Определение Московского областного суда
от 17 февраля 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-2859
C. обратился в суд с заявлением (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований - л.д. 19) об оспаривании решения Территориальной избирательной комиссии г. Жуковский (далее - ТИК г. Жуковский) от 26 января 2009 года N 15/4 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Жуковский.
В обоснование поданного заявления указал, что 17 января 2009 года им, С., в ТИК г. Жуковский было сдано 11 подписных листов с 55 подписями избирателей в поддержку его самовыдвижения в депутаты Совета депутатов городского округа Жуковский.
Все подписи избирателей были исполнены в полном соответствии с нормами п.п. 3 и 5 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области"; подписные листы изготовлены пo форме, установленной приложением 5 к вышеуказанному Закону.
22 января 2009 года рабочая группа ТИК при проверке представленных подписных листов пришла к выводу, что все подписи избирателей в подписных листах недействительны по основаниям п. 12 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Решением ТИК г. Жуковский от 26 января 2009 года N 15/4 заявителю отказано в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Жуковский.
Полагая данное решение незаконным, заявитель просил отменить его и обязать ТИК г. Жуковский зарегистрировать его, С., кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Жуковский по многомандатному округу N 3.
В судебном заседании С. поддержал заявленные требования.
Представитель ТИК г. Зековский требования С. не признал по мотивам, изложенным в отзыве (л.д. 23), указал, что оспариваемое решение ТИК принято в соответствии с п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах". Все подписи избирателей, представленные С., признаны недействительными на основании п. 12 ч. 12 ст. 28 указанного выше Закона как выполненные в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложением 3-8 к Закону, а именно: во всех подписных листах в строке "наименование органа местного самоуправления муниципального образования" наименование органа указано как "Жуковский городской Совет Московской области", в то время как правильное наименование органа местного самоуправления - "Совет депутатов городского округа Жуковский".
Участвовавший в деле прокурор полагал требования С. необоснованными.
Решением Жуковского городского суда Московской области от 01 декабря 2008 года заявление С. удовлетворено: суд признал незаконным решение ТИК г. Жуковский от 26 января 2009 года N 15/4 об отказе С. в регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Жуковский Московской области по многомандатному округу N 3; обязал ТИК г. Жуковский зарегистрировать С. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Жуковский по многомандатному округу N 3.
В кассационной жалобе ТИК г. Жуковский и в кассационном представлении прокурор г. Жуковский просят об отмене данного решения.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы и кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
В соответствии со ст. 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона заявления (заявлений) о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, сведений о размере и об источниках доходов и имуществе, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо внесенного избирательного залога, либо решения политической партии, указанной в пункте 16 настоящей статьи.
Согласью подпункту "д" пункта 23 указанной статьи Закона основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду подпункт "д" пункта 24 статьи 38 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
В соответствии со ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к настоящему Закону.
Согласно ст. 28 указанного выше Закона недействительными считаются подписи избирателей, в числе прочего, без указания каких-либо, сведений, требуемых в соответствии с настоящим Законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист если эти исправления специально не оговорены избирателями; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами заверяющими подписные листы; все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований установленных приложениями 3-8 к настоящему Закону.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что решением ТИК г. Жуковский от 26.01.2009 N 15/4 С. отказано в регистрации им кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Жуковсккй Московской области по многомандатному избирательному округу N 3 (л.д. 22).
В качестве причины отказа в регистрации ТИК указала на несоблюдение С. требований, предъявляемым к подписным листам, установленным приложением 5 к Закону Московской области "О муниципальных выборах": в подписных листах неверно указан орган местного самоуправления, в который баллотируется С. - в строке "наименование органа местного самоуправления муниципального образования" указано "Жуковский городской Совет Московской области" в то время как правильное наименование органа местного самоуправления - "Совет депутатов городского округа Жуковский", что, по мнению ТИК является существенным нарушением требований Закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Закона Московской области следует читать "О муниципальных выборах в Московской области"
Всесторонне исследовав обстоятельства дела, доводы сторон в их совокупности, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в регистрации С. кандидатом в депутаты органа местного самоуправления.
Так, суд обоснованно исходил из того, что сама форма подписного листа выполнена в соответствии с приложением 5 к Закону Московской области "О муниципальных выборах", содержит все необходимые реквизиты.'
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Закона Московской области следует читать "О муниципальных выборах в Московской области"
Из текста подписного листа усматривается, что избиратели поддержали выдвижение С. кандидатом в депутаты именно в орган местного самоуправления.
С. в подписном листе указан орган местного самоуправления - Совет, указан субъект федерации - Московская область, а так же место нахождения органа - г. Жуковский.
Представителем ТИК г. Жуковский не оспаривалось то обстоятельство, что единственным органом местного самоуправления с наименованием "Совет" в г. Жуковский, среди жителей которого собирал подписи в поддержку его выдвижения С., является Совет депутатов городского округа Жуковский.
По смыслу п. 9 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах" и п. 5 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не могут быть признаны недействительными подписи избирателей, если сведения, содержащиеся в подписных листах, исключают неоднозначность восприятия содержащейся в них информации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название Закона Московской области следует читать "О муниципальных выборах в Московской области"
Из фактического текста подписных листов неоспоримо следует, что сбор подписей осуществлялся именно в связи с выборами в совет депутатов Жуковским (при этом термины "городской округ" и "город" используются в одном значении). Имеющиеся записи в подписных листах не вводят в заблуждение ни избирателей, ни избирательную комиссию относительно органа, кандидатом в который выдвигается С.
При таких данных решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных С. требований является правомерным.
Доводы кассационной жалобы ГИК г. Жуковский и кассационного представления прокурора г. Жуковский не могут служить основанием к его отмене, поскольку направлены на иную, нежели у суда, оценку фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм.
Руководствуясь ст. 361 ГПK РФ, судебная коллегия определила:
Решение Жуковского городского суда Московской области от 01 декабря 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу и кассационное представление - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 17 февраля 2009 г. по делу N 33-2859
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника