Определение Московского областного суда
от 25 февраля 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-3632
М.В.Е. обратилась в суд с заявлением об отмене решения территориальной избирательной комиссии Коломенского района от 23.01.2009 года N 237 "О регистрации И.А.А. кандидатом на должность главы Коломенского муниципального района".
В обоснование своих требований заявительница указала, что представленные И.А.А. сведения в территориальную избирательную комиссию 25.12.2008 года о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу кандидата) на праве собственности, о вкладах в банках, оформлены с нарушением норм законодательства. Нарушения выразились в следующем: в графе "Доходы" сведений об имуществе указан только вид дохода, но отсутствует источник выплаты дохода; в графе "Недвижимое имущество: Квартиры" отсутствует место нахождения квартиры, принадлежащей И.А.А. - не указан субъект Российской Федерации и город; в графе "Транспортные средства" не указано транспортное средство, находящееся в собственности кандидата - прицеп моторной лодки; в графе "Денежные средства, находящиеся на счетах в банках" не указан номер счета в банке "МДМ Банк". Кроме того, И.А.А. представил первый финансовый отчет от 16.01.2009 года, не заверенный справкой банка. Также, по мнению заявительницы, подписи избирателей, представленные И.А.А. в избирательную комиссию, все являются недействительными, поскольку не содержат сведений об адресе места жительства избирателей, а именно не указано наименование субъекта РФ. Кроме того, являются недействительными 8 подписей избирателей в возрасте 18 лет (папка 1 лист 9 номер подписи 7, папка 1 лист 11 номер подписи 10, папка 1 лист 13 номер подписи 9, папка 2 лист 7 номер подписи 10, папка 2 лист 13 номер подписи 7, папка 3 лист 4 номер подписи 2, папка 3 лист 10 номер подписи 6, папка 4 лист 4 номер подписи 10), поскольку не указаны число и месяц рождения избирателей. Недействительными являются 12 подписей избирателей (папка 1 лист 4 номер подписи 3, папка 1 лист 7 номер подписи 1, папка 1 лист 14 номер подписи 10, папка 1 лист 15 номер подписи 2, папка 1 лист 8 номер подписи 10, папка 2 лист 7 номер подписи 10, папка 3 лист 1 номер подписи 5, папка 3 лист 3 номер подписи 8, папка 3 лист 5 номер подписи 5, папка 3 лист 5 номер подписи 6, папка 3 лист 14 номер подписи 1, папка 4 лист 1 номер подписи 9), поскольку в подписных листах имеются неоговоренные исправления в датах внесения подписей. Также, недействительными являются 44 подписи, поскольку они содержат неоговоренные исправления в сведениях об избирателях (папка 2 лист 2 номер подписи 7, папка 2 лист 2 номер подписи 9, папка 2 лист 5 номер подписи 6, папка 2 лист 8 номер подписи 8, папка 3 лист 7 номер подписи 10, папка 3 лист 14 номер подписи 4, папка 4 лист 7 номер подписи 4, папка 2 лист 4 номер подписи 6, папка 3 лист 2 - (десять подписей), папка 3 лист 3 - (девять подписей), папка 4 лист 2 - (девять подписей), папка 2 лист 9). Лицом, осуществлявшим сбор подписей, не указана дата выдачи его паспорта, а поэтому 8 подписей в папке 3 лист 8 также являются недействительными. По указанным основаниям М.В.Е. просит отменить решение избирательной комиссии.
Представитель территориальной избирательной комиссии Коломенского района Московской области возражала против удовлетворения заявления и пояснила, что кандидатом на должность главы Коломенского муниципального района И.А.А. сведения о доходах, имуществе и вкладах в банках представлены 25.12.2008 года по форме, установленной в приложении 9 к Закону Московской области от 11.07.2006 г. N 101/2006-ОЗ, что определено в ч. 4 ст. 23 настоящего Закона. Территориальная избирательная комиссия Коломенского района 29.12.2008 года для проверки в полном объеме этих сведений направила запросы в Межрайонную ИФНС России по Московской области, в Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, в избирательную комиссию Московской области, в УВД по Коломенскому муниципальному району и городскому округу Коломна. В ходе проверки фактов недостоверности сведений, представленных И.А.А. не подтвердилось, за исключением не указания сведений о наличии в собственности прицепа к моторной лодки. В настоящее время И.А.А. информация о номерах счетов представлена в территориальную избирательную комиссию Коломенского района по установленной форме. В сведениях о доходах И.А.А. указал источник дохода - заработная плата и пенсия по инвалидности, размер заработной платы и пенсии. К этим сведениям приложена справка формы 2-НДФЛ от 25.12.2008 г., в которой имеются сведения о месте работы - ОАО "Коломнаагропромпроект", а также справка N 2703 от 25.12.2008 г. ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ N 14 по г. Москва и Московской области, выплачивающего пенсию по инвалидности. В сведениях о недвижимом имуществе - квартирах указана квартира, принадлежащая супруге И.А.А. - И.И.В. в г. Коломне, а в заявлении точный адрес место нахождения данной квартиры. Первый финансовый отчет И.А.А. подтвержден справкой банка, выданной Коломенским отделением N 1555 Сбербанка России от 13.01.2009 года, которая была приложена к этому отчету. Также, представитель ТИК указала, что признает обоснованность доводов заявительницы о недействительности только 14 подписей избирателей (в папке 1 подписной лист "7 номер подписи 1, в папке 2 подписной лист 4 номер подписи 6, подписной лист 2 номер подписи 9, в папке 3: подписной лист 1 номер подписи 5, подписной лист 5 номер подписи 5, подписной лист 5 номер подписи 6, подписной лист 8 - (все подписи в количестве 8 штук)). Остальные подписи соответствуют требованиям законодательства.
Представитель И.А.А. возражая против удовлетворения заявления пояснил, что избирательная комиссия не уведомила его в установленный законом срок о выявленных недостатках, в настоящее время все недостатки устранены. Также, по мнению представителя И.А.А., отсутствие указания субъекта Российской Федерации - Московская область в адресе места жительства избирателей не является основанием для признания всех подписей недействительными.
Решением Коломенского городского суда Московской области от 18.02.2009 года в удовлетворении заявления М.В.Е. отказано.
В кассационной жалобе М.В.Е. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения сторон и заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ" при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Если избирательная комиссия в срок, установленный п. 1.1 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ, не известила кандидата о выявленных недостатках в предоставленных для уведомления о выдвижения и регистрации кандидата документов либо, если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушений требований Федерального закона или иного закона, и в чем состоит это нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, исключении кандидата из списка по основаниям, предусмотренным п.п. "в1", "в2" пунктов 24, п.п. "б1", "б2" пункта 25, п.п. "з", "и" пункта 26 статьи 38 ФЗ N 67-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, И.А.А. 24.12.2008 г., выдвинутый в порядке самовыдвижения в кандидаты на должность главы Коломенского муниципального района представил 25.12.2008 г. в территориальную избирательную комиссию Коломенского района все необходимые для регистрации документы. Комиссия недостатков в оформлении представленных документах не выявила, кандидата об имеющихся недостатках не уведомила.
Решением от 23.01.2009 года N 237 И.А.А зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы Коломенского муниципального района Московской области.
Поскольку о недостатках в представленных документах И.А.А. не был уведомлен, в также учитывая, что недостатки об источниках дохода восполнены справкой формы 2-НДФЛ от 25.12.2008 г., в которой имеются сведения о месте работы - ОАО "Коломнаагропромпроект", справкой N 2703 от 25.12.2008 г. ГУ- Управления Пенсионного Фонда РФ N 14 по г. Москва и Московской области, выплачивающего пенсию по инвалидности, отсутствие адреса нахождения квартиры восполнено в заявлении, где указан полный адрес нахождения квартиры, об указании недостоверных сведений об имуществе-наличии в собственности прицепа моторной лодки опубликовано в газете "Коломенская правда" суд правильно пришел к выводу, что указанные недостатки не являются основанием к признанию незаконным оспариваемого решения комиссии по п.п. "в", "в2" пункта 24 ст. 38 ФЗ N 67.
Кроме того, подпункты "в1", "в2" - "п. 24 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ не содержат указаний на представление к первому финансовому отчету справки банка. Ее представление предусмотрено ч. 1 ст. 54 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" от 11.07.2006 г. N 101/2006-ОЗ.
Первый финансовый отчет должен быть составлен по форме, приведенной в Приложении 7 к Инструкции о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области, утвержденной решением Избирательной комиссии Московской области от 12.05.2008 г. N 515.
Первый финансовый отчет от 16.01.2009 г. И.А.А. составлен по этой форме. Остаток денежных средств в сумме 8 рублей, подтверждается банковской справкой от 13.01.2009 г., имеющей наименование - сведения.
Законодательством не закреплено, в какой форме банк должен предоставлять справки. Банковская справка хотя и была датирована 13.01.2009 г., но отражает движение денежных средств кандидата И.А.А на специальном избирательном счете избирательного фонда по состоянию и на 16.01.2009 г. - дату сдачи первого финансового отчета, и на 19.01.2009 г. - по запросу территориальной избирательной комиссии Коломенского района. Остаток денежных средств на 13.01.2009 г. и на 16.01.2009 г. один и тот же - 8 рублей, не изменился он и на 19.01.2009 г.
Суд правильно пришел к выводу, что доводы заявителя о том, что в подписном листе в графе "Адрес места жительства" должно обязательно указываться наименование субъекта Российской Федерации, а иное нарушает равенство кандидатов при их выдвижении, несостоятельны.
Действительно, "адрес места жительства" означает: адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Однако анализ данной нормы в ее взаимосвязи с преамбулой, пунктами 44, 45 статьи 2, пунктом 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" приводит к выводу о том, что понятие "адрес места жительства" имеет общий характер и предполагает его конкретизацию, с тем чтобы достоверно определить избирателя и его волеизъявление, в том числе и на этапе сбора подписей в поддержку кандидата.
Учитывая, что Коломенский район находится в Московской области, другого района в Российской Федерации с таким названием не имеется, перечень населенных пунктов, обозначенных в подписных листах, полностью соответствует Закону Московской области "О статусе и границах Коломенского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образованиях" от 15.02.2005 года, в котором перечислены все населенные пункты Коломенского муниципального района, отсутствие наименования "Московская область" в графе "Адрес места жительства" в подписных листах не свидетельствует о недействительности подписей избирателей, как собранных с нарушением порядка оформления подписного листа.
Следовательно, территориальная избирательная комиссия обоснованно пришла к выводу, что отсутствие в наименовании адреса места жительства "Московская область" не является основанием для признания подписей избирателей недействительными.
В соответствии с подпунктом "Д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей отобранных для проверки.
В результате проверки, проведенной рабочей группой территориальной избирательной комиссии по проверке достоверности сведений об избирателях и их подписей признано недействительными 5 подписей избирателей.
Суд правильно не согласился с доводами представителя заявителя о признании недействительными 8 подписей избирателей 1990 года рождения, поскольку исходя из содержания пункта 5. ст. 27 Закона Московской области от 11.07.2006 г. в подписном листе должен быть указан дополнительно день и месяц рождения избирателя в возрасте 18 лет на день голосования, что относится к лицам, родившимся в 1991 году, а не в 1990 году.
Правильно не признаны судом недействительными подписи избирателей на листе 2 папки 3 в количестве 10 подписей; на листе 3 папки 3 в количестве 9 подписей и на листе 2 папки 4 в количестве 9 подписей.
Из данных подписных листов следует, что избирателями изначально было сокращено наименование "Коломенский район", а затем дописано до его полного наименования.
В соответствии с п. 5 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ не могут служить основанием для признания подписей избирателей недействительными сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. Из наименований указанных избирателями населенных пунктов в адресе места жительства, очевидно, что они находятся на территории именно Коломенского района.
Суд правильно не согласился с представителем заявителя о недействительности 7 подписей избирателей папка 1 подписной лист 4 номер подписи 3 - так как дата подписи избирателя читается как 29.12.2008 г., и дата 29.12.2009 не наступила; папка 1 подписной лист 14 номер подписи 10 - дата подписи избирателя не имеет исправлений; папка 1 подписной лист 8 номер подписи 10 - дата подписи избирателя не содержит исправлений, читается как 27.12.2008 г; папка 3 подписной лист 14 номер подписи 1 - дата подписи избирателя читается как 09.01.2009 г., поскольку дата 09.11.2009 г. не наступила; папка 2 подписной лист 5 номер подписи 6 - в указании отчества избирателя исправлений нет, читается "Ивановна"; папка 2 подписной лист 8 номер подписи 8 - не имеется никаких исправлений; папка 3 подписной лист 14 номер подписи 4 - не усматривается исправлений.
Вместе с тем суд правильно пришел к выводу о признании недействительными 29 подписей избирателей: подписной лист 8 в папке 3 из 8-ми подписей избирателей, поскольку в нарушение п. 12 ч. 12 и ч. 13 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 г. сборщиком подписей не указана дата выдачи своего паспорта; подписной лист 9 в папке 2 из 8-ми подписей избирателей, т.к. сборщиком подписей в нарушение п. 9 ч. 12 ст. 38 Закона Московской области от 11.07.2006 г. внесены специально не оговоренные исправления в последнюю цифру даты выдачи своего паспорта; папка 1 лист 7 номер подписи 1; папка 1 лист 15 номер подписи 2; папка 2 лист 7 номер подписи 10; папка 3 лист 1 номер подписи 5; папка 3 лист 3 номер подписи 8; папка 3 лист 5 номер подписи 5; папка 3 лист 5 номер подписи 6; папка 4 лист 1 номер подписи 9, т.к. имеются в нарушение п. 6 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области подписи избирателей с неоговоренными исправлениями в датах их внесения, в том числе со следами механической очистки первоначальных дат; папка 2 лист 2 номер подписи 7; папка 2 лист 2 номер подписи 9; папка 3 лист 7 номер подписи 10; папка 4 лист 7 номер подписи 4; папка 2 лист4 номер подписи 6, т.к. в нарушение пункта 8 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области внесены, избирателями специально не оговоренные исправления в сведения об избирателях в паспортные данные, год рождения, имя.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 9 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 г.
Решением территориальной избирательной комиссии Коломенского района .Московской области от 13.12.2008 года N 197 установлено, что в поддержку выдвижения кандидата на должность главы Коломенского муниципального района собираются подписи в количестве 1.5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального района, что составляет 528 подписи и количество подписей в поддержку кандидата, представленных для регистрации может превышать необходимое количество не более чем на 10%, что составляет 53 подписи.
Как усматривается из протокола об итогах проверки соблюдения порядка сбора подписей, рабочей группой проверено 581 подпись избирателей.
В соответствии с подпунктом "Д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей отобранных для проверки.
Таким образом, недействительность 29 подписей избирателей не является основанием отказа в регистрации кандидата И.А.А., поскольку это менее 10 процентов недействительных подписей от общего количества подписей отобранных для проверки территориальной избирательной комиссией Коломенского района.
С учетом вышеизложенных положений законодательства, суд обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для признания недействительным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Коломенского района от 23.01.2009 года N 237 "О регистрации И.А.А. кандидатом на должность главы Коломенского муниципального района"
Доводы кассационной жалобы направлены к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены.
Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, она подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Коломенского городского суда Московской области от 18 февраля 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 25 февраля 2009 г. по делу N 33-3632
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника