Генеральное тарифное соглашение
по реализации Московской областной программы
обязательного медицинского страхования
от 26 декабря 2007 г.
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие
См. Генеральное тарифное соглашение по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования от 30 сентября 2008 г.
Государственное учреждение Московской области "Московский областной фонд обязательного медицинского страхования" (далее - МОФОМС) в лице исполнительного директора Антоновой Галины Александровны,
Министерство здравоохранения Московской области (далее - МЗ МО) в лице министра здравоохранения Правительства Московской области Семенова Владимира Юрьевича,
Московская областная организация профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации в лице председателя Домникова Анатолия Ивановича,
Московское областное отделение Общероссийской общественной организации "Российская медицинская ассоциация" в лице председателя правления Круглова Евгения Ефимовича,
страховые медицинские организации, работающие в системе обязательного медицинского страхования Московской области (далее - СМО), в лице Мартьяновой Надежды Васильевны, именуемые в дальнейшем "Стороны",
заключили Генеральное тарифное соглашение по реализации Московской областной программы ОМС (далее - ГТС) о нижеследующем:
1. Основные понятия и определения:
1.1. "Медицинская услуга" - мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Медицинская услуга является единицей учета и имеет соответствующий тариф.
1.2. Номенклатура работ и услуг в здравоохранении Московской области (далее - НРУЗ МО) - перечень простых, сложных и комплексных медицинских услуг, применяемых учреждениями здравоохранения при оказании пациентам медицинской помощи по Программе ОМС.
1.3. "Прикрепленные" граждане - застрахованные в Московской области граждане, обслуживаемые в конкретном учреждении здравоохранения по месту жительства или работы на основании именных списков, сформированных в учреждениях здравоохранения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.08.2006 N 584 "О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу").
Использование именных списков для учета и оплаты медицинских услуг регламентируется нормативными документами МОФОМС, определяющими порядок информационного обмена по реализации Программы ОМС.
1.4. "Объем финансовых поступлений по ОМС" - финансовые средства, полученные учреждением здравоохранения за оказание медицинских услуг по Программе ОМС по соответствующим тарифам.
В объем финансовых поступлений не включаются суммы, полученные учреждением здравоохранения из средств резерва предупредительных мероприятий СМО (далее - РФПМ) для финансирования данных мероприятий.
1.5. "Объемными" называются способы оплаты медицинских услуг, при которых объем финансовых средств учреждения здравоохранения зависит от количества оказанных пациентам медицинских услуг (соответственно по тексту - "объемные" тарифы).
1.6. "Подушевыми" называются способы оплаты медицинских услуг, при которых объем финансовых средств учреждения здравоохранения зависит от числа половозрастной структуры "прикрепленных" к учреждению здравоохранения граждан (соответственно по тексту - "подушевые" тарифы).
1.7. "Фондодержание" - финансовая ответственность учреждения здравоохранения ("фондодержателя") за использование полученного объема финансовых средств на обеспечение деятельности данного учреждения здравоохранения в рамках настоящего ГТС и оплату медицинских услуг, оказанных "прикрепленным" гражданам в других учреждениях здравоохранения при заранее определенных условиях.
"Фондодержание" применяется при "подушевых" способах оплаты услуг.
1.8. "Законченный случай лечения" - оказание медицинской помощи (медицинской услуги), ограниченное временным интервалом, при котором планируемый результат обращения в учреждение здравоохранения достигнут.
1.9. Временный медико-экономический стандарт (МЭС) - стоимостное выражение стандартизированной технологии диагностики и лечения заболевания (или группы однородных заболеваний), основанной на протоколах ведения больных.
1.10. Протокол ведения больных (ОСТ 91500.09.0001-1999) - нормативный документ системы стандартизации в здравоохранении, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации.
1.11. Нормативные затраты учреждений здравоохранения - затраты, определяемые на основе нормативных и распорядительных документов федерального уровня (в том числе носящие рекомендательный характер), регламентирующих структуру учреждений здравоохранения (подразделений), их штатную численность, использование расходных материалов, медикаментов и перевязочных средств, предметов медицинского назначения и медицинского инструментария, организацию питания пациентов и т.п.
2. ГТС содержит положения о формировании, изменении и применении тарифов на медицинские услуги, оказываемые учреждениями здравоохранения в рамках Московской областной программы обязательного медицинского страхования (далее - Программа ОМС).
3. Формирование, утверждение, изменение и определение порядка применения тарифов осуществляется Московской областной согласительной комиссией по определению тарифов на оплату медицинской помощи в системе ОМС (далее - Тарифная комиссия) в соответствии с положением о Тарифной комиссии.
4. Тарифная комиссия дает необходимые разъяснения по вопросам формирования, изменения, применения и структуры (состава) тарифов в рамках настоящего ГТС.
5. Тарифы могут быть выражены в рублях или условных единицах (баллах).
При балльном выражении тарифов обязательным условием их применения является определение и утверждение стоимости 1 балла в рублях (далее - Эквивалент стоимости).
6. Финансовым источником для формирования тарифов (в рублях) или эквивалента стоимости являются средства ОМС, предназначенные для финансирования Программы ОМС, определенные бюджетом МОФОМС на текущий финансовый год.
7. Эквивалент стоимости на текущий период (квартал) определяется отношением суммы средств, планируемых на финансирование Программы ОМС, к стоимости Программы ОМС (на тот же период), выраженной в баллах.
Определение Эквивалента осуществляется МОФОМС и утверждается Тарифной комиссией.
Расчетное значение Эквивалента ежеквартально согласовывается с правлением МОФОМС.
8. В соответствии со способами оплаты тарифы подразделяются на "объемные" и "подушевые":
8.1. При применении "объемных" тарифов объем финансовых поступлений учреждения здравоохранения определяется произведением количества оказанных медицинских услуг на соответствующий тариф и регулирующий коэффициент.
Регулирующий коэффициент учитывает соотношение фактических и плановых показателей, оценивающих деятельность учреждения здравоохранения.
Если соотношение фактических и плановых показателей не учитывается, то регулирующий коэффициент имеет значение, равное единице.
8.2. При применении "подушевых" тарифов объем финансовых поступлений учреждения здравоохранения определяется произведением числа "прикрепленных" к данному учреждению здравоохранения граждан на соответствующий тариф и регулирующий коэффициент.
Регулирующий коэффициент учитывает выполнение показателей, оценивающих деятельность учреждения здравоохранения (например: индикаторы деятельности и качества).
При отсутствии показателей, оценивающих деятельность учреждения здравоохранения, регулирующий коэффициент имеет значение, равное единице.
9. "Объемные" тарифы подразделяются на:
9.1. "Единые" - применяемые всеми учреждениями здравоохранения, реализующими Программу ОМС.
9.2. "Групповые" - применяемые для группы учреждений здравоохранения.
Перечень учреждений здравоохранения, входящих в конкретную группу, определяется Тарифной комиссией.
9.3. "Индивидуальные" - учитывающие технологическую специфику оказания услуг в конкретных учреждениях здравоохранения (подразделениях), перечень которых определяется Тарифной комиссией.
10. "Объемные" тарифы имеют следующие единицы учета:
10.1. "Законченный случай лечения" в соответствии с утвержденным МЭС.
10.2. Койко-день (пациенто-день) в профильном отделении.
10.3. Посещение к врачам.
10.4. Условная единица трудоемкости (далее - УЕТ).
10.5. Простая, сложная или комплексная медицинская услуга (в соответствии с НРУЗ МО).
11. "Подушевые" тарифы формируются в соответствии с показателями, характеризующими:
11.1. Численность "прикрепленных" граждан (пол, возраст, категория, территориальная доступность медицинской помощи).
11.2. Учреждение здравоохранения (структура лечебных и параклинических подразделений, интеграция с другими медицинскими учреждениями).
11.3. Уровень "фондодержания" (полное или частичное).
12. Перечень тарифов является приложением к настоящему ГТС и применяется при формировании Тарификатора услуг.
12.1. Тарификатор услуг является универсальным справочником тарифов, структура которого позволяет применять тарифы всем сторонам, участвующим в оказании, оплате, финансировании и контроле медицинских услуг, оказываемых по Программе ОМС.
12.2. Структура Тарификатора услуг должна удовлетворять требованиям, предъявляемым к информационному обмену по реализации Программы ОМС.
12.3. Тарификатор услуг содержит уникальный код услуги, ее полное (краткое наименование), единицу учета, тариф в рублевом выражении, а также дополнительные поля (в том числе определяющие период действия тарифов), позволяющие использовать конкретные тарифы ("единые", "групповые" и "индивидуальные") для оплаты медицинских услуг в конкретном учреждении здравоохранения.
12.4. Формирование Тарификатора услуг, внесение в него изменений и дополнений осуществляются по решениям Тарифной комиссии.
12.5. Ведение и актуализация Тарификатора услуг осуществляется МОФОМС на бумажном носителе и в электронном виде в сроки, установленные порядком информационного обмена.
13. Формирование тарифов осуществляется по методике, согласованной Тарифной комиссией и утвержденной совместным приказом МЗ МО и МОФОМС.
14. При формировании тарифов учитываются нормативные затраты лечебных, параклинических и вспомогательных подразделений учреждений здравоохранения (за исключением служб и подразделений учреждений здравоохранения, деятельность которых не оплачивается за счет средств ОМС) по следующим видам расходов:
14.1. Фонд оплаты труда работников учреждений здравоохранения, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области, регулирующими оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Московской области.
Выплаты стимулирующего характера и премирование работников учреждений здравоохранения из средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, осуществляются при условии, что расходы, произведенные учреждениями здравоохранения за отчетный квартал по статьям бюджетной классификации, не должны быть меньше 90% от расчетного значения одноименных статей бюджетной классификации, определенных квартальным протоколом стоимости учреждений здравоохранения.
Для федеральных и ведомственных учреждений здравоохранения, выполняющих Программу ОМС, расходы на оплату труда определяются в рамках коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов в соответствии с федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующих вопросы оплаты труда работников.
Указанные расходы относятся на подстатью 211 "Заработная плата".
При формировании тарифов в части оплаты труда работников учреждения здравоохранения не учитываются и в структуру тарифа не входят:
- доплаты к заработной плате работников учреждений здравоохранения, устанавливаемые органами местного самоуправления, муниципальных образований Московской области сверх утвержденных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области;
- увеличение надбавок, доплат, повышений и других выплат к заработной плате, устанавливаемых работникам учреждений здравоохранения ведомственного подчинения в соответствии с нормативными правовыми актами и распорядительными документами министерств и ведомств, сверх установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- оплата труда работников учреждений здравоохранения по специальностям, не оплачиваемым из средств ОМС и определенным решениями Тарифной комиссии;
- оплата труда штатных единиц, не предусмотренных нормативными и правовыми актами федерального уровня, определяющими структуру учреждений здравоохранения, штатную численность работников, за исключением должностей, необходимых для обеспечения работы круглосуточного поста.
14.2. Расходы по уплате единого социального налога в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (подстатья 213 "Начисления на выплаты по оплате труда").
14.3. Расходы на оплату:
- договоров с предприятиями общественного питания для обеспечения питанием пациентов, находящихся в стационарах круглосуточного пребывания, при отсутствии пищеблока в учреждении здравоохранения (приказ Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330 и Минздрава СССР от 10.03.1986 N 333);
- медицинской помощи застрахованным гражданам в других учреждениях здравоохранения по тарифам, утвержденным МОФОМС.
Указанные расходы учитываются по подстатье 226 "Прочие работы, услуги".
14.4. Расходы на приобретение медицинского инструментария по перечню, утвержденному Тарифной комиссией (статья 310 "Увеличение стоимости основных средств").
14.5. Расходы на приобретение:
- медикаментов и перевязочных средств в соответствии с территориальным перечнем лекарственных средств, разработанным для учреждений здравоохранения различных уровней и профилей (далее - Формуляр лекарственных средств) и согласованных с МОФОМС в установленном порядке.
Расходы на медикаменты и перевязочные средства, не входящие в Формуляры лекарственных средств, производятся при оказании медицинских услуг пациентам в соответствии с решением врачебной комиссии учреждения здравоохранения, оформленным соответствующим протоколом;
- средств для дезинфекции оборудования, медицинского инструментария, обработки кожных покровов;
- реактивов, химикатов и других расходных материалов, используемых при оказании медицинских услуг;
- стекла, химпосуды;
- продуктов питания пациентов при круглосуточном лечении в стационаре (приказ Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330 и Минздрава СССР от 10.03.1986 N 333);
- мягкого инвентаря для пациентов и медицинского персонала учреждений здравоохранения в соответствии с табелем оснащения и нормами бесплатной выдачи санитарной одежды, за исключением специальной одежды (приказы Минздрава СССР от 05.09.88 N 710 и от 29.01.1988 N 65).
Указанные расходы учитываются по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов".
15. При формировании тарифов не учитываются и в структуру тарифа не входят следующие расходы:
- связанные с оплатой донорам за сдачу крови, в том числе расходы на питание доноров;
- на приобретение вживляемых искусственных органов и протезов;
- на приобретение расходных материалов при зубопротезировании;
- на медикаменты для научных работ.
16. При поступлении в МОФОМС средств целевого назначения для отдельных мероприятий или категорий граждан осуществляется изменение тарифов (структуры тарифа).
17. При поступлении в МОФОМС средств целевого назначения из муниципальных бюджетов на финансирование Программы ОМС осуществляется изменение тарифов (структуры тарифа) учреждений здравоохранения данных муниципальных образований.
18. Внесение изменений и дополнений в приложения к ГТС осуществляется Тарифной комиссией без подписания дополнительных соглашений к настоящему ГТС.
19. Пересмотр тарифов осуществляется при увеличении доходов бюджета МОФОМС, предназначенных на финансирование Программы ОМС, а также при изменении нормативных и правовых актов федерального уровня и нормативных и правовых актов Московской области, регламентирующих штатную численность, оплату труда работников учреждений здравоохранения, приобретение расходных материалов, медикаментов и перевязочных средств, предметов медицинского назначения и медицинского инструментария, организацию питания.
20. Расходование средств ОМС на цели, не предусмотренные настоящим ГТС, подлежат восстановлению в месячный срок после проведенной МОФОМС проверки в соответствии с актом.
В случае невосстановления в месячный срок указанных расходов осуществляется их удержание при очередном финансировании учреждения здравоохранения в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по Программе ОМС.
21. Настоящее ГТС вступает в силу с 1 января 2008 г. и действует до принятия нового ГТС.
22. Настоящее ГТС может быть изменено или дополнено по соглашению всех Сторон.
Изменения и дополнения оформляются в письменной форме и являются неотъемлемой частью настоящего ГТС с момента их подписания Сторонами.
23. Стороны принимают на себя обязательства выполнять настоящее ГТС.
24. В случае возникновения споров по настоящему ГТС Стороны принимают меры по их разрешению путем переговоров между собой.
25. Юридические адреса Сторон:
25.1. Государственное учреждение Московской области "Московский областной фонд обязательного медицинского страхования": 102031, Московская область, г. Балашиха, ул. Орджоникидзе, дом 4.
25.2. Министерство здравоохранения Московской области: 143400, Московская область, г. Красногорск, Волоколамское шоссе, д. 9.
25.3. Московский обком профсоюза работников здравоохранения: 117331, г. Москва, ул. Марии Ульяновой, д. 9, стр. 1.
25.4. Московское областное отделение Общероссийской общественной организации "Российская медицинская ассоциация": 142800, Московская область, г. Ступино, ул. Чайковского, влад. 7.
Подписи сторон
От Правительства Московской области:
Министр здравоохранения Правительства
Московской области |
В.Ю. Семенов |
От МОФОМС:
Исполнительный директор |
Г.А. Антонова |
От Московской областной
организации профсоюза работников
здравоохранения Российской Федерации:
Председатель |
А.И. Домников |
От Московского областного отделения
Общероссийской общественной организации
"Российская медицинская ассоциация":
Председатель правления |
Е.Е. Круглов |
От СМО: |
Н.В. Мартьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Генеральное тарифное соглашение по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования от 26 декабря 2007 г.
Настоящее Генеральное тарифное соглашение вступает в силу с 1 января 2008 г. и действует до принятия нового
Текст соглашения официально опубликован не был
Настоящее Соглашение фактически прекратило действие
См. Генеральное тарифное соглашение по реализации Московской областной программы обязательного медицинского страхования от 30 сентября 2008 г.