Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Муниципальная целевая программа
"Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности
на рынке труда Шатурского муниципального района, на 2009 год"
(утв. постановлением Главы Шатурского муниципального района
от 19 февраля 2009 г. N 331)
Паспорт Программы
Наименование Программы |
Муниципальная целевая программа "Дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда Шатурского муниципального района, на 2009 год" |
Разработчик Программы |
Администрация Шатурского муниципального района, ГУ МО "Шатурский центр занятости населения" |
Основание для разработки Программы |
Закон Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 г. N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" |
Срок реализации Программы |
2009 год |
Цель Программы | Принятие превентивных мер по снижению напряженности на рынке труда Шатурского муниципального района, негативных социально-экономических последствий возможного увольнения работников |
Задачи Программы | 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест 3. Развитие и поддержка самозанятости безработных граждан |
Основные мероприятия Программы |
1. Опережающее обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) 2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения 3. Содействие развитию самозанятости безработных граждан |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2009 году - 5 052,0 тыс. руб., в том числе: субсидия федерального бюджета - 4 799,0 тыс. руб.; средства бюджета Московской области - 253,0 тыс. руб. |
Целевой показатель Программы |
Недопущение роста регистрируемой безработицы выше уровня 4%, запланированного на конец 2009 года |
Показатели результативности Программы |
Прохождение опережающей профессиональной подготовки (повышения квалификации, обучения новой профессии, стажировки на новом рабочем месте) - не менее 50 работников организаций, находящихся под риском увольнения; Создание не менее 250 рабочих мест в рамках организации общественных работах, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения Создание собственного дела безработными гражданами не менее 4 человек. |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Ситуация в экономике Шатурского муниципального района в течение последних лет характеризовалась положительной динамикой.
Рост промышленного производства в 2008 году к 2007 году составил 102,3%.
Одним из основных показателей социально-экономического положения района является среднемесячная начисленная заработная плата работников, которая за 2008 год составила 18 867,8 руб. (126,3% к уровню 2007 года).
Численность населения Шатурского муниципального района 70,9 тыс. человек. Из них:
- Население моложе трудоспособного возраста - 8,83 тыс. человек (12,5% численности населения)
- Население трудоспособного возраста - 44,2 тыс. человек (56,7%)
- Население старше трудоспособного возраста - 17,9 тыс. человек (25,2%)
Среднесписочная численность работников по полному кругу предприятий за 2008 года составила 29,7 тыс. человек, что на 1% меньше, чем в 2007 году. На крупных и средних предприятиях было занято 66,4% работающих.
По-прежнему, значительное число жителей Шатурского муниципального района выезжает на работу и учебу в Москву.
По информации ГУ МО "Шатурский центр занятости населения" (далее Шатурский центр занятости населения) общая численность незанятых ищущих работу граждан на конец сентября 2008 года составила 1 762 человек (из них 1 162 человек зарегистрировано в службе занятости), что на 20,7% меньше чем в соответствующем периоде 2007 года.
Уровень регистрируемой безработицы с начала января 2008 года снизился с 2,1% (по состоянию на 1 января 2008 года) к 1,8% по состоянию на 1 октября 2008 года.
Таким образом, ситуация на рынке труда Шатурского района по итогам 9 месяцев 2008 года имела четко выраженную положительную динамику.
Мировой финансовый кризис обусловил появление финансово-экономических проблем на ряде предприятий и организаций района и привел к дестабилизации ситуации на рынке труда.
Отсутствие необходимых кредитов, падение спроса на произведенную продукцию, рост дебиторской задолженности по выполненным работам приводят к частичному, а в отдельных случаях и полному свертыванию производства. Многие организации перешли или переходят на сокращенную рабочую неделю, на работу в режиме неполного рабочего дня, отправляют работников в вынужденные отпуска.
В октябре-декабре 2008 года активизировался процесс высвобождения работников, уволенных в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников организации.
По состоянию на 10 февраля 2009 года в службу занятости населения поступили сведения от 5 организаций о планируемом увольнении 695 работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций. Как следствие, увеличилось число обращений граждан в службу занятости населения и численность граждан, признанных в установленном законодательством порядке безработными.
Численность официально зарегистрированных безработных граждан на 1 января 2009 года в Шатурском центре занятости населения составила 802 человека.
О наиболее многочисленном массовом увольнении работников в органы службы занятости населения заявили:
- ОАО "Шатурторф" - высвобождается 115 человек;
- торфопредприятие "Радовицкий Мох" филиал ОАО "Шатурторф" - высвобождается 60 человек;
- ОАО Мебельная компания "Шатура" - высвобождается 307 (наша цифра) человек;
По сведениям, предоставленным в службу занятости, четыре предприятия, среднесписочная численность которых составляет 2 182 человека, работают неполное рабочее время по инициативе работодателя.
В связи с массовыми увольнениями работников, как из организаций района, так и города Москвы, где работают многие жители района, предложение рабочей силы в период с 01.01.2009 г. по 19.02.2009 г. выросло на 26%, спрос на рабочую силу уменьшился на 19%.
По оценкам к концу 2009 года общая численность безработных граждан в Шатурском муниципальном районе Московской области может достигнуть 1 500 человек, при уровне регистрируемой безработицы - 4% от экономически активного населения. Эти негативные тенденции повлияют на ход экономических процессов и вызовут усиление напряженности на рынке труда в 2009 году. Прогнозируется, что спрос на рабочую силу будет снижаться. Увеличится риск потери работы гражданами в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятий.
Реализация Ведомственной целевой программы Московской области "Содействие занятости населения Московской области на 2009 год", утвержденной распоряжением Главного управления государственной службы занятости населения Московской области от 29 декабря 2008 года N 11, позволит в 2009 году обеспечить в Шатурском муниципальном районе следующее:
Численность граждан, получивших государственные услуги по содействию самозанятости безработных граждан, чел. |
40 |
Численность граждан, получивших государственную услугу по организации проведения общественных работ, чел. |
60 |
Численность граждан, получивших государственную услугу по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, чел. |
28 |
Численность граждан, получивших государственную услугу по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, чел. |
7 |
Численность безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, чел. |
220 |
Несмотря на мировые финансовые проблемы в марте 2009 года на территории Шатурского района, планируется ввести в эксплуатацию швейное производство, в сентябре 2009 года - завод по производству кирпича, также в 2009 году планируется ввод предприятия общественного питания. Реализация инвестиционных проектов позволит создать около 200 рабочих мест.
В 2008 году в Шатурский центр занятости населения поступило 364 уведомления от работодателей о привлечении к трудовой деятельности иностранных работников из стран ближнего зарубежья.
В целях организации работы по замещению российскими гражданами рабочих мест, на которые предполагается привлечение иностранных работников Шатурским центром занятости населения была проведена работа с работодателями, активно привлекающими иностранную рабочую силу, с целью содействия в трудоустройстве российских граждан на свободные рабочие места.
Для снижения напряженности на рынке труда на территории Шатурского муниципального района возникает необходимость в разработке программы дополнительных мероприятий.
Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года N 1089 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации".
Представленные в Программе цели и задачи определены на основе анализа ситуации на рынке труда Шатурского муниципального района, сложившейся в конце 2008 года и начале 2009 года, и прогнозных оценок на 2009 год. Реализация программных мероприятий позволит смягчить ситуацию на региональном рынке труда, и, в частности, решить проблему сохранения кадрового потенциала организаций, планирующих или проводящих увольнение работников в массовом порядке, повысить конкурентоспособность на рынке труда тех работников, которые находятся под риском увольнения, содействовать их закрепляемости на рабочих местах.
2. Система мероприятий Программы
N п/п | Наименование задачи, мероприятия | Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
Задача 1. Повышение конкурентоспособности на рынке труда работников, находящихся под риском увольнения |
|||
1. | Опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников) |
В течение 2009 года |
Администрация Шатурского муниципального района ГУ МО ШЦЗН Руководители предприятий, организаций района |
1.1. | Формирование перечня организаций, в которых будет применяться опережающее профессиональное обучение |
Февраль 2009 г. |
Администрация Шатурского муниципального района ГУ МО ШЦЗН Руководители предприятий, организаций |
1.2. | Определение объемов и направлений опережающего профессионального обучения, включая организацию стажировки на рабочем месте |
В течение 2009 года |
Администрация Шатурского муниципального района ГУ МО ШЦЗН Руководители предприятий, организаций района |
1.3. | Подготовка реестра образовательных учреждений (организаций), на базе которых будет проходить опережающее профессиональное обучение. В том числе перечней самих организаций и предприятий (учебные комбинаты, производственное обучение, ученический договор и другое виды) по профессиональному обучению работников, находящихся под угрозой увольнения |
В течение 2009 года |
Администрация Шатурского муниципального района ГУ МО ШЦЗН Руководители предприятий, организаций района |
1.4. | Формирование перечня организаций, в которые будут трудоустроены высвобождаемые работники после окончания опережающего профессионального обучения, в том числе для кадрового обеспечения инвестиционных проектов |
В течение 2009 года |
ГУ МО ШЦЗН |
1.5. | Организация профессионального обучения граждан для последующей работы в сфере предпринимательской деятельности |
В течение 2009 года |
ГУ МО ШЦЗН |
Задача 2. Стимулирование сохранения и создания рабочих мест | |||
2.1. | Информирование граждан, находящихся под риском увольнения, о видах организуемых общественных работ и порядке их проведения, условиях, режиме и оплате труда, а также о льготах, предоставляемых организациям при выполнении этих работ. |
постоянно | ГУ МО ШЦЗН Администрация Шатурского муниципального района Отдел экономики |
2.1.1. | Проведение мониторинга организаций, осуществляющих массовое высвобождение работников и потребности в организации общественных работ на предприятиях с целью сохранения рабочих мест |
Февраль- март 2009 года |
Администрация Шатурского муниципального района Отдел экономики |
2.1.2. | Формирование банка вакансий общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения по предприятиям области с целью организации временного трудоустройства граждан, находящихся под риском увольнения. |
постоянно | ГУ МО ШЦЗН Администрация Шатурского муниципального района Отдел экономики Руководители предприятий, организаций района |
2.1.3. | Организация общественных работ для безработных граждан, вставших на учет, в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата организаций. |
В течение 2009 года |
ГУ МО ШЦЗН |
2.1.4. | Организация общественных работ на предприятиях, осуществляющих массовое увольнение работников. |
В течение 2009 года |
ГУ МО ШЦЗН Руководители предприятий, организаций района |
2.1.5. | Организация общественных работ для граждан, ищущих работу, в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата организаций. |
В течение 2009 года |
ГУ МО ШЦЗН |
2.1.6. | Организация временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, включая выпускников образовательных учреждений. |
В течение 2009 года |
ГУ МО ШЦЗН |
2.1.7. | Заключение договоров о совместной деятельности по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения. |
В течение 2009 года |
ГУ МО ШЦЗН Руководители предприятий, организаций района |
2.2 | Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан |
||
2.2.1 | Оказание информационно-консультационных услуг безработным гражданам по вопросам предпринимательства и самозанятости. Услуги получат 40 безработных граждан. |
В течение 2009 года |
ГУ МО ШЦЗН |
2.2.2 | Направление на обучение основам предпринимательской деятельности не менее 2 безработных граждан. |
В течение 2009 года |
ГУ МО ШЦЗН |
2.2.3 | Предоставление субсидий на организацию предпринимательской деятельности и самозанятости 4 безработным гражданам. |
В течение 2009 года |
ГУ МО ШЦЗН |
3. Общепрограммные мероприятия | |||
3.1. | Ведение ежедневного мониторинга увольнения работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников, а также неполной занятости работников |
В течение 2009 года |
Администрация Шатурского муниципального района |
3.2. | Анализ данных Мониторинга увольнения работников, подготовка прогнозных расчетов по дальнейшей реализации программы |
В течение 2009 года |
Администрация Шатурского муниципального района |
3.3. | Мероприятия по снижению потребности в привлечении иностранной рабочей силы |
В течение 2009 года |
Администрация Шатурского муниципального района |
3.4. | Анализ хода реализации Программы | В течение 2009 года |
Администрация Шатурского муниципального района ГУ МО ШЦЗН |
3.5. | Корректировка Программы по результатам анализа ее реализации |
По итогам реализации 1 этапа |
Администрация Шатурского муниципального района ГУ МО ШЦЗН |
Система программных мероприятий предусматривает следующие основные направления:
1. Организация опережающего обучения работников в случае угрозы массового увольнения.
Перечень организаций, в которых будет реализовываться указанное мероприятие, направления и объемы профессионального обучения приведены в приложении N 1 к Программе.
2. Организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.
Мероприятия будут реализовываться в рамках муниципальной целевой Программы "Организация и развитие общественных работ в Шатурском муниципальном районе" на 2009-2011 г.г., утвержденной постановлением главы Шатурского муниципального района от 12.02.2009 г. N 269 (приложение N 2).
3. Содействие развитию самозанятости безработных граждан.
Численность участников мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости по муниципальным образованиям Московской области приведена в приложении N 3 к Программе.
3. Механизм реализации мероприятий Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Уполномоченным органом исполнительной власти Московской области, ответственным за реализацию Программы является Шатурский центр занятости населения.
Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Администрация Шатурского муниципального района Московской области.
Шатурский центр занятости населения, являясь распорядителем финансовых средств на реализацию мероприятий Программы, распределяет указанные средства получателям бюджетных средств, которые являются участниками Программы.
3.1. Реализация мероприятия "Организация общественных временных работ, трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае увольнения".
Организация общественных работ осуществляется в строгом соответствии с Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 875.
В Шатурском муниципальном районе Московской области в соответствии с Постановлением главы Шатурского муниципального района от 12.02.2009 г. N 270 "Об организации общественных работ в Шатурском муниципальном районе в 2009 году" согласно статьи 8 Положения об организации общественных работ утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 N 875 разработана и утверждена программа общественных работ, в которой определены предприятия, создающие рабочие места для организации общественных работ, численность участников общественных работ из числа высвобождаемых работников и безработных граждан, исходя из складывающейся социально-экономической и финансовой ситуации, а также уровня безработицы в каждом муниципальном образовании.
Реализация муниципальной целевой Программы "Организация и развитие общественных работ в Шатурском муниципальном районе" на 2009-2011 г.г., позволит в 2009 году обеспечить некоторую стабилизацию ситуации на рынке труда Шатурского муниципального района и привлечь на общественные работы до 250 человек безработных граждан.
Реализация мероприятий по организации общественных работ осуществляется Шатурским центром занятости населения в соответствии с Порядком, утверждаемым Главным управлением.
3.2. Реализация мероприятия "Организация опережающего обучения работников в случае угрозы массового увольнения".
Работодатель (юридическое лицо) - участник программы представляет в Шатурский центр занятости населения уточненную заявку на осуществление опережающего профессионального обучения граждан, находящихся под риском увольнения с указанием численности граждан, нуждающихся в опережающем обучении, профессий (специальностей), по которым оно будет проводиться и места трудоустройства завершивших обучение.
Шатурский центр занятости населения анализирует заявку и дает соответствующее заключение.
После утверждения заявки Шатурский центр занятости населения в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" осуществляет отбор образовательных учреждений, в которых будет проводиться обучение. Шатурский центр занятости населения заключает трехсторонний договор с работодателем и образовательным учреждением - победителем конкурса об организации опережающего профессионального обучения.
Шатурский центр занятости населения осуществляет оплату за оказанные услуги образовательному учреждению на основании заключенного договора. Выплачивает аванс в размере 30% стоимости договора. Окончательный расчет осуществляется после подписания сторонами Акта выполненных работ.
Оплата стоимости образовательных услуг для организаций, проводящих опережающее обучение высвобождаемых работников, осуществляется Шатурским центром занятости населения на безвозмездной основе.
3.3. Реализация мероприятий по содействию развития предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Осуществляется на основании Административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16 июня 2008 г. N 281н, договоров, заключенных между Шатурским центром занятости населения и безработными гражданами, желающими организовать собственное дело, приказа директора Шатурского центра занятости населения о выделении субсидии безработному гражданину, а также Порядка выдачи субсидий, утверждаемого Главным управлением.
Предоставление субсидий безработным гражданам на организацию собственного дела в размере годового пособия осуществляется при условиях:
- полученной положительной рекомендации на открытие собственного дела после проведенного тестирования в центре занятости населения,
- представления безработным гражданином бизнес-плана,
- представления безработным гражданином копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя или крестьянского (фермерского) хозяйства,
- представления безработным гражданином копии свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Предоставление субсидий безработным гражданам в размере годового пособия осуществляется центром занятости населения путем перечисления средств на расчетный счет безработного гражданина.
В Программу могут быть внесены изменения и дополнения. В случае финансирования мероприятий из бюджета Шатурского муниципального района Программа утверждается Советом Депутатов Шатурского муниципального района.
4. Финансирование мероприятий Программы
Объем финансирования Программы составляет 5 052,0 тыс. руб., в том числе:
субсидия федерального бюджета - 4 799,0 тыс. руб.;
средства бюджета Московской области - 253,0 тыс. руб.
Предполагается также привлечение средств бюджета Шатурского муниципального района и работодателей.
Расчет объемов финансирования мероприятий Программы приведен в приложении N 4 к Программе.
Распределение объемов финансирования по мероприятиям Программы приведено в приложении N 5 к Программе.
5. Этапы и срок реализации программы
Срок реализации Программы 2009 год.
6. Оценка эффективности реализации Программы
Эффективность реализации Программы определяется, исходя из достижения следующих показателей.
Уровень регистрируемой безработицы не выше 4% (запланированного на 2009 год) от численности экономически активного населения.
Предоставление возможности 50 работникам, находящимся под риском увольнения, пройти опережающую профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с целью дальнейшего трудоустройства.
Обеспечение участия в оплачиваемых общественных работах, на условиях временной занятости 250 человек.
Создание собственного дела 4 безработными гражданами. Безработные граждане, организовавшие собственное дело, создадут не менее 16 рабочих мест.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.