Управление Роснедвижимости по Московской области рассмотрело Ваше обращение от 05.03.2009 N ЗГ/2959 по вопросам применения упрощенного порядка оформления прав граждан на земельные участки (далее - упрощенный порядок оформления прав) и сообщает.
1. По вопросу о действии упрощенного порядка оформления прав и внесении в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) уточненных сведений о площади и местоположении границ земельного участка.
Нормативные положения об упрощенном порядке оформления прав, в частности, предусмотрены Федеральными законами от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон).
Содержащиеся в перечисленных законах правила по вопросам проведения государственного кадастрового учета (далее - кадастровый учет) и государственной регистрации прав на земельные участки в случае, если площадь земельного участка, указанная в документе о праве на землю, не соответствует уточненной площади, определенной в результате выполнения кадастровых работ в отношении данного участка, не имеют срока действия.
Применительно к вопросу о внесении в ГКН уточненных сведений о площади и описании местоположения границ земельного участка (далее - кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик) информируем.
В соответствии со статьей 25 Закона кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Таким образом, если установление местоположения (координат) границ земельного участка не осуществлялось, уточненные по результатам выполнения кадастровых работ сведения об уникальных характеристиках такого участка могут в порядке и с соблюдением условий, определенных Законом, вноситься в ГКН.
Установленный Законом порядок кадастрового учета в связи с изменением уникальных характеристик предусматривает, что для осуществления такого учета представляются следующие документы:
- заявление о кадастровом учете изменений объекта недвижимости;
- межевой план, а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 Закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);
- документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);
- копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий земельный участок (при отсутствии в ГКН сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости).
При решении вопроса о соблюдении установленных Законом условий внесения в ГКН сведений об уникальных характеристиках участка необходимо понимать следующее.
Сведения о земельном участке и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
В частности, в соответствии со статьей 27 Закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с изменением уникальных характеристик в случае, если:
- такое изменение не обусловлено преобразованием земельного участка или уточнением его границ;
- в результате данного учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с Законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или если такой размер не установлен, - на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ГКН;
- при уточнении границ нарушен установленный Законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с Законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ уточненными в порядке разрешения земельного спора.
В случае принятия решения об осуществлении кадастрового учета в связи с изменением уникальных характеристик орган кадастрового учета обязан выдать кадастровую выписку о земельном участке, содержащую внесенные в ГКН при таком учете новые сведения об участке (часть 2 статьи 23 Закона).
2. По вопросу о необходимости присвоения номера (в составе данных об адресе или местоположении) земельному участку (далее - номер участка) для проведения кадастрового учета в связи с изменением уникальных характеристик.
В соответствии с Законом кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик проводится независимо от наличия в документе о праве на землю номера участка.
3. По вопросу о согласовании с органом местного самоуправления местоположения границ земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом порядке обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ. При этом к заинтересованным лицам относятся лица, указанные в части 3 статьи 39 Закона, обладающие смежными земельными участками на определенных имущественных правах.
Таким образом, согласование местоположения границы земельного участка с участием органа местного самоуправления требуется, если обязательность такого согласования предусмотрена вышеперечисленными положениями Закона.
Руководитель
Управления Роснедвижимости
по Московской области |
В.Д. Гужев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области от 24 марта 2009 г. N 6931-1/ЗГ2959 "О применении упрощенного порядка оформления прав граждан на земельные участки"
Текст письма опубликован на сайте www.r50.kadastr.ru