В целях улучшения экологической обстановки в городе, сохранения и реабилитации природы города для обеспечения здоровья и благоприятных условий жизнедеятельности населения, в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и на основании Устава г. Пущино Совет депутатов решил:
1. Утвердить Целевую муниципальную экологическую программу городского округа Пущино на 2009-2011 гг. (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания.
3. Разместить данное решение и Целевую муниципальную экологическую программу городского округа Пущино на 2009-2011 гг. на сайте администрации
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на председателя депутатской комиссии по экологии.
Председатель Совета депутатов |
В.Я. Лазарев |
Глава города Пущино |
А.В. Афанаскин |
27 ноября 2008 года
Целевая муниципальная экологическая Программа
городского округа Пущино на период с 2009 по 2011 гг.
Паспорт
Показатели Содержание показателей
Наименование Целевая муниципальная экологическая программа
городского округа Пущино на период с 2009 по
2011 гг.
Заказчик Администрация г. Пущино.
Разработчики Отдел по делам ГО, ЧС МП и ТБ администрации
Программы г. Пущино;
Цели Программы Улучшение экологической обстановки в городе,
сохранение и реабилитация природы города для
обеспечения здоровья и благоприятных условий
жизнедеятельности населения
Задачи Программы Создание научно-обоснованной системы управления
природопользованием и экологической
безопасностью города;
Разработка механизмов регулирования (правовых,
экономических, административных),
функционирования и развития предприятий города с
учетом негативного воздействия их на окружающую
природную среду;
Оказание поддержки в совершенствовании (в
экологическом плане) существующих и новых
технологий промышленных предприятий города;
Снижение вредных выбросов в атмосферу и сброса
загрязненных вод в реку Оку;
Оптимизация деятельности в сфере обращения с
отходами производства и потребления;
Сохранение и восстановление городских лесов и
почв;
Создание условий для развития экотуризма;
Создание системы экологического мониторинга;
Создание эндоэкологического мониторинга здоровья
населения. Разработка основных лечебных
мероприятий, направленных на восстановление
внутренней среды организма;
Организация экологического воспитания
подрастающего поколения.
Сроки реализации 2009-2011 гг.
Программы
Основные Правовое обеспечение программы;
программные Экологизация промышленности города;
мероприятия и Экологизация городского хозяйства;
подпрограммы Мониторинг окружающей природной среды;
Подпрограмма "Защита, воспроизводство и
использование городских лесов и зон отдыха";
Подпрограмма "Пущинская учебная экологическая
тропа" Подпрограмма "Экологическое воспитание,
образование и просвещение подрастающего
поколения г. Пущино для устойчивого развития"
Подпрограмма "Экология-эндоэкология-здоровье"
Исполнители Органы администрации г. Пущино в пределах своей
компетенции;
Предприятия учреждения и организации города
независимо от форм собственности
Объемы и Объем финансирования определяется ежегодно.
источники Источники - бюджеты Московской области и
финансирования городского округа Пущино, средства предприятий и
учреждений, привлеченные средства.
Ожидаемые Снижение воздействия негативных факторов на
результаты окружающую природную среду города.
Предотвращение ущерба окружающей среде и потерь
природных ресурсов. Повышение эффективности
природоохранной деятельности в г. Пущино.
Развитие экологии личности и повышение качества
эндоэкологического здоровья.
Система Контроль за реализацией программы возлагается на
организации заказчика программы.
контроля Текущее управление осуществляет отдел по делам
ГО ЧС, МП и ТБ администрации г. Пущино
Введение
Проблемы экологии города и его рекреационных зон тесно связаны с важнейшими задачами создания достойной человека природной среды, сохранения качества эндоэкологического здоровья, а их решение - необходимое условие устойчивого социально-экологического развития. Сложность проблемы состоит в том, что в рамках исследований по экологии города и его рекреационных зон необходима интеграция широкой системы научных знаний с непосредственным решением практических задач, что требует поиска новых форм организации природоохранной работы, разработки и финансирования региональных и локальных экологических программ, а их реализация - тесного взаимодействия органов местного самоуправления с государственными природоохранными службами и населением города. На усложнение экологической ситуации влияет комплекс процессов, связанных с инфраструктурой или планировочными характеристиками города, жилищно-коммунальным хозяйством, образом жизни горожан; иными словами, города - это сложные системы с соответствующими им законами функционирования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством к ведению органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, природопользования и обеспечения экологической безопасности относятся:
- участие в охране окружающей среды на территории городского округа;
- определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, разработка и реализация экологических местных программ;
- планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;
- координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения;
- организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля (мониторинга) за состоянием окружающей природной среды;
- право заключения с природопользователями договоров на комплексное природопользование, затрагивающее интересы подведомственной территории;
- учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;
- учет и оценка объемов бытовых и промышленных отходов на объектах, расположенных на подведомственной территории, организация утилизации и переработки бытовых отходов;
- регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых;
- участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
- организация и проведение работ по восстановлению и охране водных объектов на подведомственной территории; утверждение проектов и установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос на этих водных объектах по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по Московской области в сфере управления использованием природных ресурсов и охраны окружающей природной среды и Администрацией г. Пущино;
- объявление природных объектов местного значения, представляющих экологическую и историческую ценность, памятниками природы, организация их охраны;
- повышение качества эндоэкологического здоровья населения;
- экологическое воспитание, образование, просвещение;
- обеспечение населения необходимой экологической информацией.
Органы местного самоуправления городского округа Пущино могут осуществлять и иные полномочия в области охраны окружающей природной среды и использовании природных ресурсов, отнесенные к их ведению в рамках федерального законодательства и законодательства Московской области.
Реализация этих основных возможностей органов местного самоуправления и положена в основу настоящей программы.
1. Экологическая обстановка в городском округе Пущино
и обоснование необходимости решения городских
экологических проблем программными методами
Проблемы устойчивого социально-экологического развития и существования г. Пущино на современном этапе тесно взаимосвязаны с решением вопросов охраны и реконструкции окружающей среды. Рассмотрение этих вопросов не является самоцелью - без их решения сегодня дальнейшее устойчивое существование и развитие города выглядит проблематичным. Сложность заключается в том, что эти проблемы затрагивают практически все сферы городской жизни и требуют к своему решению междисциплинарного подхода с использованием широкого спектра знаний в экологии, экономике, организации и управлении, производстве, психологии, медицине, архитектуре, образовании, культуре и других дисциплинах. Город является одновременно и самой крупной единицей, способной приступить к решению многих разрушительных для современного мира проблем (в том числе и экологической), и самой мелкой единицей, только на уровне которой можно сознательно решать проблемы самым полным, комплексным и разумным образом в интересах не только ныне живущих людей, но и будущих поколений. Все это ведет к выработке нового видения и подхода к взаимодействию городского сообщества, органов управления и природопользователей.
Современная история (первый этап) г. Пущино насчитывает менее полувека, когда в 1966 г. был заложен город и представляет собой малый город с градообразующим научно-производственным комплексом - Пущинским научным центром РАН. Численность населения города составляет около 21 тыс. чел. Город расположен в Южной части Московской области на правом берегу р. Оки, в 120 км. к югу от Москвы и 26 км. от Серпухова и граничит с Серпуховским муниципальным районом. За 40 лет город Пущино сформировался как город науки - центр биологических исследований Российской Академии Наук, выполняющий целевые наукоемкие государственные программы, обеспечивающие мировой уровень исследований в области физико-химической биологии и биотехнологии. Основные направления институтов Пущинского научного центра: молекулярная биология, биоорганическая химия, биотехнология, генная инженерия, промышленная и экологическая микробиология, биофизика и клеточная биология, фотосинтез и почвоведение, биологическое приборостроение, радиоастрономия. Две промышленные зоны расположены в северо-восточной и южной части города. Научно-исследовательские институты и промышленные предприятия имеют санитарно-защитные зоны (СЗЗ). Город окружен полями и сельскохозяйственными угодьями, отделен от реки небольшим лесным массивом. На левом берегу р. Оки расположен Приокско-Террасный заповедник. Стационарные посты наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в городе отсутствуют. Общий валовой выброс загрязняющих веществ от основных промышленных предприятий ежегодно составляет около 1 300 тонн. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха в городе являются: автотранспорт, Комплекс огневого уничтожения отходов, МУП "Тепловодоканал", институты. Необходимо провести работу по оценке загрязнения атмосферного воздуха в городе и выявить основные источники выбросов загрязняющих веществ. Автотранспорт вносит существенный вклад в формировании приземных концентраций таких опасных примесей, как окись углерода, двуокись азота, углеводороды, сажа, бенз(а)пирен и др. Для получения более полной характеристики воздействия автотранспорта на воздушный бассейн необходимо проведение постоянного мониторинга и дополнительного анализа. За последние годы токсическая нагрузка значительно превысила ту, в которой эволюционно формировался организм человека. Значительно возрос удельный вес эколого-зависимых заболеваний, ухудшились показатели здоровья детей. Потребительской отношение к своему здоровью и окружающей среде не способствует улучшению здоровья у подрастающего поколения. Все это заставляет начинать образовательные программы по экологии и эндоэкологии с дошкольно-школьных учреждений, с активного привлечения семьи к оздоровительным и образовательным программам, постепенно формируя у детей и семьи осознанного и бережного отношения к своему здоровью и окружающей среде. Городской зеленый фонд занимает 362 га и переживает сложное и противоречивое время. Согласно оценке состояния и устойчивости лесов зеленой зоны города наблюдается необратимый процесс деградации городского леса. По данным инвентаризации городских зеленых насаждений около 60% деревьев находятся в неудовлетворительном состоянии. Тополя переросли возраст зрелости. Вся ива поражена сердцевинной гнилью. Вязы и липы являются фаутными деревьями. Большое количество сухих ветвей у дуба связано с взаимным угнетением и конкуренцией за свет. Кроме того, деревья предрасположены к ветровалу и создают этим угрозу безопасности населения. Учитывая уникальность городских лесов и чрезвычайную сложность задачи по сохранению и поддержанию устойчивости лесных насаждений, целесообразно усилить лесную тематику в перечне научных исследований в рамках настоящей Программы с дальнейшим осуществлением опытно-производственных мероприятий по лесному хозяйству.
Как показывает обследование водных объектов, на территории города не обустроены водоохранные зоны, а также прибрежные защитные полосы. Ежегодный сброс сточных вод в р. Оку составляет 2 441 510,1 т/год. Городские очистные сооружения нуждаются в реконструкции. Кроме того, город не имеет очистных сооружений ливневых стоков, что приводит к значительной техногенной нагрузке на водные ресурсы. В последнее время особую актуальность приобрела проблема надежности водопроводно-канализационной сети, что определяет качество питьевой воды непосредственно у потребителя. Ежегодно в г. Пущино образуется около 7 800 тонн отходов, основную долю из которых составляют отходы потребления (5 200 тонн). Основная часть их утилизируется на полигоне ТБО "Жерновка". Полигон работает с 1970 года и срок его эксплуатации в ближайшее время заканчивается.
Пущино уникален по своим природно-географическим и экологическим условиям (лесостепная "умеренная" природно-климатическая зона, наличие акватории р. Оки, соседство с пятью государственными памятниками природы), но при продолжающемся росте антропогенного воздействия состояние природы на его территории ухудшается. В то же время разнообразие ландшафтов определяет относительную устойчивость урбоэкосистемы к различным нагрузкам.
Природный радиационный фон города характеризуется относительно низким содержанием естественных радионуклидов. Радиоактивное загрязнение окружающей среды в городе Гидрометслужбой не определяется. При выборочном контроле территории города Роспотребнадзором радиационных аномалий и загрязнений не обнаружено. Вся территория города не обследовалась.
Анализ состояния окружающей среды г. Пущино показывает, что проведение локальных природоохранных мероприятий не позволяет эффективно решать проблемы экологической реабилитации территории и охраны здоровья населения. Назрела необходимость системного рассмотрения указанных проблем с осуществлением комплекса мероприятий, направленных на коренное улучшение состояния окружающей среды и сохранение здоровья населения города. Решение этих проблем возможно в рамках настоящей программы.
2. Цели, принципы, задачи и сроки реализации Программы
Основными целями настоящей Программы являются:
- улучшение экологической обстановки в городе;
- сохранение и реабилитация природы города для обеспечения здоровья и благоприятных условий жизнедеятельности населения;
- создание условий для развития туризма и рекреационной политики города;
- организация экологического воспитания подрастающего поколения.
Основными принципами Программы являются:
- целенаправленность (целевая ориентация - достижение поставленных выше основных целей Программы и достижение максимально возможного социально-экономического эффекта);
- системность (реализуется через систему механизмов достижения конечных целей Программы и научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов города);
- комплексность (взаимная увязанность отдельных мероприятий Программы и координация деятельности всех ветвей городской власти);
- приоритетность (приоритеты сохранения жизни и здоровья населения города, решения городских экологических проблем перед ведомственными интересами и определение основных приоритетов системы экологических мероприятий в городе);
- рациональность (рациональное природопользование на подведомственной территории и личная ответственность за бережное отношение к окружающей природной среде).
Основными задачами Программы являются:
- оздоровление экологической обстановки в городе, в т.ч.:
- снижение вредных выбросов в атмосферу и сброса загрязненных вод в водоемы города;
- оптимизация деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления;
- сохранение и восстановление городских лесов и почв;
- развитие экотуризма;
- создание научно-обоснованной системы управления природопользованием и экологической безопасностью города;
- разработка механизмов регулирования (правовых, экономических административных), функционирования и развития предприятий города с учетом негативного воздействия их на окружающую природную среду;
- оказание поддержки в совершенствовании (в экологическом плане) существующих и новых технологий промышленных предприятий города;
- формирование системы экологического мониторинга;
- развитие системы экологического воспитания подрастающего поколения.
Реализация Программы предусматривается в период с 2009 по 2011 годы.
Заказчиком Целевой экологической программы города Пущино 2009-2011 гг. является администрация г. Пущино. Текущее управление Программой осуществляет отдел по делам ГО ЧС, МП и ТБ администрации г. Пущино.
3. Обоснование системы программных мероприятий
При разработке настоящей Программы были использованы основные положения:
- Конституции Российской Федерации;
- Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" N 7 от 10.01.02 г.;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Федеральный закон от 10.01.02 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
- Указов Президента РФ "О государственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (04.02.94 г., N 236) и "Об утверждении концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (01.04.96 г., N 440);
- При необходимости в качестве нормативно-правовой базы Программы могут быть привлечены иные законодательные и нормативно-правовые акты международного, федерального, регионального и муниципального (г. Пущино) уровней.
- В целях реализации Программы предусматривается осуществить следующую систему основных технологических и природоохранных мероприятий:
- создание нормативно-технической базы по охране окружающей природной среды в городе;
- способствование развитию экологически безопасного промышленного производства (в первую очередь, за счет внедрения малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий), технического перевооружения и реконструкции экологически опасных производств;
- создание условий для переработки и утилизации отходов производства и потребления;
- создание условий для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сброса в р. Оку;
- создание условий для сохранения и воспроизводства городских лесов;
- создание системы комплексного экологического мониторинга;
- создание системы непрерывного экологического воспитания и образования подрастающего поколения.
Для экономического обоснования системы программных мероприятий можно оценить величину ущерба от загрязнения окружающей среды в г. Пущино. Так, по данным на конец 80-х годов экологический ущерб оценивался величиной 327 тыс. руб. По данным 2000 г. ущерб составляет 3 289 тыс. руб. Величина ликвидированного ущерба в результате реализации мероприятий Программы может быть оценена в 50-60% от суммы полного ущерба.
4. Механизмы и пути реализации Программы.
Организация управления Программой
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой осуществляется путем распределения ежегодно выделяемых средств среди исполнителей в соответствии с планом.
Основой осуществления Программы является экономический механизм природопользования, действующий на территории Московской области, который регулируется решениями представительных и исполнительных органов власти Московской области и городского округа Пущино.
Мероприятия Программы, связанные с осуществлением капитального строительства или введением уже в строй готовых объектов, реализуются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
На основании показателей Программы и анализа выполнения программных мероприятий заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов Московской области и городского округа Пущино, привлекаемых других источников финансирования, средств предприятий, частных инвестиций, международной финансовой, технической и гуманитарной помощи и пр.
Предполагаемый объем финансирования по Программе на 2009-2011 гг. составит более 3 млн. руб.
Объемы финансирования Программы определяются ежегодно в рамках городского бюджета для реализации конкретных мероприятий. Расходуемые средства на осуществление Программ уточняются исходя из возможностей бюджетного финансирования, поступления средств в бюджет и целевые выделения собственных средств предприятий в городской бюджет.
Первый год выполнения программы 2009 г. финансируется в объеме уже определенных статей бюджета г. Пущино на 2009 г. - 770 тыс. руб. (в текущих ценах).
6. Социально-экономический эффект Программы.
Контроль за ходом реализации Программы
Эффективность достижения к 2011 г. целей и решения задач настоящей Программы с точки зрения социально-экономического эффекта должны обеспечить:
- снижение воздействия негативных факторов на окружающую природную среду;
- улучшение условий жизни и сохранение здоровья населения (экологическая составляющая);
- сокращение экономических потерь, которые несет общество при изъятии природных ресурсов и загрязнении окружающей природной среды;
- экологически безопасное и устойчивое развитие города, предотвращение деградации и реабилитация окружающей природной среды города.
В результате реализации предусмотренных Программой мероприятий будет создана гибкая система, регламентирующая хозяйственную деятельность на территории города, достигнуто улучшение экологической обстановки в городе, создана городская система мониторинга окружающей природной среды, позволяющая принимать оперативные и долговременные меры по обеспечению экологической безопасности и устойчивого развития города.
Эффективность затрат, направляемых на реализацию целевой экологической программы города Пущино на 2009-2011 гг., выражается в стоимостной оценке предотвращаемых потерь здоровья населения и ресурсов (природных, трудовых, материальных и финансовых, потерь качества продукции), а также предотвращенного ущерба окружающей природной среде города, достигаемых путем осознанного улучшения качества окружающей природной среды. Как отмечалось выше, такая стоимостная оценка социально-экономической эффективности настоящей Программы может составить 50-60% от величины экологического ущерба, т.е. около 2 млн. руб.
Координация и оперативный контроль выполнения Программы возлагается на заместителя главы администрации города, курирующего вопросы экологии.
Отдел по делам ГО ЧС, МП и ТБ администрации г. Пущино ежегодно представляет отчет о выполнении мероприятий Программы в Совет депутатов г. Пущино.
7. Примерный комплекс приоритетных программных мероприятий
7.1. Правовое обеспечение
1. Разработка муниципальных правовых актов по вопросам охраны окружающей природной среды в городе.
2. Участие в совершенствовании системы экологического нормирования антропогенной нагрузки на окружающую природную среду.
3. Создание единой информационной экологической и эндоэкологической базы данных.
7.2. Промышленность города
1. Совершенствование (реконструкция) существующих технологических процессов, внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
2. Снижение выбросов от автотранспорта.
3. Организация учета и оптимизация промышленного и хозяйственного водопользования; исключение сброса неочищенных ливневых, промышленных сточных вод.
4. Оптимизация деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления (снижение образования, переработка, вторичное использование, безопасное захоронение отходов и пр.).
7.3. Городское хозяйство
1. Инвентаризация городских зеленых насаждений.
2. Озеленение селитебных территорий.
Мероприятия в рамках подпрограммы "Пущинская учебная экологическая тропа" (подпрограмма настоящей Программы).
7.4. Лесное хозяйство
Мероприятия в рамках подпрограммы "Защита, воспроизводство и использование городских лесов, зон отдыха" (подпрограмма настоящей Программы, находится в стадии разработки).
7.5. Мониторинг окружающей природной среды
1. Разработка и внедрение (совершенствование) автоматизированной системы контроля атмосферного воздуха, поверхностных вод в границе городской черты.
2. Создание городского экологического информационно-аналитического центра (возможно, в рамках общегородского информационно-аналитического центра) для обобщения экологической информации, прогнозирования развития экологической ситуации, разработки рекомендаций для принятия экологически оптимальных решений.
7.6. Охрана здоровья населения
Мероприятия в рамках подпрограммы "Экология-эндоэкология-здоровье" (подпрограмма настоящей Программы).
7.7. Экологическое воспитание подрастающего поколения города
Мероприятия в рамках подпрограммы "Экологическое воспитание, образование и просвещение подрастающего поколения города Пущино для устойчивого развития" (подпрограмма настоящей Программы).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Цели Программы - улучшение экологической обстановки в городе, сохранение и реабилитация природы города для обеспечения здоровья и благоприятных условий жизнедеятельности населения. Задачами Программы являются: создание научно-обоснованной системы управления природопользованием и экологической безопасностью, разработка механизмов регулирования функционирования и развития городских предприятий с учетом их негативного воздействия на окружающую среду, оказание поддержки в совершенствовании существующих и новых технологий промышленных предприятий города, создание условий для развития экотуризма и т.д.
Реализация Программы намечена на 2009-2011 гг. Утвержден перечень программных мероприятий, представлены подпрограммы, включенные в состав настоящей Программы. В качестве источников финансирования выступают бюджет Московской области и бюджет городского округа, средства предприятий и учреждений, привлеченные средства.
Приведено обоснование системы программных мероприятий. Определены механизм и пути реализации Программы.
Ожидаемые результаты по итогам выполнения Программы: снижение воздействия негативных факторов на окружающую природную среду, предотвращение ущерба окружающей среде и потерь природных ресурсов, повышение природоохранной деятельности.
Решение вступает в силу со дня его подписания.
Решение Совета депутатов городского округа Пущино Московской области от 27 ноября 2008 г. N 478/74 "Об утверждении Целевой муниципальной экологической программы городского округа Пущино на 2009-2011 гг."
Настоящее решение вступает в силу со дня его подписания
Текст решения официально опубликован не был