ЕИОС учреждений дополнительного образования |
1500 | - | 1500 | - |
2.4.8 | Содержание и обслуживание компьютерной техники |
1750 | 350 | 700 | 700 |
2.4.9 | Внедрение информационных технологий в управленческую деятельность администрации |
Без дополнительного финансирования |
+ | + | + |
2.4.10 | Обеспечение оргтехники расходными материалами |
1500 | 500 | 500 | 500 |
2.5 | Реализация мероприятий по развитию профильного обучения | ||||
2.5.1 | Сопровождение профильного обучения |
1268 | 1168 | 50 | 50 |
2.5.2 | Расширение и функционирование сети профильного обучения. Реализация индивидуальных учебных планов |
Сумма средств в пределах финансирования бюджета |
|||
2.5.3 | Организация предпрофильной подготовки через механизм сетевого взаимодействия и функционирование межшкольных факультативов |
540 | 180 | 180 | 180 |
2.5.4 | "Круглый стол" "Реализация профильного обучения" |
15 | 5 | 5 | 5 |
2.5.6 | Разработка и тиражирование методических материалов, их диссеминация |
50 | 10 | 20 | 20 |
2.5.7 | Совершенствование содержания образования начальной школы. Отработка новых учебных планов |
Сумма средств в пределах финансирования |
|||
2.5.8 | Совершенствование содержания образования основной школы. Отработка новых учебных планов |
Сумма средств в пределах финансирования |
|||
2.5.9 | Издание методических рекомендаций по внедрению новых элективных курсов (программы, тематическое планирование, методические разработки отдельных тем) |
30,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
2.5.10 | Разработка и внедрение дистантных форм обучения при реализации элективных курсов |
45,0 | - | 15,0 | 30,0 |
2.5.11 | Формирование проектно- исследовательских качеств педагогов через мониторинг и экспертизу инновационных ресурсов: издание методических рекомендаций по внедрению индивидуальных учебных программ, обобщение опыта работы учителей- новаторов |
30,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
2.5.12 | Проведение мастер-классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях по профильному и предпрофильному обучению |
Сумма средств в пределах финансирования бюджета |
|||
2.5.13 | "Круглый стол" по теме "Реализация комплексного проекта модернизации образования" |
4 | - | 2 | 2 |
2.5.14 | Проведение муниципальных смотров-конкурсов инновационных проектов ОУ |
150,0 | - | 75 | 75 |
2.5.15 | Продолжение реализации муниципального компонента учебного плана "Дубна. Родное Подмосковье" |
Сумма средств в пределах финансирования бюджета |
+ | + | + |
2.5.16 | Реализация регионального компонента учебного плана "Духовное краеведение Подмосковья", "Культура русского речевого общения", "История Московской области" |
Сумма средств в пределах финансирования бюджета |
+ | + | + |
2.5.17 | Развитие научно- исследовательской деятельности (функционирование городского научного общества) |
Без дополнительного финансирования |
+ | + | + |
2.5.18 | Развитие механизма поддержки одаренных детей, подростков и талантливой молодежи |
60 | 20 | 20 | 20 |
2.5.19 | Организация и проведение городских предметных олимпиад |
30 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
2.5.20 | Развитие и поддержка ученических научно- исследовательских обществ. Организация и проведение городских научных конференций школьников основной и старшей ступеней обучения |
30 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
2.5.21 | Повышение статуса победителей смотров- конкурсов и предметных олимпиад: создание предметных клубов по интересам для учащихся 5-7 классов |
30,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
2.5.22 | Организация и проведение летних лагерей для учащихся 8-9 классов, победителей городских, областных олимпиад |
75,0 | 25,0 | 25,0 | 25,0 |
2.5.23 | Обеспечение участия школьников в областных, зональных, российских и международных олимпиадах |
60,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 |
2.5.24 | Развитие олимпиадного движения и проведение городской научной конференции младших школьников "Шаг в науку" |
15,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
2.5.25 | Обеспечение участия школьников в областных научных конференциях, чтениях, организованных на базе высших учебных заведений Московской области |
150,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 |
2.5.26 | Городской бал выпускников. Награждение медалистов |
300,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
2.5.27 | Городской слет отличников - выпускников начальной ступени обучения |
45,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 |
2.5.28 | Именные муниципальные стипендии для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности в области науки, искусства и спорта |
144 | 48,0 | 48,0 | 48,0 |
2.5.29 | Награждение победителей областных, зональных, всероссийских, международных олимпиад |
120 | 40,0 | 40,0 | 40,0 |
2.5.30 | Муниципальный конкурс "Школа года" |
6000,0 | 2000,0 | 2000,0 | 2000,0 |
2.6 | Развитие системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников |
||||
2.6.1 | Подготовка руководителей ОУ по специальности "Менеджер" |
+ | + | + | |
2.6.2 | Создание внештатного отдела методической службы из числа руководителей городских методических объединений педагогов, опытных учителей - руководителей экспертных групп |
225,0 | 75,0 | 75,0 | 75,0 |
2.6.3 | Развитие материальной базы Центра учебно-методической литературы |
150 | 50 | 50 | 50 |
2.6.4 | Повышение квалификации педагогов, создание условий для подготовки педагогов и приобретения ими новых профессиональных качеств по внедрению новых форм, методов и средств обучения |
450 | 150,0 | 150,0 | 150,0 |
2.6.5 | Формирование и регулярное обновление банка данных обеспеченности кадрами образовательных учреждений ГОРУНО |
Без дополнительного финансирования |
+ | + | + |
2.6.6 | Создание и поддержка единой базы данных учета кадровых ресурсов в сфере образования, молодежной политики, физической культуры и спорта |
10,0 | 5,0 | 5,0 | - |
2.6.7 | Совершенствование системы материального стимулирования руководителей образовательных учреждений через механизм НСОТ |
Сумма средств в пределах финансирования бюджета |
+ | + | + |
2.6.8 | Награждение учителей за высокое профессиональное мастерство (в том числе за подготовку победителей областных, федеральных олимпиад) |
150 | 50 | 50 | 50 |
2.6.9 | Участие молодых специалистов в программе муниципального жилищного строительства |
+ | + | + | + |
2.6.10 | Диссеминация опыта работы учителей города. Выпуск информационно-методических бюллетеней: - методическое пособие в помощь учителю "Изучение Конституции РФ в основной школе"; - методические рекомендации по курсу "Дубна. Родное Подмосковье" |
50 | - | 25,0 | 25 |
2.6.11 | Городской конкурс "Педагог года" |
300 | 100 | 100,0 | 100 |
2.6.12 | Реализация комплекса мер по стимулированию и поддержке молодых специалистов |
В соответствии с муниципальной социальной политикой |
- | - | |
Итого | 197124 | 79088 | 65868 | 52168 |
Принято
решением Совета депутатов
городского округа Дубна
Московской области
от 20 декабря 2007 г. N РС-16(65)-133/85
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение о разработке Программы принято в целях обеспечения качества общего образования в городе Дубне через создание условий, отвечающих современным требованиям организации учебно-воспитательного процесса.
Описаны состояние и проблемы общего и дополнительного образования. Представлены общепринятые критерии определения управленческих решений по развитию сети общеобразовательных учреждений муниципалитета.
Срок реализации Программы - 2008-2009 гг. Общий объем финансирования в указанный период составляет 197124 тыс. руб.
Утверждена система мероприятий по реализации основных направлений Программы.
Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.
Решение Совета депутатов городского округа Дубна Московской области от 20 декабря 2007 г. N РС-16(65)-133/85 "О городской целевой программе "Комплексный проект модернизации общего образования в городе Дубне Московской области на 2008-2009 гг. (развитие сети образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства)"
Настоящее решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования
Текст решения опубликован в газете городского округа Дубна Московской области "Встреча" от 17 января 2008 г., N 3