Определение Московского областного суда
от 28 февраля 2008 г.
(извлечение)
Дело N 33-9238
Е.С.Е., Н.Т.Ф., М.В.Б., Е.В.И., К.Е.В., Я.Л.А., С.Е.И., Л.М.А., К.Н.И. и Е.М.П. - члены инициативной группы по проведению референдума обратились в суд с заявлением об оспаривании решений Совета депутатов Городского поселения Красково от 24 апреля 2007 г. N 178/36 и от 6 июня 2007 г. N 187/39 и Избирательной комиссии городского поселение Красково от 08 мая 2007 г. N 1\1 и от 19 июня 2007 г. N 3.
Просили отменить решения Совета депутатов Городского поселения Красково от 24 апреля 2007 г. N 178/36 и от 06 июня 2007 г. N 187/39, обязать Избирательную комиссию Городского поселения Красково зарегистрировать инициативную группу по проведению голосования и референдума в Городском поселении Красково и обязать Совет депутатов Городского поселения Красково провести подготовительную работу по подготовке и проведению голосования и референдума в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании 1 октября 2007 г. К.Н.И. от заявленных требований отказался, его заявление удовлетворено судом, производство по делу по его заявлению прекращено определением Люберецкого городского суда от 1 октября 2007 г. (л.д. 178).
15 октября 2007 г. Е.С.Е., Н.Т.Ф., М.В.Б., Е.В.И., К.Е.В., Я.Л.А., С.Е.И., Л.М.А. подали новое заявление, в котором просили признать нарушенным Советом депутатов право граждан на проведение голосования и референдума, признать решения Совета депутатов городского поселения Красково от 24 апреля 2007 г. N 178/36 и от 6 июня 2007 г. N 187/39, а также решения Избирательной комиссии городского поселения Красково от 19 июня 2007 г. N 3 и от 8 мая 2007 г. N 1/1 незаконными, обязать Избирательную комиссию Городского поселения Красково зарегистрировать инициативную группу по проведению голосования и референдума в Городском поселении Красково в составе Е.С.Е., Н.Т.Ф., М.В.Б., Е.В.И., К.Е.В., Я.Л.А., С.Е.И., Л.М.А., А.Л.П. и В.В.Г., обязать Совет депутатов Городского поселения Красково назначить голосование и референдум по предложенным вопросам в Городском поселении Красково в соответствии с Законами Московской области "О голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования в Московской области" и "О местном референдуме Московской области" (л.д. 195-101).
В ходе судебного разбирательства была образовано новая инициативная группа в составе одиннадцати человек: Е.С.Е., Н.Т.Ф., М.В.Б., Е.В.И., К.Е.В., Я.Л.А., С.Е.И., Л.М.А., А.Л.П., В.В.Г. и Г.Т.А., которая обратилась вновь в Избирательную комиссию Городского поселения Красково с ходатайством о регистрации инициативной группы (л.д. 202-209, 219-232). На день рассмотрения дела решения избирательной комиссии нового состава в количестве 11 человек по данным вопросам получено не было.
В судебном заседании Е.С.Е., Н.Т.Ф., М.В.Б., Е.В.И., К.Е.В., Я.Л.А., С.Е.И., Л.М.А. подали уточненное и дополнительное заявление (л.д. 277-280), в котором просили признать решения Совета депутатов Городского поселения Красково от 24 апреля 2007 г. N 178/36 и от 6 июня 2007 г. N 187/39, а также решения Избирательной комиссии Городского поселения Красково от 19 июня 2007 г. N 3 и от 8 мая 2007 г. N 1/1 незаконными, пояснив, что в суд с данным заявлением обращаются граждане, а не члены инициативной группы, которым было отказано в регистрации и в проведении голосования и референдума.
В обоснование требований указали, что решением от 24 апреля 2007 г. N 178/36 Совет депутатов Городского поселения Красково отказал инициативной группе в проведении голосования по вопросу разделения Городского поселения Красково на два муниципальных образования: городское поселение в составе территории поселка Красково до присоединения к ней территории поселка Коренево и сельское поселение в составе территорий бывшего поселка Коренево, поселка Балластный карьер, деревень Лукьяновка, Марусино, Машково, Мотяково, Сосновка и Торбеево Люберецкого района Московской области.
Решением Совета депутатов Городского поселения Красково от 6 июня 2007 г. N 187/39 инициативной группе отказано в проведении референдума по вопросу: "Согласны ли Вы принять следующее Решение? - "Решение местного референдума Городского поселения Красково Люберецкого района Московской области. В Соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (статья 14, часть 1, пункт 20) настоящим решением установить:
1. В связи с исторически сложившимся землепользованием территории Городского поселения Красково для преимущественно дачного отдыха и рекреации населения генеральный план Городского поселения Красково, правила землепользования и застройки на территории Городского поселения Красково, местные нормативные акты градостроительного проектирования на территории Городского поселения Красково и иные правовые акты органов местного самоуправления не могут содержать положений, предусматривающих или разрешающих строительство на территории Городского поселения Красково жилых и нежилых зданий и домов, имеющих более 5 этажей.
2. Со дня вступления в силу настоящего Решения Генеральный план Городского поселения Красково, правила землепользования и застройки на территории Городского поселения Красково, местные нормативы градостроительного проектирования на территории Городского поселения Красково и иные правовые акты органов местного самоуправления Городского поселения Красково, в части, противоречащей пункту 1 настоящего Решения, не подлежат применения.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия".
Просили признать указанные решения незаконными и назначить референдум и голосование в Городском поселении Красково по данным вопросам.
Представители Совета депутатов Городского поселения Красково с заявлением не согласились, указали, что инициативной группе было отказано в проведении голосования по вопросу разделения Городского поселения Красково, поскольку п. Коренево вошел в Городское поселение Красково на основании постановления Губернатора Московской области. Образование нового муниципального образования не входит в компетенцию Совета депутатов Городского поселения Красково, на местный референдум выносятся вопросы лишь местного значения.
Кроме того, заявителями пропущен срок на обращение с данным заявлением в суд. Отказ был дан инициативной группе, а не данной группе граждан.
Представитель избирательной комиссии не согласился с заявлением, пояснив, что вопросы по многоэтажному строительству, а также строительству иных зданий и сооружений регулируются федеральным законодательством РФ, в частности Градостроительным кодексом РФ, который предоставляет гражданам право принять участие в подготовке проекта генерального плана населенного пункта или внесении в него изменений.
Вопросы административно-территориального устройства, а также присвоение наименований и переименование населенных пунктов географических объектов, не входит в компетенцию органов местного самоуправления.
Решением Люберецкого городского суда от 10 декабря 2007 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Н.Т.Ф. обжалует его в кассационном порядке, просит об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 13 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан.
Согласно ст. 24 указанного выше Федерального закона в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 3, 5 и 7 статьи 13 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 36 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума.
Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
В случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа.
Согласно п. 3 ст. 12 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав..." на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона Московской области "О местном референдуме в Московской области" вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Судом установлено, что на основании постановления Губернатора Московской области N 141-ПГ от 20 июля 2004 г. "Об объединении дачного поселка Красково Люберецкого района Московской области и поселка Коренево Люберецкого района Московской области" дачный поселок Красково и сельский населенный пункт Коренево были объединены в Городское поселение Красково, т.е. создано новое муниципальное образование. До указанного объединения сельский населенный пункт Коренево не являлся муниципальным образованием.
Указанное постановление Губернатора было обжаловано Н.Т.Ф. в Московский областной суд, решением которого от 3 февраля 2006 г., оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от 19 апреля 2006 г., в удовлетворении заявления отказано.
Из материалов дела усматривается, что 17 марта 2007 г. на собрании жителей поселка Красково было принято решение о создании инициативной группы в составе 10 человек по проведению голосования по вопросу разделения Городского поселения Красково Люберецкого района Московской области на два муниципальных образования, и утвержден вопрос, предлагаемый для вынесения на голосование: "Согласны ли Вы с инициативой населения о разделении Городского поселения Красково на два муниципальных образования - городское поселение в составе территории поселка Красково до присоединения к ней территории поселка Коренево и сельское поселение в составе территорий бывшего поселка Коренево, поселка Балластный карьер, деревень Лукьяновка, Марусино, Машково, Мотяково, Сосновка и Торбеево Люберецкого района Московской области?".
Кроме того, на собрании жителей поселка Красково было принято решение о создании инициативной группы в составе 10 человек по проведению референдума и утвержден вопрос, предлагаемый к вынесению на референдум: "Согласны ли Вы принять следующее Решение? - "Решение местного референдума Городского поселения Красково Люберецкого района Московской области. В Соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (статья 14, часть 1, пункт 20) настоящим решением установить:
1. В связи с исторически сложившимся землепользованием территории Городского поселения Красково для преимущественно дачного отдыха и рекреации населения генеральный план Городского поселения Красково, правила землепользования и застройки на территории Городского поселения Красково, местные нормативные акты градостроительного проектирования на территории Городского поселения Красково и иные правовые акты органов местного самоуправления не могут содержать положений, предусматривающих или разрешающих строительство на территории Городского поселения Красково жилых и нежилых зданий и домов, имеющих более 5 этажей.
2. Со дня вступления в силу настоящего Решения Генеральный план Городского поселения Красково, правила землепользования и застройки на территории Городского поселения Красково, местные нормативы градостроительного проектирования на территории Городского поселения Красково и иные правовые акты органов местного самоуправления Городского поселения Красково, в части, противоречащей пункту 1 настоящего Решения, не подлежат применения.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его принятия".
04 апреля 2007 г. инициативная группа обратились в Избирательную комиссию Городского поселения Красково с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению голосования по вопросу разделения Городского поселения Красково на два муниципальных образования и по вопросу референдума о запрете застройки городского поселения жилыми и не жилыми зданиями выше 5-ти этажей.
16 апреля 2007 г. Избирательная комиссия Городского поселения Красково направила в Совет депутатов городского поселения Красково документы, представленные инициативной группой по проведению голосования, для проверки соответствия вопросов, выносимых на голосование, требованиям законодательства.
30 мая 2007 г. Избирательная комиссия Городского поселения Красково направила в Совет депутатов городского поселения Красково документы, представленные инициативной группой по проведению референдума, для проверки соответствия вопросов, выносимых на референдум, требованиям законодательства.
Решением Совета депутатов Городского поселения Красково от 24 апреля 2007 г. N 178/36 "Об отклонении ходатайства членов инициативной группы по проведению голосования о разделении городского поселения Красково", вопрос, выносимый на голосование, признан несоответствующим требованиям Закона Московской области "О местном референдуме в Московской области".
Решением Совета депутатов Городского поселения Красково от 06 июня 2007 г. N 187/39 "Об отклонении ходатайства инициативной группы по проведению референдума в городском поселении Красково", вопрос, выносимый на голосование, признан несоответствующим требованиям Закона Московской области "О местном референдуме в Московской области".
Решением Избирательной комиссии Городского поселения Красково от 8 мая 2007 г. N 1/1 в регистрации инициативной группы по проведению голосования о разделении Городского поселения Красково отказано.
Решением Избирательной комиссии Городского поселения Красково от 19 июня 2007 г. N 3 в регистрации инициативной группы по проведению референдума отказано.
Оценив собранные по делу доказательства в совокупности с доводами сторон и требованиями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что выносимые инициативными группами по проведению голосования и по проведению референдума вопросы не отвечают требованиям статьи 2 Закона Московской области "О местном референдуме в Московской области", поскольку не сформулированы надлежащим образом, что не исключает возможность их неоднозначного толкования.
Более того, вопрос, выносимый на референдум, фактически сформулирован в виде решения, которое следует принять, что также не соответствует требованиям указанного выше Закона.
При этом, отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что указанные решения Совета депутатов Городского поселения Красково и решения Избирательной комиссии городского поселения Красково оспаривает не инициативная группа, которой было отказано в регистрации и в проведении голосования и референдума, а группа граждан в составе 8 человек, ранее входивших в инициативную группу, которая уже по составу не является инициативной группой и не может ею являться, т.к. в соответствии с действующим законодательством данная группа не может быть в составе менее 10 человек.
Кроме того, как правильно указал суд, заявителями без уважительных причин пропущен срок на обжалование решений Совета депутатов и Избирательной комиссии городского поселения Красково, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, согласно которой гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Соглашается судебная коллегия и с выводами суда в части отказа в удовлетворении заявления в части назначения голосования и референдума по утвержденным инициативной группой вопросам, поскольку обращение в суд по вопросу назначения в судебном порядке голосования или референдума возможно лишь в случае, если соблюдены порядок и сроки выдвижения инициативы проведения голосования и ее реализации, а заявителями не соблюден порядок выдвижения инициативы проведения голосования, установленный действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы о нарушении оспариваемыми решениями Совета депутатов и Избирательной комиссии городского поселения Красково прав граждан на проведение референдума и голосования по утвержденным инициативными группами вопросам, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили в решении надлежащую правовую оценку, выводы суда не опровергают, а поэтому не могут служить основанием для отмены решения суда, постановленного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
При этом судебная коллегия исходит также из того, что заявители не лишены возможности разрешить вопрос о проведении голосования и референдума по вопросам местного значения при точном соблюдении требований законодательства, регулирующего данные правоотношения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 360, абзацем 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Люберецкого городского суда от 10 декабря 2007 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Н.Т.Ф. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 28 февраля 2008 г. по делу N 33-9238
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника